Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   10   »       09       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

"Химическая технология неорганических веществ"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

144 / 4  

16  

16  

 

3,6  

0,6  

36,2  

72,15  

Экз.(35,65)  

Итого

144 / 4  

16  

16  

 

3,6  

0,6  

36,2  

72,15  

35,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.02))

Дисциплина «История» относится к циклу Б1 и обеспечивает формирование научных представлений о закономерностях и движущих силах исторического процесса, особенностях и месте России в этом процессе. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области социально-гуманитарных дисциплин средней общеобразовательной школы. На изучении дисциплины «История» базируется изучение курсов «Культурология», «Философия».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные этапы и закономерности исторического развития общества (ОК-2).

2) Уметь:

анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

3) Владеть:

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества (ОК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История в системе научного познания

1

2

8

устный опрос, тестирование

2

Древняя и средневековая Русь

1

6

2

22

устный опрос, тестирование

3

Императорская Россия

1

4

10

14

устный опрос, тестирование

4

Россия в XX веке

1

4

4

28,15

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

144

16

16

72,15

3,6

0,6

Экз.(35,65)

Итого   

144

16

16

72,15

3,6

0,6

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. История в системе научного познания

Лекция 1.

История в системе социально-гуманитарных наук. Источники и методы исторической науки. Развитие исторических исследований в России (2 часа).

Раздел 2. Древняя и средневековая Русь

Лекция 2.

Особенности становления государственности в России и мире (2 часа).

Лекция 3.

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье (2 часа).

Лекция 4.

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации (2 часа).

Раздел 3. Императорская Россия

Лекция 5.

Россия и мир в XVIII веке: новые приоритеты развития и создание империи (2 часа).

Лекция 6.

Россия и мир в XIX веках: феодализма, попытки модернизации и промышленный переворот (2 часа).

Раздел 4. Россия в XX веке

Лекция 7.

Россия и мир в первой половине ХХ века (2 часа).

Лекция 8.

Россия и мир во второй половине XX века - начале XXI в (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Древняя и средневековая Русь

Практическое занятие 1.

Образование Древнерусского государства. Эволюция древнерусской государственности в X – XII вв. и ее особенности (2 часа).

Раздел 2. Императорская Россия

Практическое занятие 2.

Россия в период преобразований Петра I и дворцовых переворотов (2 часа).

Практическое занятие 3.

Эпоха Екатерины II - период просвещенного абсолютизма в России (2 часа).

Практическое занятие 4.

Россия в первой половине XIX в.: кризис феодальной системы (2 часа).

Практическое занятие 5.

Россия во второй половине XIX в.: буржуазные реформы и их последствия (2 часа).

Практическое занятие 6.

Россия в начале XX века: итоги и проблемы модернизации (2 часа).

Раздел 3. Россия в XX веке

Практическое занятие 7.

Революционная и реформистская альтернативы развития России в начале XX века (2 часа).

Практическое занятие 8.

Советское общество в послевоенный период: попытки реформ и крах советского строя. Российское государство на современном этапе (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в:

История. Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения / Сост. И.В. Кузнецов.

Режим доступа https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=76

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Методы и источники изучения истории.

2. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

3. Деятельность первых русских князей.

4. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика.

5. Борьба русского народа с немецко-шведскими и монгольскими завоевателями.

6. Внешняя политика России в XVI-XVII в.

7. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения.

8. Крепостное право в России.

9. Эпоха дворцовых переворотов.

10. Внешняя политика России в XVIII в.

11. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

12. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

13. Российский парламентаризм и политические партии России в начале XX в.

14. Формирование однопартийного политического режима в Советской России.

15. Культурная жизнь страны в 1920-е годы. Культурная революция и ее последствия.

16. Формирование тоталитарного государства. Политические репрессии.

17. Основные направления советской внешней политики в довоенный период.

18. Холодная война.

19. "Оттепель" и "застой" в культурной и духовной жизни СССР.

20. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Реформы и контрреформы местного самоуправления во второй половине XIX века.

2. Судебные реформы и контрреформы во второй половине XIX века.

3. К.П. Победоносцев – идеолог консерватизма в России.

4. Террор в революционном движении начала XX в. в России.

5. Русский либерализм в начале XX в.: кадеты и октябристы.

6. В.М. Чернов – лидер партии эсеров.

7. Консервативные партии в России в начале XX века.

8. Учредительное Собрание в России.

9. Возникновение российского парламентаризма в 1905-1906 гг.

10. Советская власть и крестьянство в период «военного коммунизма».

11. Гражданская война: трагедия казачества.

12. Национальная политика большевиков (1917-1921 гг).

13. Первая мировая война и русское общество .

14. Внешняя политика Советской России в 1917-21гг.

15. Советская Россия и Германия в 1917 – 1929 гг.

16. Политическая борьба в период НЭП.

17. Белое движение в гражданской войне.

18. Реабилитация жертв массовых репрессий в период «оттепели».

19. Массовые репрессии в СССР в тридцатые годы XX века.

20. Советская власть и крестьянство в период НЭП.

21. Советское государство и крестьянство в 30-е годы.

22. Современные проблемы изучения Великой Отечественной войны.

23. Советское общество в первые послевоенные годы (1946 – 1953 гг.).

24. Социально-экономическое развитие СССР в середине 50-х –начале 60-х гг.

25. Внешняя политика СССР в 60-х – середине 80-х гг.

26. Советское общество в 1965 – 1985 гг.

 

Методические указания по написанию реферата приведены в:

Методические указания по написанию реферата по истории для студентов очной формы обучения / Сост. И.В. Кузнецов.

Режим доступа https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=76

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных исторических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. 1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. - М.: КноРус, 2014. - 544 с. - http://www.book.ru/book/916060/view

2. 2. Сёмин В.П. История России. Конспект лекций: учебное пособие. - М.: КноРус, 2015. - 208 с. - http://www.book.ru/book/915947/view/1

3. 3. Сёмин В.П. История России: проблемы и вопросы. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2015. - 654 с. - http://www.book.ru/book/915948/view

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Басина Г.М. История России нового времени (1801-1917): учебное пособие. - М.: Прометей, 2013. - 44 с. - http://www.book.ru/book/914856/view/

2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. - М., 2011. - 742 с. - http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронная библиотека Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Образовательный портал "Хронос" http://www.hrono.ru/

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

bibliotekar.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет социально-гуманитарных дисциплин

комплект наглядных пособий

экран DRAPPER Apex STAR (переносной),

видеопроектор SANYO PDG-DSU20 (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала. После завершения лекции целесообразно еще раз обратиться к ее содержанию, чтобы восполнить пробелы конспекта.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников. На семинаре каждый студент должен быть готов к ответу по всем вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, тематических таблиц, письменных сообщений (эссе). Тематические таблицы заполняются студентом с использованием учебника и сдаются на проверку в конце каждой контрольной недели. Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Рекомендуемый объем эссе – 2-4 листа формата А4. Эссе должно выражать авторскую позицию, опирающуюся на аргументы, почерпнутые из научной литературы.

Реферат по истории является одной из форм изучения дисциплины. Он способствует углубленному усвоению курса, формированию и развитию исследовательских навыков. Реферат выполняется в письменном виде. Базой для его написания служат государственные и правовые документы, научная, учебная и справочная литература, периодика. Характер работы требует от студента осмысления материала источников, умения применять при анализе событий и явлений знания, полученные в процессе изучения курса, самостоятельно разбираться в сущности исторических процессов. Студент также должен уметь делать выводы и обобщения, грамотно излагать изученную тему, правильно оформлять научно-справочный аппарат. Студенты выбирают тему реферата из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем реферата - 15-20 листов формата А4. Реферат выполняется студентом в течение семестра и сдается на проверку преподавателю. Основным критериями оценки являются полнота раскрытия темы, самостоятельность, соответствие требованиям к содержанию и оформлению научной работы. В случае серьезных недостатков реферат может быть возвращен студенту для исправления замечаний.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «История» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: 1) усвоение студентами систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России;

2) формирование у студентов собственной гражданской позиции на основе комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее места в мировой и европейской цивилизации;

3) выработка у студентов навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

1) знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

2) воспитание нравственности, морали, толерантности;

3) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

4) способность работы с разноплановыми источниками;

5) способность на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6) умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

10.09.2016 г.