Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   10   »       09       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экологические аспекты производства неорганических веществ     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

"Химическая технология неорганических веществ"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

32  

16  

 

5,2  

0,35  

53,55  

18,8  

Экз.(35,65)  

Итого

108 / 3  

32  

16  

 

5,2  

0,35  

53,55  

18,8  

35,65  

 

Муром, 2016 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель курса – изучение современных экологических аспектов производства неорганических веществ.

Задачи изучения дисциплины: формирование компетенций и приобретение знаний о современных технологических процессах характерных для производств неорганических веществ.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.13.01))

Дисциплина «Экологические аспекты производств неорганических веществ» базируется на следующих дисциплинах:  неорганическая химия, общая химическая технология, аналитическая химия, технология неорганических веществ и др. Углубление знаний полученных в рамках изучения данной дисциплины будет происходить при изучении дисциплины "Оборудование производств неорганических веществ", а так же при написании бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность принимать конкретные технические решения при разработке технологических процессов, выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

факторы, определяющие устойчивость биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, организационные и правовые средства охраны окружающей среды (ПК-4).

типовые процессы химической технологии, соответствующие аппараты и методы их расчета (ПК-4).

2) Уметь:

осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий (ПК-4).

грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией (ПК-4).

рассчитывать параметры и выбирать аппаратуру для конкретного химико-технологического процесса (ПК-4).

3) Владеть:

методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду (ПК-4).

методами определения оптимальных и рациональных технологических режимов работы оборудования (ПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Принципы создания малоотходных производств.

7

14

4

7

отчет, промежуточное тестирование

2

Экологические аспекты производства минеральных удобрений.

7

10

4

6

отчет, промежуточное тестирование

3

Экологические аспекты производства серной кислоты.

7

2

2

5

отчет, промежуточное тестирование

4

Экологические аспекты производства соляной кислоты.

7

2

2

0,8

отчет, промежуточное тестирование

5

Экологические аспекты производства азотной кислоты.

7

2

2

0

отчет, промежуточное тестирование

6

Экологические аспекты производства аммиака.

7

2

2

0

отчет, промежуточное тестирование

Всего за  семестр

108

32

16

18,8

5,2

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

108

32

16

18,8

5,2

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Принципы создания малоотходных производств.

Лекция 1.

Проблемы создания малоотходных и безотходных производств. Определение безотходной и малоотходной технологий. Количественная оценка безотходности производств (2 часа).

Лекция 2.

Принцип системности. Принцип цикличности материальных потоков. Принцип комплексного использования сырьевых ресурсов (2 часа).

Лекция 3.

Принцип экологической безопасности. Принцип рациональной организации безотходных производств (2 часа).

Лекция 4.

Принцип комбинирования и межотраслевого кооперирования производств (2 часа).

Лекция 5.

Технологические принципы химических производств (2 часа).

Лекция 6.

Принципы интенсификации химических производств (2 часа).

Лекция 7.

Принципы наилучшего использования энергии (2 часа).

Раздел 2. Экологические аспекты производства минеральных удобрений.

Лекция 8.

Агротехническое значение минеральных удобрений. Классификация удобрений. Сельскохозяйственные яды и другие препараты (2 часа).

Лекция 9.

Сырье для производства минеральных удобрений. Основные технологические процессы характерные для производства минеральных удобрений (2 часа).

Лекция 10.

Азотные удобрения. Производство карбамида. Производство аммиачной селитры. Удобрения на основе нитрата аммония (2 часа).

Лекция 11.

Фосфорные удобрения. Свойства фосфора и его соединений. Применение фосфора и фосфатов. Фосфатное сырье и методы его переработки. Производство удобрений на основе азотнокислотного разложения природных фосфатов (2 часа).

Лекция 12.

Калийные удобрения. Получение хлористого калия методом флотации. Галургический способ производства. Получение сульфата калия. Экологические аспекты производства минеральных удобрений (2 часа).

Раздел 3. Экологические аспекты производства серной кислоты.

Лекция 13.

Технология производства серной кислоты. Свойства серной кислоты. Сырье для производства серной кислоты. Физико-химические основы процесса. Установки для производства серной кислоты. Экологические аспекты производства серной кислоты (2 часа).

Раздел 4. Экологические аспекты производства соляной кислоты.

Лекция 14.

Технология производства соляной кислоты. Свойства соляной кислоты. Сырье для производства соляной кислоты. Физико-химические основы процесса. Установки для производства соляной кислоты. Экологические аспекты производства соляной кислоты (2 часа).

Раздел 5. Экологические аспекты производства азотной кислоты.

Лекция 15.

Технология производства азотной кислоты. Свойства азотной кислоты. Сырье для производства азотной кислоты. Физико-химические основы процесса. Установки для производства разбавленной азотной кислоты. Концентрирование разбавленной азотной кислоты (2 часа).

Раздел 6. Экологические аспекты производства аммиака.

Лекция 16.

Синтез аммиака. Технологические схемы и аппараты производства синтез – газа. Экологические аспекты производства аммиака (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Принципы создания малоотходных производств.

Практическое занятие 1.

Санитарно-гигиеническое нормирование качества атмосферного воздуха (2 часа).

Практическое занятие 2.

Расчет загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников (2 часа).

Раздел 2. Экологические аспекты производства минеральных удобрений.

Практическое занятие 3.

Расчет массы выброса загрязняющих веществ (2 часа).

Практическое занятие 4.

Расчет приземных концентраций загрязняющих веществ (2 часа).

Раздел 3. Экологические аспекты производства серной кислоты.

Практическое занятие 5.

Определение предельно допустимых выбросов (2 часа).

Раздел 4. Экологические аспекты производства соляной кислоты.

Практическое занятие 6.

Условия выпуска сточных вод в водоемы (2 часа).

Раздел 5. Экологические аспекты производства азотной кислоты.

Практическое занятие 7.

Оценка качества воды (2 часа).

Раздел 6. Экологические аспекты производства аммиака.

Практическое занятие 8.

Разбавление сточных вод, поступающих в водоем (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=16567

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Производство и окружающая среда. Система«Химическое производство–окружающая природная среда». Система и ее основные свойства.

2. Воздействие химического производства на окружающую природную среду.

3. Основные факторы окружающей природной среды.

4. Общие положения о производственном процессе.

5. Химическое производство и химико-технологический процесс.

6. Показатели эффективности химического производства и химико-технологического процесса.

7. Химико-технологическая система. Химико-технологический процесс как химико-технологическая система.

8. Сырьевые ресурсы химико-технологической системы. Характеристика и запасы сырья.

9. Принципы обогащения сырья.

10. Комплексное использование сырья.

11. Воздух и вода как сырье химической промышленности.

12. Промышленная водоподготовка.

13. Водообеспечение промышленных предприятий.

14. Энергетические ресурсы химико-технологической системы.

15. Энергия в химическом производстве.

16. Рациональное использование энергии.

17. Вторичные энергетические ресурсы.

18. Отходы производства.

19. Взаимодействие производства и окружающей среды.

20. Классификация и основные характеристики загрязнения окружающей среды.

21. Классификация и краткая характеристика методов охраны окружающей среды.

22. Экологические аспекты производства минеральных удобрений.

23. Экологические аспекты производства серной кислоты.

24. Экологические аспекты производства соляной кислоты.

25. Экологические аспекты производства азотной кислоты.

26. Экологические аспекты производства аммиака.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины предусматривает комплексное освоение методов производства неорганических веществ.

При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения:

- пассивная форма (классическая лекция);

- интерактивная форма (использование механизмов взаимодействия с учащимися и контроля усвоения знаний, например, в виде либо “лекции-беседы”, либо “лекции-дискуссии”).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экологические аспекты производства неорганических веществ

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Алябышева Е.А. Промышленная экология: учебное пособие / Мар. гос. ун-т.; Е.А. Алябышева, Е.В. Сарбаева, Т.И. Копылова, О.Л. Воскресенская. –Йошкар-Ола, 2010. – 110 с - http://window.edu.ru/resource/573/77573/files/prom_eco_2010.pdf

2. Большаков В.Н. Экология [Электронный ресурс]: учебник/ Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г.- Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2013. - 504 c - http://www.iprbookshop.ru/14327

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Основы проектирования химических производств: Учебник для вузов /Под ред. А. И. Михайличенко. – М.: ИКЦ «Академкнига» 2010. – 371 с. - http://window.edu.ru/resource/145/75145/files/book-3.pdf

2. Сутягин В.М. Принципы разработки малоотходных и безотходных технологий: учебное пособие / В.М. Сутягин, В.Г. Бондалетов, О.С. Кукурина. – 2-еизд., перераб. идоп. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 184 с - http://window.edu.ru/resource/916/73916/files/wasteless_technology_development.pdf

3. Царев Ю.В., Царева С.А., Костров В.В. Лабораторный практикум по курсу «Промышленная экология» для специальности 28 02 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» / ГОУ ВПО Иван. гос. . - технол. ун-т. - Иваново, 2008.- 160 с. - http://window.edu.ru/resource/366/71366

4. Технология неорганических веществ и минеральных удобрений: Курс лекций. Великий Новгород, 2007 г - http://window.edu.ru/resource/064/48064

5. Бондалетова Л.И. Промышленная экология: учеб. пособие/ Л.И. Бондалетова, В.Г. Бондалетов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 247 с. - http://window.edu.ru/resource/914/73914/files/tutorial.pdf

6. Журнал "Башкирский химический журнал " - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8426

7. Журнал "Известия высших учебных заведений". Серия: Химия и химическая технология - http://ctj.isuct.ru

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Научная электронная библиотека (Полнотекстовая коллекция журнальных статей): elibrary.ru

Электронная библиотека Федерального портала «Российское образование»: www.window.edu.ru

Электронная библиотека БиблиоТех: www.bibliotech.ru

Справочно-правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, GPL)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

window.edu.ru

iprbookshop.ru

elibrary.ru

ctj.isuct.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

Лаборатория экологии, биологии, геологии и геодезии

Микроскоп МБУ-4 № 6015477, весы торсионные № 7893, набор разновесов Г-4-210 и МГ-4-1100-10 ГОСТ7328-65, термометр ртутный стеклянный лабораторный ГОСТ 215-73ТЛ-2, весы аналитические, генератор Г4 – 116 – 2 шт., набор наглядных пособий

Лаборатория общей и неорганической химии

Вытяжные шкафы «Ламинар», комплекс для анализа тяжелых металлов, химический мультиметр с набором ионоселективных электродов, печь сушильная, печь сушильная под вакуумом, весы аналитические ВЛР-200, весы технохимические, фотоэлектроколориметры ФЭК-М, набор кювет, выпрямители электрического тока, иономер универсальный, блок автоматического титрования БАТ-15, потенциостат П-5848, прибор Ребиндера, дистиллятор воды ДЭ-4, реохорд, специальная химическая посуда, водяная и песчаная баня, электроплитки, набор химического оборудования для титрометрии, штативы химические с держателями, термореле, секундомеры, комплект учебно-наглядных пособий и методических пособий.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется выполнением заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в учебной аудитории, используя мультимедийное оборудование. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты: - название практической работы; - цель работы; - оснащение; - задание; - порядок работы; - решение, развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от задания); - вывод по работе.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экологические аспекты производства неорганических веществ»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Экологические аспекты производства неорганических веществ» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Цель курса – изучение современных экологических аспектов производства неорганических веществ.

Задачи изучения дисциплины: формирование компетенций и приобретение знаний о современных технологических процессах характерных для производств неорганических веществ.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экологические аспекты производства неорганических веществ» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

10.09.2016 г.