Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ФПМ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Проектирование информационных систем     

 




Направление подготовки

01.03.02 Прикладная математика и информатика

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

 

32  

 

 

2  

34  

74  

 

6

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

Экз.(26,65)  

Итого

252 / 7  

16  

64  

 

3,6  

2,35  

85,95  

139,4  

26,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является освоение методов объектно-ориентированного проектирования информационных систем.

Задачи:

- изучение методов объектно-ориентированного анализа и проектирования;

- изучение приемов разработки программных приложений, ориентированных на повторное кода;

- знакомство с унифицированным языком моделирования (UML);

- изучение типовых приемов проектирования.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.16))

Изучение курса "Проектирование информационных систем" базируется на дисциплинах: "Информатика", "Технологии и методы программирования", "Базы данных". Материал курса "Проектирование информационных систем" используется при написании выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям.

ПК-7 способность к разработке и применению алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программного обеспечения.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

базовые принципы объектно-ориентированный анализ и проектирование (ОПК-3).

особенности разработки программного обеспечения, ориентированного на повторное использование (ПК-7).

основы унифицированного языка моделирования UML (ПК-7).

понятие типового приема проектирования (ОПК-3).

основные категории типовых приемов проектирования (ОПК-3).

2) Уметь:

разрабатывать стандартные диаграммы на языке UML (ОПК-3).

применять типовые приемы проектирования в типовом контексте приложения (ПК-7).

анализировать причины, приводящие к перепроектированию (ОПК-3).

определять необходимые интерфейсы для программных классов и модулей (ПК-7).

3) Владеть:

типовыми приемами проектирования (ОПК-3).

инструментарием для документирования проектных решений (ОПК-3).

методами прямого и обратного проектирования (ПК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Проектирование на основе языка UML

7

32

74

практическая работа, тестирование

Всего за  семестр

108

32

74

+

0

2

Всего за  семестр

96

65,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

204

32

139,4

3,6

2,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Основные положения объектной модели

Лекция 1.

Проектирование сложных систем (2 часа).

Лекция 2.

Основные положения объектной модели (2 часа).

Лекция 3.

Применение объектной модели (2 часа).

Лекция 4.

Классы и объекты. Базовые сведения (2 часа).

Лекция 5.

Взаимосвязь классов и объектов (2 часа).

Лекция 6.

Идентификация классов и объектов (2 часа).

Лекция 7.

Основные абстракции и механизмы (2 часа).

Раздел 2. Инструменты языка UML

Лекция 8.

Инструменты языка UML 2.0 (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Проектирование на основе языка UML

Практическое занятие 1.

Диаграмма прецедентов (2 часа).

Практическое занятие 2.

Диаграмма классов (2 часа).

Практическое занятие 3.

Диаграмма последовательности (2 часа).

Практическое занятие 4.

Диаграмма последовательности (2 часа).

Практическое занятие 5.

Диаграмма коммуникаций (2 часа).

Практическое занятие 6.

Диаграмма состояний (2 часа).

Практическое занятие 7.

Диаграмма состояний (2 часа).

Практическое занятие 8.

Диаграмма деятельности (2 часа).

Практическое занятие 9.

Диаграмма компонентов (2 часа).

Практическое занятие 10.

Диаграмма развертывания (2 часа).

Практическое занятие 11.

Диаграмма пакетов (2 часа).

Практическое занятие 12.

Диаграмма объектов (2 часа).

Практическое занятие 13.

Диаграмма композитных структур (2 часа).

Практическое занятие 14.

Временная диаграмма (2 часа).

Практическое занятие 15.

Диаграмма схемы взаимодействия (2 часа).

Практическое занятие 16.

Генерация программного кода на основе полученных диаграмм UML (2 часа).

Семестр 6

Раздел 2. Проектирование на основе языка UML

Практическое занятие 17.

Анализ требований к информационной системе (2 часа).

Практическое занятие 18.

Анализ требований к информационной системе (2 часа).

Практическое занятие 19.

Выбор средств разработки информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 20.

Выбор средств разработки информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 21.

Выбор средств разработки информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 22.

Определение архитектуры информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 23.

Определение архитектуры информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 24.

Определение архитектуры информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 25.

Программная реализация информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 26.

Программная реализация информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 27.

Программная реализация информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 28.

Обработка ошибок при программной реализации информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 29.

Обработка ошибок при программной реализации информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 30.

Тестирование информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 31.

Тестирование информационной системы (2 часа).

Практическое занятие 32.

Интеграция и тестирование информационной системы на системном уровне (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на информационно-образовательном портале МИ ВлГУ:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=36378

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Объектно-ориентированные языки и программирование.

2. Инструменты объектно-ориентированного проектирования.

3. Интеграция инструментов объектно-ориентированного проектирования и объектно-ориентированных языков программирования.

4. Роль инструментов проектирования.

5. Жизненный цикл разработки программного обеспечения.

6. Синтаксис и семантика языка UML.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Проектирование информационной системы регистрации пассажиров на рейс.

2. Проектирование информационной системы тестирования знаний по физике.

3. Проектирование информационной системы адаптивного тестирования знаний алгебры логики.

4. Проектирование информационной системы управления дорожным потоком с использованием светофора.

5. Проектирование информационной системы планирования работы транспортного предприятия.

6. Проектирование информационной системы расчета сложных электрических цепей постоянного тока.

7. Проектирование информационной системы поиска оптимальных маршрутов на основе интегрального временного параметра.

8. Проектирование информационной системы анализа эффективности функционирования автошколы.

9. Проектирование информационной системы моделирования электростатического поля.

10. Проектирование информационной системы .

11. Проектирование информационной системы моделирования электромагнитных колебаний.

12. Проектирование информационной системы расчета уровня урожайности.

13. Проектирование рекомендательной системы .

14. Проектирование системы моделирования линейных магистральных газопроводов.

15. Проектирование информационной системы мониторинга состояния здоровья коров.

16. Проектирование программной системы «Кредитный калькулятор».

 

Методические указания по выполнению курсовой работы размещены на Информационно-образовательном портале МИ ВлГУ:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=15496

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Проектирование информационных систем" применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических занятий применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения типовых заданий демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Проектирование информационных систем

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Бурков А.В. Проектирование информационных систем в Microsoft SQL Server 2008 и Visual Studio 2008 [Электронный ресурс]/ Бурков А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 310 c. - http://www.iprbookshop.ru/52166

2. Самуйлов С.В. Объектно-ориентированное моделирование на основе UML [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Самуйлов С.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 37 c.т-Петербург: Питер, 2012 г. , 608 с. - http://www.iprbookshop.ru/47277

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Иванов Д., Новиков Ф. Моделирование на UML СПб.: ИТМО . 2007 — Электронное издание - http://window.edu.ru/resource/745/72745

2. Новиков Ф.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Анализ и проектирование на UML» СПб.: ИТМО. 2007— Электронное издание - http://window.edu.ru/resource/371/60371

3. Новиков Ф.А. Лабораторный практикум по дисциплине "Анализ и проектирование на UML" СПб.: ИТМО. 2007 — Электронное издание - http://window.edu.ru/resource/386/60386

4. Новиков Ф.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Анализ и проектирование на UML» - СПб: СПбГУИТМО, 2008. - 286 с. - http://books.ifmo.ru/book/404/uchebno-metodicheskoe_posobie_po_discipline_%C2%ABanaliz_i_proektirovanie_na_UML%C2%BB.htm

5. Малышева Е.Н. Проектирование информационных систем. Раздел 5. Индустриальное проектирование информационных систем. Объектно-ориентированная Case-технология проектирования информационных систем [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Малышева Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2009.— 70 c. - http://www.iprbookshop.ru/22067

6. Журнал "Information Systems Frontiers" - https://link.springer.com/journal/10796

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

- Учебные проекты и примеры для изучения Visual Paradigm for UML - http://www.visual-paradigm.com/tutorials/

- Руководство пользователя Open ModelSphere - http://www.modelsphere.com/org/help/User_Guide.html

Материалы по объектно-ориентированному анализу и проектированию - http://ooad.asf.ru/

- Леоненков А. Нотация и семантика языка UML - http://www.intuit.ru/studies/courses/32/32/info

Программное обеспечение:

Лаборатория прикладной математики и информатики, компьютерный класс

- Среда проектирования Visual Paradigm Community Edition (free software);

- Интегрированная среда разработки Microsoft Visual Studio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

books.ifmo.ru

link.springer.com

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория прикладной математики и информатики, компьютерный класс

ПК CPU-Intel Core i5-4460 BOX - 12 шт.; Celeron 2,8 GHz - 1 шт.; экран DRAPPER Apex STAR; видеопроектор SANYO PDG-DSU20; коммутатор; DVD-плеер Pioneer DV310; доступ к сети Интернет.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями; знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, какими дополнительными учебными пособиями следует пользоваться.

Практические занятия используются для закрепления теоретического материала, решения практических задач с целью формирования профессиональных умений и навыков. Занятия проводятся в компьютерном классе с использованием специального программного обеспечения. Задания на практические занятия выбираются обучающимися из методических указаний согласно индивидуальному варианту. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю, при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа призвана обеспечить углубленное изучение вопросов, рассматриваемых во время аудиторных занятий. Самостоятельна работа обучающихся строится на основе установленного перечня тем для самостоятельного изучения. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от собственного уровня подготовленности, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Проектирование информационных систем»

по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика

 

Рабочая программа дисциплины «Проектирование информационных систем» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 252 час. (7 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является освоение методов объектно-ориентированного проектирования информационных систем.

Задачи:

- изучение методов объектно-ориентированного анализа и проектирования;

- изучение приемов разработки программных приложений, ориентированных на повторное кода;

- знакомство с унифицированным языком моделирования (UML);

- изучение типовых приемов проектирования.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Проектирование информационных систем» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика.

 

06.06.2017 г.