Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ФПМ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информационные процессы и системы     

 




Направление подготовки

10.03.01 Информационная безопасность

Профиль подготовки

"Безопасность компьютерных систем"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование единого комплекса понятий, определений и положений о сущности и закономерностях проектирования, разработки, внедрения и сопровождения информационных систем.

Задачи изучения дисциплины: подготовка студентов для научной и практической деятельности в области изучения информационных процессов и систем.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.03))

Дисциплина базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин: "Теория информации", "Математика", "Информатика" входящих в ООП бакалавра информационной безопасности. Дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для дисциплин - "Моделирование информационных систем", "Объектно-ориентированный анализ и проектирование систем", "Интернет-технологии", входящих в ООП бакалавра информационной безопасности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

структуру, классификацию состав и свойства информационных процессов и систем (ОПК-4).

методы анализа информационных систем (ОПК-4).

2) Уметь:

применять профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями (ОПК-4).

разрабатывать информационно-логические, функциональные и объектно-ориентированные модели информационных систем, модели данных для анализа информационных систем (ОПК-4).

3) Владеть:

методами и средствами представления данных и знаний о предметной области (ОПК-4).

методами и средствами анализа информационных процессов и систем ( ОПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Информационные технологии.

4

8

12

28

лабораторная работа, тестирование

2

Методы и средства проектирования информационных систем и технологий.

4

8

4

46,15

лабораторная работа, тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Информационные технологии.

Лекция 1.

Основные понятия информационных процессов и систем (2 часа).

Лекция 2.

Общая характеристика информационных процессов, систем и технологий (2 часа).

Раздел 2. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий.

Лекция 3.

Базовые информационные процессы, их характеристика и модели (2 часа).

Раздел 3. Информационные технологии.

Лекция 4.

Представление данных о предметной области (2 часа).

Раздел 4. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий.

Лекция 5.

Модели функционального и структурного анализа информационных систем (2 часа).

Раздел 5. Информационные технологии.

Лекция 6.

Классификация информационных систем (2 часа).

Раздел 6. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий.

Лекция 7.

Стандарты в области автоматизированных информационных систем (2 часа).

Лекция 8.

Состав, архитектура и структура информационных систем (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Информационные технологии.

Лабораторная 1.

Декомпозиция информационной системы (4 часа).

Лабораторная 2.

функционально-структурный анализ информационной системы (4 часа).

Лабораторная 3.

Локальные модели заданной предметной области на основе выделения базовых процессов (4 часа).

Раздел 2. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий.

Лабораторная 4.

Предпроектное обследование и системный анализ предметной области (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам расположены на ИОП МИВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=17564

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Виды информационных систем и процессов.

2. Автоматизация информационных систем и процессов.

3. Информационные системы и процессы в обществе.

4. Информационные бизнес процессы.

5. Развитие информационных систем и процессов.

6. Информационный процесс хранение.

7. Процессы управления информационными технологиями.

8. Технические средства информационных процессов.

9. Свойства информационных процессов.

10. Моделирование информационных процессов.

11. Характеристика информационных процессов.

12. Структура информационного процесса.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информационные процессы и системы

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Коцюба И.Ю., Чунаев А.В., Шиков А.Н. Основы проектирования информационных систем. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2015. - 206 с. - http://books.ifmo.ru/file/pdf/1705.pdf

2. Бураков П.В. Корпоративные информационные системы - Санкт-Петербург: СПб НИУ ИТМО, 2014. - 96 с. - http://books.ifmo.ru/file/pdf/1619.pdf

3. Алексеев А. П. Информатика 2015: учебное пособие - Москва: СОЛОН-ПРЕСС, 2015 г. , 400 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344936

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Трутнев, Д.Р. Архитектуры информационных систем. Основы проектирования: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 66 с. - http://window.edu.ru/resource/174/78174

2. Онтологии и тезаурусы: модели, инструменты, приложения: учебное пособие / Б.В. Добров, В.В. Иванов, Н.В. Лукашевич, В.Д. Соловьев. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 173 с. - http://window.edu.ru/resource/583/64583

3. Основы построения и функционирования интеллектуальных информационных систем: Учебное пособие / В.Д. Былкин, В.Н.Дубинин, Т.А. Глебова, И.И. Коновалова; Под общ. ред. проф. А.Н. Кошева. - Пенза: ПГУАС, 2007. - 207 с. - http://window.edu.ru/resource/960/74960

4. Котов С.Л., Палюх Б.В., Федченко С.Л. Разработка, стандартизация и сертификация программных средств и информационных технологий и систем: Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2006. - 104 с. - http://window.edu.ru/resource/641/58641

5. Журнал "Программные продукты и системы" - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9834

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронная библиотека ВлГУ - http://e.lib.vlsu.ru/,

Маглинец, Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам: Учебный курс. - Красноярск: КрГТУ, 2007. http://window.edu.ru/resource/437/57437

Программное обеспечение:

Кабинет технологий и методов программирования. Компьютерный класс

Операционная система Microsoft Windows (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Офисный пакет Apache OpenOffice (free software, Apache License version 2.0).

Браузер Google Chrome (free software, Google EULA);

MathCad Education-University Edition (100 pack) (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года (с ООО «СофтЛайн Проекты»)

Среда программирования Visual Studio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Компьютерный класс

Операционная система Microsoft Windows (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Офисный пакет Apache OpenOffice (free software, Apache License version 2.0).

Браузер Google Chrome (free software, Google EULA);

MathCad Education-University Edition (100 pack) (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года (с ООО «СофтЛайн Проекты»)

Среда программирования Visual Studio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

books.ifmo.ru

ibooks.ru

window.edu.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет технологий и методов программирования. Компьютерный класс

ПК модель К112 - 12 шт., коммуникатор TRENDnet TEG-S24G, видеопроектор NEC Projector V260XG, экран Lumien Master Picture LMP-100109, DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), доступ к сети Интернет.

Лаборатория прикладной математики и информатики, компьютерный класс

ПК CPU-Intel Core i5-4460 BOX — 12 шт., Celeron 2,8 GHz - 1 шт., экран DRAPPER Apex STAR, видеопроектор SANYO PDG-DSU20, коммутатор, DVD-плеер Pioneer DV310, доступ к сети Интернет.

Компьютерный класс

ПК модель К112 - 12 шт., коммуникатор TRENDnet TEG-S24G, видеопроектор NEC Projector V260XG, экран Lumien Master Picture LMP-100109, DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), доступ к сети Интернет.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информационные процессы и системы»

по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность

 

Рабочая программа дисциплины «Информационные процессы и системы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: формирование единого комплекса понятий, определений и положений о сущности и закономерностях проектирования, разработки, внедрения и сопровождения информационных систем.

Задачи изучения дисциплины: подготовка студентов для научной и практической деятельности в области изучения информационных процессов и систем.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информационные процессы и системы» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность.

 

06.06.2017 г.