Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  РТ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Метрология и радиоизмерения     

 




Направление подготовки

11.03.01 Радиотехника

Профиль подготовки

"Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов "

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

16  

 

16  

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

26,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: приобретение знаний в области методов и способов измерения электрических величин, структур и методов построения измерительных приборов и опыта в проведении измерений электрических величин.

Основными задачами курса являются ознакомления с теоретическими, техническими и организационными мерами метрологического обеспечения, а также овладения методами и средствами инструментального анализа сигналов и цепей.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.17))

Изучение данного курса базируется на цикле естественно-научных и обще профессиональных дисциплинах таких, как «Физика», «Высшая математика», «Основы теории цепей», «Электроника», «Схемотехника АЭУ». На дисциплине «Метрология и радиоизмерения» базируется ряд специальных дисциплин: "Радиопередающие устройства", "Радиоприемные устройства", "Электропреобразовательные устройства радиоэлектронных средств" и другие дисциплины.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность использовать основные приемы обработки и представления экспериментальных данных.

ОПК-7 способность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

последовательность и технику проведения измерений, наблюдений и экспериментов (ОПК-5).

методы и основную аппаратуру для измерения характеристик радиотехнических цепей и сигналов (ОПК-7).

2) Уметь:

применять основные приемы обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-5).

применять методы и основную аппаратуру для измерения характеристик радиотехнических цепей и сигналов (ОПК-7).

3) Владеть:

методами проведения экспериментов, обработки и представления полученных данных (ОПК-5).

основными методами измерительной техники для решения задач своей профессиональной деятельности (ОПК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Погрешность средств измерения. Расчёт погрешности измерений.

5

2

9

устный опрос

2

Измерительные преобразователи.

5

2

6

устный опрос

3

Измерительные генераторы.

5

2

4

8

устный опрос

4

Исследование формы сигнала.

5

2

4

6

устный опрос

5

Анализ спектра и параметров сложных сигналов.

5

2

4

10

устный опрос

6

Измерение частоты, времени, фазы.

5

2

4

5

устный опрос

7

Измерение тока и напряжения, связь между ними. Электромеханические приборы. Измерение на радиочастотах

5

2

1

устный опрос

8

Измерение параметров радиоцепей.

5

2

0,4

устный опрос

Всего за  семестр

108

16

16

45,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

108

16

16

45,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Погрешность средств измерения. Расчёт погрешности измерений.

Лекция 1.

Теоретические основы метрологии. Понятие метрологического обеспечения. Основной принцип измерения. Стандартная схема измерения. Основные факторы, вызывающие погрешность ре-зультатов измерения. Классификация погрешностей средств измерения. Основные законы рас-пределения погрешностей, примеры; числовые характеристики. Статистическая обработка экс-перимента (2 часа).

Раздел 2. Измерительные преобразователи.

Лекция 2.

Средство измерения и его метрологические характеристики. Классификация; обозначения средств измерения. Обобщённые структуры схемы измерительных приборов. Уравнения из-мерительного преобразования. Схема прямого и уравновешивающего преобразования (2 часа).

Раздел 3. Измерительные генераторы.

Лекция 3.

Выпрямительные, детекторные (среднего, среднеквадратического, квадратического, пиковые) преобразователи. Преобразователи постоянного напряжения и тока. Преобразователи импедан-са. Аналого-цифровые преобразователи прямого уравновешивания и интегрирующие. Погреш-ности (2 часа).

Раздел 4. Исследование формы сигнала.

Лекция 4.

Измерительные генераторы. Исследование формы сигнала. Осциллографы, калибровки ампли-туды и частоты. Одно- и многоканальные, скоростные, запоминающие мультиметры. Измерение амплитуды, времени, частоты, фазы, формы сигналов. Погрешность измерений. Стробоскопические осциллографы. Измерение обобщённых параметров импульсов (2 часа).

Раздел 5. Анализ спектра и параметров сложных сигналов.

Лекция 5.

Исследование формы сигнала. Анализ спектра и параметров сложных сигналов. Фильтровые анализаторы спектра. Анализ погрешностей. Измерение параметров АМС и ЧМС. Модуляторы и девиометры, принцип действия и структурная схемы, погрешности. Измерение нелинейных искажений (принципы, структура, погрешности). Поверка анализаторов (2 часа).

Раздел 6. Измерение частоты, времени, фазы.

Лекция 6.

Измерение тока, напряжения и мощности. Измерение тока и напряжения, связь между ними. Электромеханические приборы. Измерение на радиочастотах. Электронные вольтметры. Мето-ды прямого преобразования и сравнения. Квадратичные и логарифмические вольтметры, ана-логовые логометры. Цифровые методы сравнения с пилой, двойного интегрирования. Способы уменьшения погрешности, микропроцессорные вольтметры. Поверка (2 часа).

Раздел 7. Измерение тока и напряжения, связь между ними. Электромеханические приборы. Измерение на радиочастотах

Лекция 7.

Методы и средства измерения параметров: мостовые LCR с четырехплечими, шестиплечими и трансформаторными мостами. Цифровые мосты. Резонансные методы: генератор-ный и кон-турный. Измерение LCR , добротности, тангенса угла потерь. Анализ погрешностей. Метод пре-образования импеданса в напряжение, пример микропроцессорного прибора. Измерение пара-метров четырехполюсников. Метод вольтметра – генератора. Структура измерителя амплитуд-но-частотной характеристики, характериографы. Погрешности, поверка (2 часа).

Раздел 8. Измерение параметров радиоцепей.

Лекция 8.

Автоматизация измерений, научные и правовые основы стандартизации. Снижение интеллекту-альных затрат. Понятие о гибких измерительных системах. Микропроцессорные средства изме-рения, измерительно-вычислительные комплексы, компьютерно-измерительные системы. Ин-формационно-измерительные системы. Системы автоматического контроля (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 5

Раздел 1. Измерительные генераторы.

Лабораторная 1.

Исследование звуковых генераторов (4 часа).

Раздел 2. Исследование формы сигнала.

Лабораторная 2.

Изучение электронных осциллографов (4 часа).

Раздел 3. Анализ спектра и параметров сложных сигналов.

Лабораторная 3.

Исследование генераторов стандартных сигналов (4 часа).

Раздел 4. Измерение частоты, времени, фазы.

Лабораторная 4.

Исследование частотомера (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=30386.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Метрологическая экспертиза. Требования к средствам измерения и процессу поверки (государственной и ведомственной). Аттестация образцовых средств и их обслуживание.

2. Метрологическое обеспечение средств измерения в эксплуатации. Поверочные схемы.

3. Порядок разработки и допуска к использованию средств измерения. Метрологическое обеспечение производства РЭА.

4. Квантильная оценка, максимальная погрешность. Принципы статистической оценки и нормирования погрешности.

5. Расчёт погрешности в рабочих условиях эксплуатации. Функции влияния.

6. По паспортным данным средств измерения: прямые измерения, учёт методических погрешностей, косвенные измерения, среднеквадратичные отклонения. Метод суммирования погрешностей при заданных допусках. Расчёт статистическими методами. Правила округления погрешности и записи результата измерений.

7. Оценка погрешностей измерительно-вычислительных комплексов.

8. Аппроксимация непрерывной функцией. Критерии согласия, способ приближённой идентификации.

9. Метод исключения грубых ошибок. Метод максимального правдоподобия. Сравнение оценок различного вида, выбор оценки по эксцессу.

10. Не исключенная систематическая погрешность, способы её моделирования и вычисления композиции законов распределения.

11. Методы оценки погрешностей при многократных измерениях. Аналоговые и цифровые средства измерения.

12. Энергетический порог чувствительности. Тенденции совершенствования радиоизмерений.

13. Нониусный метод, метод сравнения, образцовые интервалы.

14. Цифровые частотомеры; структурная схема, соотношения, погрешности.

15. Микропроцессорные частотомеры с малой погрешностью дискретности. Переносчики частоты.

16. Средства измерения нестабильности частоты.

17. Цифровые фазометры (фаза-время), интегрирующие, на методе сравнения. Погрешности средств измерения фазы.

18. Коммутационно-модуляционный метод. Измерение фазы на СВЧ.

19. Гетеродинный и гомодинный методы. Измерение очень малых фаз. Устройства измерения группового времени задержки. Проверка фазометров.СВЧ – рефлектометры с резистивными элементами. Измерение параметров четырехполюсников.

20. Средства измерения коэффициента стоячей волны и ослабления. Основные структурные схемы.

21. Анализаторы СВЧ – цепей, измерители комплексных характеристик параметров, структура анализаторов. Геттеро- и гомодинные схемы. Измерительно-вычислительные комплексы.

22. Применение персональных компьютеров для автоматизации радиоизмерений. Основные цели, объекты и системы сертификации. Правила и порядок проведения сертификации.Система обеспечения единства измерений в СССР, ГОСТ и ОСТ, нормативные документы.

23. Организация единства и технические средства измерений. Эталоны. Образцовые и рабочие средства измерений, их классификация.

24. Измерительные системы и комплексы. Надзор за средствами измерений, система передачи и воспроизведения единиц величин; поверка, аттестация, сличение.

25. Уход систематической погрешности. Метод тренда. Метод идентификации закона распределения.

26. Построение гистограмм и полигонов распределения, выбор числа разбиений.

27. Методы обработки и оценки погрешностей при однофакторном эксперименте.

28. Отбор функций аппроксимации и расчёт её параметров. Регрессионный анализ. Метод наименьших квадратов.

29. Расчёт неопределённости усредненной модели. Принцип многократного эксперимента.Средство измерения и его метрологические характеристики.

30. Классификация; обозначения средств измерения.

31. Обобщённые структуры схемы измерительных приборов. Уравнения измерительного преобразования. Схема прямого и уравновешивающего преобразования.

32. Измерение характеристик случайных сигналов. Методы измерения параметров случайных сигналов: средние значения, дисперсия, корреляционных функций, энергетического спектра. Методы и средства измерения параметров: мостовые LCR с четырехплечими, шестиплечими и трансформаторными мостами.

33. Цифровые мосты.Резонансные методы: генераторный и контурный.

34. Измерение LCR , добротности, тангенса угла потерь.

35. Анализ погрешностей. Метод преобразования импеданса в напряжение, пример микропроцессорного прибора.

36. Измерение параметров четырехполюсников. Метод вольтметра – генератора.

37. Структура измерителя амплитудно-частотной характеристики, характериографы.Погрешности, поверка.

38. Измерение параметров радиоцепей. Параметры и условия их инструментального определения.

39. Методы измерения параметров двухполюсников. Измерительная линия.

40. Рефлектометры с направленными ответвителями. Погрешности. Мостовые панорамные средства измерения.

41. Автоматизация измерений и коррекция систематических погрешностей.

42. Анализаторы с микропроцессорами: структура, технические и метрологические возможно-сти, поверка. Анализ цепей во временной области.

43. Измерение неоднородностей линий. Совокупные измерения параметров в частотной и временной областях.

44. Автоматизация измерений, научные и правовые основы стандартизации. Снижение интеллектуальных затрат.

45. Понятие о гибких измерительных системах. Основные направления автоматизации.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

4  

 

4  

2  

0,6  

10,6  

52,75  

36  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

4  

 

4  

2  

0,6  

10,6  

52,75  

36  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Погрешность средств измерения. Расчёт погрешности измерений.

5

2

18

устный опрос

2

Измерительные преобразователи. Измерительные генераторы.

5

2

4

34,75

устный опрос

Всего за  семестр

72

4

4

+

52,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

72

4

4

52,75

2

0,6

8,65

Итого с переаттестацией   

108

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Погрешность средств измерения. Расчёт погрешности измерений.

Лекция 1.

Теоретические основы метрологии. Понятие метрологического обеспечения. Основной принцип измерения. Стандартная схема измерения. Основные факторы, вызывающие погрешность ре-зультатов измерения. Классификация погрешностей средств измерения. Основные законы распределения погрешностей, примеры; числовые характеристики. Статистическая обработка экс-перимента. Средство измерения и его метрологические характеристики. Классификация; обозначения средств измерения. Обобщённые структуры схемы измерительных приборов. Уравнения из-мерительного преобразования. Схема прямого и уравновешивающего преобразования (2 часа).

Раздел 2. Измерительные преобразователи. Измерительные генераторы.

Лекция 2.

Выпрямительные, детекторные (среднего, среднеквадратического, квадратического, пиковые) преобразователи. Преобразователи постоянного напряжения и тока. Преобразователи импеданса. Аналого-цифровые преобразователи прямого уравновешивания и интегрирующие. Погрешности. Измерительные генераторы. Исследование формы сигнала. Осциллографы, калибровки ампли-туды и частоты. Одно- и многоканальные, скоростные, запоминающие мультиметры. Измерение амплитуды, времени, частоты, фазы, формы сигналов. Погрешность измерений. Стробоскопические осциллографы. Измерение обобщённых параметров импульсов (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 5

Раздел 1. Измерительные преобразователи. Измерительные генераторы.

Лабораторная 1.

Исследование звуковых генераторов (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Метрологическая экспертиза. Требования к средствам измерения и процессу поверки (государственной и ведомственной). Аттестация образцовых средств и их обслуживание.

2. Метрологическое обеспечение средств измерения в эксплуатации. Поверочные схемы.

3. Порядок разработки и допуска к использованию средств измерения. Метрологическое обеспечение производства РЭА.

4. Квантильная оценка, максимальная погрешность. Принципы статистической оценки и нормирования погрешности.

5. Расчёт погрешности в рабочих условиях эксплуатации. Функции влияния.

6. По паспортным данным средств измерения: прямые измерения, учёт методических погрешностей, косвенные измерения, среднеквадратичные отклонения. Метод суммирования погрешностей при заданных допусках. Расчёт статистическими методами. Правила округления погрешности и записи результата измерений.

7. Оценка погрешностей измерительно-вычислительных комплексов.

8. Аппроксимация непрерывной функцией. Критерии согласия, способ приближённой идентификации.

9. Метод исключения грубых ошибок. Метод максимального правдоподобия. Сравнение оценок различного вида, выбор оценки по эксцессу.

10. Не исключенная систематическая погрешность, способы её моделирования и вычисления композиции законов распределения.

11. Методы оценки погрешностей при многократных измерениях. Аналоговые и цифровые средства измерения.

12. Энергетический порог чувствительности. Тенденции совершенствования радиоизмерений.

13. Нониусный метод, метод сравнения, образцовые интервалы.

14. Цифровые частотомеры; структурная схема, соотношения, погрешности.

15. Микропроцессорные частотомеры с малой погрешностью дискретности. Переносчики частоты.

16. Средства измерения нестабильности частоты.

17. Цифровые фазометры (фаза-время), интегрирующие, на методе сравнения. Погрешности средств измерения фазы.

18. Коммутационно-модуляционный метод. Измерение фазы на СВЧ.

19. Гетеродинный и гомодинный методы. Измерение очень малых фаз. Устройства измерения группового времени задержки. Проверка фазометров.СВЧ – рефлектометры с резистивными элементами. Измерение параметров четырехполюсников.

20. Средства измерения коэффициента стоячей волны и ослабления. Основные структурные схемы.

21. Анализаторы СВЧ – цепей, измерители комплексных характеристик параметров, структура анализаторов. Геттеро- и гомодинные схемы. Измерительно-вычислительные комплексы.

22. Применение персональных компьютеров для автоматизации радиоизмерений. Основные цели, объекты и системы сертификации. Правила и порядок проведения сертификации.Система обеспечения единства измерений в СССР, ГОСТ и ОСТ, нормативные документы.

23. Организация единства и технические средства измерений. Эталоны. Образцовые и рабочие средства измерений, их классификация.

24. Измерительные системы и комплексы. Надзор за средствами измерений, система передачи и воспроизведения единиц величин; поверка, аттестация, сличение.

25. Уход систематической погрешности. Метод тренда. Метод идентификации закона распределения.

26. Построение гистограмм и полигонов распределения, выбор числа разбиений.

27. Методы обработки и оценки погрешностей при однофакторном эксперименте.

28. Отбор функций аппроксимации и расчёт её параметров. Регрессионный анализ. Метод наименьших квадратов.

29. Расчёт неопределённости усредненной модели. Принцип многократного эксперимента.Средство измерения и его метрологические характеристики.

30. Классификация; обозначения средств измерения.

31. Обобщённые структуры схемы измерительных приборов. Уравнения измерительного преобразования. Схема прямого и уравновешивающего преобразования.

32. Измерение характеристик случайных сигналов. Методы измерения параметров случайных сигналов: средние значения, дисперсия, корреляционных функций, энергетического спектра. Методы и средства измерения параметров: мостовые LCR с четырехплечими, шестиплечими и трансформаторными мостами.

33. Цифровые мосты.Резонансные методы: генераторный и контурный.

34. Измерение LCR , добротности, тангенса угла потерь.

35. Анализ погрешностей. Метод преобразования импеданса в напряжение, пример микропроцессорного прибора.

36. Измерение параметров четырехполюсников. Метод вольтметра – генератора.

37. Структура измерителя амплитудно-частотной характеристики, характериографы.Погрешности, поверка.

38. Измерение параметров радиоцепей. Параметры и условия их инструментального определения.

39. Методы измерения параметров двухполюсников. Измерительная линия.

40. Рефлектометры с направленными ответвителями. Погрешности. Мостовые панорамные средства измерения.

41. Автоматизация измерений и коррекция систематических погрешностей.

42. Анализаторы с микропроцессорами: структура, технические и метрологические возможно-сти, поверка. Анализ цепей во временной области.

43. Измерение неоднородностей линий. Совокупные измерения параметров в частотной и временной областях.

44. Автоматизация измерений, научные и правовые основы стандартизации. Снижение интеллектуальных затрат.

45. Понятие о гибких измерительных системах. Основные направления автоматизации.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Аттестация образцовых средств и их обслуживание.

2. Поверочные схемы.

3. Метрологическое обеспечение производства РЭА.

4. Принципы статистической оценки и нормирования погрешности.

5. Расчёт погрешности в рабочих условиях эксплуатации. Функции влияния.

6. Оценка погрешностей измерительно-вычислительных комплексов.

7. Критерии согласия, способ приближённой идентификации.

8. Сравнение оценок различного вида, выбор оценки по эксцессу.

9. Методы оценки погрешностей при многократных измерениях. Аналоговые и цифровые средства измерения.

10. Энергетический порог чувствительности. Тенденции совершенствования радиоизмерений.

11. Нониусный метод, метод сравнения, образцовые интервалы.

12. Цифровые частотомеры; структурная схема, соотношения, погрешности.

13. Микропроцессорные частотомеры с малой погрешностью дискретности.

14. Методы измерения параметров случайных сигналов: средние значения, дисперсия, корреляционных функций, энергетического спектра. Методы и средства измерения параметров: мостовые LCR с четырехплечими, шестиплечими и трансформаторными мостами.

15. Резонансные методы: генераторный и контурный.

16. Измерение LCR, добротности, тангенса угла потерь.

17. Метод преобразования импеданса в напряжение, пример микропроцессорного прибора.

18. Измерение параметров четырехполюсников. Метод вольтметра – генератора.

19. Структура измерителя амплитудно-частотной характеристики, характериографы. Погрешности, поверка.

20. Измерение параметров радиоцепей. Параметры и условия их инструментального определения.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Метрология и радиоизмерения" применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Метрология и радиоизмерения

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Димов Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. Санкт-Петербург: Питер, 2013 г. , 496 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=21607

2. Метрология и технические измерения : учебное пособие / Э.Г. Миронов, Н.П. Бессонов. — Москва : КноРус, 2016. — 421 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/919201

3. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник / Ю.М. Правиков, Г.Р. Муслина. — Москва : КноРус, 2016. — 399 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/920468

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Герасимова Е. Б., Герасимов Б. И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010 - 5 экз.

2. Пикула Н. П. Метрология, стандартизация и сертификация:учебное пособие — Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2010 - 10 экз.

3. Ординарцева Н. П. МЕТРОЛОГИЯ + СТАНДАРТИЗАЦИЯ + СЕРТИФИКАЦИЯ: учебное пособие — Пенза: Изд-во ПГУ, 2010 - 5 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационно-справочная социальная сеть радиотехников и электроников www.umup.ru/

Радиотехнический сайт RADIOTRACT. Радиотехника и электроника для разработчиков и радиолюбителей http://radiotract.ru/link_sprav.html

Радиотехнические системы http://rateli.ru/

Программное обеспечение:

Лаборатория радиотехнических цепей и сигналов

Microsoft Windows XP (DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal (подписка на программное обеспечение Microsoft для академических организаций, договор №453 от 16.12.2014 года))

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, стандартный Russian Edition, антивирусный пакет (500-999 Node 2 year Educational Renewal License, договор №436 от 11.11.2014 года).

Mathcad Education – University Edition (100 pack) v.14 (Государственный контракт №1, от 10.01.2012 года).

Оpen office.org 3.0.0 (freeware)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория радиотехнических цепей и сигналов

Анализатор спектра HMS3000

Осциллограф цифровой HMO1022 2 шт.

Рабочая станция HP Core 2 DUO, 3 GHz; 2 GB, DVD-RW/HP 19” 2 шт.

Генератор сигналов произвольной формы HMF2550 2 шт.

Генератор-синтезатор частот HM8134-3

Вольтметр универсальный цифровой В7-38

Генератор импульсов Г5-26 2 шт.

Генератор сигналов высокочастотный Г4-106

Проектор NEC NP40G

Осциллограф С1-55

Экран настенный Da-Lite

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Метрология и радиоизмерения»

по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «Метрология и радиоизмерения» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: приобретение знаний в области методов и способов измерения электрических величин, структур и методов построения измерительных приборов и опыта в проведении измерений электрических величин.

Основными задачами курса являются ознакомления с теоретическими, техническими и организационными мерами метрологического обеспечения, а также овладения методами и средствами инструментального анализа сигналов и цепей.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Метрология и радиоизмерения» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника.

 

06.06.2017 г.