Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
ТБ
« 06   » 06   2017 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки |
12.03.01 Приборостроение |
Профиль подготовки |
"Приборы и системы" |
Квалификация (степень)выпускника |
Бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
6 |
108 / 3 |
16 |
|
16 |
3,6 |
0,35 |
35,95 |
45,4 |
Экз.(26,65) |
Итого |
108 / 3 |
16 |
|
16 |
3,6 |
0,35 |
35,95 |
45,4 |
26,65 |
Муром,
2017 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами безопасность жизнедеятельности как современной комплексной фундаментальной науки о взаимодействии человека и окружающей среды, получение студентами теоретических знаний и практических навыков, обеспечивающих возможность профессиональной деятельности по направлению подготовки "Информатика и вычислительная техника". Задачи дисциплины: Изучение основных законов и концепций безопасности жизнедеятельности, факторов, воздействующих на человека в процессе жизнедеятельности, методов защиты человека от вредных воздействий; Формирование представлений о принципах функционирования систем промышленной безопасности, о взаимодействии человека с окружающей средой, о причинах производственного травматизма и о возможностях их преодоления.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.03))
Курс базируется на знаниях, полученных студентами в школе в области математики, физики, химии, физиологии и ОБЖ. Полученные студентами знания и умения помогут развивать общекультурные и профессиональные компетенции и могут быть использованы при выполнении бакалаврской работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОПК-10 готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-10).
2) Уметь:
использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-10).
3) Владеть:
приемами первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-10).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
3 зачетные единицы,
108 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 6
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения
Лекция 1.
Введение в безопасность. Основные понятия и определения (2 часа).
Раздел 2. Человек и техносфера
Лекция 2.
Человек и техносфера (2 часа).
Раздел 3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
Лекция 3.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания (2 часа).
Раздел 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
Лекция 4.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения (2 часа).
Раздел 5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
Лекция 5.
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека (2 часа).
Раздел 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности
Лекция 6.
Психофизиологические и эргономические основы безопасности (2 часа).
Раздел 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
Лекция 7.
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации (2 часа).
Раздел 8. Управление безопасностью жизнедеятельности
Лекция 8.
Управление безопасностью жизнедеятельности (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Не планируется.
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Семестр 6
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
Лабораторная 1.
Исследование освещенности в рабочих помещениях (4 часа).
Раздел 2. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
Лабораторная 2.
Исследование производственного травматизма (4 часа).
Раздел 3. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
Лабораторная 3.
Исследование метеорологических условий в рабочих помещениях (4 часа).
Раздел 4. Управление безопасностью жизнедеятельности
Лабораторная 4.
Исследование сопротивления тела человека (4 часа).
Методические указания к практическим работам приведены на информационном портале МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=4011
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.
2. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно допустимые уровни опасных и вредных факторов — основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.
3. Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.
4. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на само-чувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
5. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющие на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек - машина - среда». Антропометрическая, сенсомотор-ная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.
6. Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций при-родного характера. Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты; защитные сооружения, их классификация.
7. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
8. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические под-ходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.
9. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины предусматривает комплексное освоение методов защиты человека от опасностей природного, техногенного и социального характера. При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения: - пассивная форма (классическая лекция); - интерактивная форма.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Безопасность жизнедеятельности
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Никифоров Л.Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Никифоров Л.Л., Персиянов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 494 c.
- http://www.iprbookshop.ru/14035
2. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ В.О. Евсеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 453 c.
- http://www.iprbookshop.ru/24773
3. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Э.А. Арустамов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 448 c. - http://www.iprbookshop.ru/35268
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Аполлонский С.М. Безопасность жизнедеятельности человека в электромагнитных полях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аполлонский С.М., Каляда Т.В., Синдаловский Б.Е.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Политехника, 2012.— 263 c.
- http://www.iprbookshop.ru/15888
2.
Чуприна Е.В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чуприна Е.В., Закирова М.Н.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 216 c.
- http://www.iprbookshop.ru/22619
3.
Безопасность жизнедеятельности. Ч. 2. Производственная санитария: курс лекций / А.В. Бояршинов, А.А. Дик, В.М. Дмитриев, Е.А. Сергеева, Л.А. Харкевич. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. - 84 с.
- http://window.edu.ru/resource/056/80056
4.
Безопасность жизнедеятельности. Ч. 3. Основы электробезопасности: курс лекций / В.М. Дмитриев, В.Ф. Егоров, В.Г. Однолько Е.А. Сергеева, Л.А. Харкевич. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. - 80 с.
- http://window.edu.ru/resource/078/80078
5.
Основы безопасности в техносфере: учебное пособие / А.А. Дик, В.А. Иванов, В.Н. Макарова, А.А. Усов, Л.А. Харкевич. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. - 80 с.
- http://window.edu.ru/resource/076/80076
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
Информационный портал «Охрана труда в России» http://ohranatruda.ru/
Официальный сайт Ростехнадзора - http://www.gosnadzor.ru/;
Официальный сайт МЧС - http://www.mchs.ru;
Официальный сайт Минздравсоцразвития - http://www.minzdravsoc.ru;
Справочная база нормативных документов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института охраны труда http://www.niiot.ru/doc/catalogue/doc_arc.htm.
Программное обеспечение:
Лекционная аудитория
Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, GPL).
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
window.edu.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория
(DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20)
Лаборатория безопасности жизнедеятельности
(гигрометр волосяной, барометр-анероид, анемометр чашечный У-5, психрометр бытовой 1шт, регулятор напряжения ФЭП, номограмма для определения эффективной и эффективно-эквивалентной температур, график перевода показаний анемометра в скорость движения воздуха, вентилятор бытовой, измерительная система для определения температуры вспышки топлива и масел ИС-1, газоанализатор УГ-4, устройство для измерения электрического сопротивления тела человека на постоянном токе (вольтметр, миллиамперметр, диски-электроды), комплект актов о несчастных случаях на производстве, измеритель шума и вибрации ВШВ-003-М3, газаанализатор "Элан СО-50", прибор комбинированный "ТКА-ПКМ", измеритель электрического и магнитного поля, люксметр "ТКА-Люкс", электропылесос, ареометр, план помещения, измеритель «Метеоскоп-М», термометр контактный Testo 720, датчик температуры поверхностей 150-0 56128, цифровой USB-термометр MP707)
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в лаборатории безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся выполняют индивидуальные или общие (на подгруппу) задания в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в аудитории на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
108 час. (3 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
экзамен .
Цель дисциплины: Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами безопасность жизнедеятельности как современной комплексной фундаментальной науки о взаимодействии человека и окружающей среды, получение студентами теоретических знаний и практических навыков, обеспечивающих возможность профессиональной деятельности по направлению подготовки "Информатика и вычислительная техника". Задачи дисциплины: Изучение основных законов и концепций безопасности жизнедеятельности, факторов, воздействующих на человека в процессе жизнедеятельности, методов защиты человека от вредных воздействий; Формирование представлений о принципах функционирования систем промышленной безопасности, о взаимодействии человека с окружающей средой, о причинах производственного травматизма и о возможностях их преодоления.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.
06.06.2017 г.