Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Философия     

 




Направление подготовки

15.03.02 Технологические машины и оборудование

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,6  

36,2  

45,15  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,6  

36,2  

45,15  

26,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога

Задачи курса:

– создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем,

– формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения,

– развитие способности самостоятельного анализа фундаментальных философских проблем,

– развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение профессиональных и мировоззренческих проблем и способов их разрешения;

– выработка у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.03))

Для освоения дисциплины студенты используют знания, сформированные в ходе изучения школьного курса «Обществознание», дисциплин социально-гуманитарного цикла «История», «Культурология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).

основы гносеологии, теории истины, основы метода рационального мышления (ОК-1).

2) Уметь:

самоорганизовать процесс образования (ОК-7).

аргументировано обосновывать свою систему убеждений (ОК-7).

давать моральную оценку собственным действиям и действиям других людей(ОК-7).

3) Владеть:

навыками познавательной деятельности (ОК-7).

культурой научного мышления (ОК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История философии

2

12

12

13

Тестирование, решение задач.

2

Структурные разделы теоретической философии

2

4

4

32,15

Устный опрос.

Всего за  семестр

108

16

16

45,15

3,6

0,6

Экз.(26,65)

Итого   

108

16

16

45,15

3,6

0,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. История философии

Лекция 1.

Предмет и роль философии (2 часа).

Лекция 2.

Философия Древнего Востока (2 часа).

Лекция 3.

Античная философия (2 часа).

Лекция 4.

Философия Средних веков и Возрождения (2 часа).

Лекция 5.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения (2 часа).

Лекция 6.

Немецкая классическая философия (2 часа).

Раздел 2. Структурные разделы теоретической философии

Лекция 7.

Философия XIX века (2 часа).

Лекция 8.

Философия XX века (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Структурные разделы теоретической философии

Практическое занятие 1.

Предмет философии. Структура философского знания (2 часа).

Практическое занятие 2.

Философия и наука. Функции философии (2 часа).

Раздел 2. История философии

Практическое занятие 3.

Античная философия (2 часа).

Практическое занятие 4.

Философия Древнего Востока (2 часа).

Практическое занятие 5.

Философия Средних веков и Возрождения (2 часа).

Практическое занятие 6.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения (2 часа).

Практическое занятие 7.

Немецкая классическая философия (2 часа).

Практическое занятие 8.

Русская философия ХIХ в. - ХХ вв (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены Мейдер В.А. Практикум по философии: (Задачи и упражнения). Режим доступа:https://www.mivlgu.ru/iop/https://www.mivlgu.ru/iop/

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные направления и этапы исторического развития философии.

2. Философия Древнего Востока. Конфуцианство и даосизм.

3. Особенности философии средних веков, эпохи Возрождения и Просвещения.

4. Философия XVIII века. Идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д.Юма.

5. Позитивизм XIX века: О.Конт, Г.Спенсер. Эмпириокритизм.

6. “Философия жизни”, ее разновидности.

7. Русская философия XIX - начало XX веков. Западники и славянофилы. Философия всеединства В.Соловьева. Философия свободы Н.Бердяева.

8. Философия XX века. Основные проблемы и направления.

9. Учение о бытии. Материя и движение. Пространство и время. Системность и самоорганизация.

10. Диалектика. Проблемы детерминизма и развития.

11. Общество. Формационная и цивилизационная теории развития общества.

12. Насилие и ненасилие в общественной жизни.

13. Культура. Функции культуры: нравственные, эстетические и религиозные ценности.

14. Сознание. Сознание, мышление, логика и язык.

15. Познание, творчество, практика. Методы научного познания. Проблема истины.

16. Общество и научно-технический прогресс. Наука и техника. Философия компьютерной революции.

17. Глобальные проблемы. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Тема 1. Отношение «мир-человек» как проблема философии.

2. 1. Мировоззрение и его исторические типы.

3. 2. Специфика философских проблем.

4. 3. Основные разделы философского знания.

5. Тема 2. Человек в философии Древнего Востока.

6. 1. Становление индийской и китайской философии.

7. 2. Философские идеи ведического периода и буддизма.

8. 3. Конфуцианство и даосизм о человеке.

9. Тема 3. Философия Древней Греции.

10. 1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии.

11. 2. Философия Сократа и Платона о сущности человека.

12. 3. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля.

13. Тема 4. Средневековая европейская философия.

14. 1. Основные черты средневековой философии.

15. 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм.

16. 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского.

17. Тема 5. Философия Возрождения.

18. 1. Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения.

19. 2. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость гуманизма.

20. 3. Диалектика Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского.

21. Тема 6. Новоевропейская философия.

22. 1. Формирование научной картины мира в XVI-XVII в.в.

23. 2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта.

24. 3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения.

25. Тема 7. Немецкая классическая философия.

26. 1. Основные принципы немецкой классической философии.

27. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания; постулаты практического разума.

28. 3. Система и метод философии Гегеля.

29. 4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.

30. Тема 8. Марксисткая философия.

31. 1. Формирование марксистской философии.

32. 2. Основные идеи философии марксизма.

33. 3. Концепция человека в марксистской философии.

34. Тема 9. Русская философия.

35. 1. Формирование и специфические черты русской философии.

36. 2. Проблема человека и общества у славянофилов и западников.

37. 3. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века.

38. Тема 10. Современная зарубежная философия.

39. 1. Общая характеристика современной зарубежной философии.

40. 2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

41. 3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм.

42. Тема 11. Проблема бытия в философии.

43. 1. Философский смысл понятия бытия. Формы бытия. Материальное и идеальное.

44. 2. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия.

45. Тема 12. Идея развития в современной философии и науке.

46. 1. Понятие развития. Проблема прогресса.

47. 2. Диалектика как учение о всеобщих законах развития.

48. 3. Синергетика как наука о самоорганизации систем.

49. Тема 13. Сознание как философская проблема.

50. 1. Специфика философского подхода к проблеме сознания.

51. 2. Современные концепции происхождения и сущности сознания. 52. 3. Сознание и язык, их взаимосвязь.

52. Тема 14. Проблема человека в современной философии.

53. 1. Человек как проблема для самого себя.

54. 2. Единство природного, общественного и духовного в человеке.

55. 3. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.

56. Тема 15. Человек в системе духовных ценностей.

57. 1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность.

58. 2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека. 3. Религия и ее роль в современном мире.

59. Тема 16. Проблема познания в философии.

60. 1. Сущность и структура познавательного процесса.

61. 2. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

62. 3. Понятие истины. Критерии истины.

63. Тема 17. Научное познание.

64. 1. Специфика и структура научного знания.

65. 2. Методы эмпирического и теоретического исследования.

66. 3. Проблема развития научного знания.

67. Тема 18. Общество как предмет философского осмысления.

68. 1. Понятие общества в социальной философии.

69. 2. Многообразие форм социально-культурного опыта человечества. Формационная и цивилизационная модели общественного развития.

70. 3. Понятие гражданского общества.

71. Тема 19. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

72. 1. Особенности современной мировой цивилизации.

73. 2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.

74. 3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.

75. Тема 20. Философия и культура .

76. 1. Философский смысл культуры.

77. 2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

78. 3. Понятие, концепции происхождения и сущность цивилизации.

79. Тема 21. Философия техники.

80. 1. Движущие силы истории.

81. 2. Закономерное и случайное в истории.

82. 3. Роль личности в историческом процессе.

 

Методические указания к контрольной работе приведены в Зинцова, А.С. Методические указания к контрольным работам по философии. Режим доступа:https://www.mivlgu.ru/iop/

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

6  

6  

 

3  

0,6  

15,6  

83,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

6  

6  

 

3  

0,6  

15,6  

83,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История философии

2

4

33

контрольная работа

2

Структура философского знания

2

2

6

50,75

написание эссе, выполнение заданий

Всего за  семестр

108

6

6

+

83,75

3

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

6

6

83,75

3

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. История философии

Лекция 1.

Основные исторические этапы развития философского знания (2 часа).

Раздел 2. Структура философского знания

Лекция 2.

Социальная философия (2 часа).

Раздел 3. История философии

Лекция 3.

Функции философии (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Структура философского знания

Практическое занятие 1.

Теория познания (2 часа).

Практическое занятие 2.

Философия бытия (2 часа).

Практическое занятие 3.

Философия ценностей (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные направления и этапы исторического развития философии.

2. Философия Древнего Востока. Конфуцианство и даосизм.

3. Особенности философии средних веков, эпохи Возрождения и Просвещения.

4. Философия XVIII века. Идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д.Юма.

5. Позитивизм XIX века: О.Конт, Г.Спенсер. Эмпириокритизм.

6. “Философия жизни”, ее разновидности.

7. Русская философия XIX - начало XX веков. Западники и славянофилы. Философия всеединства В.Соловьева. Философия свободы Н.Бердяева.

8. Философия XX века. Основные проблемы и направления.

9. Учение о бытии. Материя и движение. Пространство и время. Системность и самоорганизация.

10. Диалектика. Проблемы детерминизма и развития.

11. Общество. Формационная и цивилизационная теории развития общества.

12. Насилие и ненасилие в общественной жизни.

13. Культура. Функции культуры: нравственные, эстетические и религиозные ценности.

14. Сознание. Сознание, мышление, логика и язык.

15. Познание, творчество, практика. Методы научного познания. Проблема истины.

16. Общество и научно-технический прогресс. Наука и техника. Философия компьютерной революции.

17. Глобальные проблемы. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Тема 1. Отношение «мир-человек» как проблема философии.

2. 1. Мировоззрение и его исторические типы.

3. 2. Специфика философских проблем.

4. 3. Основные разделы философского знания.

5. Тема 2. Человек в философии Древнего Востока.

6. 1. Становление индийской и китайской философии.

7. 2. Философские идеи ведического периода и буддизма.

8. 3. Конфуцианство и даосизм о человеке.

9. Тема 3. Философия Древней Греции.

10. 1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии.

11. 2. Философия Сократа и Платона о сущности человека.

12. 3. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля.

13. Тема 4. Средневековая европейская философия.

14. 1. Основные черты средневековой философии.

15. 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм.

16. 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского.

17. Тема 5. Философия Возрождения.

18. 1. Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения.

19. 2. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость гуманизма.

20. 3. Диалектика Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского.

21. Тема 6. Новоевропейская философия.

22. 1. Формирование научной картины мира в XVI-XVII в.в.

23. 2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта.

24. 3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения.

25. Тема 7. Немецкая классическая философия.

26. 1. Основные принципы немецкой классической философии.

27. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания; постулаты практического разума.

28. 3. Система и метод философии Гегеля.

29. 4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.

30. Тема 8. Марксисткая философия.

31. 1. Формирование марксистской философии.

32. 2. Основные идеи философии марксизма.

33. 3. Концепция человека в марксистской философии.

34. Тема 9. Русская философия.

35. 1. Формирование и специфические черты русской философии.

36. 2. Проблема человека и общества у славянофилов и западников.

37. 3. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века.

38. Тема 10. Современная зарубежная философия.

39. 1. Общая характеристика современной зарубежной философии.

40. 2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

41. 3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм.

42. Тема 11. Проблема бытия в философии.

43. 1. Философский смысл понятия бытия. Формы бытия. Материальное и идеальное.

44. 2. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия.

45. Тема 12. Идея развития в современной философии и науке.

46. 1. Понятие развития. Проблема прогресса.

47. 2. Диалектика как учение о всеобщих законах развития.

48. 3. Синергетика как наука о самоорганизации систем.

49. Тема 13. Сознание как философская проблема.

50. 1. Специфика философского подхода к проблеме сознания.

51. 2. Современные концепции происхождения и сущности сознания.

52. 3. Сознание и язык, их взаимосвязь.

53. Тема 14. Проблема человека в современной философии.

54. 1. Человек как проблема для самого себя.

55. 2. Единство природного, общественного и духовного в человеке.

56. 3. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.

57. Тема 15. Человек в системе духовных ценностей.

58. 1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность.

59. 2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека.

60. 3. Религия и ее роль в современном мире.

61. Тема 16. Проблема познания в философии.

62. 1. Сущность и структура познавательного процесса.

63. 2. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

64. 3. Понятие истины. Критерии истины.

65. Тема 17. Научное познание.

66. 1. Специфика и структура научного знания.

67. 2. Методы эмпирического и теоретического исследования.

68. 3. Проблема развития научного знания.

69. Тема 18. Общество как предмет философского осмысления.

70. 1. Понятие общества в социальной философии.

71. 2. Многообразие форм социально-культурного опыта человечества. Формационная и цивилизационная модели общественного развития.

72. 3. Понятие гражданского общества.

73. Тема 19. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

74. 1. Особенности современной мировой цивилизации.

75. 2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.

76. 3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.

77. Тема 20. Философия и культура .

78. 1. Философский смысл культуры.

79. 2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

80. 3. Понятие, концепции происхождения и сущность цивилизации.

81. Тема 21. Философия техники.

82. 1. Движущие силы истории.

83. 2. Закономерное и случайное в истории.

84. 3. Роль личности в историческом процессе.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

4  

2  

 

2  

0,6  

8,6  

54,75  

36  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

4  

2  

 

2  

0,6  

8,6  

54,75  

36  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История философии

2

2

21

контрольная работа

2

Структура философского знания

2

2

2

33,75

написание эссе, выполнение заданий

Всего за  семестр

72

4

2

+

54,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

72

4

2

54,75

2

0,6

8,65

Итого с переаттестацией   

108

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. История философии

Лекция 1.

Основные исторические этапы развития философского знания (2 часа).

Раздел 2. Структура философского знания

Лекция 2.

Социальная философия (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Структура философского знания

Практическое занятие 1.

Теория познания (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Основные направления и этапы исторического развития философии.

2. Философия Древнего Востока. Конфуцианство и даосизм.

3. Особенности философии средних веков, эпохи Возрождения и Просвещения.

4. Философия XVIII века. Идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д.Юма.

5. Позитивизм XIX века: О.Конт, Г.Спенсер. Эмпириокритизм.

6. “Философия жизни”, ее разновидности.

7. Русская философия XIX - начало XX веков. Западники и славянофилы. Философия всеединства В.Соловьева. Философия свободы Н.Бердяева.

8. Философия XX века. Основные проблемы и направления.

9. Учение о бытии. Материя и движение. Пространство и время. Системность и самоорганизация.

10. Диалектика. Проблемы детерминизма и развития.

11. Общество. Формационная и цивилизационная теории развития общества.

12. Насилие и ненасилие в общественной жизни.

13. Культура. Функции культуры: нравственные, эстетические и религиозные ценности.

14. Сознание. Сознание, мышление, логика и язык.

15. Познание, творчество, практика. Методы научного познания. Проблема истины.

16. Общество и научно-технический прогресс. Наука и техника. Философия компьютерной революции.

17. Глобальные проблемы. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Тема 1. Отношение «мир-человек» как проблема философии.

2. 1. Мировоззрение и его исторические типы.

3. 2. Специфика философских проблем.

4. 3. Основные разделы философского знания.

5. Тема 2. Человек в философии Древнего Востока.

6. 1. Становление индийской и китайской философии.

7. 2. Философские идеи ведического периода и буддизма.

8. 3. Конфуцианство и даосизм о человеке.

9. Тема 3. Философия Древней Греции.

10. 1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии.

11. 2. Философия Сократа и Платона о сущности человека.

12. 3. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля.

13. Тема 4. Средневековая европейская философия.

14. 1. Основные черты средневековой философии.

15. 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм.

16. 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского.

17. Тема 5. Философия Возрождения.

18. 1. Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения.

19. 2. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость гуманизма.

20. 3. Диалектика Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского.

21. Тема 6. Новоевропейская философия.

22. 1. Формирование научной картины мира в XVI-XVII в.в.

23. 2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта.

24. 3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения.

25. Тема 7. Немецкая классическая философия.

26. 1. Основные принципы немецкой классической философии.

27. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания; постулаты практического разума.

28. 3. Система и метод философии Гегеля.

29. 4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха.

30. Тема 8. Марксисткая философия.

31. 1. Формирование марксистской философии.

32. 2. Основные идеи философии марксизма.

33. 3. Концепция человека в марксистской философии.

34. Тема 9. Русская философия.

35. 1. Формирование и специфические черты русской философии.

36. 2. Проблема человека и общества у славянофилов и западников.

37. 3. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века.

38. Тема 10. Современная зарубежная философия.

39. 1. Общая характеристика современной зарубежной философии.

40. 2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

41. 3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм.

42. Тема 11. Проблема бытия в философии.

43. 1. Философский смысл понятия бытия. Формы бытия. Материальное и идеальное.

44. 2. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия.

45. Тема 12. Идея развития в современной философии и науке.

46. 1. Понятие развития. Проблема прогресса.

47. 2. Диалектика как учение о всеобщих законах развития.

48. 3. Синергетика как наука о самоорганизации систем.

49. Тема 13. Сознание как философская проблема.

50. 1. Специфика философского подхода к проблеме сознания.

51. 2. Современные концепции происхождения и сущности сознания.

52. 3. Сознание и язык, их взаимосвязь.

53. Тема 14. Проблема человека в современной философии.

54. 1. Человек как проблема для самого себя.

55. 2. Единство природного, общественного и духовного в человеке.

56. 3. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.

57. Тема 15. Человек в системе духовных ценностей.

58. 1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность.

59. 2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека.

60. 3. Религия и ее роль в современном мире.

61. Тема 16. Проблема познания в философии.

62. 1. Сущность и структура познавательного процесса.

63. 2. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

64. 3. Понятие истины. Критерии истины.

65. Тема 17. Научное познание.

66. 1. Специфика и структура научного знания.

67. 2. Методы эмпирического и теоретического исследования.

68. 3. Проблема развития научного знания.

69. Тема 18. Общество как предмет философского осмысления.

70. 1. Понятие общества в социальной философии.

71. 2. Многообразие форм социально-культурного опыта человечества. Формационная и цивилизационная модели общественного развития.

72. 3. Понятие гражданского общества.

73. Тема 19. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

74. 1. Особенности современной мировой цивилизации.

75. 2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.

76. 3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.

77. Тема 20. Философия и культура .

78. 1. Философский смысл культуры.

79. 2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

80. 3. Понятие, концепции происхождения и сущность цивилизации.

81. Тема 21. Философия техники.

82. 1. Движущие силы истории.

83. 2. Закономерное и случайное в истории.

84. 3. Роль личности в историческом процессе.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении практических работ применяется:

1. Ответ на вопрос – дает возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения им теоретических и фактических знаний на уровне знакомства.

2. Решение задачи – дает возможность оценивать приобретенные студентами когнитивные умения на продуктивном уровне (деятельность на основе неизвестных алгоритмов - развитие).

4. Решение проблемы – позволяет оценивать приобретенные студентами профессиональные и универсальные (личностные) компетенции.

5. Тесты для обобщения информации

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Философия

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Философия : учебное пособие / А.А. Горелов. — Москва : КноРус, 2016. — 320 с. - https://www.book.ru/book/920614

2. Кохановский В.П. Основы философии: учебник. — Москва: КноРус, 2016. — 231 с. - https://www.book.ru/book/918807/view

3. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник/ Балашов Л.Е.— М.: Дашков и К, 2015.— 612 c. - http://www.iprbookshop.ru/52306

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. — Москва: КноРус, 2015. — 478 с. - https://www.book.ru/book/916566/view

2. Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная: учебное пособие. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. -143 с. - http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/271

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Библиотека философских текстов на сайте Института философии РАН (http://www.philosophy.ru)

2. Электронная библиотека по философии (http://filosof.historic.ru)

3. Библиотека Гумер (http://gumer.info.ru)

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

iprbookshop.ru

elib.cspu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет гуманитарных дисциплин

Комплект учебно-методических пособий

экран DRAPPER Apex STAR (переносной), видеопроектор SANYO PDG-DSU20 (переносной).

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обязательным условием обучения является посещение лекций и активная работа на занятиях, так как качественное усвоение знаний невозможно вне контакта с преподавателем. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студенты ведут конспект лекций и прорабатывают лекционный материал, пользуясь конспектом при тестировании по курсу на контрольных неделях.

На практических занятиях пройденный теоретический материал закрепляется работой по основной и дополнительной литературе по пройденным темам, изучение материала происходит более углубленно в виде логико-смысловых моделей по основным разделам курса. Для симулирования творческой активности обучающихся на занятиях широко используется разнообразные приемы современных образовательных технологий, такие как проектирование и дискуссии, круглые столы, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», викторины, дебаты и др. Проводятся семинары, которые завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Особую роль в этом процессе играет умение самостоятельно изучать оригинальные тексты классиков философии. Самостоятельная работа с литературой – важная составная часть получения высшего образования. Начинающему студенту следует принять во внимание, что учебная, справочная и научная литература различается по степени сложности, глубины и охвату материала. В связи с этим целесообразно осуществлять самостоятельную работу с литературой в три стадии. Первоначально следует обратиться к учебной литературе, где доступным языком и систематично изложены базовые знания по изучаемому курсу. Затем следует обратиться к справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедическим словарям, отраслевым словарям и справочникам). В них, как правило, суммированы основные достижения науки по тем или иным вопросам. Язык словарей предельно лаконичен и более наукообразен, чем язык учебников. Поэтому понимание словарной статьи, как правило, предполагает общее знакомство с сутью вопроса. Наиболее сложной для освоения является научная литература: монографии и статьи. Работа с ними требует хорошего знания контекста рассматриваемых там проблем, а также знакомства с научной терминологией. Поэтому к научной литературе следует подступать на завершающей стадии работы над темой. При этом следует учитывать, что в монографиях, как правило, затрагивается широкий спектр проблем, выходящий за рамки одной темы учебной дисциплины, поэтому в большинстве случаев не требуется обработки всего текста монографии, но лишь той ее части, которая непосредственно посвящена вопросу. При работе с литературой следует делать выписки, соответствующие изучаемой теме.

Реферат предполагает работу обучающегося с учебной литературой, методическими указаниями. Обучающийся получает от преподавателя индивидуальное задание. Реферат оформляется на листах формата А4 и сдается на проверку преподавателю. После положительной рецензии преподавателя, работа допускается к собеседованию. При неудовлетворительной рецензии студент исправляет замечания и вновь сдает работу на рецензирование.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Философия»

по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование

 

Рабочая программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога

Задачи курса:

– создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем,

– формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения,

– развитие способности самостоятельного анализа фундаментальных философских проблем,

– развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение профессиональных и мировоззренческих проблем и способов их разрешения;

– выработка у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Философия» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование.

 

06.06.2017 г.