Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Психология и педагогика     

 




Направление подготовки

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: 1. Содействовать формированию у студентов психолого-педагогического мышления, что в частности предполагает:

а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического склада и, как следствие, идеи недопустимости для педагога чисто рецептурных действий;

б) отношение к личности как высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средства достижения других целей;

в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики. Следствием этого является признание невозможности прямого вмешательства в психику или непосредственно изменения ее атрибутов и составляющих. Любые навыки, знания и умения, черты личности, интересы и идеалы могут быть сформированы или изменены в результате деятельности, инициированной самим учащимся. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти процессы, но никак не подменять их. Всякое внешнее, прямое вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для психики или даже жизни человека;

г) признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики;

д) принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением примата духовного начала, его ведущей роли в развитии человека.

2. Познакомить студентов с современными трактовками предмета педагогической науки, предмета педагогики и психологии. Изложить основные тенденции развития высшей профессиональной школы на современном этапе.

3. Дать представления об истории и современном состоянии высшего образования в Рос-сии; познакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения (методов обучения и воспитания); предложить способы обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижением поставленных педагогических целей.

4. Сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем профессионального рос-та.

5. Способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики, пониманию ответственности перед обществом.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.03.02))

Изучение курса «Психология и педагогика» базируется на цикле общественных и естественно-научных дисциплин средней общеобразовательной школы, а также дисциплин, изучаемых студентами на младших курсах вуза: «Философия», «Экономика», «Социология», «По-литология», «Культурология» и других.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ОК-4 способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

• основные этапы развития современной психологической мысли (основные научные школы); (ОК-3).

• познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь); (ОК-3).

• психологию личности (основные теории личности, темперамент, эмоции, мотивация, во-ля, способности человека); (ОК-3).

• основы возрастной психологии и психологии развития; (ОК-3).

• основы психологии здоровья; (ОК-3).

• основы социальной психологии (социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения) (ОК-3).

2) Уметь:

• применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; (ОК-4).

• применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; (ОК-4).

• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам психологии и педагогики;(ОК-4).

• ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; (ОК-4).

• использовать психолого-педагогические знания для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. (ОК-4).

3) Владеть:

• навыками психологического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;(ОК-4).

• навыками публичной и научной речи, аргументации, приемами ведения дискуссии и полемики; (ОК-4).

• навыками восприятия и анализа текстов, имеющих психолого-педагогическое содержание, навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед. (ОК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Предмет, объект, методы психологии и педагогики

4

2

2

0

презентации

2

Психика, поведение и деятельность

4

2

2

2

презентации

3

Личность как психологическая категория

4

2

2

6

презентации

4

Познавательные психические процессы

4

2

2

4

презентации

5

Психология человеческих взаимоотношений в деятельности

4

2

2

6

тестирование

6

Педагогика как теория обучения

4

2

2

0

презентации

7

Педагогика как теория воспитания

4

2

2

0

тестирование

8

Семейное воспитание и семейная педагогика

4

2

2

20,15

тестирование

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Предмет, объект, методы психологии и педагогики

Лекция 1.

Предмет, объект, методы психологии и педагогики (2 часа).

Раздел 2. Психика, поведение и деятельность

Лекция 2.

Психика, поведение и деятельность (2 часа).

Раздел 3. Личность как психологическая категория

Лекция 3.

Личность как психологическая категория (2 часа).

Раздел 4. Познавательные психические процессы

Лекция 4.

Познавательные психические процессы (2 часа).

Раздел 5. Психология человеческих взаимоотношений в деятельности

Лекция 5.

Психология человеческих взаимоотношений и деятельности (2 часа).

Раздел 6. Педагогика как теория обучения

Лекция 6.

Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность (2 часа).

Раздел 7. Педагогика как теория воспитания

Лекция 7.

Педагогика как теория обучения (2 часа).

Раздел 8. Семейное воспитание и семейная педагогика

Лекция 8.

Педагогика как теория воспитания (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Предмет, объект, методы психологии и педагогики

Практическое занятие 1.

Предмет, объект, методы психологии и педагогики (2 часа).

Раздел 2. Психика, поведение и деятельность

Практическое занятие 2.

Психика, поведение и деятельность (2 часа).

Раздел 3. Личность как психологическая категория

Практическое занятие 3.

Личность как психологическая категория (2 часа).

Раздел 4. Познавательные психические процессы

Практическое занятие 4.

Познавательные психические процессы (2 часа).

Раздел 5. Психология человеческих взаимоотношений в деятельности

Практическое занятие 5.

Психология человеческих взаимоотношений и деятельности (2 часа).

Раздел 6. Педагогика как теория обучения

Практическое занятие 6.

Педагогика как теория обучения (2 часа).

Раздел 7. Педагогика как теория воспитания

Практическое занятие 7.

Педагогика как теория воспитания (2 часа).

Раздел 8. Семейное воспитание и семейная педагогика

Практическое занятие 8.

Семейное воспитание и семейная педагогика (2 часа).

 

Учебно-методические материалы по дисциплине «Психология и педагогика» [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4484

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Воспитание и самовоспитание воли.

2. Творческие способности личности.

3. Способности и задачи трудоустройство.

4. Черты характера и отношения личности.

5. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.

6. Виды и свойства речи.

7. Психологическое содержание социальной работы.

8. Общая характеристика педагогической профессии, ее возникновение и становление.

9. Факторы социализации и формирования личности.

10. Сущность содержания образования и его исторический характер.

11. Формы организации педагогического процесса и их основные характеристики.

12. Особенности учебно-воспитательного коллектива.

13. Характеристика личности в гуманистической концепции воспитания.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Предмет, объект, методы психологии и педагогики

2

2

2

20

контрольная работа

2

Психология человеческих взаимоотношений в деятельности

2

2

2

37,75

устный опрос

Всего за  семестр

72

4

4

+

57,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

72

4

4

57,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Предмет, объект, методы психологии и педагогики

Лекция 1.

Предмет, объект, методы психологии и педагогики (2 часа).

Раздел 2. Психология человеческих взаимоотношений в деятельности

Лекция 2.

Психология человеческих взаимоотношений в деятельности (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Предмет, объект, методы психологии и педагогики

Практическое занятие 1.

Предмет, объект, методы психологии и педагогики (2 часа).

Раздел 2. Психология человеческих взаимоотношений в деятельности

Практическое занятие 2.

Психология человеческих взаимоотношений в деятельности (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Воспитание и самовоспитание воли.

2. Творческие способности личности.

3. Способности и задачи трудоустройство.

4. Черты характера и отношения личности.

5. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.

6. Виды и свойства речи.

7. Психологическое содержание социальной работы.

8. Общая характеристика педагогической профессии, ее возникновение и становление.

9. Факторы социализации и формирования личности.

10. Сущность содержания образования и его исторический характер.

11. Формы организации педагогического процесса и их основные характеристики.

12. Особенности учебно-воспитательного коллектива.

13. Характеристика личности в гуманистической концепции воспитания.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Житейская и научная психология.

2. Специфика научного метода познания.

3. Психология как наука о душе.

4. Психология как наука о сознании.

5. Психология как наука о поведении.

6. Происхождение и развитие психики.

7. Формы и уровни отражения.

8. Эволюция психики животных.

9. Мозг и психика.

10. Высшая нервная деятельность и ее законы.

11. Основные виды деятельности.

12. Ощущения и перцептивная деятельность.

13. Наблюдение и наблюдательность.

14. Развитие ощущений и восприятия в онтогенезе.

15. Развитие памяти в онтогенезе.

16. Мечта как особый вид воображения.

17. Фантазия и ложь.

18. Развитие воображения в онтогенезе.

19. Нарушение внимания.

20. Развитие внимания в онтогенезе.

21. Эмоциональные особенности личности.

22. Воспитание и самовоспитание воли.

23. Творческие способности личности.

24. Способности и задачи трудоустройство.

25. Черты характера и отношения личности.

26. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.

27. Виды и свойства речи.

28. Психологическое содержание социальной работы.

29. Общая характеристика педагогической профессии, ее возникновение и становление.

30. Факторы социализации и формирования личности.

31. Сущность содержания образования и его исторический характер.

32. Формы организации педагогического процесса и их основные характеристики.

33. Особенности учебно-воспитательного коллектива.

34. Характеристика личности в гуманистической концепции воспитания.

35. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.

36. Стили педагогического общения.

37. Педагогический коллектив школы и его особенности.

38. Семья как специфическая педагогической системы.

39. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся.

40. Основные типы семейного воспитания.

41. Педагогические основы социальной работы.

42. Конфликт в педагогическом процессе.

43. Новые технологии воспитательного процесса.

44. Воспитание учащихся на народных традициях.

45. Неформальные молодежные движения и объединения.

46. Типичные ошибки семейного воспитания.

47. Проблемы полового воспитания в семье.

48. Система работы классного руководителя с родителями.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,5  

5,5  

62,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,5  

5,5  

62,75  

3,75  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Предмет, объект, методы психологии и педагогики

2

2

2

62,75

контрольная работа

Всего за  семестр

72

2

2

+

62,75

1

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

72

2

2

62,75

1

0,5

3,75

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Предмет, объект, методы психологии и педагогики

Лекция 1.

Предмет, объект, методы психологии и педагогики (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Предмет, объект, методы психологии и педагогики

Практическое занятие 1.

Предмет, объект, методы психологии и педагогики (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Воспитание и самовоспитание воли.

2. Творческие способности личности.

3. Способности и задачи трудоустройство.

4. Черты характера и отношения личности.

5. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.

6. Виды и свойства речи.

7. Психологическое содержание социальной работы.

8. Общая характеристика педагогической профессии, ее возникновение и становление.

9. Факторы социализации и формирования личности.

10. Сущность содержания образования и его исторический характер.

11. Формы организации педагогического процесса и их основные характеристики.

12. Особенности учебно-воспитательного коллектива.

13. Характеристика личности в гуманистической концепции воспитания.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Житейская и научная психология.

2. Специфика научного метода познания.

3. Психология как наука о душе.

4. Психология как наука о сознании.

5. Психология как наука о поведении.

6. Происхождение и развитие психики.

7. Формы и уровни отражения.

8. Эволюция психики животных.

9. Мозг и психика.

10. Высшая нервная деятельность и ее законы.

11. Основные виды деятельности.

12. Ощущения и перцептивная деятельность.

13. Наблюдение и наблюдательность.

14. Развитие ощущений и восприятия в онтогенезе.

15. Развитие памяти в онтогенезе.

16. Мечта как особый вид воображения.

17. Фантазия и ложь.

18. Развитие воображения в онтогенезе.

19. Нарушение внимания.

20. Развитие внимания в онтогенезе.

21. Эмоциональные особенности личности.

22. Воспитание и самовоспитание воли.

23. Творческие способности личности.

24. Способности и задачи трудоустройство.

25. Черты характера и отношения личности.

26. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.

27. Виды и свойства речи.

28. Психологическое содержание социальной работы.

29. Общая характеристика педагогической профессии, ее возникновение и становление.

30. Факторы социализации и формирования личности.

31. Сущность содержания образования и его исторический характер.

32. Формы организации педагогического процесса и их основные характеристики.

33. Особенности учебно-воспитательного коллектива.

34. Характеристика личности в гуманистической концепции воспитания.

35. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.

36. Стили педагогического общения.

37. Педагогический коллектив школы и его особенности.

38. Семья как специфическая педагогической системы.

39. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся.

40. Основные типы семейного воспитания.

41. Педагогические основы социальной работы.

42. Конфликт в педагогическом процессе.

43. Новые технологии воспитательного процесса.

44. Воспитание учащихся на народных традициях.

45. Неформальные молодежные движения и объединения.

46. Типичные ошибки семейного воспитания.

47. Проблемы полового воспитания в семье.

48. Система работы классного руководителя с родителями.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В ходе реализации дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- лекционные занятия;

- проблемное обучение;

- занятия-диалоги;

- мультимедийные технологии;

- работа в группах;

- дискуссии;

- контент-анализ исторических источников

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Психология и педагогика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Карцева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 224 c. - http://www.iprbookshop.ru/10956.html

2. Педагогика: учеб.-метод. пособие / АлтГУ, Фак. психологии и педагогики, Каф. педагогики высшей школы и информ. образоват. технологий ; [сост.: М. Г. Рутц, Е. А. Петухова]. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 124 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/702/read.7book?sequence=1

3. Фроловская, М. Н. Педагогика понимания в высшей школе: монография / М. Н. Фроловская; АлтГУ, Каф. ЮНЕСКО. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 256 с. - http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/218/read.7book?sequence=1

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. ВЕСТНИК АДЫГЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 3: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ .2016-"п" - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=28615

2. Высшее образование сегодня, 2016-"п" - http://www.mivlgu.ru/content/periodicheskie-izdaniya

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru|

Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

elibrary.asu.ru

elibrary.ru

mivlgu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Комплект учебно-наглядных пособий, проектор NEC (переносной), проекционный экран.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется презентациями по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает вопросы для обсуждения, в конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Психология и педагогика»

по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

 

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: 1. Содействовать формированию у студентов психолого-педагогического мышления, что в частности предполагает:

а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического склада и, как следствие, идеи недопустимости для педагога чисто рецептурных действий;

б) отношение к личности как высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средства достижения других целей;

в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики. Следствием этого является признание невозможности прямого вмешательства в психику или непосредственно изменения ее атрибутов и составляющих. Любые навыки, знания и умения, черты личности, интересы и идеалы могут быть сформированы или изменены в результате деятельности, инициированной самим учащимся. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти процессы, но никак не подменять их. Всякое внешнее, прямое вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для психики или даже жизни человека;

г) признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики;

д) принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением примата духовного начала, его ведущей роли в развитии человека.

2. Познакомить студентов с современными трактовками предмета педагогической науки, предмета педагогики и психологии. Изложить основные тенденции развития высшей профессиональной школы на современном этапе.

3. Дать представления об истории и современном состоянии высшего образования в Рос-сии; познакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения (методов обучения и воспитания); предложить способы обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижением поставленных педагогических целей.

4. Сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем профессионального рос-та.

5. Способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики, пониманию ответственности перед обществом.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

06.06.2017 г.