Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экология     

 




Направление подготовки

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомить студентов с теорией и практикой науки о взаимоотношениях организма со средой.

Задачи дисциплины:

- дать представление об основных законах экологии;

- охарактеризовать основные загрязнители окружающей среды;

- дать представления о принципах рационального природопользования и методах защиты окружающей среды от негативного влияния.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.03))

Дисциплина опирается на начальную фактологическую и концептуальную базу таких дисциплин, как «Биология», «Физика», «Химия», «Математика», «География», «Концепции современного естествознания» и других естественно-научных дисциплин изучающихся в школе и на первом и втором курсе. Обучающиеся должны обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов биологии, знать основные закономерности формирования биоразнообразия, понимать взаимосвязи в системе "человек—техносфера—природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы. Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения таких дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и других дисциплин, а также при написании бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

ПК-20 способность разрабатывать планы, программы и методики, другие тестовые документы, входящие в состав конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины, экологической безопасности машиностроительных производств.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные принципы действия природных и антропогенных факторов на живые организмы и другие составные элементы природных систем (ОК-8).

основы взаимодействия общества и природы, осуществляемые на основе законодательных и правовых актов в области охраны окружающей среды (ПК-20).

2) Уметь:

выявлять возможные опасные факторы окружающей человека среды, негативно действующие на человека в производственных и природных условиях (ОК-8).

осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий и специфики технологий, применяемых на машиностроительных производствах (ПК-20).

3) Владеть:

навыками практического применения законов экологии (ОК-8).

основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций (ОК-8).

методами оценки и контроля состояния окружающей природной среды с целью соблюдения экологической безопасности машиностроительных производств (ПК-20).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы общей экологии

4

6

12

35

отчет, промежуточное тестирование

2

Антропогенное влияние на биосферу и охрана окружающей среды

4

10

4

39,15

отчет, промежуточное тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Теоретические основы общей экологии

Лекция 1.

Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии (2 часа).

Лекция 2.

Экологические факторы. Взаимодействие организма и среды (2 часа).

Лекция 3.

Основы демэкологии и синэкологии (2 часа).

Раздел 2. Антропогенное влияние на биосферу и охрана окружающей среды

Лекция 4.

Экология гидросферы (2 часа).

Лекция 5.

Экология атмосферы (2 часа).

Лекция 6.

Литосфера. Экология почв (2 часа).

Лекция 7.

Природные ресурсы, их классификация. Исчерпаемость природных ресурсов (2 часа).

Лекция 8.

Основы экологического права (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Теоретические основы общей экологии

Лабораторная 1.

Определение количества органического вещества растениями при дыхании (4 часа).

Лабораторная 2.

Исследование структуры экосистемы (4 часа).

Лабораторная 3.

Исследование демографической структуры популяции (4 часа).

Раздел 2. Антропогенное влияние на биосферу и охрана окружающей среды

Лабораторная 4.

Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды (4 часа).

 

Методические материалы для проведения лабораторных работ приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины и на информационно-образовательном портале ИОП МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=36965

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Соотношение экосистемного и популяционного подходов в экологии. Основные проблемы современной экологии. Методы экологических исследований. Экологический мониторинг: виды, цели, задачи.

2. Экспоненциальная модель динамики численности популяции и ее ограничения.

3. Логистическая модель динамики численности популяции.

4. Колебания численности популяции. Оппортунистические и равновесные популяции. «Волны жизни» С.С. Четверикова.

5. Понятие равновесной плотности популяции. Регуляционизм и стохастизм в подходах к оценке динамики численности. Концепция саморегуляции.

6. Эксплуатационная и интерференционная конкуренции. Закон «постоянства конечного урожая». Явление самоизреживания популяции.

7. Свет как экологический фактор. Роль фотопериодизма. Понятие о биологических ритмах.

8. Вода как лимитирующий экологический фактор. Эвапотранпирация. Правило Глоджера.

9. Температурная стратификация атмосферы. Тепловой баланс Земли.

10. Почвенные горизонты. Органическая часть почвы. Факторы почвообразования.

11. Способы и методы очистки выбросов в атмосферу от загрязняющих веществ.

12. Экологические проблемы гидроэнергетики.

13. Пути поступления загрязнений в почву.

14. Концепция устойчивого развития человечества.

15. Основные международные организации по охране окружающей среды.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

4  

 

6  

2  

0,5  

12,5  

91,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

 

6  

2  

0,5  

12,5  

91,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы экологии

2

4

6

91,75

устный опрос

Всего за  семестр

108

4

6

+

91,75

2

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

108

4

6

91,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы экологии

Лекция 1.

Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии (2 часа).

Лекция 2.

Экологические факторы. Взаимодействие организма и среды (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы экологии

Лабораторная 1.

Исследование структуры экосистемы (4 часа).

Лабораторная 2.

Исследование демографической структуры популяции (2 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Соотношение экосистемного и популяционного подходов в экологии. Основные проблемы современной экологии. Методы экологических исследований. Экологический мониторинг: виды, цели, задачи.

2. Экспоненциальная модель динамики численности популяции и ее ограничения.

3. Логистическая модель динамики численности популяции.

4. Колебания численности популяции. Оппортунистические и равновесные популяции. «Волны жизни» С.С. Четверикова.

5. Понятие равновесной плотности популяции. Регуляционизм и стохастизм в подходах к оценке динамики численности. Концепция саморегуляции.

6. Эксплуатационная и интерференционная конкуренции. Закон «постоянства конечного урожая». Явление самоизреживания популяции.

7. Свет как экологический фактор. Роль фотопериодизма. Понятие о биологических ритмах.

8. Вода как лимитирующий экологический фактор. Эвапотранпирация. Правило Глоджера.

9. Температурная стратификация атмосферы. Тепловой баланс Земли.

10. Почвенные горизонты. Органическая часть почвы. Факторы почвообразования.

11. Способы и методы очистки выбросов в атмосферу от загрязняющих веществ.

12. Пути поступления загрязнений в почву.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Природные экосистемы Земли как хорологические единицы биосферы.

2. Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе.

3. Наземные биомы (экосистемы).

4. Пресноводные экосистемы.

5. Морские экосистемы.

6. Целостность биосферы как глобальной экосистемы.

7. Основные направления эволюции биосферы.

8. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

9. Биоразнообразие биосферы как результат её эволюции.

10. Регулирующее воздействие биоты на окружающую среду.

11. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

12. Среда обитания и механизмы адаптации к ней живых организмов.

13. Уровни биологической организации и экология.

14. Понятие о среде обитания и экологических факторах.

15. Основные представления об адаптациях организмов.

16. Механизмы терморегуляции у гомойотермных организмов.

17. Влияние температуры на пойкилотермных организмов. Правило эффективных температур.

18. Экологические группы растений по отношению к влажности.

19. Механизмы осморегуляции в соленых и пресноводных водоемах.

20. Адаптации растений и животных к жизни в аридных районах.

21. Экологическая валентность. Стенобионтные и эврибионтные виды.

22. Основные экологические зоны океана.

23. Жизненные формы растений по Раункиеру.

24. Сигнальная роль факторов среды.

25. Сезонные циклы жизнедеятельности животных, их связь с изменениями внешней среды и адаптивное значение.

26. Популяции. Межпопуляционные взаимодействия.

27. Способы характеристики пространственной структуры популяций.

28. Возрастные спектры популяций.

29. Динамические характеристики популяций и способы их оценки.

30. Продолжительность жизни в природе. Кривые выживания, типы кривых выживания.

31. Экспоненциальная и логистическая кривые роста численности популяций.

32. Типы динамики популяций животных по А.С. Северцову.

33. Эколого-ценотические стратегии растений.

34. Правило конкурентного исключения Гаузе. Исключения из правила и их объяснение.

35. Модели динамики системы хищник-жертва.

36. Механизмы разделения экологических ниш видов в сообществах.

37. Проблема границ в экологии сообществ. Соотношение дискретности и континуальности.

38. Видовая структура биоценозов и способы ее характеристики. Распределение видов по обилию.

39. Эдификаторы и средообразователи. Средообразующая деятельность животных.

40. Пространственная структура сообществ.

41. Уровни биологического разнообразия и способы их характеристики.

42. Закономерности изменчивости биологического разнообразия.

43. Круговорот биогенных веществ в экосистемах.

44. Экологические пирамиды. Законы экологических пирамид.

45. Распределение первичной продукции на суше и в океане.

46. Принципы выделения климаксных сообществ. Моноклимакс, поликлимакс, климакс-мозаика.

47. Антропогенное воздействие на атмосферу.

48. Загрязнение атмосферного воздуха.

49. Основные источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы. Антропогенное воздействие на гидросферу.

50. Загрязнение гидросферы.

51. Экологические последствия загрязнения гидросферы.

52. Истощение подземных и поверхностных вод.

53. Антропогенное воздействие на литосферу.

54. Воздействие на почвы.

55. Воздействие на горные породы и их массивы.

56. Воздействие на недра.

57. Антропогенное воздействие на биотические сообщества.

58. Значение леса в природе и жизни человека.

59. Антропогенное воздействие на леса и другие растительные сообщества.

60. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир.

61. Значение животного мира в биосфере.

62. Воздействие человека на животных и причины их вымирания.

63. Особые виды воздействия на биосферу.

64. Загрязнение среды отходами производства и потребления.

65. Шумовое воздействие.

66. Биологическое загрязнение.

67. Воздействие электромагнитных полей и излучений.

68. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

69. Инженерная экологическая защита.

70. Нормирование качества окружающей среды.

71. Защита атмосферы.

72. Защита гидросферы.

73. Защита литосферы.

74. Защита биотических сообществ.

75. Защита окружающей среды от особых видов воздействий.

76. Понятие об экологическом риске.

77. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды).

78. Экологический контроль и общественные экологические движения.

79. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

80. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей.

81. Лицензия, договор и лимиты на природопользование.

82. Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды.

83. Понятие о концепции устойчивого развития.

84. Антропоцентризм. Формирование нового экологического сознания.

85. Экологическое образование, воспитание и культура.

86. Международное сотрудничество в области экологии.

87. Международные объекты охраны окружающей среды.

88. Основные принципы международного экологического сотрудничества.

89. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

2  

 

4  

1  

0,5  

7,5  

42,75  

54  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

2  

 

4  

1  

0,5  

7,5  

42,75  

54  

3,75  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы общей экологии

2

2

4

42,75

устный опрос

Всего за  семестр

54

2

4

+

42,75

1

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

54

2

4

42,75

1

0,5

3,75

Итого с переаттестацией   

108

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы общей экологии

Лекция 1.

Экологические факторы. Взаимодействие организма и среды. Экология гидросферы и атмосферы (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы общей экологии

Лабораторная 1.

Определение устойчивости растений к высоким температурам (4 часа).

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Природные экосистемы Земли как хронологические единицы биосферы.

2. Основные направления эволюции биосферы.

3. Среда обитания и механизмы адаптации к ней живых организмов.

4. Популяции. Межпопуляционные взаимодействия.

5. Сообщества и экосистемы.

6. Антропогенное воздействие на атмосферу.

7. Антропогенное воздействие на гидросферу.

8. Антропогенное воздействие на литосферу.

9. Антропогенное воздействие на биотические сообщества.

10. Особые виды воздействия на биосферу.

11. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

12. Инженерная экологическая защита.

13. Экологическое право.

14. Экология и экономика.

15. Экологизация общественного сознания.

16. Международное сотрудничество в области экологии.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Природные экосистемы Земли как хорологические единицы биосферы.

2. Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе.

3. Целостность биосферы как глобальной экосистемы.

4. Основные направления эволюции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

5. Биоразнообразие биосферы как результат её эволюции.

6. Среда обитания и механизмы адаптации к ней живых организмов.

7. Уровни биологической организации и экология.

8. Понятие о среде обитания и экологических факторах.

9. Механизмы терморегуляции у гомойотермных организмов.

10. Влияние температуры на пойкилотермных организмов. Правило эффективных температур.

11. Экологические группы растений по отношению к влажности.

12. Популяции. Межпопуляционные взаимодействия.

13. Способы характеристики пространственной структуры популяций.

14. Возрастные спектры популяций.

15. Динамические характеристики популяций и способы их оценки.

16. Продолжительность жизни в природе. Кривые выживания, типы кривых выживания.

17. Экспоненциальная и логистическая кривые роста численности популяций.

18. Правило конкурентного исключения Гаузе. Исключения из правила и их объяснение.

19. Проблема границ в экологии сообществ. Соотношение дискретности и континуальности.

20. Видовая структура биоценозов и способы ее характеристики. Распределение видов по оби-лию.

21. Загрязнение атмосферного воздуха.

22. Основные источники загрязнения атмосферы.

23. Экологические последствия загрязнения атмосферы.

24. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.

25. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

26. Инженерная экологическая защита. Нормирование качества окружающей среды.

27. Защита атмосферы, гидросферы, литосферы, биотических сообществ.

28. Защита окружающей среды от особых видов воздействий.

29. Основы экологического права. Понятие об экологическом риске.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины предусматривает комплексное освоение методов наблюдения и анализа состояния окружающей природной среды.

При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения:

- пассивная форма (классическая лекция);

- интерактивная форма (использование механизмов взаимодействия с учащимися и контроля усвоения знаний, например, в виде либо “лекции-беседы”, либо “лекции-дискуссии”).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экология

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Большаков В.Н. Экология [Электронный ресурс]: учебник/ Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2013.— 504 c. - http://www.iprbookshop.ru/14327

2. Фирсов А.И. Экология техносферы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Фирсов А.И., Борисов А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 94 c. - http://www.iprbookshop.ru/20799

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Островский Н.В. Экология. Учебно-методическое пособие. / Н.В. Островский. – Киров: ВятГУ, электронное издание, 2009. – 112 с. - http://window.edu.ru/resource/719/72719

2. Болтакова Н.В. Экология: Учебное пособие / Н.В. Болтакова. – Казань: Казанский университет, 2012. – 136 с. - http://window.edu.ru/resource/328/78328

3. Журнал "Вестник Московского государственного областного университета". Серия: естественные науки. - http://vestnik-mgou.ru/Series/NaturalScience

4. Журнал "INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS " - http://www.ejournal33.com

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://ecoportal.su/ - Ecoportal. Всероссийский экологический портал. Вся экология.

http://www.runature.ru/ - Всероссийское общество охраны природы

ttp://www.ecopolicy.ru/ - Центр экологической политики России.

http://www.biodat.ru/ - Собрание информационных ресурсов в сфере охраны живой природы BioDat.

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

vestnik-mgou.ru

ejournal33.com

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в лаборатории экологии, биологии, геологии и геодезии. Обучающиеся выполняют индивидуальные или общие (на подгруппу) задания в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в аудитории на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экология»

по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

 

Рабочая программа дисциплины «Экология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: ознакомить студентов с теорией и практикой науки о взаимоотношениях организма со средой.

Задачи дисциплины:

- дать представление об основных законах экологии;

- охарактеризовать основные загрязнители окружающей среды;

- дать представления о принципах рационального природопользования и методах защиты окружающей среды от негативного влияния.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экология» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

06.06.2017 г.