Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТМС 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Технологическое обеспечение качества     

 




Направление подготовки

15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

2,25  

51,85  

56,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

2,25  

51,85  

56,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины являются: изучение методик технологиче-ского воздействия на обрабатываемую поверхность с целью повышения каче-ства машиностроительной продукции при проектировании технологий.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.12))

Данная дисциплина относится к Профессиональному циклу ООП. Технологическое обеспечение качества → Моделирование процессов и систем → Методология научных исследований в машиностроении → Надеж-ность и диагностика технологических систем. Входные знания необходимые для изучения данной дисциплины: - проектирование технологических процессов машиностроительной отрасли; - основное оборудование и аппараты машиностроительных производств; - методы анализа технологических процессов и оборудования для их реали-зации - структурные схемы производств. Изучение дисциплины «Технологическое обеспечение качества» необходимо для последующего изучения дисциплин: Методология научных исследо-ваний в машиностроении, нанотехнологии в машиностроении, анализ точности функционирования технических и технологических систем, современные про-блемы технологии машиностроения, надежность и диагностика технологиче-ских систем, математическое моделирование в машиностроении.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способность организовывать и эффективно осуществлять контроль качества материалов, средств технологического оснащения, технологических процессов, готовой продукции, разрабатывать мероприятия по обеспечению необходимой надежности элементов машиностроительных производств при изменении действия внешних факторов, снижающих эффективность их функционирования, планировать мероприятия по постоянному улучшению качества машиностроительной продукции.

ПК-8 способность проводить анализ состояния и динамики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа, участвовать в разработке методик и программ испытаний изделий, элементов машиностроительных производств, осуществлять метрологическую поверку основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции, проводить исследования появления брака в производстве и разрабатывать мероприятия по его сокращению и устранению.

ПК-24 способность участвовать в организации приемки и освоения вводимых в машиностроительные производства технических средств, процессов и систем, составлять заявки на оборудование и элементы этих производств.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Методы и средства технологического обеспечения качества машинострои-тельных изделий при изготовлении (ПК-7, ПК-8, ПК-24).

2) Уметь:

Использовать методы и средства технологического обеспечения качества при изготовлении машиностроительной продукции (ПК-7, ПК-8, ПК-24).

3) Владеть:

Навыками разработки средств обеспечения качества машиностроительной продукции на разных стадиях жизненного цикла (ПК-7, ПК-8, ПК-24).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в курс. Показа-тели качества деталей машин.

3

2

4

6

тест

2

Классификация показате-лей качества деталей ма-шин. Терминология

3

2

6

тест

3

Классификация показате-лей качества поверхност-ного слоя деталей машин. Терминология

3

2

8

тест

4

Классификация методов определения показателей качества деталей машин (количественные и каче-ственные, разрушающие и неразрушающие)

3

2

8

тест

5

Классификация методов определения показателей качества поверхностного слоя деталей машин (ко-личественные и каче-ственные, разрушающие и неразрушающие)

3

2

8

тест

6

Взаимосвязь показателей качества деталей машин с показателями качества поверхностного слоя и технологическими фак-торами обработки при изготовлении деталей машин.

3

2

16

6

тест

7

Обеспечение качества деталей машин при тех-нологической подготовке производства

3

2

4

8

тест

8

Обеспечение качества деталей машин при изго-товлении

3

2

8

6,15

тест

Всего за  семестр

108

16

32

56,15

+

1,6

2,25

Зач.

Итого   

108

16

32

56,15

1,6

2,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Введение в курс. Показа-тели качества деталей машин.

Лекция 1.

Показатели качества деталей машин. Классификация показателей качества де-талей машин их взаимосвязь с условиями эксплуатации (2 часа).

Раздел 2. Классификация показате-лей качества деталей ма-шин. Терминология

Лекция 2.

Показатели качества поверхностей деталей машин. Шероховатость поверхно-сти. Показатели качества поверхностей деталей машин. Волнистость поверхно-сти (2 часа).

Раздел 3. Классификация показате-лей качества поверхност-ного слоя деталей машин. Терминология

Лекция 3.

Показатели качества поверхностей деталей машин. Остаточные напряжения в поверхностном слое. Показатели качества поверхностей деталей машин. По-верхностное упрочнение (2 часа).

Раздел 4. Классификация методов определения показателей качества деталей машин (количественные и каче-ственные, разрушающие и неразрушающие)

Лекция 4.

Количественные и качественные методы изучения показателей качества дета-лей машин (2 часа).

Раздел 5. Классификация методов определения показателей качества поверхностного слоя деталей машин (ко-личественные и каче-ственные, разрушающие и неразрушающие)

Лекция 5.

Состояние поверхностного слоя. Методы изучения поверхностного слоя (2 часа).

Раздел 6. Взаимосвязь показателей качества деталей машин с показателями качества поверхностного слоя и технологическими фак-торами обработки при изготовлении деталей машин.

Лекция 6.

Влияние качества поверхностей на эксплуатационные свойства деталей машин. Неоднородность свойств поверхностного слоя и нестабильность сроков служ-бы поверхностей (2 часа).

Раздел 7. Обеспечение качества деталей машин при тех-нологической подготовке производства

Лекция 7.

Зависимость качества машин от технологии лезвийной обработки, абразивной обработки, обработки методами ППД. Технологическая наследственность. Формирования параметров качества поверхностей деталей машин, соответ-ствующих различным эксплуатационным условиям. Формирование свойств поверхностного слоя под воздействием силового и теплового факторов при ме-ханической обработке (2 часа).

Раздел 8. Обеспечение качества деталей машин при изго-товлении

Лекция 8.

Выбор методов и условий обработки для получения требуемых параметров качества поверхностей. Назначение режимов обработки с учетом характера их воздействия на свойства поверхностного слоя (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 3

Раздел 1. Введение в курс. Показа-тели качества деталей машин.

Лабораторная 1.

Методы исследования шероховатости поверхности (4 часа).

Раздел 2. Обеспечение качества деталей машин при тех-нологической подготовке производства

Лабораторная 2.

Методы сравнения шероховатости поверхности (4 часа).

Раздел 3. Взаимосвязь показателей качества деталей машин с показателями качества поверхностного слоя и технологическими фак-торами обработки при изготовлении деталей машин.

Лабораторная 3.

Исследование технологических остаточных напряжений при помощи разрушающих методов контроля (4 часа).

Лабораторная 4.

Исследование технологических остаточных напряжений при помощи неразрушающих методов контроля (4 часа).

Лабораторная 5.

Повышение качества изделий методами ППД. Часть 1 (4 часа).

Лабораторная 6.

Повышение качества изделий методами ППД. Часть 2 (4 часа).

Раздел 4. Обеспечение качества деталей машин при изго-товлении

Лабораторная 7.

Исследование влияния технологических факторов обработки на показатели качества поверхности и поверхностного слоя. Часть 1 (4 часа).

Лабораторная 8.

Исследование влияния технологических факторов обработки на показатели качества поверхности и поверхностного слоя. Часть 1 (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены в:

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=980

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Показатели качества деталей машин.

2. Классификация показателей качества деталей машин.

3. Классификация показателей качества поверхностного слоя деталей машин.

4. Классификация методов определения показателей качества деталей машин.

5. Классификация методов определения показателей качества поверхностного слоя деталей машин.

6. Взаимосвязь показателей качества деталей машин с показателями качества поверхностного слоя и технологическими факторами обработки при изготовлении деталей машин.

7. Обеспечение качества деталей машин при технологической подготовке производства.

8. Обеспечение качества деталей машин при изготовлении.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. 1. Обеспечение качества деталей машин на заготовительных операциях.

2. 2. Обеспечение качества деталей машин при изготовлении.

3. 3. Обеспечение качества деталей машин методами ППД.

4. 4. Обеспечение качества деталей машин специальными методами.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены в:

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=980

 

 

5. Образовательные технологии

Для реализации компетентностного подхода предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В качестве активных и интерактивных форм проведения лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплине «Режущий инструмент» применяются:

- дискуссия – форма проведения занятия, при которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем;

- Case-study (разбор конкретных ситуаций) – форма проведения занятия, при которой сту-денты совместно с преподавателем анализируют конкретную производственную проблему или сложившуюся ситуацию;

- тестирование – контроль знаний с помощью заданий тестовой формы, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответа для выбора;

- доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изло-жение определённой темы. Доклад может быть представлен различными участниками образова-тельного процесса: преподавателем, студентом, коллективом студентов, приглашенным экспер-том. Докладчик готовит необходимые материалы в виде текста, презентации PowerPoint, иллю-страции и т.д.;

- моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов или явлений для их определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Технологическое обеспечение качества

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Федюкин В.К. Квалиметрия. Измерение качества промышленной продукции: учеб¬ное пособие / В.К. Федюкин. - М.: КНОРУС, 2015. - 316 с. ISBN 978-5-406-03961-8 Гриф УМО. - http://www.book.ru/book/915958/view/2

2. Федюкин В.К. Управление качеством производственных процессов : учебное посо¬бие / В.К. Федюкин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2015. — 230 с. — (Бакалавриат). ISBN 978-5-406-04062-1. Гриф УМО. - http://www.book.ru/book/915959/view/2

3. Шарыгин Л.Н. Проектирование конкурентоспособных технических изделий: учебник/Л.Н.Шарыгин; Мин-во образования и науки Рос.Федерации, ФБГОУ ВПО «Владим.гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г.Столетовых» - Владимир: ВИТ-принт, 2013. – 303 с. - http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/3346

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Суслов А.Г., Дальский А.М. Научные основы технологии машиностроения / М.: Машиностроение, 2012. – 684 с. – в библиотеке МИ ВлГУ - 15 экз.

2. Мнацаканян В.У. Технология машиностроения: учебник / В.У. Мнацаканян [и др.]; под ред. В.А. Тимирязева; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 524 с. – ISBN 978-5-9984-0306-4. Гриф УМО. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/2460

3. Суслов А. Г. Технология машиностроения : учебник/А. Г. Суслов. — М.: КНОРУС, 2013.-336 с. ISBN 978-5-406-00818-8. Гриф УМО. - http://www.book.ru/book/917612/view/2

4. Ванин В.А., Однолько В.Г., Пестрецов С.И., Фидаров В.Х., Колодин А.Н. Научные исследования в технологии машиностроения: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - 232 с. - http://window.edu.ru/resource/263/68263

5. Основы технологий информационной поддержки изделий машиностроения : учеб. пособие / В. В. Морозов [и др.] ; Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. – 252 с. – ISBN 978-5-89368-905-1. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/1316

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Бесплатная библиотека стандартов: http://www.standartov.ru/

Поисковая система Ядекс.

Открытая техническая библиотека CNCexpert.ru: http://cncexpert.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

e.lib.vlsu.ru

e.lib.vlsu.ru:80

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория инновационного оборудования

Станок фрезерный малогабаритный четырехкоординатный с ЧПУ; станок настольный фрезерный 4-х осевой с компьютерным управлением и комплексом программных модулей на 10 рабочих мест; станок токарный с ЧПУ УТС4 и система сквозного проектирования и подготовки управляющих программ; станок токарный малогабаритный с ЧПУ мод. СТ-4.2 с блоком управления (ООО МП «Реабин»); станок малогабаритный с ЧПУ трёхкоординатный (вариант Г) с блоком управления (ООО МП «Реабин»); ПК Intel Celeron 2.4 GHz/RAM 1024 Mb/HDD 80Gb -2 шт.; ПК Intel Celeron 0,8 GHz/RAM 256 Mb/HDD 40Gb -2 шт.; 3D принтер PrintBox3D 120; 3D принтер MakerBot Replicator 2; ПК CPUID Intel(R) Core(TM) i5-3330 CPU @ 3.00GHz/ Chipset$H77-D3H_BIOS DATE/RAM 8150 Мб/HDD 1024 GB/ LG FLATRON E1910 -2 шт.; проектор «SANYO» PDG DSU20; маркерная доска; комплект наглядных пособий (плакатов) – 15 шт.

Лаборатория автоматизации производственных процессов

Проектор NEC V300XG; настенный экран; промышленный робот «Ритм-0;5»; промышленный робот «Циклон М20П40.01»; робот-манипулятор мод. РТП-25-1; робот-манипулятор мод. 901-14; лоток наклонный; вибробункер; тактовый стол; компаратор; система управления УМЦ-30

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.:

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.:

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.:

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.:

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Технологическое обеспечение качества»

по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

 

Рабочая программа дисциплины «Технологическое обеспечение качества» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Целями освоения дисциплины являются: изучение методик технологиче-ского воздействия на обрабатываемую поверхность с целью повышения каче-ства машиностроительной продукции при проектировании технологий.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Технологическое обеспечение качества» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

06.06.2017 г.