Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информатика     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

"Химическая технология неорганических веществ"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

126 / 3,5  

32  

 

32  

3,2  

0,25  

67,45  

58,55  

Зач.  

2

126 / 3,5  

16  

 

16  

3,6  

0,35  

35,95  

63,4  

Экз.(26,65)  

Итого

252 / 7  

48  

 

48  

6,8  

0,6  

103,4  

121,95  

26,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Основные теоретические задачи информатики заключается во вскрытии общих закономерностей создания научной информации, ее преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Прикладные задачи информатики заключается в разработке более эффективных методов и средств существования информационных процессов, в определении оптимальной научной коммуникации как внутри науки, так и между наукой и производством.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.07))

Дисциплина «Информатика» — наука, занимающаяся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств. Для изучения дисциплины необходимо знание обязательного минимума содержания среднего образования по информатике. Знания и навыки по информатике дают возможность студентам выполнять различные научно-исследовательские работы с использованием ЭВМ. На информатике базируются такие курсы как «Компьютерная химия», «Применение компьютерных технологий в химической промышленности» и т.д.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, способностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

ОПК-5 владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

понятие информации, структура и формы представления информации, свойства информации (ОПК-4).

основные сведения о структуре и основных компонентах компьютерной техники (ОПК-5).

2) Уметь:

пользоваться методами защиты данных (ОПК-4).

использовать компьютерные программы для решения профессиональных задач (ОПК-5).

3) Владеть:

пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угрозы, возникающих в этом процессе (ОПК-4).

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы информатики

1

6

18

тестирование

2

Аппаратное обеспечение

1

8

2

тестирование

3

Программное обеспечение

1

2

20

18

тестирование, защита лабораторных работ

4

Операционные системы

1

10

8

10

тестирование, защита лабораторных работ

5

Базы данных

1

2

4

4

тестирование, защита лабораторной работы

6

Компьютерные сети

1

2

4

тестирование

7

Защита информации

1

2

2,55

тестирование

Всего за  семестр

126

32

32

58,55

3,2

0,25

Зач.

8

Основы программирования

2

16

16

63,4

тестирование, защита лабораторных работ

Всего за  семестр

126

16

16

63,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

252

48

48

121,95

6,8

0,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Теоретические основы информатики

Лекция 1.

Понятие информации, структура и формы представления информации. Область знаний. Понятие данных и знаний. Свойства информации: корректность, ценность, оперативность, точность, достоверность, устойчивость, достаточность. Понятие сигнала и сообщения. Единицы измерения информации: бит, байт, бод. ASCII коды (2 часа).

Лекция 2.

Системы счисления. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Основание системы счисления. Непозиционные системы счисления. Перевод чисел между системами счисления (2 часа).

Лекция 3.

Понятие информатики как науки. Теоретическая информатика. Кибернетика. Программирование, искусственный интеллект, информационные системы, вычислительная техника, Computer Science (2 часа).

Раздел 2. Аппаратное обеспечение

Лекция 4.

История развития вычислительной техники. Понятие компьютера. Первые компьютеры. Поколения компьютеров. IBM PC (2 часа).

Лекция 5.

Основные функциональные части ЭВМ. Устройства хранения информации. Оперативная память, ПЗУ. Носители информации (2 часа).

Лекция 6.

Устройства обработки информации и управляющие устройства. Арифметико-логическое устройство. Процессор. Производительность процессора. Устройства ввода-вывода. Клавиатура, мышь, сканер, трекбол, джойстик, графический планшет, световое перо. Дисплей, видеорежимы дисплея. Принтеры и их виды. Плоттер, мультимедиа. Модем, сетевой адаптер (2 часа).

Лекция 7.

Архитектура персонального компьютера. Понятие персонального компьютера. Принципы Фон-Неймана. Уровни архитектуры. Материнская плата. Упрощенная структура персональной ЭВМ. Конфигурация компьютера. Открытая архитектура (2 часа).

Раздел 3. Программное обеспечение

Лекция 8.

Технические характеристики персонального компьютера. Быстродействие, тактовая частота, разрядность, интерфейс, тип процессора, емкость оперативной памяти, кэш-память, емкость накопителей информации (2 часа).

Раздел 4. Операционные системы

Лекция 9.

Понятие программного обеспечения. Программная конфигурация. Классификация программного обеспечения. Прикладные программы, системные программы, инструментальные программные системы. Утилиты, драйверы (2 часа).

Лекция 10.

Понятие операционной системы. Дисковая операционная система. Классификация операционных систем. Unix. Многоплатформенные операционные системы. Многозадачные операционные системы. Сетевые операционные системы (2 часа).

Лекция 11.

Первые операционные системы. DOS/360, Unix, OS/2. Apple DOS, MS DOS, MS Windows, FreeBSD, Linux (2 часа).

Лекция 12.

Файловая система операционной системы. История появления MS DOS. Функции и состав MS DOS. FreeDOS. Программы-оболочки операционной системы (2 часа).

Лекция 13.

История развития MS Windows. Цель появления и особенности MS Windows. Возможности MS Windows (2 часа).

Раздел 5. Базы данных

Лекция 14.

Понятие базы данных. СУБД. Реляционные базы данных (2 часа).

Раздел 6. Компьютерные сети

Лекция 15.

Локальные сети. Протокол TCP/IP. Глобальная сеть Интернет. Браузер (2 часа).

Раздел 7. Защита информации

Лекция 16.

Компьютерные вирусы. Антивирусы. Методы защиты данных (2 часа).

Семестр 2

Раздел 8. Основы программирования

Лекция 17.

Понятие алгоритма. Понятия языка программирования. Обзор языков програм-мирования. Языки Си и Паскаль (2 часа).

Лекция 18.

Свойства алгоритмов, формы записи алгоритмов. Основные элементы записи алгоритмов. Основные возможности и особенности языка Паскаль. Интерфейс оболочки Turbo Pascal и Free Pascal (2 часа).

Лекция 19.

Структура программы на Паскаль. Понятия переменных и констант. Понятие целых, вещественных, строковых типов. Структурные типы (2 часа).

Лекция 20.

Понятие оператора. Основные операторы языка Паскаль. Условный оператор IF… THEN. Оператор выбора CASE. Оператор цикла с параметром FOR. Оператор цикла с предусловием REPEAT. Оператор цикла с постусловием WHILE (2 часа).

Лекция 21.

Понятие массива Array. Одномерные и двумерные массивы. Особенности работы с массивами. Понятие типа данных, определяемого пользователем. Понятие записи. Работа с записями (2 часа).

Лекция 22.

Отличие процедур и функций. Объявление процедур, вызов процедур. Виды в параметрах. Параметры-значения, параметры-переменные, безтиповые параметры (2 часа).

Лекция 23.

Понятие файл. Чтение информации из файла. Запись информации в файл. Обработка ошибок. Подключение стандартных модулей. Модуль CRT. Использование внешних файлов (2 часа).

Лекция 24.

Понятие динамической структуры. Понятие указателя. Создание и удаление динамических переменных (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 1

Раздел 1. Операционные системы

Лабораторная 1.

Технология работы в операционной системе Windows (4 часа).

Лабораторная 2.

Освоение специальных возможностей и служебных программ Windows (4 часа).

Раздел 2. Программное обеспечение

Лабораторная 3.

Основные возможности текстового процессора Microsoft Word (4 часа).

Лабораторная 4.

Основные средства обмена данных. Создание, форматирование и автозаполнение таблиц текстового редактора Microsoft Word (4 часа).

Лабораторная 5.

Табличный процессор Microsoft Excel (4 часа).

Лабораторная 6.

Microsoft Excel: Расширенные возможности. Построение диаграмм (4 часа).

Лабораторная 7.

Создание презентаций в Microsoft PowerPoint (4 часа).

Раздел 3. Базы данных

Лабораторная 8.

Работа в Microsoft Access (4 часа).

Семестр 2

Раздел 4. Основы программирования

Лабораторная 9.

Освоение инструментальных средств для создания Паскаль-программ и разработка линейных программ (4 часа).

Лабораторная 10.

Освоение инструментальных средств системы Free Pascal и составление простейших программ ветвящейся структуры (4 часа).

Лабораторная 11.

Разработка программ с использованием регулярных и символьных типов данных (4 часа).

Лабораторная 12.

Разработка Паскаль-программ с использование процедур и функций пользователя (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на Информационно-образовательном портале:

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1734&topic=2

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1707&topic=2

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сигналы, данные, информация.

2. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

3. Свойства информации.

4. Формы представления информации.

5. Системы передачи информации.

6. Меры и единицы представления, измерения и хранения информации.

7. Системы счисления.

8. Кодирование данных в ЭВМ.

9. Основные понятия алгебры логики.

10. Логические основы ЭВМ.

11. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера.

12. Классификация программного обеспечения.

13. Виды программного обеспечения и их характеристики.

14. Пакет Microsoft Office.

15. Текстовые редакторы и процессоры.

16. Основы машинной графики. Создание и обработка графических изображений.

17. Графические редакторы.

18. Растровая и векторная графика.

19. Презентации.

20. Электронные таблицы.

21. Понятие и назначение операционной системы.

22. Разновидности операционных систем.

23. Служебное (сервисное) обеспечение.

24. Файловая структура операционных систем.

25. Операции с файлами.

26. Общее понятие о базах данных.

27. Основные понятия систем управления базами данных и базами знаний.

28. Локальные сети.

29. Глобальная сеть Интернет.

30. Компьютерные вирусы.

31. Антивирусы.

32. Методы защиты данных и основы информационной безопасности.

33. Понятие алгоритма. Понятия языка программирования. Обзор языков программирования. Языки Си и Паскаль.

34. Формы записи алгоритмов.

35. Основные возможности и особенности языка Паскаль.

36. Структура программы на Паскаль.

37. Переменные, константы.

38. Типы данных.

39. Структурные типы.

40. Основные операторы языка Паскаль.

41. Понятие массива Array. Одномерные и двумерные массивы.

42. Особенности работы с массивами.

43. Типы данных, определяемые пользователями.

44. Записи. Работа с записями.

45. Процедуры и функции.

46. Виды параметров.

47. Работа с файлами.

48. Динамические структуры данных.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины Информатика применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении лабораторных работ применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

Во время выполнения лабораторных работ студенты получают индивидуальные занятия, которые самостоятельно выполняются с использованием компьютерной техники.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информатика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Таненбаум Э., Уэзеролл Д. Компьютерные сети. 5-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2014 г. , 960 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344101

2. Уткин В.Б. Математика и информатика [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Б. Уткин, К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 468 c. - http://www.iprbookshop.ru/60445

3. Выжигин А.Ю. Информатика и программирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Выжигин А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2012.— 294 c. - http://www.iprbookshop.ru/14517

4. Работа в Microsoft Office: Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Информатика для студентов образовательных программ 08.03.01 Строительство; 18.03.01 Химическая технология, 20.03.01 Техносферная безопасность / сост. Шарапов Р.В., Шарапова Е.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (2,9 Мб). - Муром: МИ (филиал) ВлГУ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № гос. регистрации 0321503141. - https://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=view_book&com=read_book&book_id=2731

5. Основы программирования на языке Паскаль: Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Информатика для студентов образовательных программ 18.03.01 Химическая технология, 20.03.01 Техносферная безопасность / сост. Шарапов Р.В., Шарапова Е.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,8 Мб). - Муром.: МИ (филиал) ВлГУ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана. - № гос. регистрации 0321503143. - https://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=view_book&com=read_book&book_id=2733

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Мещеряков П.С. Прикладная информатика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мещеряков П.С.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 132 c. - http://www.iprbookshop.ru/13962

2. Борзунова Т.Л. Базы данных освоение работы в MS Access 2007 [Электронный ресурс]: электронное пособие/ Борзунова Т.Л., Горбунова Т.Н., Дементьева Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 148 c. - http://www.iprbookshop.ru/20700

3. Горбунова Т.Н. Автоматизированный лабораторный практикум по информатике. Освоение работы в MS Excel 2007 [Электронный ресурс]/ Горбунова Т.Н., Журавлева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 77 c. - http://www.iprbookshop.ru/20699

4. Журнал "Информатика, вычислительная техника и инженерное образование" - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=32586

5. Журнал "Мир ПК" - http://www.osp.ru/pcworld

6. Основы программирования на языке Паскаль: метод. указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Информатика / сост.: Р.В. Шарапов. – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012.– 56 с. - 95 экз.

7. Работа в операционной системе Windows: метод. указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Информатика / сост.: Р.В. Шарапов. – Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012.– 60 с. - 95 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

ЦИТфорум http://citforum.ru/

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru/

Журнал "Информатика и системы управления" http://www.khstu.ru/rus/ics/

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, MPL).

Лаборатория информатики и моделирования

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, MPL).

Microsoft Windows (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).

Система управления базами данных Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).

Антивирус Касперского Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition (Договор №436 от 11.11.2014 года ).

Интернет-браузер Google Chrome (бесплатное ПО).

Интернет-браузер Firefox (бесплатное ПО).

Язык программирования Free Pascal (бесплатное ПО).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

iprbookshop.ru

evrika.mivlgu.ru

elibrary.ru

osp.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

Лаборатория информатики и моделирования

15 компьютеров Intel Core i3, проектор SANYO PDG - DSU 20.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информатика»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 252 час. (7 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / экзамен .

Цель дисциплины: ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Основные теоретические задачи информатики заключается во вскрытии общих закономерностей создания научной информации, ее преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Прикладные задачи информатики заключается в разработке более эффективных методов и средств существования информационных процессов, в определении оптимальной научной коммуникации как внутри науки, так и между наукой и производством.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информатика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

06.06.2017 г.