Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Органическая химия     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

"Химическая технология неорганических веществ"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

16  

16  

32  

1,6  

0,25  

65,85  

42,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

32  

1,6  

0,25  

65,85  

42,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: углубление и расширение знаний по химии, полученных в средней общеобразовательной школе; изучение теоретических, методических и практических вопросов современной органической химии; создание теоретического и практического фундамента для дальнейшего изучения студентами последующих специальных дисциплин в области химической технологии органических веществ.

Задачи дисциплины: формирование знаний основных теоретических положений по органической химии как одной из важнейших естественных наук; применение изученных теоретических положений при рассмотрении классов органических веществ и их конкретных соединений; умение решать задачи и выполнять лабораторные и практические задания; умение связывать свойства веществ с их применением; изучение методов и приемов теоретических и экспериментальных исследований строения веществ различных классов и их химических превращений.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.10))

Органическая химия является для бакалавра химических технологий фундаментальной дисциплиной. Теоретические химические знания представляют теоретическую базу, которая необходима для глубокого понимания химических превращений, протекающих в технологических процессах органического синтеза и переработки нефти и газа. Полученные знания позволят обеспечить контроль качества продукции и сырья. Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться при изучении дисциплин профессионального цикла, содержащими информацию химического характера, а также при написании бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовность использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

принципы классификации и номенклатуру органических соединений (ОПК-3).

2) Уметь:

синтезировать органические соединения, провести качественный и количественный анализ органического соединения с использование химических и физических методов анализа (ОПК-3).

3) Владеть:

экспериментальными методами синтеза, очистки, определения физико-химических свойств и установления структуры органических соединений (ОПК-3).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы органической химии. Углеводороды и их производные

2

6

8

8

22

устный опрос, тестирование

2

Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения

2

10

8

24

20,15

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

32

42,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

16

32

42,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы органической химии. Углеводороды и их производные

Лекция 1.

Теоретические основы органической химии (2 часа).

Лекция 2.

Углеводороды и их производные: алканы, алкены, алкадиены (2 часа).

Лекция 3.

Углеводороды и их производные: алкины, ароматические углеводороды (2 часа).

Раздел 2. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения

Лекция 4.

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, фенолы (2 часа).

Лекция 5.

Кислородсодержащие органические соединения: альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты (2 часа).

Лекция 6.

Азотсодержащие органические соединения (2 часа).

Лекция 7.

Высокомолекулярные соединения (2 часа).

Лекция 8.

Гетероциклические соединения (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы органической химии. Углеводороды и их производные

Практическое занятие 1.

Расчеты по уравнениям реакций (2 часа).

Практическое занятие 2.

Определение массовой доли (ω) элемента в веществе и компонента в смеси (2 часа).

Практическое занятие 3.

Строение, номенклатура, изомерия и свойства алканов, алкенов, алкадиенов (2 часа).

Практическое занятие 4.

Строение, номенклатура, изомерия и свойства циклоалканов, ароматических углеводородов (2 часа).

Раздел 2. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения

Практическое занятие 5.

Строение, номенклатура, изомерия и свойства спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов (2 часа).

Практическое занятие 6.

Строение, номенклатура, изомерия и свойства карбоновых кислот, сложных эфиров (2 часа).

Практическое занятие 7.

Строение, номенклатура, изомерия и свойства азотсодержащих соединений (2 часа).

Практическое занятие 8.

Строение, номенклатура и свойства углеводов (2 часа).

 

Методические материалы для проведения практических занятий приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины и на информационно-образовательном портале ИОП МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=15466

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы органической химии. Углеводороды и их производные

Лабораторная 1.

Важнейшие свойства основных классов углеводородов (4 часа).

Раздел 2. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения

Лабораторная 2.

Кислородсодержащие органические соединения, их важнейшие свойства и качественные реакции (4 часа).

Лабораторная 3.

Соединения со смешанными свойствами (4 часа).

Лабораторная 4.

Синтетические и природные полимеры (4 часа).

Раздел 3. Теоретические основы органической химии. Углеводороды и их производные

Лабораторная 5.

Разделение и очистка веществ (4 часа).

Раздел 4. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения

Лабораторная 6.

Аминокислоты, пептиды и белки (4 часа).

Лабораторная 7.

Липиды, жиры, мыла (4 часа).

Лабораторная 8.

Получение щавелевой кислоты и ее свойства (4 часа).

 

Методические материалы для проведения лабораторных работ приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины и на информационно-образовательном портале ИОП МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=15469

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Принципы номенклатуры органических соединений на примере углеводородов различных классов.

2. Изомерия органических соединений, основные виды изомерии. Привести примеры изомеров для алкенов, алкинов и алканов.

3. Первое валентное состояние атома углерода в молекулах органических веществ (особенности и параметры образуемой связи). Особенности электронного и пространственного строения алканов. Как связаны свойства алканов с их строением?.

4. Второе валентное состояние атома углерода. Особенности электронного и пространственного строения алкенов. Как связаны свойства алкенов и их строение?.

5. Третье валентное состояние атома углерода. Особенности электронного и пространственного строения алкинов. Как связаны свойства алкинов и их строение?.

6. Способы получения циклоалканов, применение их в промышленности. Химические свойства циклоалканов.

7. Химические свойства ароматических углеводородов. Реакции электрофильного замещения: галогенирование, нитрование, сульфирование, алкилирование, ацилирование.

8. Галогенпроизводные непредельных углеводородов.

9. Многоатомные спирты. Классификация. Изомерия. Номенклатура. Двухатомные спирты (гликоли). Трехатомные спирты. Глицерин.

10. Простые и сложные эфиры фенолов.

11. Альдольная и кротоновая конденсации. Восстановление до спиртов и углеводородов.

12. Алифатические нитросоединения. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура.

13. Четвертичные аммониевые соли и основания. Получение, свойства.

14. Классификация: моносахариды, олигосахариды, полисахариды. Строение. Способы получения. Отдельные представители.

15. Пятичленные гетероциклы с двумя гетероатомами. Пиразол и имидазол. Способы получения.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов. В вузе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе:

проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;

разноуровневое обучение - у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья;

исследовательские методы в обучении - дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения;

лекционно-семинарско-зачетная система - дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке студентов;

информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет;

здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Органическая химия

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Сватовская Л.Б. Современная химия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сватовская Л.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.— 252 c. - http://www.iprbookshop.ru/16145.

2. Гаршин А.П. Органическая химия в рисунках, таблицах, схемах/ ХИМИЗДАТ,2014 - http://www.iprbookshop.ru/22541.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Абакумова Н.А., Быкова Н.Н. Органическая химия: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - http://window.edu.ru/resource/308/59308

2. Соловьев А.С., Медведева С.М. Органическая химия: Практикум для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 36 с. - http://window.edu.ru/resource/521/65521

3. Задачи и упражнения по органической химии: учебное пособие / Д.Г. Ким, А.В. Журавлёва, Т.В. Тюрина, Е.А. Родионова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - 119 с. - http://window.edu.ru/resource/474/77474

4. Вестник Московского университета. Серия "Химия" - http://www.chemnet.ru/rus/vmgu/welcome.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационно-справочная система для анализа и решения задач инженерной химии. Режим доступа http://www.chemway.ru/

База данных"Термические Константы Веществ". Режим доступа http://www.chem.msu.su/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.windows.edu.ru./

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория:

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, GPL).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

chemnet.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория:

Проектор DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

Лаборатория органической химии:

Вытяжные шкафы «Ламинар», печь сушильная, специальная химическая посуда для органического синтеза, печь сушильная под вакуумом, весы аналитические ВЛР-200, весы технохимические, выпрямители электрического тока, иономер универсальный, потенциостат П-5848, прибор Ребиндера, дистиллятор воды ДЭ-4, седиментометр, реохорд, вольтметры, амперметры, реостаты, набор пластинчатых электродов, водяная и песчаная баня, электроплитки, набор химического оборудования для титрометрии, штативы химические с держателями, термореле, секундомеры, комплект учебно-наглядных пособий.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Глубокому освоению теоретического материала способствует предварительная подготовка, включающая чтение предыдущей лекции, работу с учебными пособиями и научными материалами. Для успешного освоения теоретического материала студент знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями. Чтобы содержательная информация по дисциплине запоминалась, целесообразно изучать ее поэтапно – по темам и в строгой последовательности, поскольку последующие темы опираются на предыдущие.

При подготовке к практическим занятиям целесообразно повторить основные понятия по теме занятия, изучить примеры, внимательно прочитать нужную тему, разобраться со всеми теоретическими положениями. Для более глубокого усвоения материала крайне важно обратиться за помощью к основной и дополнительной учебной, справочной литературе, журналам или к преподавателю за консультацией. На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Решая задачу, студент должен предварительно понять, какой теоретический материал нужно использовать и наметить план решения. В конце занятия обучающиеся демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса. До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторные работы проводятся в химической лаборатории. Основные вопросы лабораторных занятий связаны с изучением химических свойств различных соединений, особенностей протекания химических процессов. Лабораторные работы выполняются по индивидуальным вариантам, небольшими группами по 2-3 человека. Полученные результаты эксперимента сводятся в отчет. Отчет по каждой лабораторной работе должен оформляться аккуратно и содержать следующие разделы: цель работы, номер и название опыта, описание хода эксперимента, уравнения химических реакций, описание наблюдений, основные выводы по каждому опыту в отдельности и по работе в целом.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Важной частью работы студента является знакомство с рекомендуемой и дополнительной литературой, поскольку лекционный материал, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, содержит лишь минимум необходимых теоретических сведений. Высшее образование предполагает более глубокое знание предмета. Кроме того, оно предполагает не только усвоение информации, но и формирование навыков исследовательской работы. Для этого необходимо изучать и самостоятельно анализировать статьи периодических изданий и Интернет-ресурсы.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Органическая химия»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Органическая химия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: углубление и расширение знаний по химии, полученных в средней общеобразовательной школе; изучение теоретических, методических и практических вопросов современной органической химии; создание теоретического и практического фундамента для дальнейшего изучения студентами последующих специальных дисциплин в области химической технологии органических веществ.

Задачи дисциплины: формирование знаний основных теоретических положений по органической химии как одной из важнейших естественных наук; применение изученных теоретических положений при рассмотрении классов органических веществ и их конкретных соединений; умение решать задачи и выполнять лабораторные и практические задания; умение связывать свойства веществ с их применением; изучение методов и приемов теоретических и экспериментальных исследований строения веществ различных классов и их химических превращений.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Органическая химия» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

06.06.2017 г.