Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экология     

 




Направление подготовки

18.03.01 Химическая технология

Профиль подготовки

"Химическая технология неорганических веществ"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

144 / 4  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

110,15  

Зач.  

Итого

144 / 4  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

110,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: ознакомить студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; сформировать экологическое мировоззрение на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитать у студентов навыки экологической культуры.

Задачи дисциплины:

- изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

- формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.13))

Дисциплина опирается на начальную фактологическую и концептуальную базу таких дисциплин, как «Биология», «Химия», «Физика», «Математика» и других естественно-научных дисциплин изучающихся в школе и на первом курсе обучения. Обучающиеся должны обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов биологии, знать основные закономерности формирования биоразнообразия, понимать логическую взаимосвязь в системе "человек—техносфера—природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы. Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами: «Процессы и аппараты химической технологии», «Методы переработки техногенного сырья», Экологические аспекты производства неорганических веществ», «Безопасность жизнедеятельности», «Технологические и экологические проблемы коррозии» и других дисциплин, а также при написании бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой (ОПК-1).

естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере (ОПК-1).

характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования (ОПК-1).

2) Уметь:

осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий (ОПК-1).

3) Владеть:

первичными навыками и основными методами решения экологических задач в области охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности людей (ОПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая экология.

3

10

12

21

отчет, контрольное тестирование

2

Основы прикладной экологии.

3

4

20

отчет, контрольное тестирование

3

Экологические принципы охраны природной среды.

3

2

4

69,15

отчет, контрольное тестирование

Всего за  семестр

144

16

16

110,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

144

16

16

110,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Общая экология.

Лекция 1.

Общие вопросы экологии. Предмет и задачи экологии как науки. Возникновение и развитие экологии. Методы экологии (2 часа).

Лекция 2.

Биосфера. Биосфера как одна из оболочек Земли. Границы биосферы, её структура и функции. Происхождение жизни на Земле. Потоки энергии в биосфере. Круговорот веществ в природе. Биогеохимические циклы наиболее важных биогенных веществ (2 часа).

Лекция 3.

Организм как живая целостная система. Развитие организма как живой целостной системы. Системы организмов и биота Земли. Взаимодействие организма и среды. Экологические факторы и их классификация. Основные представления об адаптациях организмов. Лимитирующий фактор. Закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда и др (2 часа).

Лекция 4.

Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов. Экологические функции почв (2 часа).

Лекция 5.

Демэкология (экология популяций). Статические и динамические показатели популяции. Динамика численности популяции. Экологические стратегии выживания. Синэкология (экология сообществ). Экосистема и её компоненты. Развитие экосистемы. Гомеостаз экосистемы. Пищевые цепи и сети. Биологическая продуктивность. Энергия экосистем (2 часа).

Раздел 2. Основы прикладной экологии.

Лекция 6.

Загрязнение окружающей среды, как результат интенсификации производства продуктов потребления. Краткая история загрязнения окружающей среды. Понятие «загрязнения» окружающей среды. Типы загрязнения. Основные источники загрязнения. Воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье людей и состояние экосистем. Нормирование загрязнения окружающей среды. Понятие «предельно-допустимых концентраций» загрязняющих веществ в различных средах (2 часа).

Лекция 7.

Особенности, виды, источники загрязнения атмосферного воздуха. Глобальные проблемы. «Кислотные дожди» и проблема трансграничных переносов. Проблема истощения озонового слоя атмосферы Земли. «Парниковый эффект». Загрязнение воздуха выхлопными газами, как пример локального загрязнения. Способы очистки газообразных выбросов. Особенности, виды, источники загрязнения гидросферы. Загрязнение поверхностных пресных вод. Загрязнение грунтовых вод. Загрязнение морских экосистем. Способы очистки сточных вод. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Характеристика состава и происхождения ТБО. Вторичное использование твердых отходов. Утилизация ТБО на полигонах. Сжигание ТБО. Радиоактивное загрязнение. Радиоактивное загрязнение от антропогенных источников. Проблема утилизации, захоронения радиоактивных отходов. Электромагнитное излучение и способы защиты от него (2 часа).

Раздел 3. Экологические принципы охраны природной среды.

Лекция 8.

Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Инженерная экологическая защита. Принципиальные направления инженерной защиты окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Защита атмосферы. Защита гидросферы. Защита литосферы. Защита биотических сообществ. Основы экологического права. Источники экологического права. Государственные органы охраны окружающей среды. Экологическая стандартизация и паспортизация. Экологическая экспертиза и ОВОС. Экологический менеджмент и аудит. Экологический мониторинг. Экологический контроль и общественные экологические движения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 3

Раздел 1. Общая экология.

Лабораторная 1.

Определение количества органического вещества растениями при дыхании (4 часа).

Лабораторная 2.

Исследование структуры экосистемы (4 часа).

Лабораторная 3.

Исследование демографической структуры популяции (4 часа).

Раздел 2. Экологические принципы охраны природной среды.

Лабораторная 4.

Комплексная оценка качества атмосферы промышленного предприятия и города (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на Информационно-образовательном портале: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2204

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Природные экосистемы Земли как хронологические единицы биосферы.

2. Основные направления эволюции биосферы.

3. Среда обитания и механизмы адаптации к ней живых организмов.

4. Популяции. Межпопуляционные взаимодействия.

5. "Сообщества и экосистемы".

6. Антропогенное воздействие на атмосферу.

7. Антропогенное воздействие на гидросферу.

8. Антропогенное воздействие на литосферу.

9. Антропогенное воздействие на биотические сообщества.

10. Особые виды воздействия на биосферу.

11. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

12. Инженерная защита окружающей природной среды.

13. Основы экологического права.

14. Экология и экономика.

15. Экологизация общественного сознания.

16. Международное сотрудничество в области экологии.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения:

- пассивная форма (классическая лекция);

- интерактивная форма (использование механизмов взаимодействия с учащимися и контроля усвоения знаний, например, в виде либо “лекции-беседы”, либо “лекции-дискуссии”).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экология

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Большаков В.Н. Экология [Электронный ресурс]: учебник/ Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2013.— 504 c. - http://www.iprbookshop.ru/14327

2. Фирсов А.И. Экология техносферы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Фирсов А.И., Борисов А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 94 c. - http://www.iprbookshop.ru/20799

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Островский Н.В. Экология. Учебно-методическое пособие. / Н.В. Островский. – Киров: ВятГУ, электронное издание, 2009. – 112 с. - http://window.edu.ru/resource/719/72719

2. Болтакова Н.В. Экология: Учебное пособие / Н.В. Болтакова. – Казань: Казанский университет, 2012. – 136 с. - http://window.edu.ru/resource/328/78328

3. Журнал "Экологическая химия" - http://www.chemjournals.net/eco/eco_n.htm

4. Журнал "INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS " - http://www.ejournal33.com

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://ecoportal.su/ - Ecoportal. Всероссийский экологический портал. Вся экология.

http://www.runature.ru/ - Всероссийское общество охраны природы

ttp://www.ecopolicy.ru/ - Центр экологической политики России.

http://www.biodat.ru/ - Собрание информационных ресурсов в сфере охраны живой природы BioDat.

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, GPL).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

chemjournals.net

ejournal33.com

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

Лаборатория экологии, биологии, геологии и геодезии

Весы торсионные № 7893– 1шт., набор разновесов Г-4-210 и МГ-4-1100-10 ГОСТ7328-65– 1шт., термометр ртутный стеклянный лабораторный ГОСТ 215-73ТЛ-2 – 1шт.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Выполнение заданий производится самостоятельно, группами в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к лабораторно-практическим работам. В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ студенты все необходимое, связанное с экспериментом, записывают в свои рабочие тетради. Тут же фиксируют поставленную перед ними экспериментальную задачу, структурную или принципиаль­ную схему, методику выполнения заданий, поясняя записи схемами, таблицами и другими материалами. В тетрадь заносятся все наблюдения по ходу выполнения эксперимента, а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами, графиками и описанием полученных результатов опытов. Обработка результатов эксперимента должна быть выполнена в тот же день, после чего обучающиеся приступают к оформлению отчета. Необходимый теоретический материал, индивидуальное (групповое) задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экология»

по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология

 

Рабочая программа дисциплины «Экология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: ознакомить студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; сформировать экологическое мировоззрение на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитать у студентов навыки экологической культуры.

Задачи дисциплины:

- изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

- формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экология» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология.

 

06.06.2017 г.