Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПМК 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Риторика     

 




Направление подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

144 / 4  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

94,15  

Зач. с оц.  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

1,6  

0,25  

49,85  

94,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью изучения данной дисциплины является: способствовать формированию у студентов практических учений и навыков рационального речевого поведения, построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности, сформировать у будущих пиар-специалистов риторические навыки и умения.

Задачи:

1. Сформировать у студентов представления о риторике как о научной дисциплине.

2. Познакомить с историей становления риторики, начиная с античности.

3. Сформировать представления о родах и видах красноречия, об основных особенностях ораторской речи.

4. Сформировать навыки отбора литературы и изучения отобранной литературы по теме.

5. Способствовать формированию культуры речевого поведения.

6. Сформировать коммуникативную компетенцию, под которой понимается умения решать жизненно важные, в том числе и профессиональные, задачи средствами русского языка.

7. Научить студентов публичному выступлению разных жанров; помочь им овладеть технологиями снятия страха перед публичным выступлением.

8. Сформировать у студентов умение работать в команде.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.10.06))

Дисциплина базируется на знании школьного курса русского языка и литературы, а также на знаниях русского языка и культуры речи. На знании этой дисциплины базируется такие дисциплины как "Основы теории коммуникации", "Стилистика и основы редактирования", "Теория и практика массовой информации", "Основы имиджелогии".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ПК-6 способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

историю становления риторики; (ОК-5).

роды и виды красноречия; (ОК-5).

особенности ораторской речи; (ОК-5).

2) Уметь:

решать профессиональные и жизненно важные задачи средствами русского языка; (ПК-6).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы дисциплины

2

16

6

78

Тестирование

2

Практические основы дисциплины

2

26

16,15

Тестирование

Всего за  семестр

144

16

32

94,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

144

16

32

94,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы дисциплины

Лекция 1.

Значение языка, мышления и речи в деятельности человека (2 часа).

Лекция 2.

Риторика как искусство и наука. Риторика и культура речевой коммуникации (2 часа).

Лекция 3.

Особенности устной публичной и нехудожественной речи (2 часа).

Лекция 4.

Порождение и формирование высказывания.Активные формы обучения полемическому мастерству (2 часа).

Лекция 5.

Подготовка устного выступления.Способы размещения слушателей в аудитории.Поведение оратора в аудитории (2 часа).

Лекция 6.

Логика, композиция и структура речи.Нормы русской речи.Образно-эмоциональная выразительность речи (2 часа).

Лекция 7.

Лексическая культура.Грамматическая культура (2 часа).

Лекция 8.

Выражение речевого этикета.Выдвижение и его виды (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Теоретические основы дисциплины

Практическое занятие 1.

Значение языка, мышления и речи в деятельности человека (2 часа).

Практическое занятие 2.

Риторика как искусство и наука (2 часа).

Практическое занятие 3.

История и современное состояние риторики (2 часа).

Раздел 2. Практические основы дисциплины

Практическое занятие 4.

Риторика как учение о качествах речи (2 часа).

Практическое занятие 5.

Тема и доводы (2 часа).

Практическое занятие 6.

Классификация доводов: общие и специальные принципы. Виды доводов (2 часа).

Практическое занятие 7.

Понятие и основные разновидности риторических приемов (2 часа).

Практическое занятие 8.

Лексические нормы (2 часа).

Практическое занятие 9.

Нормативность речи (2 часа).

Практическое занятие 10.

Характеристика функциональных стилей (2 часа).

Практическое занятие 11.

Монологический и диалогический виды речи (2 часа).

Практическое занятие 12.

Ошибки в устной речи (2 часа).

Практическое занятие 13.

Общие и специфические средства усиления выразительности (2 часа).

Практическое занятие 14.

Риторические навыки и умения (2 часа).

Практическое занятие 15.

Основы полемического мастерства (2 часа).

Практическое занятие 16.

Этика общения. Бытовое и деловое общение (2 часа).

 

Куликова Н.А.Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Риторика». Режим доступа: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2444#section-0

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Язык, мышление и речь в деятельности человека.

2. Риторика как наука, искусство.

3. Культура и риторика речевой коммуникации.

4. Подготовка выступления.

5. Композиция, логика и структура речи.

6. Выражения речевого этикета речи.

7. Способы размещения аудитории.

8. Нормы речи.

9. Понятие и основные разновидности риторических приемов.

10. Лексические нормы.

11. Нормативность речи.

12. Монологические и диалогические виды речи.

13. Ошибки устной речи.

14. Риторические навыки и умения.

15. Этика общения. Бытовое и деловое общение.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В ходе реализации дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- лекционные занятия;

- проблемное обучение;

- занятия-диалоги;

- мультимедийные технологии;

- работа в группах;

- дискуссии;

- круглые столы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Риторика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Кузнецов И.Н. Бизнес-риторика [Электронный ресурс]/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 407 c. - http://www.iprbookshop.ru/10908.html

2. Кузнецов И.Н. Риторика (6-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 559 c. - http://www.iprbookshop.ru/24811.html

3. Кузнецов И.Н. Риторика, или Ораторское искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 431 c. - http://www.iprbookshop.ru/52558.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 272 с. - 5 экз.

2. Риторика. Деловое общение : учебное пособие / В.Н. Руднев. — Москва : КноРус, 2016. — 352 с. - https://www.book.ru/book/920705

3. Психосемантика межличностных отношений : монография / Д.М. Долганов. — Москва : Русайнс, 2016. — 233 с. - https://www.book.ru/book/921998

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Портал "Филология и лингвистика": http://www.filologia.su/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала студент знакомится со списком основной и дополнительной учебной литературы из рабочей программы, к которой имеет доступ на информационно-образовательном портале. Конспектирование лекций предполагает и одновременно проработку наиболее трудных вопросов в обсуждении с преподавателем и студентами. Работа с лекционным материалом осуществляется и при подготовке к тестам и дифференцированному зачету.

На практических занятиях обсуждаются вопросы, размещенные в практикуме. Для их подготовки используется материал учебной и научной литературы при опоре на конспекты лекций. Работа над тестовыми заданиями ведется в индивидуальном порядке.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Риторика»

по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Рабочая программа дисциплины «Риторика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: Целью изучения данной дисциплины является: способствовать формированию у студентов практических учений и навыков рационального речевого поведения, построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности, сформировать у будущих пиар-специалистов риторические навыки и умения.

Задачи:

1. Сформировать у студентов представления о риторике как о научной дисциплине.

2. Познакомить с историей становления риторики, начиная с античности.

3. Сформировать представления о родах и видах красноречия, об основных особенностях ораторской речи.

4. Сформировать навыки отбора литературы и изучения отобранной литературы по теме.

5. Способствовать формированию культуры речевого поведения.

6. Сформировать коммуникативную компетенцию, под которой понимается умения решать жизненно важные, в том числе и профессиональные, задачи средствами русского языка.

7. Научить студентов публичному выступлению разных жанров; помочь им овладеть технологиями снятия страха перед публичным выступлением.

8. Сформировать у студентов умение работать в команде.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Риторика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

 

06.06.2017 г.