Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Информационные технологии в образовании     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

36,4  

Экз.(35,65)  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

36,4  

35,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: приобретение студентами основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией, умения работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Задачами дисциплины являются:

- определить теоретическое и методологическое содержание понятия «информационные технологии»;

– проанализировать проблемы использования информационных технологий в системе образования;

- познакомить студентов с многообразием методов, технологий и методик информационных технологий в науке и образовании;

– содействовать формированию способности к использованию информационных технологий в практике преподавания;

– сформировать у студентов навыки использования информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.09))

Дисциплина базируется на школьном курсе информатики и является необходимой основой для изучения дисциплин: Информационно-коммуникационные Интернет-технологии в обучении иностранным языкам, Введение в педагогическую деятельность, Методика обучения иностранным языкам, Педагогика, а также для прохождения производственной практики и написания ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.

ПК-2 способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

современные методы обучения с использованием информационных технологий (ОПК-2).

современные информационные технологии (ПК-2).

2) Уметь:

применять современные методы обучения с использованием информационных технологий (ОПК-2).

использовать современные информационные технологии (ПК-2).

3) Владеть:

готовностью к осуществлению обучения с использованием информационных технологий (ОПК-2).

готовностью к применению информационных технологий в учебном процессе (ПК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Информационные образовательные технологии

2

8

10

32

устный опрос, тестирование

2

Информационные образовательные ресурсы

2

8

6

4,4

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

36,4

3,6

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

108

16

16

36,4

3,6

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Информационные образовательные технологии

Лекция 1.

Информационные процессы, информатизация общества и образования (2 часа).

Лекция 2.

Технические и технологические аспекты реализации информационных процессов в образовании (2 часа).

Раздел 2. Информационные образовательные ресурсы

Лекция 3.

Информационная образовательная среда (2 часа).

Лекция 4.

Электронные образовательные ресурсы (2 часа).

Раздел 3. Информационные образовательные технологии

Лекция 5.

Мультимедиа технологии в образовании (2 часа).

Лекция 6.

Использование коммуникационных технологий и их сервисов в образовании (2 часа).

Раздел 4. Информационные образовательные ресурсы

Лекция 7.

Использование баз данных и информационных систем в образовании (2 часа).

Лекция 8.

Использование информационных технологий и вопросы информационной безопасности (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Информационные образовательные технологии

Практическое занятие 1.

Создание многокомпонентного документа в MS Word (2 часа).

Практическое занятие 2.

Подготовка учебных материалов с использованием MS Word (2 часа).

Практическое занятие 3.

Расчеты в электронных таблицах MS Excell (2 часа).

Практическое занятие 4.

Разработка презентации учебного материала в MS PowerPoint (2 часа).

Практическое занятие 5.

Создание иллюстративного материала c помощью графического редактора (2 часа).

Раздел 2. Информационные образовательные ресурсы

Практическое занятие 6.

Поиск информации в Интернете (2 часа).

Практическое занятие 7.

Форматирование HTML-страницы (2 часа).

Практическое занятие 8.

Использование мультимедиа технологий (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в http://elib.bgsha.ru/text/2009/ntv2009_01.pdf

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

4. Педагогические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии мультимедиа.

5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

6. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

7. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедиа технологии.

8. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

9. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

10. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.

11. Влияние информационных и коммуникационных технологий на педагогические технологии.

12. Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

13. Использование мультимедиа и информационных и коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения.

14. Оценка и сертификация электронных дидактических средств.

15. Особенности организации и проведения учебных телеконференций.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Информационные технологии в образовании

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Клочко И.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие.— Саратов: Вузовское образование., 2014. — 236 c. - http://www.iprbookshop.ru/20424.html

2. Гаспариан М.С., Лихачева Г.Н. Информационные системы и технологии: учебно-методический комплекс. – М.: Издат. центр ЕАОИ., 2011. – 372 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334358

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении: практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации: монография / И.В. Гавриленкова. — Астрахань : Астраханский ГУ, 2016. — 76 с. — ISBN 978-5-4365-0269-4. - https://www.book.ru/book/917022

2. Информационные технологии в образовании. На примере обучения иностранному языку в экономических вузах: монография / Д.А. Миронова и др. — Москва: Русайнс, 2016. — 63 с. — ISBN 978-5-4365-1326-3. - https://www.book.ru/book/921979

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - http://www.ict.edu.ru/

Всероссийский общеобразовательный портал - http://www.edu-all.ru/

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/

Программное обеспечение:

Компьютерный класс.

Операционная система Microsoft Windows (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Офисный пакет Apache OpenOffice (free software, Apache License version 2.0);

Растровый графический редактор GIMP (free software, GNU General Public License);

Векторный графический INKSCAPE (free software, GNU General Public License);

Браузер Google Chrome (free software, Google EULA);

MathCad Education-University Edition (100 pack) (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года (с ООО «СофтЛайн Проекты»);

Редактор диаграмм и блок-схем для Windows Microsoft Visio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Свободный текстовый редактор с открытым исходным кодом Notepad++ (free software, GNU General Public License).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

ibooks.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория.

Проектор NEC V302XG + проекционный экран); коммутатор Switch; плазменный телевизор Panasonic 42VS80; DVD плеер V315S.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется выполнением заданий по основным темам дисциплины. Студенты выполняют индивидуальные или групповые задания связанные с тематикой курса. В конце занятия обучающиеся отчитываются о полученных результатах. При необходимости делается работа над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Информационные технологии в образовании»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в образовании» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: приобретение студентами основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией, умения работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Задачами дисциплины являются:

- определить теоретическое и методологическое содержание понятия «информационные технологии»;

– проанализировать проблемы использования информационных технологий в системе образования;

- познакомить студентов с многообразием методов, технологий и методик информационных технологий в науке и образовании;

– содействовать формированию способности к использованию информационных технологий в практике преподавания;

– сформировать у студентов навыки использования информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в образовании» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

06.06.2017 г.