Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИЯ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Методика обучения иностранным языкам     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр







          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

144 / 4  

24  

24  

 

4,4  

0,35  

52,75  

55,6  

Экз.(35,65)  

6

198 / 5,5  

32  

32  

 

3,2  

0,25  

67,45  

130,55  

Зач. с оц.  

7

234 / 6,5  

32  

48  

 

5,2  

2,35  

87,55  

92,8  

Экз.(53,65)  

Итого

576 / 16  

88  

104  

 

12,8  

2,95  

207,75  

278,95  

89,3  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов готовности к ведению образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык" в образовательных учреждениях.

Задачами дисциплины являются: формирование у студентов научно-методической базы как основы будущей профессиональной деятельности и развитие способностей творческого использования теоретических положений методики для решения практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.19))

Дисциплина "Методика обучения иностранным языкам" базируется на следующих дисциплинах: "Педагогика", "Психология", "Возрастная анатомия, физиология и гигиена", а также дисциплинах лингвистической направленности. Освоение дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин по выбору, прохождения производственной практики, написания курсовой работы и ВКР, прохождения государственной итоговой аттестации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования.

ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

ПК-2 способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.

ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

ПК-11 готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

нормативные правовые акты в сфере образования с позиции преподавания иностранных языков (ОПК-4).

требования образовательных стандартов, необходимые для реализации образовательных программ по учебному предмету «Иностранный язык» (ПК-1).

современные приемы, методы, технологии и подходы к обучению иностранному языку (ПК-2).

содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения (ПК-4).

основы теории и практики обучения иностранным языкам (ПК-11).

2) Уметь:

осуществлять поиск и анализировать нормативные правовые акты в сфере образования (ОПК-4).

осуществлять поиск и анализировать примерные программы по иностранным языкам (ПК-1).

уметь выявлять приемы, методы, технологии при обучении иноязычным коммуникативным навыкам и умениям (ПК-2).

выявлять и анализировать личностные, метапредметные и предметные результаты обучения (ПК-4).

публично презентовать систематизированные теоретические и практические знания в области преподавания иностранных языков (ПК-11).

3) Владеть:

готовностью к составлению фрагментов уроков по формированию иноязычных коммуникативных навыков и умений (ПК-1).

готовностью к составлению поурочных планов с учетом выбранных приемов, методов, технологий обучения иноязычному общению (ПК-2).

готовностью к составлению поурочных планов с учетом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения (ПК-4).

готовностью к постановке и решению исследовательских задач в области преподавания иностранных языков (ПК-11).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц, 576 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Раздел 1 "Теоретические основы обучения иностранным языкам".

5

24

24

55,6

Тестирование. Выступление с докладами

Всего за  семестр

144

24

24

55,6

4,4

0,35

Экз.(35,65)

2

Раздел 2 "Технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности".

6

32

32

130,55

Тестирование. Составление методического портфеля

Всего за  семестр

198

32

32

130,55

3,2

0,25

Зач. с оц.

3

Раздел 2 "Технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности".

7

8

12

46

Тестирование. Составление методического портфеля

4

Раздел 3 "Организация процесса обучения иностранным языкам".

7

24

36

46,8

Тестирование. Составление методического портфеля

Всего за  семестр

234

32

48

92,8

+

5,2

2,35

Экз.(53,65)

Итого   

576

88

104

278,95

12,8

2,95

89,3

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Раздел 1 "Теоретические основы обучения иностранным языкам".

Лекция 1.

Языковое образование на современном этапе общественного развития (2 часа).

Лекция 2.

Методика обучения иностранным языкам как наука (2 часа).

Лекция 3.

Психолингвистические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 4.

Психологические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 5.

Психологические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 6.

Лингвистические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 7.

Лингвистические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 8.

Дидактико-методические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 9.

Дидактико-методические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 10.

Социокультурные основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Лекция 11.

Цели обучения иностранному языку (2 часа).

Лекция 12.

Принципы обучения иностранному языку (2 часа).

Семестр 6

Раздел 2. Раздел 2 "Технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности".

Лекция 13.

Урок иностранного языка (2 часа).

Лекция 14.

Формирование фонетического компонента языковой компетенции (2 часа).

Лекция 15.

Формирование фонетического компонента языковой компетенции (2 часа).

Лекция 16.

Формирование лексического компонента языковой компетенции (2 часа).

Лекция 17.

Формирование лексического компонента языковой компетенции (2 часа).

Лекция 18.

Формирование грамматического компонента языковой компетенции (2 часа).

Лекция 19.

Формирование грамматического компонента языковой компетенции (2 часа).

Лекция 20.

Обучение аудированию (2 часа).

Лекция 21.

Обучение аудированию (2 часа).

Лекция 22.

Обучение чтению (2 часа).

Лекция 23.

Обучение чтению (2 часа).

Лекция 24.

Обучение говорению: диалогической речи (2 часа).

Лекция 25.

Обучение говорению: диалогической речи (2 часа).

Лекция 26.

Обучение говорению: монологической речи (2 часа).

Лекция 27.

Обучение письму и письменной речи (2 часа).

Лекция 28.

Обучение письму и письменной речи (2 часа).

Семестр 7

Раздел 3. Раздел 2 "Технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности".

Лекция 29.

Формирование социокультурной компетенции (2 часа).

Лекция 30.

Формирование социокультурной компетенции (2 часа).

Лекция 31.

Формирование компенсаторной компетенции (2 часа).

Лекция 32.

Формирование учебно-познавательной компетенции (2 часа).

Раздел 4. Раздел 3 "Организация процесса обучения иностранным языкам".

Лекция 33.

Контроль в обучении иностранному языку (2 часа).

Лекция 34.

Планирование учебного процесса по иностранным языкам (2 часа).

Лекция 35.

Планирование учебного процесса по иностранным языкам (2 часа).

Лекция 36.

Планирование урока иностранного языка в контексте ФГОС (2 часа).

Лекция 37.

Формирование универсальных учебных компетенций средствами иностранного языка в контексте ФГОС (2 часа).

Лекция 38.

Государственная итоговая аттестация по иностранному языку. ОГЭ. ЕГЭ (2 часа).

Лекция 39.

Образовательные технологии обучения иностранному языку (2 часа).

Лекция 40.

Образовательные технологии обучения иностранному языку (2 часа).

Лекция 41.

Инфокоммуникационные технологии обучения иностранному языку (2 часа).

Лекция 42.

Самостоятельная работа по иностранному языку (2 часа).

Лекция 43.

Внеурочная работа по иностранному языку (2 часа).

Лекция 44.

Внеурочная работа по иностранному языку (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Раздел 1 "Теоретические основы обучения иностранным языкам".

Практическое занятие 1.

Языковое образование на современном этапе общественного развития (2 часа).

Практическое занятие 2.

Методика обучения иностранным языкам как наука (2 часа).

Практическое занятие 3.

Психолингвистические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 4.

Психологические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 5.

Психологические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 6.

Лингвистические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 7.

Лингвистические основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 8.

Дидактико-методические основы методики обучения иностранным языкам.обучения (2 часа).

Практическое занятие 9.

Дидактико-методические основы методики обучения иностранным языкам.обучения (2 часа).

Практическое занятие 10.

Социокультурные основы методики обучения иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 11.

Цели обучения иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 12.

Принципы обучения иностранному языку (2 часа).

Семестр 6

Раздел 2. Раздел 2 "Технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности".

Практическое занятие 13.

Урок иностранного языка (2 часа).

Практическое занятие 14.

Формирование фонетического компонента языковой компетенции (2 часа).

Практическое занятие 15.

Формирование фонетического компонента языковой компетенции (2 часа).

Практическое занятие 16.

Формирование лексического компонента языковой компетенции (2 часа).

Практическое занятие 17.

Формирование лексического компонента языковой компетенции (2 часа).

Практическое занятие 18.

Формирование грамматического компонента языковой компетенции (2 часа).

Практическое занятие 19.

Формирование грамматического компонента языковой компетенции (2 часа).

Практическое занятие 20.

Обучение аудированию (2 часа).

Практическое занятие 21.

Обучение аудированию (2 часа).

Практическое занятие 22.

Обучение чтению (2 часа).

Практическое занятие 23.

Обучение чтению (2 часа).

Практическое занятие 24.

Обучение говорению: диалогической речи (2 часа).

Практическое занятие 25.

Обучение говорению: диалогической речи (2 часа).

Практическое занятие 26.

Обучение говорению: монологической речи (2 часа).

Практическое занятие 27.

Обучение письму и письменной речи (2 часа).

Практическое занятие 28.

Обучение письму и письменной речи (2 часа).

Семестр 7

Раздел 3. Раздел 2 "Технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности".

Практическое занятие 29.

Формирование социокультурной компетенции (2 часа).

Практическое занятие 30.

Формирование социокультурной компетенции (2 часа).

Практическое занятие 31.

Формирование социокультурной компетенции (2 часа).

Практическое занятие 32.

Формирование компенсаторной компетенции (2 часа).

Практическое занятие 33.

Формирование учебно-познавательной компетенции (2 часа).

Практическое занятие 34.

Формирование учебно-познавательной компетенции (2 часа).

Раздел 4. Раздел 3 "Организация процесса обучения иностранным языкам".

Практическое занятие 35.

Контроль в обучении иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 36.

Планирование учебного процесса по иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 37.

Планирование учебного процесса по иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 38.

Планирование учебного процесса по иностранным языкам (2 часа).

Практическое занятие 39.

Планирование урока иностранного языка в контексте ФГОС (2 часа).

Практическое занятие 40.

Планирование урока иностранного языка в контексте ФГОС (2 часа).

Практическое занятие 41.

Формирование универсальных учебных компетенций средствами иностранного языка в контексте ФГОС (2 часа).

Практическое занятие 42.

Государственная итоговая аттестация по иностранному языку. ОГЭ. ЕГЭ (2 часа).

Практическое занятие 43.

Государственная итоговая аттестация по иностранному языку. ОГЭ. ЕГЭ (2 часа).

Практическое занятие 44.

Образовательные технологии обучения иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 45.

Образовательные технологии обучения иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 46.

Образовательные технологии обучения иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 47.

Инфокоммуникационные технологии обучения иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 48.

Самостоятельная работа по иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 49.

Самостоятельная работа по иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 50.

Внеурочная работа по иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 51.

Внеурочная работа по иностранному языку (2 часа).

Практическое занятие 52.

Внеурочная работа по иностранному языку (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП "MOODLE" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2978

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=6274

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=6275

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Соизучение языка и культуры, развитие зарубежной и отечественной методики обучения иностранным языкам.

2. Формирование иноязычных коммуникативных навыков и умений. Методический портфель будущего преподавателя.

3. Планирование уроков иностранного языка. Методический портфель будущего преподавателя.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Развитие умений чтения на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.

2. Формирование иноязычных диалогических умений на младшем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.

3. Развитие лексических навыков говорения на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения в школе.

4. Совершенствование иноязычных грамматических навыков у школьников старшего звена.

5. Обучение монологической стороне иноязычной речи школьников старших классов.

6. Развитие фонетических навыков на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения в школе.

7. Совершенствование иноязычных умений в письменной речи в формате ЕГЭ на старшем этапе обучения.

8. Особенности обучения аудированию на иностранном языке школьников на среднем этапе обучения .

9. Приемы обучения иноязычной монологической речи на занятиях в школе на начальном этапе обучения.

10. Развитие иноязычных лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения в школе.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены на ИОП "MOODLE"

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=6275

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий. На лекциях используются элементы проблемного обучения. В ходе практических занятий применяется обучение в сотрудничестве (в малых группах), педагогический тренинг.

Технология методический портфель используется в рамках самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Методика обучения иностранным языкам

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / А.П. Василевич, Н.В. Акимова, Н.Д. Гальскова, Н.Ф. Коряковцева. — Москва : КноРус, 2018. — 390 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-05677-6. - https://www.book.ru/book/924272/view2/1

2. Максимова О.А. Учебно-методическое пособие к курсу лекций по методике преподавания английского языка в средней школе: [в ч.]. Ч. 1: Формирование лексических и грамматических навыков, формирование умений устной речи. - Владимир: изд-во ВлГУ, 2014 [Электронный ресурс] - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/3747/1/00498.pdf

3. Максимова О.А. Методическое руководство по анализу урока иностранного языка (в помощь студентам-практикантам). - Владимир: изд-во ВлГУ, 2014. - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/3725/1/00493.pdf

4. Методика обучения иностранным языкам: методические указания к практическим занятиям для студентов образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/сост. Панкратова Е.А. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,8 Мб). - Муром.: МИ (филиал) ВлГУ, 2015. Регистрационный номер – 0321504677 - https://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=view_book&com=read_book&book_id=2748

5. Методика обучения иностранным языкам: Практикум для студентов образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / сост. Панкратова Е.А. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,8 Мб). - Муром: МИ ВлГУ, 2016. - https://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=view_book&com=read_book&book_id=2908

6. Зайцева, С. Е. Краткий курс методики обучения иностранным языкам : курс лекций / С. Е. Зайцева, Е. Н. Щавелева. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2009. — 183 c. — ISBN 978-5-87623-263-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/98074.html — Режим доступа: для авторизир. Пользователей - http://www.iprbookshop.ru/98074.html

7. Методика работы по развитию речевых навыков и умений при обучении иностранному языку в средней школе : учебно-методическое пособие / составители Н. Н. Французова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 50 c. — ISBN 978-5-4497-0090-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85894.html — Режим доступа: для авторизир. Пользователей - http://www.iprbookshop.ru/85894.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Иностранные языки в школе (научно-методический журнал) -2008-2018гг. - 157 экз.

2. Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников[Электронный ресурс]/ Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. Учебно-методическое пособие онлайн — КноРус, 2016. – 112 с. ISBN: 978-5-406-04812-2 - http://www.book.ru/book/918632

3. Енбаева Л.В. Практикум по профессионально-ориентированному общению. Профессиональная коммуникация учителя английского языка [Электронный ресурс]: учебное электронное пособие/ Енбаева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32084.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - http://www.iprbookshop.ru/32084.html

4. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы [Электронный ресурс]/ Бушенева Ю.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14048.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - http://www.iprbookshop.ru/14048.html

5. Языкова Н.В. Иностранные языки. Теория и методика обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Языкова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский городской педагогический университет, 2011.— 268 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26485.html.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/26485.html

6. Ермолаева, Е. В. Теория и методика обучения 1-му иностранному (английскому) языку : учебно-методическое пособие / Е. В. Ермолаева. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015. — 71 c. — ISBN 978-5-86045-818-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59185.html — Режим доступа: для авторизир. Пользователей - http://www.iprbookshop.ru/59185.html

7. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС [Электронный ресурс]/ О.Б. Даутова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2019.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/89259.html.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/89259.html

8. Камардина, Ю. С. Иностранный язык: научно-исследовательская работа студентов по методике обучения и воспитания : учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык» / Ю. С. Камардина, И. И. Невежина. — Саратов : Издательство Саратовского университета, 2019. — 44 c. — ISBN 978-5-292-04605-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/99031.html — Режим доступа: для авторизир. Пользователей - http://www.iprbookshop.ru/99031.html

9. Терехова С.А. Теоретические и методические аспекты обучения учащихся основной школы контрольно-экзаменационным стратегиям овладения иноязычной речевой деятельностью [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Терехова С.А.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2013.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21461.html.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/21461.html

10. Милованова Л.А. Иностранные языки в профильной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие для учителей, аспирантов и студентов/ Милованова Л.А.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2009.— 142 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21470.html.— ЭБС «IPRbooks» - http://www.iprbookshop.ru/21470.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]:

http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

2. Телепрограммы с лекциями ученых в области методики преподавания иностранных языков [Электронный ресурс ]:

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/182359

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/182366

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/155738

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/155737

3.Сайт общества взаимопомощи учителей. Методика преподавания [Электронный ресурс]:

http://pedsovet.su/publ/70

Видео лекции ученых в области методики преподавания иностранных языков [Электронный ресурс]:

http://pedsovet.org/content/view/23963

4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений»

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Программное обеспечение:

Компьютерный класс. Лекционная аудитория

Microsoft Office Standard 2010 Open License Pack No Level Academic Edition (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года);

ABBYY Lingvo x3 Европейская версия (BOX, договор №739 от 01.12.2008 года).

Кабинет научно-исследовательской работы

Microsoft Office Standard 2010 Open License Pack No Level Academic Edition (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

dspace.www1.vlsu.ru

evrika.mivlgu.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный класс. Лекционная аудитория

11 комплектов аудиогарнитуры, комплект учебно-методических пособий, комплект проекционного оборудования (проектор NEC V302XG + проекционный экран), коммутатор Switch, плазменный телевизор Panasonic 42VS80, DVD плеер V315S, 11 компьютеров: монитор LCD 19˝ Samsung, сист. блок Intel E2160/1.8/2048Mb/DVD-RW, клавиатура, мышь. Доступ к сети Интернет.

Кабинет научно-исследовательской работы

Комплект учебно-методических пособий, библиотека специализированных периодических изданий; компьютер: монитор LCD 17˝, Samsung сист. блок Intel Core i5-7400 3GHz/8Гб/DVD-RW, клавиатура, мышь; компьютер: монитор LCD 19˝ Samsung, сист. блок Intel E2160/1.8/2048Mb/DVD-RW, клавиатура, мышь; принтер HP LJ Pro P1102; сканер Canon CanoScan Lide 220. Доступ к сети Интернет.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

С целью успешного освоения теоретического материала преподаватель знакомит студентов со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Уточняется, каким дополнительным пособиям студенту следует отдать предпочтение. Студент ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями. Во время лекции преподаватель задает студентам проблемные вопросы, связанные с проектированием будущей профессиональной деятельности, опираясь на зафиксированную информацию и с учетом собственного опыта учебной деятельности.

На практических занятиях обсуждаются вопросы, рассмотренные на лекциях. Формы проведения занятий согласуются со спецификой конкретной темы. С целью более глубокого освоения теоретических основ студентам (в составе малых групп) предлагается выбрать тему для изучения и последующей устной презентации, а также обсуждения всей группой на практическом занятии. Основы практической деятельности закладываются в процессе проведения в учебной группе фрагментов уроков, нацеленных на формирование и развитие коммуникативных навыков и умений, а также презентации результатов поурочного проектирования. Занятие завершается подведением итогов и определением внеаудиторной самостоятельной работы, нацеленной на дальнейшую академическую подготовку к успешному прохождению производственной практики.

Студенты осуществляют внеаудиторную учебную деятельность в рамках тем, отводимых на самостоятельное изучение. В обучении данной дисциплине используется технология методический портфель. Эта технология обеспечивает профессиональное развитие студента как активного субъекта образовательного процесса. Методический портфель представляет собой совокупность самостоятельно разработанных методических материалов, который отражает результаты методической деятельности студента, связанной с проектированием фрагментов урока и планов уроков разных видов. Самостоятельно выбираются методы, формы и режим выполнения самостоятельной работы в соответствии с личностными особенностями, уровнем подготовки, условиями выполнения. Студент самостоятельно отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении учебным материалом. Задания, выносимые на самостоятельную работу, размещены на ИОП в соответствующем разделе, и включают следующие: изучение теоретического материала по теме и выполнение теста, который содержит вопросы по теории и практике применения теоретических положений. Студент должен регулярно выполнять задания и отчитываться перед преподавателем в конце каждого месяца. Для успешного выполнения заданий, студент имеет возможность неограниченного количества попыток и индивидуальной временной протяженности в процессе выполнения заданий. Для эффективного выполнения заданий, выносимых на самостоятельную работу, студенту рекомендуется использовать учебно-методические материалы (конспекты соответствующих лекций), размещенные в том же разделе в ИОП, где приводится методически обработанный материал в помощь студенту по каждому изучаемому разделу. Результаты изучения тем, отводимых на самостоятельное освоение, учитываются при проведении промежуточной аттестации.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями по написанию курсовой работы. Тема курсовой работы выбирается студентом и согласовывается с руководителем. Курсовая работа выполняется в течение семестра. Руководитель оказывает помощь студенту в выборе темы, определении цели и задач исследования, выявлении вопросов, подлежащих рассмотрению, подбору литературы и фактического материала, выбору методики исследования. На заключительном этапе обучающийся оформляет текст курсовой работы и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры и учителя, который осуществляет профессиональную деятельность в системе общего образования.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Методика обучения иностранным языкам»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Методика обучения иностранным языкам» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 576 час. (16 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен / зачет с оценкой / экзамен .

Цель дисциплины: формирование у студентов готовности к ведению образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык" в образовательных учреждениях.

Задачами дисциплины являются: формирование у студентов научно-методической базы как основы будущей профессиональной деятельности и развитие способностей творческого использования теоретических положений методики для решения практических задач.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Методика обучения иностранным языкам» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

06.06.2017 г.