Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИЯ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Практическая фонетика второго иностранного языка     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

162 / 4,5  

 

32  

 

 

0,25  

32,25  

129,75  

Зач. с оц.  

4

90 / 2,5  

 

32  

 

 

0,25  

32,25  

57,75  

Зач. с оц.  

Итого

252 / 7  

 

64  

 

 

0,5  

64,5  

187,5  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: овладение произношением немецкого языка, соответствующем современной орфоэпической норме.

Задачи дисциплины: формирование умений фонетически корректного построения высказывания на немецком языке с учетом специфики соответствующей коммуникативной ситуации, аудирования и выразительного чтения на изучаемом иностранном языке.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.07))

Дисциплина "Практическая фонетика второго иностранного языка" базируется на школьной дисциплине "Иностранный язык". Освоение дисциплины "Практическая фонетика второго иностранного языка" является необходимой основой для последующего изучения дисциплины "Теоретическая фонетика второго иностранного языка" "Практика устной и письменной речи второго иностранного языка".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

нормы современного иностранного языка и особенности их функционирования в речи (ОК-4).

фонетический строй изучаемого языка в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов (ПК-1).

2) Уметь:

говорить, воспринимать на слух, читать, писать на иностранном языке (ОК-4).

использовать изучаемый язык в разделах "Аудирование", "Чтение", "Письмо" и "Говорение" в формате экзаменов ОГЭи ЕГЭ (ПК-1).

3) Владеть:

готовностью использовать иностранный язык в разнообразных коммуникативных ситуациях в академической и профессиональной сферах общения в качестве равноправного участника диалога культур (ОК-4).

готовностью исправлять фонетические и интонационные ошибки (ПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Система гласных фонем.

3

16

56

Письменный опрос. Устный опрос.

2

Система согласных фонем.

3

16

73,75

Письменный опрос. Устный опрос.

Всего за  семестр

162

32

129,75

0

0,25

Зач. с оц.

3

Ударение в словах и предложениях.

4

10

0

Письменный опрос. Устный опрос.

4

Интонация в простых предложениях.

4

12

0

Письменный опрос. Устный опрос.

5

Интонация в сложных предложениях.

4

10

57,75

Письменный опрос. Устный опрос.

Всего за  семестр

90

32

57,75

0

0,25

Зач. с оц.

Итого   

252

64

187,5

0,5

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Система гласных фонем.

Практическое занятие 1.

Система гласных фонем немецкого языка. Сравнительная характеристика фонем [a:], [a] (2 часа).

Практическое занятие 2.

Сравнительная характеристика фонем [ε:], [ε] (2 часа).

Практическое занятие 3.

Характеристика фонемы [e:] (2 часа).

Практическое занятие 4.

Редуцированный гласный [ə] (2 часа).

Практическое занятие 5.

Сравнительная характеристика фонем [y:], [Y] (2 часа).

Практическое занятие 6.

Сравнительная характеристика фонем [ø:], [œ] (2 часа).

Практическое занятие 7.

Дифтонги [ae], [ao] (2 часа).

Практическое занятие 8.

Дифтонг [ɔø] (2 часа).

Раздел 2. Система согласных фонем.

Практическое занятие 9.

Классификация согласных фонем немецкого языка. Сравнительная характеристика фонем [b], [p] (2 часа).

Практическое занятие 10.

Сравнительная характеристика фонем [ŋ] (2 часа).

Практическое занятие 11.

Сравнительная характеристика фонем [ç], [x] (2 часа).

Практическое занятие 12.

Характеристика фонем [∫], [h], [j] (2 часа).

Практическое занятие 13.

Характеристика фонем [ɐ], [r] (2 часа).

Практическое занятие 14.

Характеристика фонем [l], [m], [n] (2 часа).

Практическое занятие 15.

Аффрикаты [ts], [pf], [t∫] (2 часа).

Практическое занятие 16.

Характеристика фонем [kv], [ks], [ʒ] (2 часа).

Семестр 4

Раздел 3. Ударение в словах и предложениях.

Практическое занятие 17.

Ударение в слове. Ударение в простых и производных словах (2 часа).

Раздел 4. Интонация в простых предложениях.

Практическое занятие 18.

Интонация (2 часа).

Раздел 5. Ударение в словах и предложениях.

Практическое занятие 19.

Ударение в повествовательном нераспространенном предложении (2 часа).

Практическое занятие 20.

Отрицание. Ударение в предложении с отрицанием (2 часа).

Практическое занятие 21.

Ударение в предложении с союзом sondern (2 часа).

Раздел 6. Интонация в простых предложениях.

Практическое занятие 22.

Простые распространенные предложения с прямым порядком слов (2 часа).

Раздел 7. Ударение в словах и предложениях.

Практическое занятие 23.

Ударение в вопросительном предложении (2 часа).

Раздел 8. Интонация в простых предложениях.

Практическое занятие 24.

Интонация побудительного предложения (2 часа).

Практическое занятие 25.

Обращение. Интонация в предложении с обращением (2 часа).

Практическое занятие 26.

Интонация предложений с глаголами с отделяемыми приставками (2 часа).

Практическое занятие 27.

Предложения с конструкцией "Nicht wahr?" (2 часа).

Раздел 9. Интонация в сложных предложениях.

Практическое занятие 28.

Интонация предложений, содержащих прямую речь и слова автора (2 часа).

Практическое занятие 29.

Восклицание. Интонация в предложениях с восклицаниями (2 часа).

Практическое занятие 30.

Интонация вводных предложений (2 часа).

Практическое занятие 31.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (2 часа).

Практическое занятие 32.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП "MOODLE": https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1690

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сравнительная характеристика фонем [i], [i:].

2. Сравнительная характеристика фонем [o:], [ɔ].

3. Сравнительная характеристика фонем [u:], [υ].

4. Сравнительная характеристика фонем [d], [t].

5. Сравнительная характеристика фонем [g], [k].

6. Сравнительная характеристика фонем [f], [v].

7. Сравнительная характеристика фонем [s], [z].

8. Ударение в сложных словах.

9. Интонация предложений с перечислениями.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий. На практических занятиях организуется индивидуальная работа с каждым обучающимся, что способствует более эффективному усвоению изучаемого материала.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Практическая фонетика второго иностранного языка

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Практическая фонетика немецкого языка: Практикум для студентов образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / сост. Гришина О.В. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (1,5 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - https://evrika.mivlgu.ru/index.php?mod=view_book&com=read_book&book_id=2920

2. Завьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка. Начальный этап: учебное пособие / В.М. Завьялова, Л.В.Ильина. - 11-е изд. - М.: КДУ, 2014. - 328 с. - 12 экз.

3. Методические указания к лабораторным занятиям и по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Практическая фонетика": для студентов 1 курса факультета иностранных языков / Составитель Т.В. Тяпкина: ВлГУ, 2014. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/3413/1/00436.pdf

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Попов В.С. Дело мастера боится. Учебное пособие по практической фонетике немецкого языка. Часть 1. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2006. - 202 с. - http://window.edu.ru/resource/732/67732

2. Архипкина Г.Д., Гончарова О.Е. Учебно-методические указания по вводно-коррективному курсу фонетики немецкого языка для гуманитарных и естественных факультетов. Часть 1. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006. - 45 с. - http://window.edu.ru/resource/779/70779

3. Шурова М.Е. Практическая фонетика. Richtig Sprechen (praktische Phonetik): Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 51 с. - http://window.edu.ru/resource/539/59539

4. Журнал для изучающих немецкий язык Vitamin de - http://www.vitaminde.de

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Онлайн словари и энциклопедии на Академике, режим доступа: http://dic.academic.ru/

2. Немецкий язык онлайн. Грамматика, фонетика, лексика, аудирование, видео, режим доступа: http://startdeutsch.ru/

3. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

4.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Федеральный институт педагогических измерений", режим доступа:

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

5. Онлайн справочник по немецкому языку: обучение фонетике, письму, аудированию, «audio-lingua», режим доступа: http://www.audio-lingua.eu/?lang=de

6. Онлайн справочник по немецкому языку грамматике, упражнения, тесты, обучение письму, аудированию, говорению, страноведческий материал, «Online-Aufgaben Deutsch als Fremdsprache», режим доступа: http://www.schubert-verlag.de/aufgaben/index.htm

Программное обеспечение:

Лингафонный кабинет

Lingaphon IFEP (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров № 37/44 от 15.09.2015 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

evrika.mivlgu.ru

e.lib.vlsu.ru

window.edu.ru

vitaminde.de

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лингафонный кабинет

Комплект учебно-методических пособий, лингафонная система ЛФК-102К на 16 посадочных мест и 1 место преподавателя, гарнитура ТМГ – 17 штук, компьютер Spark (монитор LCD Aser 21,5˝, сист. блок Intel Core i3-4130/3.4/4000Mb/ DVD-RW, клавиатура, мышь), видеомагнитофон LG, телевизор JVC. Доступ к сети Интернет.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

На практических занятиях пройденный материал закрепляется выполнением письменных и устных заданий по основным темам дисциплины. Задания, полученные на занятии выполняются индивидуально. Результаты выполнения заданий обучающиеся демонстрируют преподавателю. Исправление ошибок обучающиеся осуществляют самостоятельно в устной и письменной форме.

Задачами самостоятельной работы обучающихся является углубленное усвоение теоретических языковых знаний, закрепление практических речевых умений, формирование навыков исследовательской работы, развитие творческой инициативы. Самостоятельная работа выполняется обучающимися без непосредственного руководства преподавателя. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим выполнения заданий по самостоятельной работе.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Практическая фонетика второго иностранного языка»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Практическая фонетика второго иностранного языка» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 252 час. (7 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой / зачет с оценкой .

Цель дисциплины: овладение произношением немецкого языка, соответствующем современной орфоэпической норме.

Задачи дисциплины: формирование умений фонетически корректного построения высказывания на немецком языке с учетом специфики соответствующей коммуникативной ситуации, аудирования и выразительного чтения на изучаемом иностранном языке.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Практическая фонетика второго иностранного языка» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

06.06.2017 г.