Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИЯ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Речевой этикет на втором иностранном языке     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

72 / 2  

 

28  

 

 

0,25  

28,25  

43,75  

Зач.  

9

72 / 2  

 

28  

 

 

0,25  

28,25  

43,75  

Зач. с оц.  

Итого

144 / 4  

 

56  

 

 

0,5  

56,5  

87,5  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: освоение теоретических и практических основ культуры устной и письменной речи на немецком языке.

Задачи дисциплины: совершенствование практических навыков правильного употребления грамматических форм, конструкций и оборотов; развитие умения поддерживать беседу на общие, общенаучные и специальные темы; совершенствование навыков творческого владения устной и письменной речью в различных коммуникативных сферах и ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.12.02))

Дисциплина "Речевой этикет на втором иностранном языке" базируется на изучении дисциплинах "Иностранный язык", "Практика устной и письменной речи второго иностранного языка". Освоение дисциплины "Речевой этикет на втором иностранном языке" является необходимой основой для последующего изучения дисциплин "Лингвострановедение и страноведение стран второго иностранного языка", "Теоретические основы второго иностранного языка", прохождения производственной практики и написания ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

иноязычную лексику для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4).

нормы современного иностранного языка и особенности их функционирования в речи (ОПК-5).

2) Уметь:

осуществлять иноязычную коммуникацию при написании писем личного характера (ОК-4).

понимать и передавать иноязычную информацию в рамках профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

3) Владеть:

готовностью к использованию немецкого языка с целью решения задач межкультурного взаимодействия (ОК-4).

готовностью к использованию немецкого языка с учетом профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Социально-бытовая сфера общения

8

20

22

Тестирование, устный опрос.

2

Учебно-трудовая сфера общения

8

8

21,75

Тестирование, устный опрос.

Всего за  семестр

72

28

43,75

0

0,25

Зач.

3

Учебно-трудовая сфера общения

9

8

21

Тестирование, устный опрос.

4

Социально-культурная сфера общения

9

20

22,75

Тестирование, устный опрос.

Всего за  семестр

72

28

43,75

0

0,25

Зач. с оц.

Итого   

144

56

87,5

0,5

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Социально-бытовая сфера общения

Практическое занятие 1.

Знакомство (2 часа).

Практическое занятие 2.

Знакомство (2 часа).

Практическое занятие 3.

Знакомство (2 часа).

Практическое занятие 4.

Приветствие (2 часа).

Практическое занятие 5.

Приветствие (2 часа).

Практическое занятие 6.

Прощание (2 часа).

Практическое занятие 7.

Прощание (2 часа).

Практическое занятие 8.

Пожелание (2 часа).

Практическое занятие 9.

Пожелание (2 часа).

Практическое занятие 10.

Пожелание (2 часа).

Раздел 2. Учебно-трудовая сфера общения

Практическое занятие 11.

Выражение радости при встрече (2 часа).

Практическое занятие 12.

Выражение радости при встрече (2 часа).

Практическое занятие 13.

Выражение удивления при встрече (2 часа).

Практическое занятие 14.

Выражение удивления при встрече (2 часа).

Семестр 9

Раздел 3. Учебно-трудовая сфера общения

Практическое занятие 15.

Благодарность (2 часа).

Практическое занятие 16.

Благодарность (2 часа).

Практическое занятие 17.

Радость и удовольствие (2 часа).

Практическое занятие 18.

Радость и удовольствие (2 часа).

Раздел 4. Социально-культурная сфера общения

Практическое занятие 19.

Комплимент (2 часа).

Практическое занятие 20.

Комплимент (2 часа).

Практическое занятие 21.

Комплимент (2 часа).

Практическое занятие 22.

Предложение (2 часа).

Практическое занятие 23.

Предложение (2 часа).

Практическое занятие 24.

Претензии, жалобы (2 часа).

Практическое занятие 25.

Претензии, жалобы (2 часа).

Практическое занятие 26.

Претензии, жалобы (2 часа).

Практическое занятие 27.

Сожаление, разочарование (2 часа).

Практическое занятие 28.

Сожаление, разочарование (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в ИОП "MOODLE": https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2300

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сочувствие. Пожелания.

2. Прощание. Пожелания.

3. Извинения.

4. Поздравления.

5. Просьба.

6. Возражение.

7. Разрешение.

8. Запрет.

9. Приглашение.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины "Речевой этикет на втором иностранном языке" применяются активные и интерактивные технологии. При проведении практических занятий применяются технологии: обучение в сотрудничестве, интерактивные технологии, ролевые игры, коммуникативные ситуации.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Речевой этикет на втором иностранном языке

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Чепурина И.В. Практикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык). Немецкий язык : учебное пособие / И. В. Чепурина, Н. В. Нагамова. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. - 122 c. - http://www.iprbookshop.ru/62991.html

2. Тяпкина Т.В. Методические указания к лабораторным занятиям и по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи»: для студентов II курса факультета иностранных языков / Составитель Т.М. Тяпкина: ВлГУ, 2012. - 29 с. - http://dspace.www1.vlsu.ru/handle/123456789/2617

3. Роменская Е.Е. Методические указания к практическим занятиям и по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения»: для студентов 3 курса факультета иностранных языков / Составитель Роменская Е.Е.: ВлГУ, 2013. - 28 с. - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/2468/1/00358.pdf

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Тяпкина Т.В. Методические указания к лабораторным занятиям и по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Речевой практикум»: для студентов 3 курса факультетов иностранных языков / Составитель Т.М. Тяпкина: ВлГУ, 2015. - 44 с. - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/3910/1/00548.pdf

2. Негрышев А.А. Анализ художественного текста на немецком языке: учебные материалы для лабораторных занятий и самостоятельной работы по культуре речевого общения / Составитель А.А. Негрышев: ВлГУ, 2014. - 64 с. - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/3865/1/00520.pdf

3. Второй иностранный язык (немецкий). Культура речевого общения [Электронный ресурс]: практикум/ – Электрон. текстовые данные. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 100 c. - http://www.iprbookshop.ru/68324.html

4. Речевое общение на материале текстов СМИ: учебные материалы для лабораторных занятий и самостоятельной работы Негрышев А. А. 2015. - 40 с. - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/4486/1/00590.pdf

5. Методическая мозаика. Приложение к журналу "Иностранные языки в школе" (научно-методический журнал) 2008-2016 - 121 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]:

http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

2.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений»

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

3. Онлайн справочник по немецкому языку грамматике, упражнения, тесты, обучение письму, аудированию, говорению, страноведческий материал, «Online-Aufgaben Deutsch als Fremdsprache», режим доступа: http://www.schubert-verlag.de/aufgaben/index.htm

4. Онлайн справочник по немецкому языку: упражнения и тесты по лексикологии и стилистике, обучение чтению, грамматике, письму, страноведческий материал «Deutsch und Deutlich», режим доступа: http://www.deutschunddeutlich.de/

Программное обеспечение:

Кабинет немецкого языка

Microsoft Office Standard 2010 Open License Pack No Level Academic Edition (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

dspace.www1.vlsu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет немецкого языка

Комплект учебно-методических пособий, комплект проекционного оборудования (проектор ViewSonic PJ503D + проекционный экран); компьютер: монитор LCD 19˝ Samsung, сист. блок Intel E2160/1.8/2048Mb/DVD-RW, клавиатура, мышь. Доступ к сети Интернет.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

На практических занятиях пройденный теоретический материал закрепляется выполнением упражнений по основным темам дисциплины. Задания выполняются обучающимися индивидуально или в группах с последующей проверкой преподавателем, выявляются ошибки и выполняется работа над ошибками. Каждый обучающийся принимает участие в обсуждении тем для устного опроса.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Задачами самостоятельной работы обучающихся является закрепление практических речевых умений, формирование навыков исследовательской работы, развитие творческой инициативы.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Речевой этикет на втором иностранном языке»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Речевой этикет на втором иностранном языке» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / зачет с оценкой .

Цель дисциплины: освоение теоретических и практических основ культуры устной и письменной речи на немецком языке.

Задачи дисциплины: совершенствование практических навыков правильного употребления грамматических форм, конструкций и оборотов; развитие умения поддерживать беседу на общие, общенаучные и специальные темы; совершенствование навыков творческого владения устной и письменной речью в различных коммуникативных сферах и ситуациях.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Речевой этикет на втором иностранном языке» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

06.06.2017 г.