Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ИЯ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Стилистика     

 




Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

144 / 4  

14  

28  

 

3,4  

2,35  

47,75  

51,6  

Экз.(44,65)  

Итого

144 / 4  

14  

28  

 

3,4  

2,35  

47,75  

51,6  

44,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов научного представления о наиболее перспективных направлениях лингвостилистики, овладение современными методами стилистического анализа.

Задачи дисциплины: развитие умений в области анализа отдельных стилистических средств языка в их системе, их функций в разных стилях языка, стилистической структуры текстов различных жанров и функциональных стилей.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.02))

Курс "Стилистика" базируется на курсах "Введение в языкознание", "Практика устной и письменной речи", "Практическая фонетика", "Практическая грамматика". Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться в процессе изучения дисциплин «Теория и практика перевода", "Зарубежная литература", в ходе написания курсовых работ и ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

ПК-11 готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные теоретические понятия и закономерности развития иностранного языка и иноязычной культуры (ПК-4).

основы функциональной стилистики (ПК-11).

2) Уметь:

анализировать лингвистические и экстралингвистические явления в контексте иноязычной культуры (ПК-4).

публично презентовать систематизированные теоретические и практические знания в области функциональной стилистики (ПК-11).

3) Владеть:

готовностью к лингвистическому и лингвокультурологическому анализу в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности (ПК-4).

готовностью к постановке и решению исследовательских задач в области функциональной стилистики (ПК-11).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Выразительные средства языка

8

10

20

40

тестирование, устный опрос

2

Стили текста

8

4

8

11,6

тестирование, устный опрос

Всего за  семестр

144

14

28

51,6

+

3,4

2,35

Экз.(44,65)

Итого   

144

14

28

51,6

3,4

2,35

44,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Выразительные средства языка

Лекция 1.

Основные понятия и категории лингвостилистики (2 часа).

Лекция 2.

Стилистическая дифференциация словарного состава языка (2 часа).

Лекция 3.

Фонетические стилистические приёмы (2 часа).

Лекция 4.

Лексические стилистические приёмы (2 часа).

Лекция 5.

Синтаксические стилистические приёмы (2 часа).

Раздел 2. Стили текста

Лекция 6.

Интерпретация текста с позиции лингвостилистики (2 часа).

Лекция 7.

Функциональные стили (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Выразительные средства языка

Практическое занятие 1.

Основные понятия и категории лингвостилистики (2 часа).

Практическое занятие 2.

Основные понятия и категории лингвостилистики (2 часа).

Практическое занятие 3.

Стилистическая дифференциация словарного состава языка (2 часа).

Практическое занятие 4.

Стилистическая дифференциация словарного состава языка (2 часа).

Практическое занятие 5.

Фонетические стилистические приёмы (2 часа).

Практическое занятие 6.

Фонетические стилистические приёмы (2 часа).

Практическое занятие 7.

Лексические стилистические приёмы (2 часа).

Практическое занятие 8.

Лексические стилистические приёмы (2 часа).

Практическое занятие 9.

Синтаксические стилистические приёмы (2 часа).

Практическое занятие 10.

Синтаксические стилистические приёмы (2 часа).

Раздел 2. Стили текста

Практическое занятие 11.

Интерпретация текста с позиции лингвостилистики (2 часа).

Практическое занятие 12.

Интерпретация текста с позиции лингвостилистики (2 часа).

Практическое занятие 13.

Функциональные стили (2 часа).

Практическое занятие 14.

Функциональные стили (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП "MOODLE":

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2261

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Проблемы нормы и вариативности в современном английском литературном языке.

2. Синонимические средства выражения как основная проблема лингвостилистики.

3. Рифма. Виды рифмы.

4. Стилистическая морфология.

5. Понятие стиля текста. Классификация стилей.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Анализ заголовков англоязычной прессы на старшей ступени обучения в школе.

2. Использование лингвостилистического потенциала комедии У. Шекспира «Венецианский купец» в процессе обучения иностранному языку в школе.

3. Использование лингвостилистического потенциала англоязычных юмористических рассказов в процессе обучения иностранному языку в школе.

4. Специфика анализа произведений А.К. Дойла о Шерлоке Холмсе в рамках предмета «Иностранный язык» на старшей ступени обучения.

5. Использование лингвостилистического потенциала электронного письма при обучении иностранному языку в средней школе.

6. Специфика анализа английских народных сказок на уроках иностранного языка в средней школе.

7. Использование лингвостилистического потенциала поэзии Р. Бернса в преподавании иностранного языка в старших классах средней школы.

8. Особенности лингвостилистического анализа выступлений американских президентов при изучении иностранного языка в школе.

9. Использование лингвостилистического потенциала произведений М. Бонда в рамках предмета «Иностранный язык» в средней школе.

10. Специфика использования англоязычного рекламного текста при обучении иностранному языку в средней школе.

11. Лингвостилистический анализ публичных выступлений при обучении иностранному языку (на материале выступлений британских политиков).

12. Использование лингвостилистического потенциала пословиц и поговорок о времени в рамках предмета «Иностранный язык» в средней школе.

13. Анализ статей о спорте в англоязычных журналах при обучении иностранному языку в школе.

14. Использование лингвостилистического потенциала англоязычных научных статей на старшей ступени изучения иностранного языка в средней школе.

15. Использование лингвостилистического потенциала сонетов У. Шекспира в процессе обучения иностранному языку.

 

Методические указания по курсовому проектированию приведены на ИОП "MOODLE"

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2261

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяются интерактивные технологии и ИКТ технологии на лекциях и практических занятиях. В рамках самостоятельной работы осуществляется персонифицированная работа студентов в информационно-образовательном портале MOODLE.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Стилистика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с. - 35 экз.

2. Разинкина Н.М. Практикум по стилистике английского и русского языков: Учеб. пособие / Н.М. Разинкина. – М.: Высшая школа, 2006. – 336 с. - 15 экз.

3. Знаменская Т.А. Стилистика английского языка. Основы курса: Учебное пособие. Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: КомКнига, 2006. – 224 с. - 15 экз.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Интерпретация текста в аспекте языка и речи: учеб.-метод. разработка / Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых ; сост. Е.Е. Чикина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 52 с. - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/2711/1/01193.pdf

2. Учебно-методическая разработка для самостоятельной работы студентов III курса исторического факультета по стилистике английского языка. – Владимир: ВлГУ, 2014. – 87 с. - http://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/3709/1/00488.pdf

3. Вопросы языкознания. - М.: Российская академия наук: Наука, 2013 - 2018. - 42 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1. Онлайн словарь Мультитран, адрес доступа:

http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=1&SHL=2

2. Онлайн словари и энциклопедии на «Академике», адрес доступа:

http://translate.academic.ru/

3. Онлайн словарь Абби Лингво, адрес доступа:

https://www.lingvolive.com/ru-ru

4. Онлайн словари английского языка Оксфордского университета, адрес доступа: https://en.oxforddictionaries.com/

5. Онлайн словарь английского языка Кембриджского университета, адрес доступа: http://dictionary.cambridge.org/ru/

6. Онлайн Мериам-Уэбстерский словарь английского языка, адрес доступа:

http://www.merriam-webster.com/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

dspace.www1.vlsu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающимся рекомендуется вести конспект лекций, а также ознакомится со списком основной и дополнительной рекомендуемой литературы по дисциплине для последующей работы над материалом лекций.

На практический занятиях теоретический материал закрепляется с помощью упражнений по основным темам дисциплины. Задания выполняются обучающимися индивидуально или в группах с последующей проверкой преподавателем и работой над ошибками, если таковые имеются. По каждой теме предусмотрены задания разного уровня сложности.

В рамках самостоятельной работы обучающимся рекомендуется ознакомится со списком основной и дополнительной рекомендуемой литературы по дисциплине. Теоретический материал прорабатывается учащимся самостоятельно. Для закрепления теоретического материала по каждой теме, выносимой на самостоятельное изучение, предлагаются тестовые задания с целью самоконтроля уровня усвоения материала обучающимися. Методические указания и практические задания для самостоятельной работы студентов приведены на ИОП "MOODLE": https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2261

Курсовая работа выполняется обучающимися в 8 семестре в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу, размещенными на ИОП "MOODLE" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2261 . Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы обучающийся консультируется с преподавателем, а на заключительном этапе оформляет пояснительную записку. Защита курсовых работ проводится в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Стилистика»

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 

Рабочая программа дисциплины «Стилистика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: формирование у студентов научного представления о наиболее перспективных направлениях лингвостилистики, овладение современными методами стилистического анализа.

Задачи дисциплины: развитие умений в области анализа отдельных стилистических средств языка в их системе, их функций в разных стилях языка, стилистической структуры текстов различных жанров и функциональных стилей.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Стилистика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

 

06.06.2017 г.