Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Системы автоматизированного проектирования     

 




Направление подготовки

08.03.01 Строительство

Профиль подготовки

"Теплогазоснабжение и вентиляция"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области систем автоматизированного проектирования.

Частными целями дисциплины являются:

– знакомство студентов с математическими основами современных САПР (систем автоматизации проектирования, инженерного анализа, подготовки производства, управления жизненным циклом изделия);

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач автоматизации проектирования;

– знакомство студентов с методами реализации алгоритмов САПР в средах систем автоматизированного проектирования;

– подготовка студентов к самостоятельному использованию средств САПР при работе в сфере сервиса и смежных отраслях.

Задачей изучения дисциплины является получение студентами практических навыков в области САПР, приобретение ими умения самостоятельно строить и исследовать математические и компьютерные модели технических систем, квалифицированно применяя при этом алгоритмы для решения типичных задач автоматизации проектирования и используя возможности современного программного обеспечения САПР.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.11))

Для изучения дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» необходимо знание по дисциплинам «Информатика», «Компьютерная графика». На дисциплине «Системы автоматизированного проектирования» базируется изучение дисциплин «Основы технологии систем теплогазоснабжения и вентиляции» и выполнение ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей.

ПК-2 владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования.

ПК-14 владение методами и средствами физического и математического (компьютерного) моделирования в том числе с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, систем автоматизированных проектирования, стандартных пакетов автоматизации исследований, владение методами испытаний строительных конструкций и изделий, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные законы геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимые для выполнения и чтения чертежей (ОПК-3).

основные сведения о проектировании технических объектов (ПК-2).

основные сведения о системах автоматизированного проектирования (ПК-14).

2) Уметь:

читать чертежи зданий, сооружений, конструкций (ОПК-3).

разрабатывать проекты с использованием САПР (ПК-2).

использовать системы автоматизированного проектирования в профессиональной деятельности (ПК-14).

3) Владеть:

методами разработки графической документации с использованием системы автоматизированного проектирования (ОПК-3).

технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием систем автоматизированных проектирования (ПК-2).

навыками работы в Autodesk Autocad (ПК-14).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

САПР в строительстве

6

2

7

тестирование

2

Проектирование в AutoCAD

6

14

32

51,15

тестирование, защита лабораторных работ

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. САПР в строительстве

Лекция 1.

САПР в строительстве. Система стандартов СПДС (2 часа).

Раздел 2. Проектирование в AutoCAD

Лекция 2.

Начало работы в программе AutoCAD (2 часа).

Лекция 3.

Требования к строительным чертежам зданий (2 часа).

Лекция 4.

Строительное черчение в программе AutoCAD (2 часа).

Лекция 5.

Итоговое оформление чертежа. Вывод на Лист (2 часа).

Лекция 6.

Объемное моделирование в программе AutoCAD (2 часа).

Лекция 7.

Создание объемной модели здания (2 часа).

Лекция 8.

Аксонометрические схемы внутренних систем (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 6

Раздел 1. Проектирование в AutoCAD

Лабораторная 1.

Знакомство с программой AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 2.

Принципы построения плана здания в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 3.

Дополнительные элементы плана. Вывод чертежа на лист (4 часа).

Лабораторная 4.

3D-моделирование объектов в программе AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 5.

Создание 3D-модели здания (4 часа).

Лабораторная 6.

Проектирование лестницы. Создание фасадов и разреза здания (4 часа).

Лабораторная 7.

Создание аксонометрической схемы системы отопления (4 часа).

Лабораторная 8.

Создание аксонометрической схемы системы внутренних газопроводов (4 часа).

 

Методические указания к лабораторным работам приведены на информационно-образовательном портале https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5522&topic=2

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Принципы, составные части и схемы процесса проектирования.

2. Стадии проектирования.

3. Этапы проектирования.

4. Процедуры проектирования.

5. Уровни проектирования.

6. Блочно-иерархический подход к проектированию.

7. Классы САПР.

8. Функциональность CAD-систем.

9. Современные CAD-системы и их классификация.

10. Системы инженерного анализа (CAE).

11. Системы технологической подготовки производства (CAPP).

12. Системы автоматизации производства (CAM).

13. Системы управления данными об изделии (PDM).

14. Интегрированные пакеты управления жизненным циклом изделия.

15. Методология автоматизированного проектирования технологических процессов сервиса.

16. Основы работы в AutoCAD.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

7

108 / 3  

4  

 

12  

2  

0,5  

18,5  

85,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

 

12  

2  

0,5  

18,5  

85,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Проектирование в AutoCAD

7

4

12

85,75

контрольная работа

Всего за  семестр

108

4

12

+

85,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

108

4

12

85,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Проектирование в AutoCAD

Лекция 1.

Начало работы в программе AutoCAD (2 часа).

Лекция 2.

Строительное черчение в программе AutoCAD (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 7

Раздел 1. Проектирование в AutoCAD

Лабораторная 1.

Знакомство с программой AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 2.

Принципы построения плана здания в AutoCAD (4 часа).

Лабораторная 3.

Дополнительные элементы плана. Вывод чертежа на лист (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Принципы, составные части и схемы процесса проектирования.

2. Стадии проектирования.

3. Этапы проектирования.

4. Процедуры проектирования.

5. Уровни проектирования.

6. Блочно-иерархический подход к проектированию.

7. Классы САПР.

8. Функциональность CAD-систем.

9. Современные CAD-системы и их классификация.

10. Системы инженерного анализа (CAE).

11. Системы технологической подготовки производства (CAPP).

12. Системы автоматизации производства (CAM).

13. Системы управления данными об изделии (PDM).

14. Интегрированные пакеты управления жизненным циклом изделия.

15. Методология автоматизированного проектирования технологических процессов сервиса.

16. Основы работы в AutoCAD.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Назначение САПР в строительстве.

2. Применение в строительстве системы стандартов СПДС.

3. Основные требования к проектной и рабочей документации в строительстве.

4. Правила выполнения рабочей документации систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

5. Правила выполнения рабочей документации внутренних систем газоснабжения.

6. Технология создания чертежной документации «Связанные проекции».

7. Элементы интерфейса программы AutoCAD.

8. Модуль СПДС программы AutoCAD.

9. Слои программы AutoCAD. Их использование в строительном проектировании.

10. Листы программы AutoCAD.

11. Объемная модель объекта в программе AutoCAD.

12. «Гизмо» в программе AutoCAD.

13. Визуализация объектов в программе AutoCAD.

14. Процесс проектирования объемной модели здания в программе AutoCAD.

15. Правила выполнения рабочей документации систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

16. Принципы, составные части и схемы процесса проектирования.

17. Преимущества автоматизированного проектирования.

18. Системный подход к проектированию сложных изделий.

19. Стили проектирования.

20. Классы САПР.

21. Управление жизненным циклом изделия.

22. Методология автоматизированного проектирования технологических процессов сервиса.

23. Основные графические примитивы системы AutoCAD.

24. Основные команды черчения системы AutoCAD.

25. Основные команды редактирования системы AutoCAD.

26. Понятие блока и работа с размерами в системы AutoCAD.

27. Каркасные и поверхностные геометрические 3D модели.

28. Твердотельные геометрические 3D модели. Грань, ребро, вершина твердого тела.

29. Основные функции создания геометрических моделей в системах твердотельного моделирования.

30. Объектно-ориентированное и параметрическое 3D моделирование.

31. Быстрое прототипирование и изготовление изделий, преимущества и недостатки.

32. Процессы быстрого прототипирования и изготовления.

33. Стандарты обмена данными между системами САПР.

34. Функциональное проектирование в САПР. Математические модели.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических и лабораторных работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Системы автоматизированного проектирования

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Синенко С.А. Компьютерные методы проектирования [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Синенко С.А., Славин А.М., Жадановский Б.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 138 c. - http://www.iprbookshop.ru/40571

2. Аверченков В.И. Автоматизация проектирования технологических процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Аверченков В.И., Казаков Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012.— 228 c. - http://www.iprbookshop.ru/6990

3. Большаков В. П., Бочков А. Л. Основы 3D-моделирования. Изучаем работу в AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor - Санкт-Петербург: Питер, 2013 г. , 304 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28649

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу "Компьютерные методы проектирования" [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 186 c. - http://www.iprbookshop.ru/12807

2. Каратаев О.Р. Основы проектирования [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Р. Каратаев, Д.А. Хамидуллина. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 124 c. - http://www.iprbookshop.ru/62525

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Все о САПР http://www.cad.ru/

Академия САПР и ГИС http://cadacademy.ru

Журнал САПР и графика http://www.sapr.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

ibooks.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного проектирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Системы автоматизированного проектирования»

по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

 

Рабочая программа дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области систем автоматизированного проектирования.

Частными целями дисциплины являются:

– знакомство студентов с математическими основами современных САПР (систем автоматизации проектирования, инженерного анализа, подготовки производства, управления жизненным циклом изделия);

– изучение алгоритмов и методов, применяемых для решения типичных задач автоматизации проектирования;

– знакомство студентов с методами реализации алгоритмов САПР в средах систем автоматизированного проектирования;

– подготовка студентов к самостоятельному использованию средств САПР при работе в сфере сервиса и смежных отраслях.

Задачей изучения дисциплины является получение студентами практических навыков в области САПР, приобретение ими умения самостоятельно строить и исследовать математические и компьютерные модели технических систем, квалифицированно применяя при этом алгоритмы для решения типичных задач автоматизации проектирования и используя возможности современного программного обеспечения САПР.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

 

06.06.2017 г.