Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Методы исследования в социальной работе     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

90 / 2,5  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

56,15  

Зач.  

6

162 / 4,5  

16  

32  

 

3,6  

2,35  

53,95  

81,4  

Экз.(26,65)  

Итого

252 / 7  

32  

48  

 

5,2  

2,6  

87,8  

137,55  

26,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для анализа социальной реальности эмпирическими методами с последующей разработкой социально-технологических продуктов.

Задачи дисциплины:

Ознакомить студентов с принципами эмпирического изучения социальной сферы.

Научить разрабатывать исследовательскую программу в единстве теоретической, методической и организационной частей.

Выработать навыки применения основных эмпирических методов исследования.

Методически подготовить студента к сбору эмпирического материала для бакалаврской работы в процессе преддипломной практики.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.21))

Изучение курса базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин "Математика", "Организация научно-исследовательской деятельности", "Социология", "Теория социальной работы". На изучении данной дисциплины базируется изучение курсов "Технология социальной работы", "Социальная статистика". Полученные знания могут быть использованы при выполнении выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению.

ПК-13 способность выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе (ПК-13).

2) Уметь:

выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования (ПК-13).

3) Владеть:

навыками применения методов исследования для выявления проблем в сфере социальной работы (ПК-13).

навыками организации прикладных исследований с целью оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы научного познания в социальной сфере

5

2

4

8

устный опрос

2

Программа социального исследования

5

4

4

8

устный опрос, выполнение практических заданий

3

Методы сбора социальной информации

5

10

8

40,15

устный опрос, выполнение практических заданий

Всего за  семестр

90

16

16

56,15

1,6

0,25

Зач.

4

Анализ эмпирических данных

6

12

28

52

устный опрос, выполнение практических заданий

5

Представление результатов исследования

6

4

4

29,4

устный опрос, выполнение практических заданий

Всего за  семестр

162

16

32

81,4

+

3,6

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

252

32

48

137,55

5,2

2,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы научного познания в социальной сфере

Лекция 1.

Научные методы. Роль метода в научном исследовании (2 часа).

Раздел 2. Программа социального исследования

Лекция 2.

Программа исследования (2 часа).

Лекция 3.

Метод наблюдения в социологическом исследовании (2 часа).

Раздел 3. Методы сбора социальной информации

Лекция 4.

Метод интервьюирования (2 часа).

Лекция 5.

Метод анкетирования (2 часа).

Лекция 6.

Метод анализа докуметов. Контент-анализ (2 часа).

Лекция 7.

Метод социометрии (2 часа).

Лекция 8.

Выборочный метод в социологическом исследовании (2 часа).

Семестр 6

Раздел 4. Анализ эмпирических данных

Лекция 9.

Шкалирование в социологии (2 часа).

Лекция 10.

Анализ распределения эмпирических данных (2 часа).

Лекция 11.

Статистическая проверка гипотез (2 часа).

Лекция 12.

Анализ взаимосвязей признаков (2 часа).

Лекция 13.

Методы многомерного статистического анализа (2 часа).

Лекция 14.

Способы графического представления данных (2 часа).

Раздел 5. Представление результатов исследования

Лекция 15.

Подготовка научного отчета (2 часа).

Лекция 16.

Практическое использование результатов исследований (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы научного познания в социальной сфере

Практическое занятие 1.

Сущность и классификация научных методов (2 часа).

Практическое занятие 2.

Отличительные особенности и виды научных исследований (2 часа).

Раздел 2. Программа социального исследования

Практическое занятие 3.

Разработка программы эмпирического исследования (2 часа).

Практическое занятие 4.

Проблема, объект, предмет и цели эмпирического исследования (2 часа).

Раздел 3. Методы сбора социальной информации

Практическое занятие 5.

Организация наблюдения в социологическом исследовании (2 часа).

Практическое занятие 6.

Интервьюирование (2 часа).

Практическое занятие 7.

Анкетирование. Конструирование анкеты социологического опроса (2 часа).

Практическое занятие 8.

Проведение социометрического исследования (2 часа).

Семестр 6

Раздел 4. Анализ эмпирических данных

Практическое занятие 9.

Выборочное исследование. Репрезентативность выборки (2 часа).

Практическое занятие 10.

Шкалы измерения в социологическом исследовании. Методы шкалирования (2 часа).

Практическое занятие 11.

Принципы кодирования информации (2 часа).

Практическое занятие 12.

Анализ распределения показателей (2 часа).

Практическое занятие 13.

Статистическая проверка гипотез (2 часа).

Практическое занятие 14.

Анализ взаимосвязей признаков. Корреляция (2 часа).

Практическое занятие 15.

Регрессионный анализ (2 часа).

Практическое занятие 16.

Анализ взаимосвязи качественных признаков (2 часа).

Практическое занятие 17.

Факторный анализ (2 часа).

Практическое занятие 18.

Кластерный анализ (2 часа).

Практическое занятие 19.

Использование пакета Excel для анализа эмпирических данных (2 часа).

Практическое занятие 20.

Возможности статистических пакетов в анализе эмпирических данных (2 часа).

Практическое занятие 21.

Способы графического представления данных (2 часа).

Практическое занятие 22.

Построение графиков в Excel (2 часа).

Раздел 5. Представление результатов исследования

Практическое занятие 23.

Подготовка научного отчета (2 часа).

Практическое занятие 24.

Практическое использование результатов исследований (2 часа).

 

Методические указания для практических работ приведены в:

Методы исследований в социальной работе. Методические указания к семинарским занятиям. Размещены на сайте https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5106

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Виды научных исследований.

2. Эмпирические исследования в системе социальной работы.

3. Этические проблемы эмпирических исследований.

4. Специфика количественных методов исследования.

5. Специфика качественных методов исследования.

6. Этапы эмпирического исследования.

7. Проблема эмпирического исследования.

8. Объект, предмет и цели эмпирического исследования.

9. Цели и задачи исследования.

10. Гипотезы исследования.

11. Интерпретация основных понятий исследования.

12. Методическая часть программы эмпирического исследования.

13. Организационная часть программы эмпирического исследования.

14. Опрос и его разновидности.

15. Анкетирование.

16. Структура анкеты.

17. Интервьюирование.

18. План интервью.

19. Экспертный опрос.

20. Метод фокус-групп.

21. Виды наблюдения.

22. Этика наблюдения.

23. Эксперимент в социологическом исследовании.

24. Теория выборки.

25. Подбор типа выборки.

26. Шкалирование по Лайкерту, Гуттману, Терстоуну.

27. Метод семантического дифференциала.

28. Методы описательной статистики.

29. Ранговая корреляция.

30. Анализ таблиц сопряженности.

31. Линейная регрессия.

32. Табличное и графическое представление данных.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Оценка подготовленности обучающихся ДОУ к начальной школе.

2. Формы взаимодействия ДОУ (СОШ) и семьи.

3. Эффективность оздоровительной работы в ДОУ.

4. Оценка программ формирования здорового образа жизни в СОШ.

5. Эффективность деятельности социального педагога СОШ.

6. Эффективность профилактической работы с девиантными продростками в условиях СОШ.

7. Система взаимодействия семьи и СОШ.

8. Удовлетворенность лиц пожилого возраста формами социального обслуживания на дому.

9. Социальная работа комитетов общественного самоуправления с ветеранами.

10. Мотивация участия школьников в трудовых бригадах.

11. Система наставничества на промышленном предприятии.

12. Деятельность молодежного (профсоюзного) комитета предприятия по адаптации молодых сотрудников.

13. Измерение уровня конфликтности учебного (производственного) коллектива.

14. Оценка социально-психологическогоклимата учебного (производстенного) коллектива.

15. Социальная проблематика муниципального образования в местных СМИ.

16. Взаимодействие РПЦ и КЦСОН по решению проблем бездомных.

17. Краудсорсинг (краудфандинг) как средство решения социальных проблем на муниципальном уровне.

18. Патриотическая работа с молодежью допризывного возраста.

19. Мотивация участия молодых людей в патриотических объединениях.

20. Специфика деятельности уличного социального работника.

21. Эффективность культурно-досуговой деятельности, организуемой КЦСОН (КОС).

22. Эффективность деятельности наркодиспансера по профилактике наркомании (алкоголизма).

 

Методические указания к курсовому проектированию сдержатся в:

Методика исследований в социальной работе. Методические указания по выполнению курсовой работы – Муром: ИПЦ МИ ВлГУ, 2011. -32 с.

методические указания размещены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5106

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

6  

8  

 

3  

0,5  

17,5  

86,75  

Зач.(3,75)  

6

144 / 4  

6  

8  

 

3  

2,35  

19,35  

116  

Экз.(8,65)  

Итого

252 / 7  

12  

16  

 

6  

2,85  

36,85  

202,75  

12,4  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы научного познания в социальной сфере

5

2

2

12

устный опрос

2

Программа социального исследования

5

2

2

12

устный опрос, выполнение практических заданий

3

Методы сбора социальной информации

5

2

4

62,75

устный опрос, выполнение практических заданий

Всего за  семестр

108

6

8

+

86,75

3

0,5

Зач.(3,75)

4

Анализ эмпирических данных

6

4

6

83

устный опрос, выполнение практических заданий

5

Представление результатов исследования

6

2

2

33

устный опрос, выполнение практических заданий

Всего за  семестр

144

6

8

116

+

3

2,35

Экз.(8,65)

Итого   

252

12

16

202,75

6

2,85

12,4

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы научного познания в социальной сфере

Лекция 1.

Классификация методов научного исследования (2 часа).

Раздел 2. Программа социального исследования

Лекция 2.

Программа эмпирического исследования (2 часа).

Раздел 3. Методы сбора социальной информации

Лекция 3.

Методы сбора социальной информации (2 часа).

Семестр 6

Раздел 4. Анализ эмпирических данных

Лекция 4.

Выборочное исследование (2 часа).

Лекция 5.

Анализ эмпирических данных (2 часа).

Раздел 5. Представление результатов исследования

Лекция 6.

Представление результатов исследования (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы научного познания в социальной сфере

Практическое занятие 1.

Классификация методов научного исследования (2 часа).

Раздел 2. Программа социального исследования

Практическое занятие 2.

Программа эмпирического исследования (2 часа).

Раздел 3. Методы сбора социальной информации

Практическое занятие 3.

Метод наблюдения (2 часа).

Практическое занятие 4.

Опрос и его разновидности (2 часа).

Семестр 6

Раздел 4. Анализ эмпирических данных

Практическое занятие 5.

Выборочный метод в социологических исследованиях (2 часа).

Практическое занятие 6.

Методы описательной статистики (2 часа).

Практическое занятие 7.

Статистические методы исследования взаимосвязей признаков (2 часа).

Раздел 5. Представление результатов исследования

Практическое занятие 8.

Представление результатов исследования (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Виды научных исследований.

2. Эмпирические исследования в системе социальной работы.

3. Этические проблемы эмпирических исследований.

4. Специфика количественных методов исследования.

5. Специфика качественных методов исследования.

6. Этапы эмпирического исследования.

7. Проблема эмпирического исследования.

8. Объект, предмет и цели эмпирического исследования.

9. Цели и задачи исследования.

10. Гипотезы исследования.

11. Интерпретация основных понятий исследования.

12. Методическая часть программы эмпирического исследования.

13. Организационная часть программы эмпирического исследования.

14. Опрос и его разновидности.

15. Анкетирование.

16. Структура анкеты.

17. Интервьюирование.

18. План интервью.

19. Экспертный опрос.

20. Метод фокус-групп.

21. Виды наблюдения.

22. Этика наблюдения.

23. Эксперимент в социологическом исследовании.

24. Теория выборки.

25. Подбор типа выборки.

26. Шкалирование по Лайкерту, Гуттману, Терстоуну.

27. Метод семантического дифференциала.

28. Методы описательной статистики.

29. Ранговая корреляция.

30. Анализ таблиц сопряженности.

31. Линейная регрессия.

32. Табличное и графическое представление данных.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Оценка подготовленности обучающихся ДОУ к начальной школе.

2. Формы взаимодействия ДОУ (СОШ) и семьи.

3. Эффективность оздоровительной работы в ДОУ.

4. Оценка программ формирования здорового образа жизни в СОШ.

5. Эффективность деятельности социального педагога СОШ.

6. Эффективность профилактической работы с девиантными продростками в условиях СОШ.

7. Система взаимодействия семьи и СОШ.

8. Удовлетворенность лиц пожилого возраста формами социального обслуживания на дому.

9. Социальная работа комитетов общественного самоуправления с ветеранами.

10. Мотивация участия школьников в трудовых бригадах.

11. Система наставничества на промышленном предприятии.

12. Деятельность молодежного (профсоюзного) комитета предприятия по адаптации молодых сотрудников.

13. Измерение уровня конфликтности учебного (производственного) коллектива.

14. Оценка социально-психологическогоклимата учебного (производстенного) коллектива.

15. Социальная проблематика муниципального образования в местных СМИ.

16. Взаимодействие РПЦ и КЦСОН по решению проблем бездомных.

17. Краудсорсинг (краудфандинг) как средство решения социальных проблем на муниципальном уровне.

18. Патриотическая работа с молодежью допризывного возраста.

19. Мотивация участия молодых людей в патриотических объединениях.

20. Специфика деятельности уличного социального работника.

21. Эффективность культурно-досуговой деятельности, организуемой КЦСОН (КОС).

22. Эффективность деятельности наркодиспансера по профилактике наркомании (алкоголизма).

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Оценка подготовленности обучающихся ДОУ к начальной школе.

2. Формы взаимодействия ДОУ (СОШ) и семьи.

3. Эффективность оздоровительной работы в ДОУ.

4. Оценка программ формирования здорового образа жизни в СОШ.

5. Эффективность деятельности социального педагога СОШ.

6. Эффективность профилактической работы с девиантными продростками в условиях СОШ.

7. Система взаимодействия семьи и СОШ.

8. Удовлетворенность лиц пожилого возраста формами социального обслуживания на дому.

9. Социальная работа комитетов общественного самоуправления с ветеранами.

10. Мотивация участия школьников в трудовых бригадах.

11. Система наставничества на промышленном предприятии.

12. Деятельность молодежного (профсоюзного) комитета предприятия по адаптации молодых сотрудников.

13. Измерение уровня конфликтности учебного (производственного) коллектива.

14. Оценка социально-психологическогоклимата учебного (производстенного) коллектива.

15. Социальная проблематика муниципального образования в местных СМИ.

16. Взаимодействие РПЦ и КЦСОН по решению проблем бездомных.

17. Краудсорсинг (краудфандинг) как средство решения социальных проблем на муниципальном уровне.

18. Патриотическая работа с молодежью допризывного возраста.

19. Мотивация участия молодых людей в патриотических объединениях.

20. Специфика деятельности уличного социального работника.

21. Эффективность культурно-досуговой деятельности, организуемой КЦСОН (КОС).

22. Эффективность деятельности наркодиспансера по профилактике наркомании (алкоголизма).

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов

2) работа в малых группах при выполнении студентами практических заданий

3) анализ конкретных ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Методы исследования в социальной работе

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Климантова Г.И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Климантова Г.И., Черняк Е.М., Щегорцов А.А. — М.: Дашков и К, 2015.— 256 c. - http://www.iprbookshop.ru/52283

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие. – М.: Кн. дом «Университет», 2002. – 296 с. - 30 экз.

3. Тавокин, Е.П. Основы методики социологического исследования: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 239 с. - 8 экз.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Донина О.И., Овсяник О.А., Нагорнова А.Ю. Методика исследования в социальной работе. - Ульяновск: УлГУ, 2003. - 133с. - http://window.edu.ru/resource/131/80131

2. Методика исследований в социальной работе. Методические указания по выполнению курсовой работы – Муром: ИПЦ МИ ВлГУ, 2011. - 32 с. - 100 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

проектор SANYO PDG-DSU20 (переносной);

проекционный экран DRAPPER Apex STAR (переносной)

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала. После завершения лекции целесообразно еще раз обратиться к ее содержанию, чтобы восполнить пробелы конспекта.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников. На семинаре каждый студент должен быть готов к ответу по всем вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, письменных сообщений (эссе), письменных отчетов о выполнении заданий. Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Рекомендуемый объем эссе – 2-4 листа формата А4. Эссе должно выражать авторскую позицию, опирающуюся на аргументы, почерпнутые из научной литературы.

Выполнение курсовой работы является одной из форм изучения дисциплины. Она способствует углубленному усвоению курса, формированию и развитию исследовательских навыков. Курсовая работа выполняется в письменном виде. Характер работы требует от студента осмысления материала источников, умения применять при анализе событий и явлений знания, полученные в процессе изучения курса, самостоятельно разбираться в сущности методов прикладного социологического исследования. Студент также должен уметь делать выводы и обобщения, грамотно излагать изученную тему, правильно оформлять научно-справочный аппарат. Студенты выбирают тему курсовой работы, исходя из направления будущей выпускной квалификационной работы, и согласовывают ее с преподавателем. Рекомендуемый объем курсовой работы - 20-30 листов формата А4. Курсовая работа выполняется студентом в течение 6 семестра и сдается на проверку преподавателю. Основным критериями оценки являются полнота раскрытия темы, самостоятельность, соответствие требованиям к содержанию и оформлению научной работы. В случае серьезных недостатков работа может быть возвращена студенту для исправления замечаний.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Методы исследования в социальной работе»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Методы исследования в социальной работе» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 252 час. (7 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / экзамен .

Цель дисциплины: формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для анализа социальной реальности эмпирическими методами с последующей разработкой социально-технологических продуктов.

Задачи дисциплины:

Ознакомить студентов с принципами эмпирического изучения социальной сферы.

Научить разрабатывать исследовательскую программу в единстве теоретической, методической и организационной частей.

Выработать навыки применения основных эмпирических методов исследования.

Методически подготовить студента к сбору эмпирического материала для бакалаврской работы в процессе преддипломной практики.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Методы исследования в социальной работе» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

06.06.2017 г.