Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Прогнозирование и моделирование в социальной работе     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины является выработка знаний, умений и навыков у молодых специалистов к прогнозированию и моделированию процессов в области социальной работы.

Задачи:

- дать студентам знания в области прогностики, ее теории, методологических принципов и методов, приемов и способов моделирования общественных процессов;

- научить творческому мышлению, умению находить на основе прогнозирования и моделирования оптимальные решения социальных задач

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.07))

Дисциплина базируется на изучении философии, политологии, социологии, теории социальной работы, информатике. На дисциплине базируется изучение курсов "Социальная работа с различными группами", "Методы исследования в социальной работе".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способность к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи.

ПК-14 способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

профилактику обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6) прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов (ПК-14).

2) Уметь:

осуществлять профилактику обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6).

осуществлять прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов (ПК-14).

3) Владеть:

методами прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов (ПК-14).

профилактикой обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы социального моделирования

5

4

4

22

тест

2

Виды моделей и их характеристики

5

4

4

15

презентации моделей социальных процессов

3

Теоретические основы прогнозирования

5

4

4

23

тест

4

Методика прогнозирования

5

4

4

14,15

прогноз социального процесса

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы социального моделирования

Лекция 1.

Теоретические основы социального моделирования (2 часа).

Лекция 2.

Теоретические основы социального моделирования (2 часа).

Раздел 2. Виды моделей и их характеристики

Лекция 3.

Виды моделей и их характеристики (2 часа).

Лекция 4.

Содержательные модели (2 часа).

Раздел 3. Теоретические основы прогнозирования

Лекция 5.

Понятие, сущность прогнозирования (2 часа).

Лекция 6.

Принципы и закономерности прогнозирования (2 часа).

Раздел 4. Методика прогнозирования

Лекция 7.

Методика прогнозирования (2 часа).

Лекция 8.

Этапы прогнозирования (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 5

Раздел 1. Теоретические основы социального моделирования

Практическое занятие 1.

Моделирование как процесс познавательной и практической деятельности (2 часа).

Практическое занятие 2.

Особенности моделирования социальных процессов (2 часа).

Раздел 2. Виды моделей и их характеристики

Практическое занятие 3.

Технологические модели (2 часа).

Практическое занятие 4.

Содержательные модели социальной динамики (2 часа).

Раздел 3. Теоретические основы прогнозирования

Практическое занятие 5.

Модели демографических процессов (2 часа).

Практическое занятие 6.

Модели экологической безопасности (2 часа).

Раздел 4. Методика прогнозирования

Практическое занятие 7.

Модели социальной адаптации различных категорий населения (2 часа).

Практическое занятие 8.

Модели социальной реабилитации различных категорий населения (2 часа).

 

методические указания к практическим занятиям представлены в списке основной литературы и размещены на информационно-образовательном портале https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=608

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Теория систем в моделировании.

2. Математические модели социальных процессов.

3. Компьютерные модели социальных процессов.

4. Модели экологической безопасности.

5. Модели социальной адаптации различных категорий населения.

6. Модели социальной реабилитации различных категорий населения.

7. История прогнозирования.

8. Прогнозные исследования.

9. Организация прогнозной деятельности в России.

10. Организация прогнозной деятельности за рубежом.

11. Метод социальной экспертизы в прогнозировании.

12. Прогнозы социальных процессов.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

8

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретические основы социального моделирования

8

2

4

18

Контрольная работа

2

Теоретические основы прогнозирования

8

2

4

71,75

Контрольная работа

Всего за  семестр

108

4

8

+

89,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

108

4

8

89,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Теоретические основы социального моделирования

Лекция 1.

Теория моделирования (2 часа).

Раздел 2. Теоретические основы прогнозирования

Лекция 2.

Теория прогнозирования (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Теоретические основы социального моделирования

Практическое занятие 1.

Модели социальной динамики (2 часа).

Практическое занятие 2.

Технологические модели (2 часа).

Раздел 2. Теоретические основы прогнозирования

Практическое занятие 3.

Методика прогнозирования (2 часа).

Практическое занятие 4.

Теоретические основы прогнозирования (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Теория систем в моделировании.

2. Математические модели социальных процессов.

3. Компьютерные модели социальных процессов.

4. Модели экологической безопасности.

5. Модели социальной адаптации различных категорий населения.

6. Модели социальной реабилитации различных категорий населения.

7. История прогнозирования.

8. Прогнозные исследования.

8. Организация прогнозной деятельности в России.

9. Организация прогнозной деятельности за рубежом.

10. Метод социальной экспертизы в прогнозировании.

11. Прогнозы социальных процессов.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Перечень тем контрольных работ и рекомендации по их выполнению размещены на информационно-образовательном портале МИ ВлГУ: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3689 .

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекциях применяется проблемное чтение лекций, использование компьютерных презентаций. Практические занятия проводятся в виде, дискуссий, обсуждения поставленных проблем, презентации моделей, разработки прогноза методом экстраполяции с применением компьютерных технологий. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для реализации компетентностного подхода предусматривается использование при подготовке по данной дисциплине активных и интерактивных форм проведения занятий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Прогнозирование и моделирование в социальной работе

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. 1. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательной программы 040101.65 Социаль-ная работа/ Муром. ин-т (фил.) Влад. гос. ун-та; Сост. М.Е. Гусарова. - Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2010.-12с. - 75 экз.

2. 2. Социальная работа: учебное пособие/ В.М. Басова [и др.].— М.: Дашков и К, 2 013.— 364 c. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28910

3. 3.Смирнов Б.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / учебное пособие - URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM (дата обращения: 03.07.2012).

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. 1. Плотинский ю.М. Модели социальных процессов. – М.: Логос, 2001. – 269 с. - 4 экз.

2. 2. Плышевский В.Г. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие. – М.: Соц.-технол. инст-т МГУС, 2001. – 95 с. - 1 экз.

3. 3. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. - 50 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

1) Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: метод. указания к семинарским занятиям для студентов образовательной программы "Социальная работа" / сост. М.Е. Гусарова. Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2010. – 12 с. - Режим доступа: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=608

2) Министерство экономического развития РФ. Официальный сайт: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

URL: edu.dvgups.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Прогнозирование и моделирование в социальной работе»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Прогнозирование и моделирование в социальной работе» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Целью освоения дисциплины является выработка знаний, умений и навыков у молодых специалистов к прогнозированию и моделированию процессов в области социальной работы.

Задачи:

- дать студентам знания в области прогностики, ее теории, методологических принципов и методов, приемов и способов моделирования общественных процессов;

- научить творческому мышлению, умению находить на основе прогнозирования и моделирования оптимальные решения социальных задач

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Прогнозирование и моделирование в социальной работе» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

06.06.2017 г.