Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Профориентационная работа с подростками и молодежью     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

108 / 3  

20  

20  

 

2  

0,25  

42,25  

65,75  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

20  

20  

 

2  

0,25  

42,25  

65,75  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов систему знаний и представлений о мире профессий; способствовать выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество; способствовать осмыслению процесса профессионального саморазвития, его ценностного аспекта и значимости в профессиональном становлении будущего специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.04.01))

Для освоения дисциплины необходимы обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин : «Философия», «Социальная педагогика», «История социальной работы», «Основы социальной работы» и др. Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Социальная работа с различными группами населения», «Конфликтология", «Занятость населения и ее регулирование» и производственной практики.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные образовательные программы для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ПК-2).

теоретические основы профессиональной ориентации (ПК-2).

2) Уметь:

взаимодействовать с детьми и подростками (ПК-2).

использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей (ПК-2).

выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-2).

проводить консультации, тренинги (ПК-2).

3) Владеть:

современными технологиями педагогической деятельности (ПК-2).

методиками основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ПК-2).

методами использования профессиограмм для различных видов профессиональной деятельности (ПК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Разнообразие профессий и субъективный мир профессионала.

8

4

4

18

опрос

2

Основы профессионального самоопределения.

8

4

4

12

опрос

3

Основы профориентации и проектирования профориентационных программ.

8

8

8

18

опрос

4

Методы активизации профессионального самоопределения.

8

4

4

6

опрос

5

Выбор профессии.

8

2

2

11,75

опрос

Всего за  семестр

112

22

22

65,75

2

0,25

Зач. с оц.

Итого   

112

22

22

65,75

2

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Разнообразие профессий и субъективный мир профессионала.

Лекция 1.

Понятие "профессия". Основные понятия психологического профессиоведения (2 часа).

Лекция 2.

Классификация профессий (2 часа).

Раздел 2. Основы профессионального самоопределения.

Лекция 3.

Психологические характеристики типов профессионалов (2 часа).

Лекция 4.

Сущность профессионального самоопределения (2 часа).

Раздел 3. Основы профориентации и проектирования профориентационных программ.

Лекция 5.

Организационно-практические Оосновы профессионального самоопределения (2 часа).

Лекция 6.

Основы проектирования профориентационных методов и практических программ (2 часа).

Лекция 7.

Варианты профориентационных программ работы со школьниками младшего возраста (2 часа).

Лекция 8.

Варианты профориентационных программ работы с учащимися среднего звена (2 часа).

Раздел 4. Методы активизации профессионального самоопределения.

Лекция 9.

Профориентационная работа с молодежью (2 часа).

Лекция 10.

Методы активизации профессионального самоопределения (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Разнообразие профессий и субъективный мир профессионала.

Практическое занятие 1.

Понятие "профессия". Основные понятия психологического профессиоведения (2 часа).

Практическое занятие 2.

Классификация профессий (2 часа).

Раздел 2. Основы профессионального самоопределения.

Практическое занятие 3.

Психологические характеристики типов профессионалов (2 часа).

Практическое занятие 4.

Сущность профессионального самоопределения (2 часа).

Раздел 3. Основы профориентации и проектирования профориентационных программ.

Практическое занятие 5.

Организационно-практические основы профессионального самоопределения (2 часа).

Практическое занятие 6.

Основы проектирования профориентационных методов и практических программ (2 часа).

Практическое занятие 7.

Варианты профориентационных программ работы со школьниками младшего возраста (2 часа).

Практическое занятие 8.

Варианты профориентационных программ работы с учащимися среднего звена (2 часа).

Раздел 4. Методы активизации профессионального самоопределения.

Практическое занятие 9.

Профориентационная работа с молодежью (2 часа).

Практическое занятие 10.

Методы активизации профессионального самоопределения (2 часа).

 

Учебно-методические материалы по дисциплине [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3152

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Определение, функции и содержание профориентологии. Профессиональное самоопределение личности (типы и уровни проф.самоопределения).

2. Возрастные особенности профессионального самоопределения Условия эффективного профессионального самоопределения.

3. Этапы развития профессионализма (периодизация Е.А. Климова, А.К. Маркова, Э.Эриксона, Д.Сьюпера).

4. Методы и формы профориентационной работы. Анонимные формы консультирования. Активные методы профконсультации. Традиционные методы психологической экспресс – диагностики.

5. Формы проведения консультаций. Ошибки консультанта. Классификация и систематизация профессий. Классификация по Е.А. Климову. Формула профессий.

6. Профессиография. Профессиограмма и психограмма (профессионально-важные качества, профессиональная пригодность).

7. Психофизиологические основы способностей. Профессиональные интересы и склонности.

8. Типы профконсультаций. Характеристика индивидуального и группового консультирования. Позиция психолога при консультировании.

9. Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации. Профориентационное психологическое консультирование в школьной системе.

10. Типология вариантов самоопределения; типология вариантов профессиональных планов; ошибки при выборе профессии.

11. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения. Организационное психологическое консультирование. Принципы организации профконсультации и профотбора. Критерии продуктивности профессиональной деятельности.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

10

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

Зач. с оц.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

6  

 

2  

0,5  

12,5  

91,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основы профориентации и проектирования профориентационных программ.

10

4

6

91,75

опрос, контрольная работа

Всего за  семестр

108

4

6

+

91,75

2

0,5

Зач. с оц.(3,75)

Итого   

108

4

6

91,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 10

Раздел 1. Основы профориентации и проектирования профориентационных программ.

Лекция 1.

Классификация профессий. Психологические характеристики типов профессионалов (2 часа).

Лекция 2.

Основы проектирования профориентационных методов и практических программ (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 10

Раздел 1. Основы профориентации и проектирования профориентационных программ.

Практическое занятие 1.

Классификация профессий. Психологические характеристики типов профессионалов (2 часа).

Практическое занятие 2.

Основы проектирования профориентационных методов и практических программ (2 часа).

Практическое занятие 3.

Проектирование профессионального жизненного пути ("выбор профессии") (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Определение, функции и содержание профориентологии. Профессиональное самоопределение личности (типы и уровни проф.самоопределения).

2. Возрастные особенности профессионального самоопределения Условия эффективного профессионального самоопределения.

3. Этапы развития профессионализма (периодизация Е.А. Климова, А.К. Маркова, Э.Эриксона, Д.Сьюпера).

4. Методы и формы профориентационной работы. Анонимные формы консультирования. Активные методы профконсультации. Традиционные методы психологической экспресс – диагностики.

5. Формы проведения консультаций. Ошибки консультанта. Классификация и систематизация профессий. Классификация по Е.А. Климову. Формула профессий.

6. Профессиография. Профессиограмма и психограмма (профессионально-важные качества, профессиональная пригодность).

7. Психофизиологические основы способностей. Профессиональные интересы и склонности.

8. Типы профконсультаций. Характеристика индивидуального и группового консультирования. Позиция психолога при консультировании.

9. Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации. Профориентационное психологическое консультирование в школьной системе.

10. Типология вариантов самоопределения; типология вариантов профессиональных планов; ошибки при выборе профессии.

11. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения. Организационное психологическое консультирование.

12. Принципы организации профконсультации и профотбора.

13. Критерии продуктивности профессиональной деятельности.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Понятие "профессия".

2. 2. Основные понятия психологического профессиоведения.

3. 3. Классификация профессий.

4. 4. Психологические характеристики типов профессионалов.

5. 5. Сущность профессионального самоопределения.

6. 6. Организационно-практические основы профессионального самоопределения.

7. 7. Основы проектирования профориентационных методов и практических программ.

8. 8. Варианты профориентационных программ работы со школьниками.

9. 9. Методы активизации профессионального самоопределения.

10. 10. Проектирование профессионального жизненного пути ("выбор профессии").

11. 11. Самоопределение.

12. 12. Профессиональное самоопределение.

13. 13. Личностное самоопределение.

14. 14. Профессинализация личности.

15. 15. Социализация личности.

16. 16. Периодизация профессионального развития Д. Сьюпера.

17. 17. Этапы профессионального развития В.А.Бодрова.

18. 18. Этапы развития субъекта труда Е.А.Климова.

19. 19. Методы профориентационной работы.

20. 20. Методы профессиональной диагностики.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них.

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Профориентационная работа с подростками и молодежью

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Теоретические основы дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей – Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование /И.В. Арендачук.–Саратов,2014.–52с. - http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/922.pdf

2. Педагогика в вопросах и ответах : учебное пособие / Л.Д. Столяренко. — Москва : Проспект, 2016. — 160 с. — ISBN 978-5-392-17513-0. - https://www.book.ru/book/918620

3. Психология и педагогика : курс лекций / Г.Н. Бойченко, Л.И. Кундозерова. — Москва : Интуит НОУ, 2016. — 279 с. — ISBN 978-5-9556-0150-2. - https://www.book.ru/book/918147

4. Психология и педагогика в схемах : учебное пособие / А.А. Арасланова. — Москва : Русайнс, 2016. — 94 с. — ISBN 978-5-4365-1235-8. - https://www.book.ru/book/921385

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Журнал "Профессиональная ориентация", Издание: Научная автономная некоммерческая организация "Научно-исследовательский институт "Парадигма" - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=52004

2. Журнал "Человек и труд", Издательство: Некоммерческое партнерство "Редакция журнала "Человек и труд" - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9256

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

"Рубрикон"- крупнейший энциклопедический ресурс интернета, http://www.rubricon.com/;

Университетская информационная система РОССИЯ: Ресурсы и сервисы для экономических и социальных исследований, учебных программ и государственного управления, http://uisrussia.msu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

elibrary.sgu.ru

book.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Главная задача студента в процессе лекционных занятий - это понимание логики изложения материала. В конспекте следует записывать главные тезисы излагаемого материала. Для более полного понимания предлагаемого теоретического материала необходимо читать рекомендуемую литературу к каждой лекции.

Практические занятия требуют от студента предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме, изучение основной и дополнительной литературы; в необходимых случаях ознакомление с нормативным материалом, статистической информацией. Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма при подготовке к практическим занятиям: вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе; затем изучить материал лекции по данной теме и выполнить рекомендуемые виды самостоятельной работы по каждой теме изучения дисциплины.

Основная задача самостоятельной работы - углубление и дополнение знаний, полученных в аудитории. К основным видам самостоятельной работы относятся: подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, изучение литературных источников, выполнение индивидуального домашнего задания. Все виды самостоятельной работы проводятся в часы, свободные от аудиторных занятий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Профориентационная работа с подростками и молодежью»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Профориентационная работа с подростками и молодежью» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: сформировать у студентов систему знаний и представлений о мире профессий; способствовать выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество; способствовать осмыслению процесса профессионального саморазвития, его ценностного аспекта и значимости в профессиональном становлении будущего специалиста.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Профориентационная работа с подростками и молодежью» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

06.06.2017 г.