Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Социальная информатика     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний в области теоретических, алгоритмических и прикладных основ информатики, а также обучение использованию информационного подхода к организации аналитической деятельности, способам поиска и выбора необходимых информационных ресурсов, их анализа.

Задачи дисциплины: освоить способы использования систем анализа данных, поддержки принятия решений, технологий обработки информации для анализа данных.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.24))

Курс базируется на дисциплине "Информатика". Дисциплина "Социальная информатика" служит основой для изучения в дальнейшем таких дисциплин, как " Интернет-ресурсы в социальной работе", "Базы данных в социальной работе".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

ПК-13 способность выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук для анализа социологических данных (ПК-13).

методы и способы работы с информацией, информационно-коммуникационной сетью "Интернет", этические, правовые и технические границы применения информационных технологий в деятельности человека и общества (ОПК-4).

2) Уметь:

использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук для анализа социологических данных (ПК-13).

применять навыки, полученные в ходе изучения дисциплины, в своей профессиональной и повседневной жизни, опираясь на социальные, юридические и этические и моральные нормы информационной деятельности (ОПК-4).

3) Владеть:

навыками применения основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-13).

способами обеспечения информационной безопасности личности (ОПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Социальная информатика.

4

6

4

28

Устный опрос

2

Информационная безопасность.

4

4

12

34

Устный опрос

3

Анализ данных.

4

6

12,15

Устный опрос

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Социальная информатика.

Лекция 1.

Социальная информатика как научная дисциплина: определения и основные термины, концепции информации в современной науке (2 часа).

Лекция 2.

Системный подход как базовый метод социальной информатики (2 часа).

Лекция 3.

Модели развития информационного общества (2 часа).

Раздел 2. Анализ данных.

Лекция 4.

Информационный анализ данных. Методы анализа данных (2 часа).

Лекция 5.

Методы анализа компьютерных социальных сетей (2 часа).

Лекция 6.

Контент-анализ. Основные понятия. Назначение (2 часа).

Раздел 3. Информационная безопасность.

Лекция 7.

Безопасность в сети. Технический аспект (2 часа).

Лекция 8.

Правовые, этические и моральные аспекты безопасности в сети (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Социальная информатика.

Лабораторная 1.

Разработка ментальных карт (4 часа).

Раздел 2. Информационная безопасность.

Лабораторная 2.

Построение моделей жизненного цикла (4 часа).

Лабораторная 3.

Работа с программами-планировщиками (4 часа).

Лабораторная 4.

Построение и анализ моделей деятельности предприятия (4 часа).

 

методические указания к лабораторным работам приведены в информационно-образовательном портале МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1754

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Виртуальные социальные группы и организации.

2. Компьютерная преступность как социологическая категория.

3. Информационный образ жизни.

4. Личность в виртуальной реальности.

5. Коммуникации в социальных сетях.

6. Современные компьютерные технологии: угрозы и возможности.

7. Информационные ресурсы в обществе.

8. Методы интеллектуального анализа социальной информации.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

4  

 

8  

3  

0,5  

15,5  

88,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

 

8  

3  

0,5  

15,5  

88,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Анализ информационного общества.

4

2

4

18

Собеседование.

2

Безопасность в сети.

4

2

4

70,75

Собеседование.

Всего за  семестр

108

4

8

+

88,75

3

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

108

4

8

88,75

3

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Анализ информационного общества.

Лекция 1.

Социальная информатика как научная дисциплина: определения и основные термины, концепции информации в современной науке (2 часа).

Раздел 2. Безопасность в сети.

Лекция 2.

Развитие социального интернета. Безопасность в сети (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 4

Раздел 1. Безопасность в сети.

Лабораторная 1.

Изучение нормативно-правовых основ информационной безопасности в РФ (4 часа).

Раздел 2. Анализ информационного общества.

Лабораторная 2.

Применение методов веб-аналитики (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Теоретические и методологические основы постиндустриализма.

2. Развитие концепции постиндустриализма.

3. Концепция технотронного общества З. Бжезинского.

4. Питер Дракер и его концепция посткапиталистического общества.

5. Формирование концепции «информационного общества».

6. Концепция сетевого подхода и социальных сетей.

7. Формирование методологии сетевого анализа.

8. Социометрия.

9. Институциализация сетевого подхода.

10. Сетевой подход и социальный капитал в концепции Фукуямы.

11. Френсис Фукуяма и его работы.

12. Самоорганизация и система социальных норм в концепции Ф. Фукуямы.

13. Разрушение иерархий и развитие сетевых структур.

14. Сети и социальный капитал.

15. Иерархии в сетевом мире.

16. Мануэль Кастельс и его трилогия.

17. Сетевое общество и новые формы идентичности в информационную эпоху.

18. Электронный бизнес, сетевое предпринимательство и формирование новой экономики.

19. Проблемы развития сетевого общества.

20. Международные программы развития информационного общества: роль ООН и ЮНЕСКО.

21. Развитие информационного общества как фактор международной и национальной политики.

22. Задача гуманизации процесса глобализации.

23. Формирование концепции обществ, основанных на знании, как базовой концепции ЮНЕСКО.

24. Основные положения концепции ЮНЕСКО о развитии обществ знаний.

25. Мониторинг реализации задач Плана действия Всемирного саммита (2005 – 2015 гг.).

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Информационное общество. Net-Generation.

2. Общество знаний. Когнитивный подход.

3. Развитие социального интернета.

4. Elinor Ostrom - Нобелевская 2009.

5. Безопасность в сети.

6. Контроль в информационном обществе.

7. Портфолио студента и рейтинг специалиста.

8. Сотрудничество в обучении.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекционных и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами интерактивных форм обучения, таких как:

- дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем;

- доклад (презентация) - публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, приглашенным экспертом, студентом, группой студентов. Докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды PowerPoint, иллюстрации и т.д.).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социальная информатика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Чугунов А. В. Социальная информатика: Учебное пособие. – СПб.: НИУ ИТМО, 2012. – 223 с. - http://window.edu.ru/resource/598/78598/files/itmo997.pdf

2. Артюхин В.В. Реальность2.0b. Современная история информационного общества. М., 2011. - 432 с. - http://window.edu.ru/resource/433/74433/files/book501.pdf

3. Казакова И.А. История вычислительной техники: учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2011. - http://window.edu.ru/resource/959/74959/files/history.PDF

4. Баранова Е.В. Социология массовой коммуникации. — Минск: Вышэйшая школа 2012 г.— 174 с. — Электронное издание. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=27665

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Баранова Е. К. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие. — Москва: ЕАОИ 2012 г.— 311 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-374-00301-7 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334454

2. Макарова Н., Волков В. Информатика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — Санкт-Петербург: Питер 2011 г.— 576 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-496-00001-7 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=23133

3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". - http://base.garant.ru/12181538/

4. Федеральный закон от 9.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160225/

5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ). - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165971

6. "Защита информации. Основные термины и определения. ГОСТ Р 50922-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 373-ст). - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=418509&req=doc

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

электронная библиотека ВлГУ (http://e.lib.vlsu.ru/)

электронная библиотечная система "BOOK.ru" (http://book.ru/);

электронная библиотечная системы "IPRBooks" (http://www.iprbookshop.ru/);

электронная библиотечная система "iBooks.ru" (http://www.ibooks.ru/);

единое окно доступа к информационным ресурсам (http://window.edu.ru/);

Программное обеспечение:

Компьютерный класс:

Open Office (free software)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

window.edu.ru

ibooks.ru

base.garant.ru

consultant.ru

base.consultant.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный класс:

1) 11 персональных компьютеров

2) проектор Acer

3) проекционный экран

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу в соответствии с тематикой лабораторной работы. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Социальная информатика»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Социальная информатика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний в области теоретических, алгоритмических и прикладных основ информатики, а также обучение использованию информационного подхода к организации аналитической деятельности, способам поиска и выбора необходимых информационных ресурсов, их анализа.

Задачи дисциплины: освоить способы использования систем анализа данных, поддержки принятия решений, технологий обработки информации для анализа данных.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Социальная информатика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

06.06.2017 г.