Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

108 / 3  

20  

20  

 

2  

0,25  

42,25  

65,75  

Зач.  

Итого

108 / 3  

20  

20  

 

2  

0,25  

42,25  

65,75  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: овладение студентами теоретико-методологической базой исследования, измерения и количественной оценки качества и стандартизации социальных услуг для эффективного решения задач практики социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.23))

Дисциплина базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин "Социальная статистика", "Теория социальной работы", "Технологии социальной работы". Знания, полученные при изучении дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» могут служить базой для прохождения производственной практики и выполнения ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы стандартизации и квалиметрии в социальной работе (ПК-4).

2) Уметь:

оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами (ПК-4).

3) Владеть:

приемами и методами оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи (ПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основы социальной квалиметрии

8

2

8

22

устный опрос

2

Стандартизация социальных услуг

8

2

6

16

устный опрос

3

Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг

8

18

8

27,75

устный опрос

Всего за  семестр

112

22

22

65,75

2

0,25

Зач.

Итого   

112

22

22

65,75

2

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Основы социальной квалиметрии

Лекция 1.

Основы социальной квалиметрии (2 часа).

Раздел 2. Стандартизация социальных услуг

Лекция 2.

Стандартизация социальных услуг (2 часа).

Раздел 3. Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг

Лекция 3.

Основные понятия в области оценки качества социальных услуг (2 часа).

Лекция 4.

Основные понятия в области оценки эффективности социальных услуг (2 часа).

Лекция 5.

Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг (2 часа).

Лекция 6.

Контроль качества деятельности учреждений социального обслуживания (2 часа).

Лекция 7.

Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания (2 часа).

Лекция 8.

Методы оценки качества деятельности учреждений социального обслуживания (2 часа).

Лекция 9.

Методы оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания (2 часа).

Лекция 10.

Методы оценки качества социальных услуг, предоставляемых клиентам (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Основы социальной квалиметрии

Практическое занятие 1.

Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость. Социальная квалиметрия как научная дисциплина (2 часа).

Практическое занятие 2.

Квалиметрия в социальной работе. Теория качества жизни, физического, психического и социального здоровья (2 часа).

Практическое занятие 3.

Научно-методические основы стандартизации социальных услуг (2 часа).

Практическое занятие 4.

Задачи и содержание стандартов социального обслуживания (2 часа).

Раздел 2. Стандартизация социальных услуг

Практическое занятие 5.

Основные понятия в области оценки качества и эффективности социальных услуг (2 часа).

Практическое занятие 6.

Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг (2 часа).

Практическое занятие 7.

Направления контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания (2 часа).

Раздел 3. Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг

Практическое занятие 8.

Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания (2 часа).

Практическое занятие 9.

Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания (2 часа).

Практическое занятие 10.

Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены в ИОП https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3573#section-1

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Этапы становления науки о качестве как проблемно-ориентированном научно-практическом и системно-методологическом комплексе знаний.

2. Предпосылки квалитологии.

3. Объект и предмет квалитологии. Типология синтезов знания в квалитологии.

4. Методологический принцип триединства науки о качестве.

5. Структура концептуального аппарата теории качества.

6. Категория качества как понятийная система.

7. Система принципов теории качества.

8. Система социально-экономических законов квалитологии.

9. Структура квалиметрии. Предмет и содержание квалиметрии.

10. Статусы квалиметрии как науки: экономический, общенаучный, технико-экономический и систематический.

11. Теория и методы квалиметрии.

12. Услуга: понятие, характеристика, классификация, отличительные черты.

13. Жизненный цикл услуги.

14. Основные показатели качества услуги. Концепция улучшения качества.

15. Экономическая эффективность улучшения качества социальных услуг. Общие затраты на качество.

16. Стандартизация социальных услуг населению в РФ.

17. Роль стандартизации в обеспечении и управлении качеством продукции.

18. Оценка потребностей. Оценка уровня доходов получателя социальной помощи: проверка нуждаемости. Оценка программ и проектов.

19. Дизайн оценочных исследований. Формы оценки программ.

20. Понятие социальной и гендерной экспертизы в социальной работе.

21. Цели и задачи оценки результативности. Критерии эффективности социальной работы.

22. Проведение оценочного исследования. Привлечение потребителей к оценке услуг.

23. Система качества учреждения: основные понятия.

24. Критерии оценки качества социальных услуг.

25. Контроль качества социальных услуг, методика.

26. Менеджмент социального обслуживания. Менеджмент в сфере социального обеспечения за рубежом.

27. Принципы управления учреждением. Организация работы учреждения и контроль за ее качеством.

28. Современная система профессиональной мотивации работников социальных служб.

29. Формы и методы повышения квалификации работников учреждений социальной сферы.

30. Аттестация специалистов и руководящих кадров социальной сферы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

4  

6  

 

3  

0,5  

13,5  

90,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

6  

 

3  

0,5  

13,5  

90,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основы социальной квалиметрии, стандартизация социальных услуг

6

2

4

36

устный опрос, контрольная работа

2

Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг

6

2

2

54,75

устный опрос, контрольная работа

Всего за  семестр

108

4

6

+

90,75

3

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

108

4

6

90,75

3

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Основы социальной квалиметрии, стандартизация социальных услуг

Лекция 1.

Основы социальной квалиметрии, стандартизация социальных услуг (2 часа).

Раздел 2. Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг

Лекция 2.

Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Основы социальной квалиметрии, стандартизация социальных услуг

Практическое занятие 1.

Основы социальной квалиметрии (2 часа).

Практическое занятие 2.

Стандартизация социальных услуг (2 часа).

Раздел 2. Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг

Практическое занятие 3.

Оценка и контроль качества и эффективности социального обслуживания и социальных услуг (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость.

2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина.

3. Квалиметрия в социальной работе.

4. Социальный кругооборот качества.

5. Теория качества жизни, физического, психического и социального здоровья .

6. Качество социальных услуг.

7. Научно-методические основы стандартизации социальных услуг.

8. Задачи и содержание стандартов социального обслуживания.

9. Основные понятия в области оценки качества и эффективности социальных услуг.

10. Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг.

11. Направления контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания.

12. Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания.

13. Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

14. Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам.

15. Региональный опыт работы по оценке деятельности социальных служб.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость.

2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина.

3. Квалиметрия в социальной работе.

4. Социальный кругооборот качества.

5. Теория качества жизни, физического, психического и социального здоровья .

6. Качество социальных услуг.

7. Научно-методические основы стандартизации социальных услуг.

8. Задачи и содержание стандартов социального обслуживания.

9. Основные понятия в области оценки качества и эффективности социальных услуг.

10. Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг.

11. Направления контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания.

12. Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждений социального обслуживания.

13. Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

14. Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам.

15. Региональный опыт работы по оценке деятельности социальных служб.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них.

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Л.В. Топчий [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 182 c. - http://www.iprbookshop.ru/35311

2. Голуб О.В. Стандартизация, метрология и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб О.В., Сурков И.В., Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 334 c. - http://www.iprbookshop.ru/4151

3. "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013) - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163008#0

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Егорова Е.С. Качество услуг социально-экономической организации: Монография. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. - http://window.edu.ru/resource/754/56754

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РОССТАНДАРТ, http://www.gost.ru/

"Рубрикон"- крупнейший энциклопедический ресурс интернета, http://www.rubricon.com/;

Университетская информационная система РОССИЯ: Ресурсы и сервисы для экономических и социальных исследований, учебных программ и государственного управления, http://uisrussia.msu.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

consultant.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: овладение студентами теоретико-методологической базой исследования, измерения и количественной оценки качества и стандартизации социальных услуг для эффективного решения задач практики социальной работы.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

06.06.2017 г.