Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Социальная статистика     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: дать студентам необходимые знания, умения и навыки, в том числе:

– знания в области общей теории статистики, основ социальной статистики;

– умения в области производства статистических расчетов, в использовании методов статистического анализа;

– навыки самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности социального работника.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.06))

Дисциплина базируется на изучении курсов "Социология", "Математика", "Информатика", "Демография". На дисциплине "Социальная статистика" базируется изучение курсов "Методы исследования в социальной работе", "Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 способность выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные статистические показатели; основные методы статистического анализа социально-экономических явлений; основные показатели сферы социальной статистики (ПК-13).

2) Уметь:

выполнять статистические расчеты и исследования; производить статистический анализ; самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в области статистики в процессе последующего обучения (ПК-13).

3) Владеть:

общей культурой обращения с числовой информацией; специальной статистической терминологией и лексикой данной дисциплины; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями в области статистических методов в социальной работе (ПК-13).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Статистика как наука.

6

10

10

46

устный опрос

2

Основные разделы социальной статистики

6

6

6

28,15

устный опрос

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Статистика как наука.

Лекция 1.

Статистика: основные понятия и определения (2 часа).

Лекция 2.

Статистическое наблюдение (2 часа).

Лекция 3.

Статистическая и графическая обработка результатов исследования (2 часа).

Лекция 4.

Статистические показатели (2 часа).

Лекция 5.

Изучение вариации (2 часа).

Раздел 2. Основные разделы социальной статистики

Лекция 6.

Теоретические основы социальной статистики (2 часа).

Лекция 7.

Основные сферы социальной статистики (2 часа).

Лекция 8.

Основные сферы социальной статистики (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Статистика как наука.

Практическое занятие 1.

Теоретические основы статистики (2 часа).

Практическое занятие 2.

Статистическое наблюдение. Программа статистического исследования (2 часа).

Практическое занятие 3.

Результаты статистического исследования (2 часа).

Практическое занятие 4.

Табличный и графический метод в статистике (2 часа).

Практическое занятие 5.

Статистические показатели. Средние величины (2 часа).

Раздел 2. Основные разделы социальной статистики

Практическое занятие 6.

Основные сферы социальной статистики (2 часа).

Практическое занятие 7.

Основные сферы социальной статистики (2 часа).

Практическое занятие 8.

Основные сферы социальной статистики (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены в списке основной литературы и размещены в информационно-образовательном портале https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=606

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Организация статистики за рубежом.

2. История статистики.

3. Организация и проведение статистических исследований в России.

4. Выборочный метод в статистике.

5. Принципы построения статистических показателей.

6. Табличный метод.

7. Ряды динамики, средние уровни рядов динамики.

8. Индексный метод в статистике.

9. Взаимосвязь социальной статистики с другими науками.

10. Статистика личности и семьи.

11. Статистика оплаты труда и занятости.

12. Статистика национального дохода.

13. Статистика социального обеспечения.

14. Экологическая статистика.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

6

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Статистика как наука.

6

2

4

56

устный опрос, контрольная работа

2

Основные разделы социальной статистики

6

2

4

33,75

устный опрос, контрольная работа

Всего за  семестр

108

4

8

+

89,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

108

4

8

89,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 6

Раздел 1. Статистика как наука.

Лекция 1.

Статистическое наблюдение (2 часа).

Раздел 2. Основные разделы социальной статистики

Лекция 2.

Основные разделы социальной статистики (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 6

Раздел 1. Статистика как наука.

Практическое занятие 1.

Статистическое наблюдение (2 часа).

Практическое занятие 2.

Статистическая и графическая обработка результатов исследования (2 часа).

Раздел 2. Основные разделы социальной статистики

Практическое занятие 3.

Основные разделы социальной статистики (2 часа).

Практическое занятие 4.

Основные разделы социальной статистики (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Организация статистики за рубежом.

2. История статистики.

3. Организация и проведение статистических исследований в России.

4. Выборочный метод в статистике.

5. Принципы построения статистических показателей.

6. Табличный метод.

7. Ряды динамики, средние уровни рядов динамики.

8. Индексный метод в статистике.

9. Взаимосвязь социальной статистики с другими науками.

10. Статистика личности и семьи.

11. Статистика оплаты труда и занятости.

12. Статистика национального дохода.

13. Статистика социального обеспечения.

14. Экологическая статистика.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Общее понятие статистики и ее отраслей.

2. 2. Исторический очерк становления статистики.

3. 3. История развития юридической статистики как науки.

4. 4. Практическое становление юридической статистики в России и других странах.

5. 5. Общая характеристика и история мировой криминальной статистики.

6. 6. Предмет юридической статистики.

7. 7. Понятие закона больших чисел как математической основы статистических закономерностей.

8. 8. Отрасли юридической статистики.

9. 9. Методы юридической статистики.

10. 10. Значение юридической статистики для юридической науки и практики.

11. 11. Понятие статистического наблюдения и организация его проведения.

12. 12. Организационные формы статистического наблюдения.

13. 13. Виды и способы статистического наблюдения.

14. 14. Единый учет преступлений.

15. 15. Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов.

16. 16. Учет административных правонарушений.

17. 17. Учет и отчетность судов и органов юстиции.

18. 18. Надежность статистических показателей юридической статистики.

19. 19. Теоретические основы выборочного наблюдения.

20. 20. Определение ошибки выборки.

21. 21. Расчет выборочной совокупности.

22. 22. Виды отбора единиц выборочной совокупности.

23. 23. Методы опроса и их использование в юридических обследованиях.

24. 24. Социологическое наблюдение и социальный эксперимент в юриспруденции.

25. 25. Понятие статистической сводки и группировки.

26. 26. Виды статистических группировок.

27. 27. Табличный способ изложения статистических показателей.

28. 28. Графический способ изложения статистических показателей.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении лекций и практических занятий используются активные образовательные технологии:

– дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

– работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения;

– метод кейсов предполагает описание и анализ реальных социальных ситуаций, предложение возможных решений и обоснованный выбор лучшего из них;

– проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

– обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;

- составление таблиц, представление собственных презентаций по результатам самостоятельной работы студентов.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социальная статистика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Шанченко, Н. И. Общая статистика. Лабораторный практикум: учебное пособие / Н. И. Шанченко. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 114 с - http://venec.ulstu.ru/lib/go.php?id=6081

2. Демина, А. И. Статистика: учебник / [А. И. Демина, О. П. Мамченко, А. Г. Зиновьев] ; АлтГУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 444 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1794

3. Дронов, С. В. Математическая статистика: учеб. пособие / С. В. Дронов; АлтГУ, ФМиИТ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321602907. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2845

4. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (действующая редакция) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/

5. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (действующая редакция) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Научно-информационный журнал «Вопросы статистики» - http://www.statbook.ru/ru/vopr/vopr.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

venec.ulstu.ru

elibrary.asu.ru

consultant.ru

statbook.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Социальная статистика»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Социальная статистика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: дать студентам необходимые знания, умения и навыки, в том числе:

– знания в области общей теории статистики, основ социальной статистики;

– умения в области производства статистических расчетов, в использовании методов статистического анализа;

– навыки самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности социального работника.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Социальная статистика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

06.06.2017 г.