Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Этические основы социальной работы     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления бакалавра. Основными задачами изучения дисциплины являются: • ознакомить студентов с профессионально-этическими ценностями деятельности социальных служб, содействовать их усвоению и практическому применению; • способствовать усвоению категорий и понятий этики; понятий, связанных с природой и спецификой феномена профессионального общения социального работника; • сформировать у студентов умения и навыки регуляции этического поведения; • ознакомить студентов с понятием морали, долга и профессиональной этики социального работника; • способствовать формированию этической культуры социального работника.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.26))

Дисциплина «Этические основы социальной работы» в содержательном плане связана с дисциплинами «История», «Социология», «Введение в профессию «Социальная работа» », «Социальная политика», «Основы социального государства и гражданского общества», «Основы социального образования» и др. и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин: «Философия», «Теория социальной работы», «История социальной работы», «Технологии социальной работы» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

этические нормы деятельности социального работника (ОПК-7).

2) Уметь:

соблюдать этику межличностного общения и правила этикета в профессиональной деятельности (ОПК-7).

3) Владеть:

навыками профессионального взаимодействия с учетом этических норм (ОПК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Социальная работа как социально-помогающая деятельность.

3

4

4

8

тест,доклады, презентации

2

Этика – оксиологическая составляющая социальной работы.

3

4

4

8

тест,доклады, презентации

3

Профессиональная этика социального работника.

3

4

4

8

тест,доклады, презентации

4

Деонтология социальной работы.

3

4

4

50,15

тест,доклады, презентации

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Социальная работа как социально-помогающая деятельность.

Лекция 1.

Социальная работа как профессия и вид социально-помогающей деятельности (2 часа).

Лекция 2.

Субъекты и объекты социальной помощи как основные участники социального и профессионального взаимодействия (2 часа).

Раздел 2. Этика – оксиологическая составляющая социальной работы.

Лекция 3.

Историко-культурная динамика ценностных оснований социально-помогающей деятельности (2 часа).

Лекция 4.

Аксиологический потенциал социальной работы как социально-помогающей деятельности (2 часа).

Раздел 3. Профессиональная этика социального работника.

Лекция 5.

Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность, типология (2 часа).

Лекция 6.

Особенности профессионально-этической системы социальной работы (2 часа).

Раздел 4. Деонтология социальной работы.

Лекция 7.

Долг социального работника как профессиональная ценность (2 часа).

Лекция 8.

Типы профессиональных взаимоотношений в социальной работе с позиции деонтологии (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Социальная работа как социально-помогающая деятельность.

Практическое занятие 1.

Сущности и содержания социально-помогающей деятельности (2 часа).

Практическое занятие 2.

Социальная работа в системе социально-помогающей деятельности (2 часа).

Раздел 2. Этика – оксиологическая составляющая социальной работы.

Практическое занятие 3.

Ценностно-нормативные основы этики социальной работы (2 часа).

Практическое занятие 4.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социального работника (2 часа).

Раздел 3. Профессиональная этика социального работника.

Практическое занятие 5.

Профессионально - этические требования к профессиограмме социального работника (2 часа).

Практическое занятие 6.

Сущность и содержание современной профессионально- этической системы социальной работы (2 часа).

Раздел 4. Деонтология социальной работы.

Практическое занятие 7.

Профессионально-этическая культура социального работника как субъект социально-помогающей деятельности (2 часа).

Практическое занятие 8.

Этические принципы и нормы профессионального поведения социального работника (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4485

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие профессиональной этики. Профессиональная этика в социальной работе.

2. Философские основы профессиональной этики.(дискуссия).

3. Сущность и структура профессиональной культуры социального работника.

4. Профессионально-этические и ценности в деятельности социального работника.

5. Профессионально-этические нормы в диагностике и консультировании социальной работы (презентации).

6. Профессиональный такт в деятельности и культуре разрешения конфликтов социальной работе. (работа в малых группах).

7. Личностные качества социального работника. Этические проблемы в деятельности социального работника (презентации).

8. Этика поведения социального работника. Этические кодексы (метод кейсов).

9. Сущностная характеристика базовых этических категорий.

10. Общее и особенное в категориальном аппарате профессионально-этических основ социальной работы.

11. Роль ценностно-нормативного регулирования в деятельности органов и служб социальной защиты населения.

12. Этико-аксиологический подход в современной системе профессионального образования специалистов социальной работы.

13. Аксиология как наука о ценностях.

14. Общественная значимость ценностей социальной работы.

15. Взаимообусловленность ценностей и норм в профессиональном поведении субъектов социально-помогающего труда.

16. Деонтологические проблемы в социальной работе.

17. Сущности содержания должных отношений в практике социального работника.

18. Этическая дилемма и моральный конфликт в социальной работе.

19. Ценностные ориентации субъекта социально-помогающей деятельности.

20. Система нравственных ценностей в жизнедеятельности человека.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

4

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

Зач.(3,75)  

Итого

108 / 3  

4  

8  

 

2  

0,5  

14,5  

89,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретико-методологические основы освоения дисциплины

4

2

4

44

контрольная работа

2

Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология

4

2

4

45,75

контрольная работа

Всего за  семестр

108

4

8

+

89,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

108

4

8

89,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 4

Раздел 1. Теоретико-методологические основы освоения дисциплины

Лекция 1.

Теоретико-методологические основы освоения дисциплины (2 часа).

Раздел 2. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология

Лекция 2.

Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 4

Раздел 1. Теоретико-методологические основы освоения дисциплины

Практическое занятие 1.

Особенности этического кодекса социальной работы (2 часа).

Практическое занятие 2.

Деонтологические вопросы социальной работы (2 часа).

Раздел 2. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология

Практическое занятие 3.

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника (2 часа).

Практическое занятие 4.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие профессиональной этики. Профессиональная этика в социальной работе.

2. Философские основы профессиональной этики.(дискуссия).

3. Сущность и структура профессиональной культуры социального работника.

4. Профессионально-этические и ценности в деятельности социального работника.

5. Профессионально-этические нормы в диагностике и консультировании социальной работы (презентации).

6. Профессиональный такт в деятельности и культуре разрешения конфликтов социальной работе. (работа в малых группах).

7. Личностные качества социального работника. Этические проблемы в деятельности социального работника (презентации).

8. Этика поведения социального работника. Этические кодексы (метод кейсов).

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Возникновение и становление профессиональной этики в социальной работе.

2. Этические нормы и ценности деятельности социального работника.

3. Функции профессионально-этической системы социальной работы.

4. Профессионально значимые черты личности социального работника.

5. Этические проблемы в социальной работе. Профессиональные риски.

6. Связь морально-этического и нормативно-правого регулирования деятельности социального работника .

7. Требования к поведению и внешнему виду социального работника.

8. Этика в культуре внешности и поведения социального работника.

9. Особенности личности социального работника.

10. Деловое общение в деятельности социального работника.

11. Правила конструктивной критики.

12. Спор и принципы его ведения.

13. Этические нормы телефонного разговора.

14. Презентации и публичные выступления.

15. Кодекс профессиональной этики в деятельности социального работника.

16. Этические принципы исследований в социальной работе.

17. Профессиональные деформации личности социального работника.

18. Особенности этики взаимодействия социального работника с различными категориями воспитанников (одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями, детьми из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию).

19. Особенности становления личности социального работника.

20. Требования к внешнему виду. Имидж социального работника.

21. Специфика взаимодействия социального работника с педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, родителями воспитанников образовательного учреждения.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

При проведении занятий используются следующие образовательные технологии:

1) участие студентов в дискуссиях и обсуждениях предложенных статей и вопросов;

2) работа в малых группах при анализе студентами альтернативных оценок и точек зрения

3) анализ конкретных исторических ситуаций с использованием знаний, полученных из лекционного курса;

4) составление таблиц, презентаций, творческих отчетов, аннотаций по результатам самостоятельной работы студентов

5) компьютерное тестирование с использованием модульной технологии

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Этические основы социальной работы

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2012.— 45 c. - http://www.iprbookshop.ru/29877

2. Гуревич П.С. Этика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 416 c. - http://www.iprbookshop.ru/8542

3. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c. - http://www.iprbookshop.ru/32795

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Социальная этика: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 84 с. - http://window.edu.ru/resource/427/69427

2. Введение в профессию "Социальная работа" : учебное пособие / М.В. Фирсов, И.В. Наместникова, Е.Г. Студёнова. — Москва : КноРус, 2011. — 223 с. - https://www.book.ru/book/901923

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

справочно-правовая система "Гарант" http://www.garant.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет педагогических и социальных технологий

Кабинет социальной психологии

Комплект учебно-наглядных пособий; проектор NEC (переносной); проекционный экран.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обязательным условием обучения является посещение лекций и активная работа на занятиях, так как качественное усвоение знаний невозможно вне контакта с преподавателем. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студенты ведут конспект лекций и прорабатывают лекционный материал, пользуясь конспектом при тестировании по курсу на контрольных неделях.

На практических занятиях пройденный теоретический материал закрепляется работой по основной и дополнительной литературе по пройденным темам, изучение материала происходит более углубленно в виде логико-смысловых моделей по основным разделам курса. Для симулирования творческой активности обучающихся на занятиях широко используется разнообразные приемы современных образовательных технологий, такие как проектирование и дискуссии, круглые столы, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», викторины, дебаты и др. Проводятся семинары, которые завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Особую роль в этом процессе играет умение самостоятельно изучать оригинальные тексты классиков философии. Самостоятельная работа с литературой – важная составная часть получения высшего образования. Начинающему студенту следует принять во внимание, что учебная, справочная и научная литература различается по степени сложности, глубины и охвату материала. В связи с этим целесообразно осуществлять самостоятельную работу с литературой в три стадии. Первоначально следует обратиться к учебной литературе, где доступным языком и систематично изложены базовые знания по изучаемому курсу. Затем следует обратиться к справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедическим словарям, отраслевым словарям и справочникам). В них, как правило, суммированы основные достижения науки по тем или иным вопросам. Язык словарей предельно лаконичен и более наукообразен, чем язык учебников. Поэтому понимание словарной статьи, как правило, предполагает общее знакомство с сутью вопроса. Наиболее сложной для освоения является научная литература: монографии и статьи. Работа с ними требует хорошего знания контекста рассматриваемых там проблем, а также знакомства с научной терминологией. Поэтому к научной литературе следует подступать на завершающей стадии работы над темой. При этом следует учитывать, что в монографиях, как правило, затрагивается широкий спектр проблем, выходящий за рамки одной темы учебной дисциплины, поэтому в большинстве случаев не требуется обработки всего текста монографии, но лишь той ее части, которая непосредственно посвящена вопросу. При работе с литературой следует делать выписки, соответствующие изучаемой теме.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Этические основы социальной работы»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления бакалавра. Основными задачами изучения дисциплины являются: • ознакомить студентов с профессионально-этическими ценностями деятельности социальных служб, содействовать их усвоению и практическому применению; • способствовать усвоению категорий и понятий этики; понятий, связанных с природой и спецификой феномена профессионального общения социального работника; • сформировать у студентов умения и навыки регуляции этического поведения; • ознакомить студентов с понятием морали, долга и профессиональной этики социального работника; • способствовать формированию этической культуры социального работника.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

06.06.2017 г.