Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  Юриспруденции 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История государства и права России     

 




Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

2

144 / 4  

32  

48  

 

5,2  

0,35  

85,55  

31,8  

Экз.(26,65)  

Итого

216 / 6  

48  

64  

 

6,8  

0,6  

119,4  

69,95  

26,65  

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины является изучение содержания и основных закономерностей истории государственности и права России, определение этапов этого развития, выявление специфики российской государственности и ее правового менталитета.

Задачами курса является выработка у студентов в результате изучения учебной дисциплины следующих знаний и навыков:

выработать целостное представление о закономерностях государственного и правового развития России от начала государственности до наших дней;

иметь представление об основных концепциях истории государства и права России;

знать основные памятники права в соответствии с этапами развития государственности;

овладеть терминологией, как исторических памятников, так и современной науки.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.02))

Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Использование студентом дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.

ОПК-2 способность работать на благо общества и государства.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

источники основных исторических этапов развития России (ОК-6).

особенности государственного и правового развития России (ОК-7).

исторические особенности и закономерности становления и развития государства и права (ОПК-2).

2) Уметь:

применять знания при работе на практических занятиях, учитывая противоположную точку зрения на одни и те же исторические факты (ОК-6).

различать исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции (ОК-7).

использовать нормативный материал при решении конкретных ситуаций и казусов (ОПК-2).

3) Владеть:

навыками анализа и сравнения различных исторических этапов в развитии государства и права (ОК-6).

навыками самостоятельного анализа особенностей становления и развития государства и права России (ОК-7).

навыками сравнительно-правового анализа различных точек зрения по вопросу становления и развития государства и права России (ОПК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Становление и развитие государства и права Руси.

1

2

4

5

Тестирование

2

Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

1

14

12

33,15

Тестирование

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

3

Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

2

16

24

21,85

Тестирование

4

Становление советского государства и его современное состояние.

2

16

24

9,95

Тестирование

Всего за  семестр

144

32

48

31,8

5,2

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

216

48

64

69,95

6,8

0,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.

Лекция 1.

Предмет и метод истории отечественного государства и права (2 часа).

Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Лекция 2.

Рабовладельческие государства Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья (2 часа).

Лекция 3.

Государственный и общественный строй Киевской Руси (IX – XI вв.) (2 часа).

Лекция 4.

Право древнерусского государства: система и институты. Русская правда (2 часа).

Лекция 5.

Русская государственность в период политической раздробленности (ХП в. - ХIII в.) (2 часа).

Лекция 6.

Основные законодательные памятники в период политической раздробленности (ХП в. - ХIII в.). Псковская и Новгородская судные грамоты. Основные институты права в период феодальной раздробленности на Руси (ХП в. - ХIII в.) (2 часа).

Лекция 7.

Государство и правовая система Золотой Орды. Государство и право Великого княжества Литовского (2 часа).

Лекция 8.

Государство и право периода образования и укрепления русского централизованного государства (XIV в. — середина XVI в.). Судебники 1497 г. и 1550 г (2 часа).

Семестр 2

Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Лекция 9.

Государственный строй и правовая система сословно-представительной монархии (середина XVI в. - середина ХVП в.). Феодальная государственность на границах русского государства (IV – XIX вв.) (2 часа).

Лекция 10.

Образование абсолютной монархии в России (середина ХVII в. - первая четверть ХVIII в.) (2 часа).

Лекция 11.

Развитие государственного механизма при преемниках Петра Великого (вторая четверть — конец ХVIII в.). Основные законодательные памятники российской правовой системы XVIII в. Развитие институтов российского права в ХVIII в. Правовое положение сословий во II пол. XVIII в (2 часа).

Лекция 12.

Российская государственность в первой половине XIX в. Систематизация законодательства и основные институты права в первой половине XIX в (2 часа).

Лекция 13.

Государство и право Российской империи в период становления буржуазной монархии (2 часа).

Лекция 14.

Контрреформы 1880-1890 гг (2 часа).

Лекция 15.

Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в (2 часа).

Лекция 16.

Оформление конституционной монархии в России (2 часа).

Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.

Лекция 17.

Изменения в государственном аппарате и праве России в годы Первой мировой войны (1914 -1917 гг.) (2 часа).

Лекция 18.

Государственный строй России в период республики (1916-1917 гг.). Правовая политика Временного правительства (2 часа).

Лекция 19.

Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.). Образование Союза Советских Социалистических Республик (2 часа).

Лекция 20.

Советское государство и право в период новой экономической политики (1920-е гг.) (2 часа).

Лекция 21.

Советское государство в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).

Лекция 22.

Развитие права в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).

Лекция 23.

Развитие государства и права в период общего кризиса государственного социализма (1956 – 1985 гг.) (2 часа).

Лекция 24.

Советское государство и право в период перестройки. Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.

Практическое занятие 1.

Право древнерусского государства: система и институты (2 часа).

Практическое занятие 2.

Русская правда (2 часа).

Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Практическое занятие 3.

Русская государственность в период политической раздробленности (ХП в. – ХIII в.) (2 часа).

Практическое занятие 4.

Основные законодательные памятники в период политической раздробленности (ХП в. – ХIII в.) (2 часа).

Практическое занятие 5.

Псковская и Новгородская судные грамоты (2 часа).

Практическое занятие 6.

Государство и право периода образования и укрепления русского централизованного государства (XIV в. — середина XVI в.) (2 часа).

Практическое занятие 7.

Судебники 1497 г. и 1550 г (2 часа).

Практическое занятие 8.

Государственный строй и правовая система сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина ХVП в.) (2 часа).

Семестр 2

Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Практическое занятие 9.

Образование абсолютной монархии в России (середина ХVII в. – первая четверть ХVIII в.) (2 часа).

Практическое занятие 10.

Развитие государственного механизма при преемниках Петра Великого (вторая четверть — конец ХVIII в.) (2 часа).

Практическое занятие 11.

Основные законодательные памятники российской правовой системы XVIII в (2 часа).

Практическое занятие 12.

Развитие институтов российского права в ХVIII в (2 часа).

Практическое занятие 13.

Правовое положение сословий во II пол. XVIII в (2 часа).

Практическое занятие 14.

Российская государственность в первой половине XIX в (2 часа).

Практическое занятие 15.

Систематизация законодательства в первой половине XIX в (2 часа).

Практическое занятие 16.

Основные институты права в первой половине XIX в (2 часа).

Практическое занятие 17.

Государство и право Российской империи в период становления буржуазной монархии (2 часа).

Практическое занятие 18.

Контрреформы 1880-1890 гг (2 часа).

Практическое занятие 19.

Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в (2 часа).

Практическое занятие 20.

Оформление конституционной монархии в России (2 часа).

Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.

Практическое занятие 21.

Изменения в государственном аппарате и праве России в годы Первой мировой войны (1914 -1917 гг.) (2 часа).

Практическое занятие 22.

Государственный строй России в период республики (1916-1917 гг.) (2 часа).

Практическое занятие 23.

Правовая политика Временного правительства (2 часа).

Практическое занятие 24.

Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.) (2 часа).

Практическое занятие 25.

Образование Союза Советских Социалистических Республик (2 часа).

Практическое занятие 26.

Советское государство и право в период новой экономической политики (1920-е гг.) (2 часа).

Практическое занятие 27.

Советское государство в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).

Практическое занятие 28.

Развитие права в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).

Практическое занятие 29.

Советское государство в период общего кризиса государственного социализма (1956 – 1985 гг.) (2 часа).

Практическое занятие 30.

Советское государство в период перестройки (2 часа).

Практическое занятие 31.

Советское право в период перестройки (2 часа).

Практическое занятие 32.

Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).

 

Успешное усвоение данной учебной дисциплины предполагает большой, упорный, серьезный, систематический труд студентов. Важнейшая его составная часть - подготовка к групповому занятию и активное участие в его работе. Семинарские занятия проводятся с целью углубленного изучения студентами определенных тем, закрепления и проверки полученных знаний, овладения навыками самостоятельной работы, публичных выступлений и ведения полемики. Тематика семинарских занятий приведена в учебно-методических указаниях "История отечественного государства и права. - Муром 2011." Доступ к данному пособию обеспечен информационно-образовательным порталом МИ(ф)ВЛГУ по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357.

Подготовка к групповому занятию начинается ознакомлением с его планом по соответствующей теме, временем, отведенным на данный семинар, перечнем рекомендованной литературы. Затем следует главный этап подготовки к занятию: студенты в соответствии с планом семинара изучают соответствующие источники.

Последовательность изучения источников, как показывает опыт, должна быть следующей:

1. Отрабатывается лекция по теме семинара;

2. Изучается учебник или учебное пособие;

3. Изучаются правовые акты (тексты кодексов, конституций, деклараций, законов);

4. Завершается подготовка чтением дополнительной литературы.

К каждой теме рекомендуется несколько литературных источников, которые студент обязан изучить.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Историография истории отечественного государства и права.

2. Рабовладельческие государства. Царство Урарту, государства Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. Основные черты их государственного строя и права.

3. Государства Закавказья, Средней Азии и Казахстана (IV в. - XIX в.). Борьба государств Закавказья и Средней Азии за сохранение независимости в IV - ХIII вв., особенности их государственного строя. Складывание мусульманской правовой системы в Азербай¬джане и Средней Азии. Основные черты права в Грузии и Армении. Казахское ханство в XV - ХVII вв., его распад.

4. Татаро-монгольские государства (ХII в. - XV в.). Империя Чингисхана и ее завоевательная внешняя политика. Рас¬пад империи Чингисхана на самостоятельные государства-улусы. Особенности государственного строя и права Золотой Орды.

5. Государства Прибалтики (ХШ в. - ХVIII в.). Отношения племен Прибалтики с русскими землями. Образование Великого княжества Литовского, особенности его государствен¬ного строя и права. Захват крестоносцами прибалтийских земель, образование орденских государств. Особенности государственного строя и права Ливонии, Курляндского герцогства.

6. Украинская и молдавская государственность (XVI в. - ХVIII в.). Национально-освободительная война 1648-1654 гг. и создание украинского государства. Вхождение Украины в состав России и ее государственно-правовой статус. Ликвидация самоуправ¬ления Украины. Этапы истории молдавской государственности. Особенности молдавского права.

7. Развитие основных отраслей и институтов права в Древней Руси (IX-XII вв.).

8. Развитие основных отраслей и институтов права в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XV вв.).

9. Развитие основных отраслей и институтов права в период образования русского централизованного государства (XIV-середина XVI вв.).

10. Развитие основных отраслей и институтов права в период сословно-представительной монархии (сер. XVI-сер. XVII вв.).

11. Развитие основных отраслей и институтов права в период становления и развития абсолютной монархии (II пол. XVII–XVIII вв. ).

12. Развитие основных отраслей и институтов права в период развития капиталистических отношений (XIX в.).

13. Развитие основных отраслей и институтов права в период буржуазно-демократических революций (1900-1917 гг.).

14. Развитие основных отраслей и институтов права в советском государстве.

15. Основные тенденции развития права в современный период развития Российской Федерации.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

216 / 6  

10  

12  

 

5  

0,6  

27,6  

179,75  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

10  

12  

 

5  

0,6  

27,6  

179,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Становление и развитие государства и права Руси.

2

2

2

12

Тестирование

2

Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

2

4

6

134

Тестирование

3

Становление советского государства и его современное состояние.

2

4

4

33,75

Тестирование

Всего за  семестр

216

10

12

+

179,75

5

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

216

10

12

179,75

5

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.

Лекция 1.

Предмет, метод истории отечественного государства и права . Древнерусское государство ( IX- XII в.). Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (2 часа).

Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Лекция 2.

Государство и право Российской империи в период централизации и сословно-представительной монархии (2 часа).

Лекция 3.

Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в (2 часа).

Раздел 3. Становление советского государства и его современное состояние.

Лекция 4.

Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.). Образование Союза Советских Социалистических Республик: НЭП, период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).

Лекция 5.

Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.

Практическое занятие 1.

Образование древнерусской государственности. Русская правда (2 часа).

Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Практическое занятие 2.

Псковская и Новгородская судные грамоты (2 часа).

Практическое занятие 3.

Судебники 1497 и 1550 годов (2 часа).

Практическое занятие 4.

Соборное уложение 1649 года (2 часа).

Раздел 3. Становление советского государства и его современное состояние.

Практическое занятие 5.

Развитие Российского права в XVIII веке (2 часа).

Практическое занятие 6.

Советские конституции (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Историография истории отечественного государства и права.

2. Рабовладельческие государства. Царство Урарту, государства Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. Основные черты их государственного строя и права.

3. Государства Закавказья, Средней Азии и Казахстана (IV в. - XIX в.). Борьба государств Закавказья и Средней Азии за сохранение независимости в IV - ХIII вв., особенности их государственного строя. Складывание мусульманской правовой системы в Азербай¬джане и Средней Азии. Основные черты права в Грузии и Армении. Казахское ханство в XV - ХVII вв., его распад.

4. Татаро-монгольские государства (ХII в. - XV в.). Империя Чингисхана и ее завоевательная внешняя политика. Рас¬пад империи Чингисхана на самостоятельные государства-улусы. Особенности государственного строя и права Золотой Орды.

5. Государства Прибалтики (ХШ в. - ХVIII в.). Отношения племен Прибалтики с русскими землями. Образование Великого княжества Литовского, особенности его государствен¬ного строя и права. Захват крестоносцами прибалтийских земель, образование орденских государств. Особенности государственного строя и права Ливонии, Курляндского герцогства.

6. Украинская и молдавская государственность (XVI в. - ХVIII в.). Национально-освободительная война 1648-1654 гг. и создание украинского государства. Вхождение Украины в состав России и ее государственно-правовой статус. Ликвидация самоуправ¬ления Украины. Этапы истории молдавской государственности. Особенности молдавского права.

7. Развитие основных отраслей и институтов права в Древней Руси (IX-XII вв.).

8. Развитие основных отраслей и институтов права в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XV вв.).

9. Развитие основных отраслей и институтов права в период образования русского централизованного государства (XIV-середина XVI вв.).

10. Развитие основных отраслей и институтов права в период сословно-представительной монархии (сер. XVI-сер. XVII вв.).

11. Развитие основных отраслей и институтов права в период становления и развития абсолютной монархии (II пол. XVII–XVIII вв. ).

12. Развитие основных отраслей и институтов права в период развития капиталистических отношений (XIX в.).

13. Развитие основных отраслей и институтов права в период буржуазно-демократических революций (1900-1917 гг.).

14. Развитие основных отраслей и институтов права в советском государстве.

15. Основные тенденции развития права в современный период развития Российской Федерации.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Образование государства в Древней Руси.

2. 2. Древнерусское феодальное право.

3. 3. Развитие уголовного права в России в XI—XVIII вв.

4. 4. Развитие судебного процесса в России в XI—XIX вв.

5. 5. Республиканская форма правления в Новгороде и Пскове (XII–XV вв.).

6. 6. Закрепощение крестьян в России в IX—XVII вв.

7. 7. Возникновение и развитие Боярской думы в России (XV–XVII вв.).

8. 8. Приказная система центрального управления в России (конец XV — начало XVIII в.).

9. 9. Церковная организация и церковное право в России (XV–XVII вв.).

10. 10. Сословно-представительная монархия в России (XVI–XVII вв.).

11. 11. Соборное уложение 1649 года — свод феодального права.

12. 12. Система управления в России (XVIII век).

13. 13. Уголовное право и судебный процесс в России в первой четверти XVIII в.

14. 14. Создание министерской системы управления в России.

15. 15. Буржуазные реформы 1860—1870 гг.

16. 16. Русская адвокатура во второй половине XIX века.

17. 17. Форма правления в России в 1905—1907 гг.

18. 18. Государственная Дума в дореволюционной России.

19. 19. Формирование буржуазной государственности в России после Февральской революции 1917г.

20. 20. Создание Советского государственного аппарата после Октябрьской революции.

21. 21. Советское государство и Учредительное собрание.

22. 22. Правовые формы организации и деятельности советского суда в 1917—1924 гг.

23. 23. Первые кодификации советского права.

24. 24. Перестройка советского государственного аппарата при переходе к нэпу.

25. 25. Кодификация советского права в 1922–1923 гг.

26. 26. Роль государства и права в разгроме фашистских агрессоров (1941–1945 гг.).

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

135 / 3,75  

6  

8  

 

3  

0,5  

17,5  

113,75  

Зач.(3,75)  

2

81 / 2,25  

4  

8  

 

2  

0,6  

14,6  

57,75  

Экз.(8,65)  

Итого

216 / 6  

10  

16  

 

5  

1,1  

32,1  

171,5  

12,4  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Становление и развитие государства и права Руси.

1

2

4

12

Тестирование

2

Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

1

4

4

101,75

Тестирование

Всего за  семестр

135

6

8

+

113,75

3

0,5

Зач.(3,75)

3

Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

2

2

2

30,25

Тестирование

4

Становление советского государства и его современное состояние.

2

2

6

27,5

Тестирование

Всего за  семестр

81

4

8

+

57,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

216

10

16

171,5

5

1,1

12,4

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.

Лекция 1.

Предмет, метод истории отечественного государства и права . Древнерусское государство ( IX- XII в.). Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (2 часа).

Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Лекция 2.

Законодательные памятники Древней Руси ( IX- XV) (2 часа).

Лекция 3.

Государство и право Российской империи в период централизации и сословно-представительной монархии (2 часа).

Семестр 2

Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Лекция 4.

Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в.. Оформление конституционной монархии в России . Государственный строй России в период республики (1916-1917 гг.). Правовая политика Временного правительства (2 часа).

Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.

Лекция 5.

Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.). Образование Союза Советских Социалистических Республик: НЭП, период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.), период общего кризиса государственного социализма (1956 – 1985 гг.).Советское государство и право в период перестройки. Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.

Практическое занятие 1.

Образование древнерусской государственности (2 часа).

Практическое занятие 2.

Русская правда (2 часа).

Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Практическое занятие 3.

Псковская и Новгородская судные грамоты (2 часа).

Практическое занятие 4.

Судебники 1497 и 1550 годов (2 часа).

Семестр 2

Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.

Практическое занятие 5.

Соборное уложение 1649 года (2 часа).

Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.

Практическое занятие 6.

Развитие Российского права в XVIII веке (2 часа).

Практическое занятие 7.

Реформы второй половины XIX века (2 часа).

Практическое занятие 8.

Советские конституции (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Историография истории отечественного государства и права.

2. Рабовладельческие государства. Царство Урарту, государства Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. Основные черты их государственного строя и права.

3. Государства Закавказья, Средней Азии и Казахстана (IV в. - XIX в.). Борьба государств Закавказья и Средней Азии за сохранение независимости в IV - ХIII вв., особенности их государственного строя. Складывание мусульманской правовой системы в Азербай¬джане и Средней Азии. Основные черты права в Грузии и Армении. Казахское ханство в XV - ХVII вв., его распад.

4. Татаро-монгольские государства (ХII в. - XV в.). Империя Чингисхана и ее завоевательная внешняя политика. Рас¬пад империи Чингисхана на самостоятельные государства-улусы. Особенности государственного строя и права Золотой Орды.

5. Государства Прибалтики (ХШ в. - ХVIII в.). Отношения племен Прибалтики с русскими землями. Образование Великого княжества Литовского, особенности его государствен¬ного строя и права. Захват крестоносцами прибалтийских земель, образование орденских государств. Особенности государственного строя и права Ливонии, Курляндского герцогства.

6. Украинская и молдавская государственность (XVI в. - ХVIII в.). Национально-освободительная война 1648-1654 гг. и создание украинского государства. Вхождение Украины в состав России и ее государственно-правовой статус. Ликвидация самоуправ¬ления Украины. Этапы истории молдавской государственности. Особенности молдавского права.

7. Развитие основных отраслей и институтов права в Древней Руси (IX-XII вв.).

8. Развитие основных отраслей и институтов права в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XV вв.).

9. Развитие основных отраслей и институтов права в период образования русского централизованного государства (XIV-середина XVI вв.).

10. Развитие основных отраслей и институтов права в период сословно-представительной монархии (сер. XVI-сер. XVII вв.).

11. Развитие основных отраслей и институтов права в период становления и развития абсолютной монархии (II пол. XVII–XVIII вв. ).

12. Развитие основных отраслей и институтов права в период развития капиталистических отношений (XIX в.).

13. Развитие основных отраслей и институтов права в период буржуазно-демократических революций (1900-1917 гг.).

14. Развитие основных отраслей и институтов права в советском государстве.

15. Основные тенденции развития права в современный период развития Российской Федерации.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Образование государства в Древней Руси.

2. 2. Древнерусское феодальное право.

3. 3. Развитие уголовного права в России в XI—XVIII вв.

4. 4. Развитие судебного процесса в России в XI—XIX вв.

5. 5. Республиканская форма правления в Новгороде и Пскове (XII–XV вв.).

6. 6. Закрепощение крестьян в России в IX—XVII вв.

7. 7. Возникновение и развитие Боярской думы в России (XV–XVII вв.).

8. 8. Приказная система центрального управления в России (конец XV — начало XVIII в.).

9. 9. Церковная организация и церковное право в России (XV–XVII вв.).

10. 10. Сословно-представительная монархия в России (XVI–XVII вв.).

11. 11. Соборное уложение 1649 года — свод феодального права.

12. 12. Система управления в России (XVIII век).

13. 13. Уголовное право и судебный процесс в России в первой четверти XVIII в.

14. 14. Создание министерской системы управления в России.

15. 15. Буржуазные реформы 1860—1870 гг.

16. 16. Русская адвокатура во второй половине XIX века.

17. 17. Форма правления в России в 1905—1907 гг.

18. 18. Государственная Дума в дореволюционной России.

19. 19. Формирование буржуазной государственности в России после Февральской революции 1917г.

20. 20. Создание Советского государственного аппарата после Октябрьской революции.

21. 21. Советское государство и Учредительное собрание.

22. 22. Правовые формы организации и деятельности советского суда в 1917—1924 гг.

23. 23. Первые кодификации советского права.

24. 24. Перестройка советского государственного аппарата при переходе к нэпу.

25. 25. Кодификация советского права в 1922–1923 гг.

26. 26. Роль государства и права в разгроме фашистских агрессоров (1941–1945 гг.).

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и инновационные

образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения по ОПОП. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий.

Основными образовательными технологиями, используемыми в обучении по дисциплине «История отечественного государства и права», являются: технологии активного и интерактивного обучения – дискуссии, лекция - беседа, лекция -дискуссия, разбор конкретных ситуаций, творческие задания, работа в малых группах.

Главный акцент при изучении дисциплины «История отечественного государства и

права» делается на его практическую часть – формирование у будущего бакалавра в области юриспруденции представлений об эволюции структур, институтов и механизмов

государственной власти России, а также о развитии системы российского права, начиная с

Древнерусского государства до настоящего времени.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История государства и права России

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: учебное пособие // Москва:ЕАОИ.- 2012 - www.book.ru/book/902296

2. Исаев М.А. История Российского государства и права: Учебник // "Статут", 2012) - http://ibooks.ru/reading.php?productid=33446

3. Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций. М.: Проспект, - 2015. - 96 с. - http://www.book.ru/book/901625

4. История государства и права : учебное пособие / Т.И. Довнар [и др.]. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2014. — 296 c. — 978-985-503-370-8. - http://www.iprbookshop.ru/13381.html

5. Толстая А.И. История государства и права России — М. : Юстицинформ, 2012. — 320 c. — 978-5-7205-1028-2. - http://www.iprbookshop.ru/13381.html

6. История отечественного государства и права : учебник / А.А. Вологдин. — Москва : Юстиция, 2015. — 719 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-4365-0124-6. - https://www.book.ru/book/916491

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. История государства и права [Электронный ресурс]: электронный учебник для вузов / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – Электрон. дан. – М.:КНОРУС, 2009. - электронный ресурс (диск CD)

2. Толстая А.И. История государства и права России: Учебник для вузов (3-е издание, стереотипное) // "Юстицинформ", "Омега-Л", 2010 - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

3. Афанасьева В.И. История государства и права России. – М, 2009 – 176 с. - www.book.ru/book/902327

4. История отечественного государства и права. В 2-х частях. Часть 2. 5-е изд. Учебник для вузов. Под редакцией: Чистяков О. И. Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 510 с. - Университетская библиотека on-line

5. Хван Д.А. Основные характеристики правовых функций государства // История государства и права. 2012. N 1. С. 14 - 17. - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

6. Токарчук Р.Е. Особенности эволюции форм хищения в законодательстве императрицы Екатерины II: историко-правовой очерк // История государства и права. 2012. N 1. С. 22 - 26. - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

7. Тимофеева А.А. СССР во Второй мировой войне: мифы, фальсификация, новые оценки // История государства и права. 2012. N 18. С. 12 - 14. - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

8. Калякин О.А. Реформы центрального государственного управления Павла I. Статья 2. Идеология преобразований // История государства и права. 2012. N 18. С. 43 - 46. - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

9. Бехтерев С.Л. Проблема легитимации национально-государственных образований в России в XX в. // История государства и права. 2013. N 8. С. 40 - 45. - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

10. Михеева И.В. Министерская система в Российской империи: этапы и принципы становления // История государства и права. 2013. N 11. С. 48 - 53. - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

11. Катин В.И. Церковь и власть в России: новые явления во взаимоотношениях // История государства и права. 2013. N 11. С. 13 - 17. - СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

www. teoria-prava.ru;

www. lawbook/by;

www. kodeks.ru;

СПС «КонсультантПлюс»;

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software;

Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант»

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

ibooks.ru

iprbookshop.ru

consultant.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Комплект учебно-методических пособий по курсу «История отечественного государства и права»

Мультимедийное оборудование: SANYO PLC-XU355 (переносной), DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), экран DRAPPER Apex STAR.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История государства и права России»

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

Рабочая программа дисциплины «История государства и права России» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 216 час. (6 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / экзамен .

Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины является изучение содержания и основных закономерностей истории государственности и права России, определение этапов этого развития, выявление специфики российской государственности и ее правового менталитета.

Задачами курса является выработка у студентов в результате изучения учебной дисциплины следующих знаний и навыков:

выработать целостное представление о закономерностях государственного и правового развития России от начала государственности до наших дней;

иметь представление об основных концепциях истории государства и права России;

знать основные памятники права в соответствии с этапами развития государственности;

овладеть терминологией, как исторических памятников, так и современной науки.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История государства и права России» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.