Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
Юриспруденции
« 31   » 05   2016 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
История государства и права России
Направление подготовки |
40.03.01 Юриспруденция |
Профиль подготовки |
|
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
1 |
72 / 2 |
16 |
16 |
|
1,6 |
0,25 |
33,85 |
38,15 |
Зач. |
2 |
144 / 4 |
32 |
48 |
|
5,2 |
0,35 |
85,55 |
31,8 |
Экз.(26,65) |
Итого |
216 / 6 |
48 |
64 |
|
6,8 |
0,6 |
119,4 |
69,95 |
26,65 |
Муром,
2015 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины является изучение содержания и основных закономерностей истории государственности и права России, определение этапов этого развития, выявление специфики российской государственности и ее правового менталитета. Задачами курса является выработка у студентов в результате изучения учебной дисциплины следующих знаний и навыков: выработать целостное представление о закономерностях государственного и правового развития России от начала государственности до наших дней; иметь представление об основных концепциях истории государства и права России; знать основные памятники права в соответствии с этапами развития государственности; овладеть терминологией, как исторических памятников, так и современной науки.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.02))
Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Использование студентом дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.
ОПК-2 способность работать на благо общества и государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
источники основных исторических этапов развития России (ОК-6). особенности государственного и правового развития России (ОК-7). исторические особенности и закономерности становления и развития государства и права (ОПК-2).
2) Уметь:
применять знания при работе на практических занятиях, учитывая противоположную точку зрения на одни и те же исторические факты (ОК-6). различать исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции (ОК-7). использовать нормативный материал при решении конкретных ситуаций и казусов (ОПК-2).
3) Владеть:
навыками анализа и сравнения различных исторических этапов в развитии государства и права (ОК-6). навыками самостоятельного анализа особенностей становления и развития государства и права России (ОК-7). навыками сравнительно-правового анализа различных точек зрения по вопросу становления и развития государства и права России (ОПК-2).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
6 зачетных единиц,
216 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 1
Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.
Лекция 1.
Предмет и метод истории отечественного государства и права (2 часа).
Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Лекция 2.
Рабовладельческие государства Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья (2 часа).
Лекция 3.
Государственный и общественный строй Киевской Руси (IX – XI вв.) (2 часа).
Лекция 4.
Право древнерусского государства: система и институты. Русская правда (2 часа).
Лекция 5.
Русская государственность в период политической раздробленности (ХП в. - ХIII в.) (2 часа).
Лекция 6.
Основные законодательные памятники в период политической раздробленности (ХП в. - ХIII в.). Псковская и Новгородская судные грамоты. Основные институты права в период феодальной раздробленности на Руси (ХП в. - ХIII в.) (2 часа).
Лекция 7.
Государство и правовая система Золотой Орды. Государство и право Великого княжества Литовского (2 часа).
Лекция 8.
Государство и право периода образования и укрепления русского централизованного государства (XIV в. — середина XVI в.). Судебники 1497 г. и 1550 г (2 часа).
Семестр 2
Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Лекция 9.
Государственный строй и правовая система сословно-представительной монархии (середина XVI в. - середина ХVП в.). Феодальная государственность на границах русского государства (IV – XIX вв.) (2 часа).
Лекция 10.
Образование абсолютной монархии в России (середина ХVII в. - первая четверть ХVIII в.) (2 часа).
Лекция 11.
Развитие государственного механизма при преемниках Петра Великого (вторая четверть — конец ХVIII в.). Основные законодательные памятники российской правовой системы XVIII в. Развитие институтов российского права в ХVIII в. Правовое положение сословий во II пол. XVIII в (2 часа).
Лекция 12.
Российская государственность в первой половине XIX в. Систематизация законодательства и основные институты права в первой половине XIX в (2 часа).
Лекция 13.
Государство и право Российской империи в период становления буржуазной монархии (2 часа).
Лекция 14.
Контрреформы 1880-1890 гг (2 часа).
Лекция 15.
Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в (2 часа).
Лекция 16.
Оформление конституционной монархии в России (2 часа).
Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.
Лекция 17.
Изменения в государственном аппарате и праве России в годы Первой мировой войны (1914 -1917 гг.) (2 часа).
Лекция 18.
Государственный строй России в период республики (1916-1917 гг.). Правовая политика Временного правительства (2 часа).
Лекция 19.
Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.). Образование Союза Советских Социалистических Республик (2 часа).
Лекция 20.
Советское государство и право в период новой экономической политики (1920-е гг.) (2 часа).
Лекция 21.
Советское государство в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).
Лекция 22.
Развитие права в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).
Лекция 23.
Развитие государства и права в период общего кризиса государственного социализма (1956 – 1985 гг.) (2 часа).
Лекция 24.
Советское государство и право в период перестройки. Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 1
Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.
Практическое занятие 1.
Право древнерусского государства: система и институты (2 часа).
Практическое занятие 2.
Русская правда (2 часа).
Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Практическое занятие 3.
Русская государственность в период политической раздробленности (ХП в. – ХIII в.) (2 часа).
Практическое занятие 4.
Основные законодательные памятники в период политической раздробленности (ХП в. – ХIII в.) (2 часа).
Практическое занятие 5.
Псковская и Новгородская судные грамоты (2 часа).
Практическое занятие 6.
Государство и право периода образования и укрепления русского централизованного государства (XIV в. — середина XVI в.) (2 часа).
Практическое занятие 7.
Судебники 1497 г. и 1550 г (2 часа).
Практическое занятие 8.
Государственный строй и правовая система сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина ХVП в.) (2 часа).
Семестр 2
Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Практическое занятие 9.
Образование абсолютной монархии в России (середина ХVII в. – первая четверть ХVIII в.) (2 часа).
Практическое занятие 10.
Развитие государственного механизма при преемниках Петра Великого (вторая четверть — конец ХVIII в.) (2 часа).
Практическое занятие 11.
Основные законодательные памятники российской правовой системы XVIII в (2 часа).
Практическое занятие 12.
Развитие институтов российского права в ХVIII в (2 часа).
Практическое занятие 13.
Правовое положение сословий во II пол. XVIII в (2 часа).
Практическое занятие 14.
Российская государственность в первой половине XIX в (2 часа).
Практическое занятие 15.
Систематизация законодательства в первой половине XIX в (2 часа).
Практическое занятие 16.
Основные институты права в первой половине XIX в (2 часа).
Практическое занятие 17.
Государство и право Российской империи в период становления буржуазной монархии (2 часа).
Практическое занятие 18.
Контрреформы 1880-1890 гг (2 часа).
Практическое занятие 19.
Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в (2 часа).
Практическое занятие 20.
Оформление конституционной монархии в России (2 часа).
Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.
Практическое занятие 21.
Изменения в государственном аппарате и праве России в годы Первой мировой войны (1914 -1917 гг.) (2 часа).
Практическое занятие 22.
Государственный строй России в период республики (1916-1917 гг.) (2 часа).
Практическое занятие 23.
Правовая политика Временного правительства (2 часа).
Практическое занятие 24.
Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.) (2 часа).
Практическое занятие 25.
Образование Союза Советских Социалистических Республик (2 часа).
Практическое занятие 26.
Советское государство и право в период новой экономической политики (1920-е гг.) (2 часа).
Практическое занятие 27.
Советское государство в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).
Практическое занятие 28.
Развитие права в период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).
Практическое занятие 29.
Советское государство в период общего кризиса государственного социализма (1956 – 1985 гг.) (2 часа).
Практическое занятие 30.
Советское государство в период перестройки (2 часа).
Практическое занятие 31.
Советское право в период перестройки (2 часа).
Практическое занятие 32.
Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).
Успешное усвоение данной учебной дисциплины предполагает большой, упорный, серьезный, систематический труд студентов. Важнейшая его составная часть - подготовка к групповому занятию и активное участие в его работе. Семинарские занятия проводятся с целью углубленного изучения студентами определенных тем, закрепления и проверки полученных знаний, овладения навыками самостоятельной работы, публичных выступлений и ведения полемики. Тематика семинарских занятий приведена в учебно-методических указаниях "История отечественного государства и права. - Муром 2011." Доступ к данному пособию обеспечен информационно-образовательным порталом МИ(ф)ВЛГУ по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357. Подготовка к групповому занятию начинается ознакомлением с его планом по соответствующей теме, временем, отведенным на данный семинар, перечнем рекомендованной литературы. Затем следует главный этап подготовки к занятию: студенты в соответствии с планом семинара изучают соответствующие источники. Последовательность изучения источников, как показывает опыт, должна быть следующей: 1. Отрабатывается лекция по теме семинара; 2. Изучается учебник или учебное пособие; 3. Изучаются правовые акты (тексты кодексов, конституций, деклараций, законов); 4. Завершается подготовка чтением дополнительной литературы. К каждой теме рекомендуется несколько литературных источников, которые студент обязан изучить.
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Историография истории отечественного государства и права.
2. Рабовладельческие государства. Царство Урарту, государства Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. Основные черты их государственного строя и права.
3. Государства Закавказья, Средней Азии и Казахстана (IV в. - XIX в.). Борьба государств Закавказья и Средней Азии за сохранение независимости в IV - ХIII вв., особенности их государственного строя. Складывание мусульманской правовой системы в Азербай¬джане и Средней Азии. Основные черты права в Грузии и Армении. Казахское ханство в XV - ХVII вв., его распад.
4. Татаро-монгольские государства (ХII в. - XV в.). Империя Чингисхана и ее завоевательная внешняя политика. Рас¬пад империи Чингисхана на самостоятельные государства-улусы. Особенности государственного строя и права Золотой Орды.
5. Государства Прибалтики (ХШ в. - ХVIII в.). Отношения племен Прибалтики с русскими землями. Образование Великого княжества Литовского, особенности его государствен¬ного строя и права. Захват крестоносцами прибалтийских земель, образование орденских государств. Особенности государственного строя и права Ливонии, Курляндского герцогства.
6. Украинская и молдавская государственность (XVI в. - ХVIII в.). Национально-освободительная война 1648-1654 гг. и создание украинского государства. Вхождение Украины в состав России и ее государственно-правовой статус. Ликвидация самоуправ¬ления Украины. Этапы истории молдавской государственности. Особенности молдавского права.
7. Развитие основных отраслей и институтов права в Древней Руси (IX-XII вв.).
8. Развитие основных отраслей и институтов права в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XV вв.).
9. Развитие основных отраслей и институтов права в период образования русского централизованного государства (XIV-середина XVI вв.).
10. Развитие основных отраслей и институтов права в период сословно-представительной монархии (сер. XVI-сер. XVII вв.).
11. Развитие основных отраслей и институтов права в период становления и развития абсолютной монархии (II пол. XVII–XVIII вв. ).
12. Развитие основных отраслей и институтов права в период развития капиталистических отношений (XIX в.).
13. Развитие основных отраслей и институтов права в период буржуазно-демократических революций (1900-1917 гг.).
14. Развитие основных отраслей и институтов права в советском государстве.
15. Основные тенденции развития права в современный период развития Российской Федерации.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
2.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: среднее профессиональное.
Срок обучения 3г 6м.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
2 |
216 / 6 |
10 |
12 |
|
5 |
0,6 |
27,6 |
179,75 |
Экз.(8,65) |
Итого |
216 / 6 |
10 |
12 |
|
5 |
0,6 |
27,6 |
179,75 |
8,65 |
4.2.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2.2. Содержание
дисциплины
4.2.2.1.
Перечень лекций
Семестр 2
Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.
Лекция 1.
Предмет, метод истории отечественного государства и права . Древнерусское государство ( IX- XII в.). Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (2 часа).
Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Лекция 2.
Государство и право Российской империи в период централизации и сословно-представительной монархии (2 часа).
Лекция 3.
Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в (2 часа).
Раздел 3. Становление советского государства и его современное состояние.
Лекция 4.
Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.). Образование Союза Советских Социалистических Республик: НЭП, период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.) (2 часа).
Лекция 5.
Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).
4.2.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 2
Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.
Практическое занятие 1.
Образование древнерусской государственности. Русская правда (2 часа).
Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Практическое занятие 2.
Псковская и Новгородская судные грамоты (2 часа).
Практическое занятие 3.
Судебники 1497 и 1550 годов (2 часа).
Практическое занятие 4.
Соборное уложение 1649 года (2 часа).
Раздел 3. Становление советского государства и его современное состояние.
Практическое занятие 5.
Развитие Российского права в XVIII веке (2 часа).
Практическое занятие 6.
Советские конституции (2 часа).
4.2.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Историография истории отечественного государства и права.
2. Рабовладельческие государства. Царство Урарту, государства Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. Основные черты их государственного строя и права.
3. Государства Закавказья, Средней Азии и Казахстана (IV в. - XIX в.). Борьба государств Закавказья и Средней Азии за сохранение независимости в IV - ХIII вв., особенности их государственного строя. Складывание мусульманской правовой системы в Азербай¬джане и Средней Азии. Основные черты права в Грузии и Армении. Казахское ханство в XV - ХVII вв., его распад.
4. Татаро-монгольские государства (ХII в. - XV в.). Империя Чингисхана и ее завоевательная внешняя политика. Рас¬пад империи Чингисхана на самостоятельные государства-улусы. Особенности государственного строя и права Золотой Орды.
5. Государства Прибалтики (ХШ в. - ХVIII в.). Отношения племен Прибалтики с русскими землями. Образование Великого княжества Литовского, особенности его государствен¬ного строя и права. Захват крестоносцами прибалтийских земель, образование орденских государств. Особенности государственного строя и права Ливонии, Курляндского герцогства.
6. Украинская и молдавская государственность (XVI в. - ХVIII в.). Национально-освободительная война 1648-1654 гг. и создание украинского государства. Вхождение Украины в состав России и ее государственно-правовой статус. Ликвидация самоуправ¬ления Украины. Этапы истории молдавской государственности. Особенности молдавского права.
7. Развитие основных отраслей и институтов права в Древней Руси (IX-XII вв.).
8. Развитие основных отраслей и институтов права в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XV вв.).
9. Развитие основных отраслей и институтов права в период образования русского централизованного государства (XIV-середина XVI вв.).
10. Развитие основных отраслей и институтов права в период сословно-представительной монархии (сер. XVI-сер. XVII вв.).
11. Развитие основных отраслей и институтов права в период становления и развития абсолютной монархии (II пол. XVII–XVIII вв. ).
12. Развитие основных отраслей и институтов права в период развития капиталистических отношений (XIX в.).
13. Развитие основных отраслей и институтов права в период буржуазно-демократических революций (1900-1917 гг.).
14. Развитие основных отраслей и институтов права в советском государстве.
15. Основные тенденции развития права в современный период развития Российской Федерации.
4.2.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. 1. Образование государства в Древней Руси.
2. 2. Древнерусское феодальное право.
3. 3. Развитие уголовного права в России в XI—XVIII вв.
4. 4. Развитие судебного процесса в России в XI—XIX вв.
5. 5. Республиканская форма правления в Новгороде и Пскове (XII–XV вв.).
6. 6. Закрепощение крестьян в России в IX—XVII вв.
7. 7. Возникновение и развитие Боярской думы в России (XV–XVII вв.).
8. 8. Приказная система центрального управления в России (конец XV — начало XVIII в.).
9. 9. Церковная организация и церковное право в России (XV–XVII вв.).
10. 10. Сословно-представительная монархия в России (XVI–XVII вв.).
11. 11. Соборное уложение 1649 года — свод феодального права.
12. 12. Система управления в России (XVIII век).
13. 13. Уголовное право и судебный процесс в России в первой четверти XVIII в.
14. 14. Создание министерской системы управления в России.
15. 15. Буржуазные реформы 1860—1870 гг.
16. 16. Русская адвокатура во второй половине XIX века.
17. 17. Форма правления в России в 1905—1907 гг.
18. 18. Государственная Дума в дореволюционной России.
19. 19. Формирование буржуазной государственности в России после Февральской революции 1917г.
20. 20. Создание Советского государственного аппарата после Октябрьской революции.
21. 21. Советское государство и Учредительное собрание.
22. 22. Правовые формы организации и деятельности советского суда в 1917—1924 гг.
23. 23. Первые кодификации советского права.
24. 24. Перестройка советского государственного аппарата при переходе к нэпу.
25. 25. Кодификация советского права в 1922–1923 гг.
26. 26. Роль государства и права в разгроме фашистских агрессоров (1941–1945 гг.).
4.2.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
3.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: среднее общее.
Срок обучения 5г.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
1 |
135 / 3,75 |
6 |
8 |
|
3 |
0,5 |
17,5 |
113,75 |
Зач.(3,75) |
2 |
81 / 2,25 |
4 |
8 |
|
2 |
0,6 |
14,6 |
57,75 |
Экз.(8,65) |
Итого |
216 / 6 |
10 |
16 |
|
5 |
1,1 |
32,1 |
171,5 |
12,4 |
4.3.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3.2. Содержание
дисциплины
4.3.2.1.
Перечень лекций
Семестр 1
Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.
Лекция 1.
Предмет, метод истории отечественного государства и права . Древнерусское государство ( IX- XII в.). Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (2 часа).
Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Лекция 2.
Законодательные памятники Древней Руси ( IX- XV) (2 часа).
Лекция 3.
Государство и право Российской империи в период централизации и сословно-представительной монархии (2 часа).
Семестр 2
Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Лекция 4.
Развитие российского права во второй половине XIX — начале XX в.. Оформление конституционной монархии в России . Государственный строй России в период республики (1916-1917 гг.). Правовая политика Временного правительства (2 часа).
Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.
Лекция 5.
Создание советского государства и права (1917 - 1921 гг.). Образование Союза Советских Социалистических Республик: НЭП, период построения основ государственного социализма (1930-1940-е гг.), период общего кризиса государственного социализма (1956 – 1985 гг.).Советское государство и право в период перестройки. Распад СССР (1985 - 1991 гг.) (2 часа).
4.3.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 1
Раздел 1. Становление и развитие государства и права Руси.
Практическое занятие 1.
Образование древнерусской государственности (2 часа).
Практическое занятие 2.
Русская правда (2 часа).
Раздел 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Практическое занятие 3.
Псковская и Новгородская судные грамоты (2 часа).
Практическое занятие 4.
Судебники 1497 и 1550 годов (2 часа).
Семестр 2
Раздел 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России. Реформы и Контрреформы.
Практическое занятие 5.
Соборное уложение 1649 года (2 часа).
Раздел 4. Становление советского государства и его современное состояние.
Практическое занятие 6.
Развитие Российского права в XVIII веке (2 часа).
Практическое занятие 7.
Реформы второй половины XIX века (2 часа).
Практическое занятие 8.
Советские конституции (2 часа).
4.3.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Историография истории отечественного государства и права.
2. Рабовладельческие государства. Царство Урарту, государства Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. Основные черты их государственного строя и права.
3. Государства Закавказья, Средней Азии и Казахстана (IV в. - XIX в.). Борьба государств Закавказья и Средней Азии за сохранение независимости в IV - ХIII вв., особенности их государственного строя. Складывание мусульманской правовой системы в Азербай¬джане и Средней Азии. Основные черты права в Грузии и Армении. Казахское ханство в XV - ХVII вв., его распад.
4. Татаро-монгольские государства (ХII в. - XV в.). Империя Чингисхана и ее завоевательная внешняя политика. Рас¬пад империи Чингисхана на самостоятельные государства-улусы. Особенности государственного строя и права Золотой Орды.
5. Государства Прибалтики (ХШ в. - ХVIII в.). Отношения племен Прибалтики с русскими землями. Образование Великого княжества Литовского, особенности его государствен¬ного строя и права. Захват крестоносцами прибалтийских земель, образование орденских государств. Особенности государственного строя и права Ливонии, Курляндского герцогства.
6. Украинская и молдавская государственность (XVI в. - ХVIII в.). Национально-освободительная война 1648-1654 гг. и создание украинского государства. Вхождение Украины в состав России и ее государственно-правовой статус. Ликвидация самоуправ¬ления Украины. Этапы истории молдавской государственности. Особенности молдавского права.
7. Развитие основных отраслей и институтов права в Древней Руси (IX-XII вв.).
8. Развитие основных отраслей и институтов права в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XV вв.).
9. Развитие основных отраслей и институтов права в период образования русского централизованного государства (XIV-середина XVI вв.).
10. Развитие основных отраслей и институтов права в период сословно-представительной монархии (сер. XVI-сер. XVII вв.).
11. Развитие основных отраслей и институтов права в период становления и развития абсолютной монархии (II пол. XVII–XVIII вв. ).
12. Развитие основных отраслей и институтов права в период развития капиталистических отношений (XIX в.).
13. Развитие основных отраслей и институтов права в период буржуазно-демократических революций (1900-1917 гг.).
14. Развитие основных отраслей и институтов права в советском государстве.
15. Основные тенденции развития права в современный период развития Российской Федерации.
4.3.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. 1. Образование государства в Древней Руси.
2. 2. Древнерусское феодальное право.
3. 3. Развитие уголовного права в России в XI—XVIII вв.
4. 4. Развитие судебного процесса в России в XI—XIX вв.
5. 5. Республиканская форма правления в Новгороде и Пскове (XII–XV вв.).
6. 6. Закрепощение крестьян в России в IX—XVII вв.
7. 7. Возникновение и развитие Боярской думы в России (XV–XVII вв.).
8. 8. Приказная система центрального управления в России (конец XV — начало XVIII в.).
9. 9. Церковная организация и церковное право в России (XV–XVII вв.).
10. 10. Сословно-представительная монархия в России (XVI–XVII вв.).
11. 11. Соборное уложение 1649 года — свод феодального права.
12. 12. Система управления в России (XVIII век).
13. 13. Уголовное право и судебный процесс в России в первой четверти XVIII в.
14. 14. Создание министерской системы управления в России.
15. 15. Буржуазные реформы 1860—1870 гг.
16. 16. Русская адвокатура во второй половине XIX века.
17. 17. Форма правления в России в 1905—1907 гг.
18. 18. Государственная Дума в дореволюционной России.
19. 19. Формирование буржуазной государственности в России после Февральской революции 1917г.
20. 20. Создание Советского государственного аппарата после Октябрьской революции.
21. 21. Советское государство и Учредительное собрание.
22. 22. Правовые формы организации и деятельности советского суда в 1917—1924 гг.
23. 23. Первые кодификации советского права.
24. 24. Перестройка советского государственного аппарата при переходе к нэпу.
25. 25. Кодификация советского права в 1922–1923 гг.
26. 26. Роль государства и права в разгроме фашистских агрессоров (1941–1945 гг.).
4.3.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и инновационные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения по ОПОП. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий. Основными образовательными технологиями, используемыми в обучении по дисциплине «История отечественного государства и права», являются: технологии активного и интерактивного обучения – дискуссии, лекция - беседа, лекция -дискуссия, разбор конкретных ситуаций, творческие задания, работа в малых группах. Главный акцент при изучении дисциплины «История отечественного государства и права» делается на его практическую часть – формирование у будущего бакалавра в области юриспруденции представлений об эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти России, а также о развитии системы российского права, начиная с Древнерусского государства до настоящего времени.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История государства и права России
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: учебное пособие // Москва:ЕАОИ.- 2012
- www.book.ru/book/902296
2. Исаев М.А. История Российского государства и права: Учебник // "Статут", 2012)
- http://ibooks.ru/reading.php?productid=33446
3. Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций. М.: Проспект, - 2015. - 96 с.
- http://www.book.ru/book/901625
4. История государства и права : учебное пособие / Т.И. Довнар [и др.]. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2014. — 296 c. — 978-985-503-370-8.
- http://www.iprbookshop.ru/13381.html
5. Толстая А.И. История государства и права России — М. : Юстицинформ, 2012. — 320 c. — 978-5-7205-1028-2.
- http://www.iprbookshop.ru/13381.html
6. История отечественного государства и права : учебник / А.А. Вологдин. — Москва : Юстиция, 2015. — 719 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-4365-0124-6. - https://www.book.ru/book/916491
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
История государства и права [Электронный ресурс]: электронный учебник для вузов / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – Электрон. дан. – М.:КНОРУС, 2009.
- электронный ресурс (диск CD)
2.
Толстая А.И. История государства и права России: Учебник для вузов (3-е издание, стереотипное) // "Юстицинформ", "Омега-Л", 2010
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
3.
Афанасьева В.И. История государства и права России. – М, 2009 – 176 с.
- www.book.ru/book/902327
4.
История отечественного государства и права. В 2-х частях. Часть 2. 5-е изд. Учебник для вузов. Под редакцией: Чистяков О. И. Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 510 с.
- Университетская библиотека on-line
5.
Хван Д.А. Основные характеристики правовых функций государства // История государства и права. 2012. N 1. С. 14 - 17.
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
6.
Токарчук Р.Е. Особенности эволюции форм хищения в законодательстве императрицы Екатерины II: историко-правовой очерк // История государства и права. 2012. N 1. С. 22 - 26.
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
7.
Тимофеева А.А. СССР во Второй мировой войне: мифы, фальсификация, новые оценки // История государства и права. 2012. N 18. С. 12 - 14.
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
8.
Калякин О.А. Реформы центрального государственного управления Павла I. Статья 2. Идеология преобразований // История государства и права. 2012. N 18. С. 43 - 46.
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
9.
Бехтерев С.Л. Проблема легитимации национально-государственных образований в России в XX в. // История государства и права. 2013. N 8. С. 40 - 45.
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
10.
Михеева И.В. Министерская система в Российской империи: этапы и принципы становления // История государства и права. 2013. N 11. С. 48 - 53.
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
11.
Катин В.И. Церковь и власть в России: новые явления во взаимоотношениях // История государства и права. 2013. N 11. С. 13 - 17.
- СПС "Консультант Плюс" https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=357
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
www. teoria-prava.ru;
www. lawbook/by;
www. kodeks.ru;
СПС «КонсультантПлюс»;
Программное обеспечение:
Лекционная аудитория
Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software;
Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)
Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант»
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
book.ru
ibooks.ru
iprbookshop.ru
consultant.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория
Комплект учебно-методических пособий по курсу «История отечественного государства и права»
Мультимедийное оборудование: SANYO PLC-XU355 (переносной), DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), экран DRAPPER Apex STAR.
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«История государства и права России»
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Рабочая программа дисциплины «История государства и права России» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
216 час. (6 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет / экзамен .
Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины является изучение содержания и основных закономерностей истории государственности и права России, определение этапов этого развития, выявление специфики российской государственности и ее правового менталитета. Задачами курса является выработка у студентов в результате изучения учебной дисциплины следующих знаний и навыков: выработать целостное представление о закономерностях государственного и правового развития России от начала государственности до наших дней; иметь представление об основных концепциях истории государства и права России; знать основные памятники права в соответствии с этапами развития государственности; овладеть терминологией, как исторических памятников, так и современной науки.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «История государства и права России» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.