Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   31   »       05       2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экономика     

 




Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

9,4  

Экз.(26,65)  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

3,6  

0,35  

35,95  

9,4  

26,65  

 

Муром, 2015 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление с фундаментальной экономической наукой, лежащей в основе всей системы экономических знаний и формирования научного экономического мировоззрения.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

• ориентация в современной действительности, экономических событиях;

• овладение методологией и инструментарием исследования экономических явлений и процессов;

• получение представления об основных этапах и направлениях становления и развития экономической теории;

• приобретение умений анализировать экономическую жизнь общества, функционирование рынков, деятельность и поведение хозяйствующих субъектов.

• повышение интереса к экономической политике государства;

• возможность применить полученные знания в профессиональной и общественной жизни.

Знания, полученные студентами при изучении курса, дополнят формирование целостного представления о жизни общества в ее многообразных формах и проявлениях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.03))

Изучение курса базируется на естественно-научных и общегуманитарных дисциплинах средней школы или средних специальных учебных заведений и обеспечивает формирование теоретических знаний и практических навыков в области экономики. Теоретической базой является «Философия». Изучение курса «Экономика» является необходимым для освоения комплекса последующих дисциплин, предусмотренных программой обучения: "Правовая статистика", "Финансовое право", "Налоговое право"

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные положения и методы экономической науки и хозяйствования (ОК-2).

2) Уметь:

использовать экономические знания для решения профессиональных задач (ОК-2).

3) Владеть:

навыками анализа социально значимых проблем и процессов (ОК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 час.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в экономическую теорию

2

4

4

5

Устный опрос, решение задач

2

Микроэкономика

2

4

4

2

Тестирование, решение задач

3

Макроэкономика

2

8

8

2,4

Тестирование, решение задач

Всего за  семестр

72

16

16

9,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

72

16

16

9,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Лекция 1.

Предмет и методы экономики (2 часа).

Лекция 2.

Экономические основы производства (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Лекция 3.

Анализ рыночного равновесия (2 часа).

Лекция 4.

Теории поведения потребителя и фирмы (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Лекция 5.

Национальная экономика и макроэкономические показатели (2 часа).

Лекция 6.

Макроэкономическое равновесие и источники его нарушения (2 часа).

Лекция 7.

Финансово-кредитная система (2 часа).

Лекция 8.

Международные аспекты экономической деятельности (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Практическое занятие 1.

Типы и модели экономических систем (2 часа).

Практическое занятие 2.

Производственные возможности общества и альтернативные издержки (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Практическое занятие 3.

Расчет коэффициентов эластичности спроса и предложения (2 часа).

Практическое занятие 4.

Формы конкуренции. Условия максимизации прибыли (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Практическое занятие 5.

Расчет макроэкономических показателей (2 часа).

Практическое занятие 6.

Цикличность экономического развития: показатели и измерение (2 часа).

Практическое занятие 7.

Государственный, долг: сущность, виды и последствия (2 часа).

Практическое занятие 8.

Мировая валютная система и этапы ее развития (2 часа).

 

Методические указания размещены по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4480

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Школы и направления развития экономической мысли.

2. Экономические законы, их отличительные особенности.

3. Национализация и приватизация: сущность и методы.

4. Модели экономических систем: шведская, американская, российская, германская, японская.

5. Составить сравнительную характеристику преимуществ и недостатков рынка.

6. Антимонопольная политика: цели, направления.

7. Составить сравнительную характеристику различных организационно-правовых форм предприятий в России, указать их достоинства и недостатки.

8. Методы измерения ВНП.

9. Построить структурно-логическую схему взаимосвязи основных макроэкономических показателей.

10. Подготовить доклады по теме «Виды экономических циклов».

11. Направления государственной антициклической политики.

12. Сравнить прямые и косвенные методы государственного регулирования, выявить их влияние на экономику страны.

13. Методы борьбы с безработицей: активные и пассивные.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее профессиональное.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,6  

5,6  

21,75  

36  

Экз.(8,65)  

Итого

72 / 2  

2  

2  

 

1  

0,6  

5,6  

21,75  

36  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Микроэкономика

2

2

2

12

тестирование

2

Макроэкономика

2

2

9,75

устный опрос

Всего за  семестр

38

2

4

+

21,75

1

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

38

2

4

21,75

1

0,6

8,65

Итого с переаттестацией   

74

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Микроэкономика

Лекция 1.

Микроэкономика и ее проблемы (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Микроэкономика

Практическое занятие 1.

Анализ поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Школы и направления развития экономической мысли.

2. Сравнительная характеристика подходов к определению предмета экономики.

3. Методы экономической теории.

4. Экономические законы, их отличительные особенности.

5. Вклад крупных ученых в области экономики.

6. Национализация и приватизация: сущность и методы.

7. Модели экономических систем: шведская, американская, российская, германская, японская.

8. Дать характеристику экономических агентов.

9. Решить задачи по расчету альтернативной стоимости товаров, эффекту мас-штаба.

10. Составить модель общественного воспроизводства, его стадий и типов.

11. Составить сравнительную характеристику преимуществ и недостатков рынка.

12. Раскрыть функции рынка.

13. Основные условия нормального функционирования рынка.

14. Решить задачи на нахождение равновесного объема продаж при государственном регулировании.

15. Решить задачи на нахождение эластичности спроса по цене и доходу.

16. Антимонопольная политика: цели, направления.

17. Плюсы и минусы совершенной конкуренции.

18. Решить задачу на нахождение общих, предельных, средних, переменных, постоянных издержек, дохода фирмы и прибыли.

19. Составить модель минимизации убытков, максимизации прибыли и определения оптимального объема производства фирмы.

20. Составить сравнительную характеристику различных организационно-правовых форм предприятий в России, указать их достоинства и недостатки.

21. Факторы, влиящие на деятельность предприятия: внешняя, внутренняя среда, структура, концентрация, централизация, диверсификация произ-водства.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Темы контрольной работы.

2. МИКРОЭКОНОМИКА.

3. Тема 1. Экономика как наука.

4. 1. История развития предмета экономической теории.

5. 2. Экономические законы.

6. 3. Человек в мире экономики.

7. Тема 2. Методы экономической теории.

8. 1. Предмет экономической теории.

9. 2. Методы познания экономических явлений.

10. 3. Назначение экономической теории.

11. Тема 3. Функции экономики и ее место среди других наук.

12. 1. Предмет экономической теории.

13. 2. Функции экономики.

14. 3. Место экономической теории среди других наук.

15. Тема 4. Возникновение и развитие экономической мысли.

16. 1. Зарождение экономики в Древней Греции.

17. 2. Формирование экономики как науки.

18. 2.1. Меркантилизм.

19. 2.2. Физиократия.

20. 3. Классическая школа.

21. Тема 5. Школы экономической теории ХХ века.

22. 1. Кейнсианство.

23. 2. Монетаризм.

24. 3. Институционализм.

25. Тема 6. Типы экономических систем, их особенности.

26. 1. Традиционная экономическая система.

27. 2. Административно-командная экономика.

28. 3. Чистый капитализм (рыночная экономика).

29. 4. Современный капитализм (смешанная экономика).

30. Тема 7. Экономические модели в рамках систем, их особенности.

31. 1. Шведская модель.

32. 2. Американская модель.

33. 3. Японская модель.

34. 4. Феномен «германского чуда».

35. Тема 8. Российская модель переходной экономики.

36. 1. Кризис командной экономики.

37. 2. Основные направления рыночной реформы в России.

38. 3. Характерные черты российской модели переходного периода.

39. Тема 9. Сущность и структура теневой экономики.

40. 1. Теневая экономика как экономическое явление.

41. 2. Структура теневой экономики.

42. 3. Масштабы теневой экономики.

43. Тема 10. Экономический кругооборот.

44. 1. Сущность производства, обмена, распределения и потребления.

45. 2. Экономические субъекты (агенты) и их интересы.

46. 3. Схема кругооборота товаров, доходов и расходов.

47. Тема 11. Объективные условия и противоречия экономического развития.

48. 1. Потребности общества, их классификация.

49. 2. Ресурсы, их виды и ограниченность.

50. 3. Основная проблема экономической теории.

51. Тема 12. Теория производственных возможностей и проблема выбора.

52. 1. Понятие производственных возможностей и проблема выбора.

53. 2. Кривая производственных возможностей.

54. 3. Выбор альтернатив использования ресурсов, альтернативная стоимость и закон возрастающих альтернативных издержек.

55. Тема 13. Рынок: условия его формирования и развития.

56. 1. Условия возникновения товарного производства.

57. 2. Понятие рынка и его элементы.

58. 3. Современные условия существования рынка.

59. Тема 14. Рынок и его функции.

60. 1. Понятие рынка.

61. 2. Принципы функционирования рыночной экономики.

62. 3. Основные функции рынка.

63. Тема 15. Преимущества и недостатки рыночной экономики .

64. 1. Достоинства рыночной экономики.

65. 2. Несовершенства рынка.

66. 3. Роль государства в устранении недостатков рыночной системы.

67. Тема 16. Товар, его свойства и функциональные формы.

68. 1. Определение товара.

69. 2. Теория трудовой стоимости товара.

70. 3. Теория предельной полезности.

71. 4. Альтернативные теории формирования стоимости товара.

72. Тема 17. Экономическая трактовка собственности и формы собственности.

73. 1. Собственность как экономическая категория.

74. 2. Общая (государственная) форма собственности.

75. 3. Частная форма собственности, ее недостатки.

76. Тема 18. Приватизация: цели, методы и итоги.

77. 1. Роль приватизации в преобразовании форм собственности.

78. 2. Методы приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой.

79. 3. Итоги приватизации в России.

80. Тема 19. Организационно-правовые формы предпринимательства. Их особенности, преимущества и недостатки.

81. 1. Основные формы хозяйствования в рыночной экономике.

82. 2. Индивидуальное предпринимательство.

83. 3. Организации с ограниченной ответственностью.

84. 4. Акционерные общества.

85. Тема 20. Сущность и функции денег.

86. 1. Сущность денег.

87. 2. Роль денег в экономике.

88. 3. Функции денег.

89. Тема 21. Исторический процесс возникновения, развития денег и их современные виды.

90. 1. Развитие формы стоимости и возникновение денег.

91. 2. Теории происхождения денег.

92. 3. Виды денег: наличные, безналичные (кредитные).

93. Тема 22. Рыночный спрос и его факторы.

94. 1. Определение рыночного спроса.

95. 2. Факторы, определяющие рыночный спрос.

96. 3. Эластичность спроса, ее виды и факторы.

97. Тема 23. Рыночное предложение: понятие и определяющие его факторы.

98. 1. Определение рыночного предложения.

99. 2. Факторы, влияющие на рыночное предложение.

100. 3. Эластичность предложения и ее факторы.

101. Тема 24. Рыночное равновесие и его нарушения.

102. 1. Определение рыночного равновесия.

103. 2. Влияние дефицита и излишка предложения на рыночную ситуацию.

104. 3. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне (паутинообразная модель, невальрасова модель, модель очереди…).

105. Тема 25. Совершенная и несовершенная конкуренция.

106. 1. Сущность конкуренции и ее роль в экономике.

107. 2. Характерные черты совершенной конкуренции.

108. 3. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

109. Тема 26. Ценовая и неценовая конкуренция.

110. 1. Сущность конкуренции.

111. 2. Ценовая конкуренция.

112. 3. Неценовая конкуренция и ее формы.

113. Тема 27. Сущность, структура и виды издержек производства.

114. 1. Сущность издержек производства.

115. 2. Виды издержек производства: постоянные, переменные, общие, предельные, средние.

116. 3. Издержки и масштаб производства.

117. Тема 28. Прибыль предприятия и условия ее максимизации.

118. 1. Определение прибыли предприятия, бухгалтерская и экономическая прибыль.

119. 2. Условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.

120. 3. Условия максимизации прибыли в условиях монополии.

121. Тема 29. Теория чистой монополии.

122. 1. Характерные черты чистой монополии.

123. 2. Определение цены и объема производства.

124. 3. Антимонопольная политика.

125. Тема 30. Теория чистой (совершенной) конкуренции.

126. 1. Характерные черты совершенной конкуренции.

127. 2. Функции конкуренции.

128. 3. Правило равенства предельного дохода и предельных издержек.

129. Тема 31. Теория олигополий.

130. 1. Характеристика олигополии.

131. 2. Теория олигополистического ценообразования.

132. 3. Экономическая эффективность олигополии.

133. Тема 32. Теории потребительского поведения.

134. 1. Потребительский выбор и факторы его определяющие.

135. 2. Правила рационального выбора потребителя в соответствии с количественной теорией.

136. 3. Потребительское равновесие согласно порядковой теории.

137. Тема 33. Рынок земли и рентные отношения.

138. 1. Особенности земли как фактора производства.

139. 2. Спрос и предложение на рынке земли.

140. 3. Земельная рента: дифференциальная, абсолютная, монопольная.

141. Тема 34. Особенности рынка труда, цена труда.

142. 1. Понятие рынка труда, его особенности.

143. 2. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда.

144. 3. Заработная плата как цена труда.

145. Тема 35. Рынок капитала, основной и оборотный капитал.

146. 1. Понятие капитала, реальный и ссудный капитал.

147. 2. Характеристика основного и оборотного капитала.

148. 3. Износ и его формы: физический, моральный.

149. МАКРОЭКОНОМИКА.

150. Тема 36. Система национальных счетов: ее возникновение, развитие макроэкономики.

151. 1. История возникновения и развития системы национальных счетов.

152. 2. Понятие системы национальных счетов.

153. 3. Общая структура СНС.

154. Тема 37. Макроэкономические показатели и их значение.

155. 1. Роль макроэкономических показателей.

156. 2. Национальный объем производства (ВВП, ВНП), его расчет.

157. 3. Национальный доход.

158. Тема 38. Экономический рост: понятие, показатели, типы, факторы роста.

159. 1. Понятие экономического роста и его измерение.

160. 2. Типы экономического роста: интенсивный, экстенсивный.

161. 3. Факторы экономического роста.

162. Тема 39. Экономический цикл и его фазы.

163. 1. Сущность цикличности развития общества.

164. 2. Фазы экономического цикла.

165. 3. Антициклическая деятельность государства.

166. Тема 40. Теория экономических циклов.

167. 1. Причины экономического цикла.

168. 2. Виды экономического цикла.

169. 3. Роль государства в регулировании экономических циклов.

170. Тема 41. Денежный рынок. Факторы, влияющие на денежные спрос и предложение.

171. 1. Денежный спрос, его факторы.

172. 2. Предложение денег.

173. 3. Равновесие на денежном рынке.

174. Тема 42. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства.

175. 1. Типы монетарного регулирования.

176. 2. Инструменты денежно-кредитной политики.

177. 3. Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики.

178. Тема 43. Коммерческие банки и их функции.

179. 1. Роль коммерческих банков в кредитной системе.

180. 2. Принципы деятельности коммерческого банка.

181. 3. Функции коммерческих банков.

182. Тема 44. Центральный банк, его место и роль в современной экономике.

183. 1. Роль Центрального Банка в современной экономике.

184. 2. Цели и задачи деятельности Центрального Банка.

185. 3. Основные функции Центрального Банка.

186. Тема 45. Небанковские финансово-кредитные структуры и их роль в формировании конкурентных финансовых систем.

187. 1. Сущность специализированных финансово-кредитных учреждений.

188. 2. Инвестиционные банки и фонды.

189. 3. Страховые компании.

190. Тема 46. Экономическая теория налогообложения.

191. 1. Сущность налоговой системы, роль налогов и их функции в рыночной экономике.

192. 2. Принципы налогообложения.

193. 3. Виды налогов.

194. Тема 47. Государственный бюджет: принципы построения, структура доходов и расходов.

195. 1. Определение государственного бюджета.

196. 2. Структура государственных доходов.

197. 3. Статьи (направления) расходов государственного бюджета.

198. Тема 48. Государственный долг и его влияние на экономическое развитие.

199. 1. Понятие государственного долга, внутренний и внешний государственный долг.

200. 2. Последствия накопления государственного долга.

201. 3. Пути регулирования внешнего долга.

202. Тема 49. Фискальная политика: сущность, виды и методы.

203. 1. Сущность фискальной политики государства.

204. 2. Виды бюджетно-налоговой политики.

205. 3. Методы осуществления фискальной политики.

206. Тема 50. Рынок ценных бумаг, его структура и функции.

207. 1. Структура и функции рынка ценных бумаг.

208. 2. Характеристика ценных бумаг (акция, облигация, вексель, сертификат).

209. 3. Фондовые индексы.

210. Тема 51. Совокупный спрос, совокупное предложение и равновесие на макроуровне.

211. 1. Совокупный спрос и его составляющие.

212. 2. Совокупное предложение и его факторы.

213. 3. Определение равновесия на макроуровне.

214. Тема 52. Безработица: понятие, формы и измерение.

215. 1. Понятие безработицы.

216. 2. Формы безработицы.

217. 3. Определение уровня безработицы.

218. Тема 53. Социально-экономические последствия безработицы и деятельность центров занятости населения.

219. 1. Содержание безработицы.

220. 2. Социально-экономические последствия безработицы.

221. 3. Государственная служба занятости населения и ее функции.

222. Тема 54. Инфляции, ее виды и измерение.

223. 1. Сущность инфляции.

224. 2. Виды инфляции.

225. 3. Измерение инфляции.

226. Тема 55. Причины инфляции и ее социально-экономические последствия.

227. 1. Сущность инфляции.

228. 2. Причины возникновения инфляции.

229. 3. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика.

230. Тема 56. Сущность и средства государственного регулирования экономики.

231. 1. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики.

232. 2. Прямые методы государственного вмешательства в экономику.

233. 3. Косвенные методы государственного регулирования.

234. Тема 57. Социальная сфера экономики и социальная политика государства.

235. 1. Измерение неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини.

236. 2. Задачи социальной политики государства.

237. 3. Система социальной защиты населения в рыночной экономике.

238. Тема 58. Мировая торговля: этапы ее развития, показатели. Открытая и закрытая экономические системы.

239. 1. Понятие мировой торговли.

240. 2. Этапы развития международной торговли.

241. 3. Основные теории мировой торговли (классическая, Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева…).

242. Тема 59. Внешнеторговая политика государства: фритредерство и протекционизм.

243. 1. Международная торговая политика государства.

244. 2. Природа свободной торговли.

245. 3. Политика торговых ограничений (протекционизм).

246. Тема 60. Внешнеэкономическая политика России на современном этапе.

247. 1. Либерализация внешней торговли.

248. 2. Иностранные инвестиции в России.

249. 3. Валютный рынок России.

250. Тема 61. Международная миграция рабочей силы: причины и последствия.

251. 1. Сущность международной миграции рабочей силы.

252. 2. Экономические и неэкономические причины международного движения рабочей силы.

253. 3. Последствия миграции.

254. Тема 62. Сущность, причины и формы международного движения капитала.

255. 1. Понятие международной миграции капитала.

256. 2. Причины и формы международного движения капитала.

257. 3. Современный международный рынок капитала.

258. Тема 63. Мировая валютная система: этапы развития и характеристика современного состояния.

259. 1. Мировая валютная система, ее элементы.

260. 2. Золотой стандарт.

261. 3. Бреттон-Вудская валютная система.

262. 4. Система плавающих курсов.

263. Тема 64. Международные валютные отношения, виды валют и валютное регулирование.

264. 1. Валютный рынок, его функции.

265. 2. Валютный курс и его виды.

266. 3. Валютное регулирование и контроль.

267. Тема 65. Платежный баланс: основные статьи и структура.

268. 1. Природа платежного баланса и его роль.

269. 2. Структура и основные статьи платежного баланса страны.

270. 3. Дефицит платежного баланса и способы его финансирования.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

4

72 / 2  

2  

4  

 

1  

0,6  

7,6  

55,75  

Экз.(8,65)  

Итого

72 / 2  

2  

4  

 

1  

0,6  

7,6  

55,75  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

Всего за  семестр

66

+

55,75

1

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

66

55,75

1

0,6

8,65

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

. .

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

На лекционных и практических занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семи-нарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.

Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экономика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Экономика: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2016. - 220 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/917858/view/2

2. Ермаков С.Л. Экономика: учебное пособие/С.Л. Ермаков, С.В. Устинов, Ю.Н. Юденков. - М.: КНОРУС, 2013. - 272 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/917624/view/2

3. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/С.С. Носова, В.И. Новичкова. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 368 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/918694/view/2

4. Экономическая теория: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. В.М. Соколинского. - 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 464 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/918437/view/2

5. Липсиц И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/И.В. Липсиц. - М.: КНОРУС, 2016. - 608 с. - http://www.book.ru/book/919273/view/2

6. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков; под об. ред. В.Д. Камаева. - М.: КНОРУС, 2016. - 384 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/916797/view/2

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Носова С.С. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2013. - 472 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/914456/view/2

2. Анофриков С.П. Экономика: учебное пособие/С.П. Анофриков, Д.А. Казначеев, Н.В. Кулешова, А.Н. Савиных; под ред. А.Н. Савиных. - М.: КНОРУС, 2016. - 240 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/916993/view/2

3. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. - 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 608 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/919293/view/2

4. Газета "Экономика и жизнь" - 1 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России. – Режим доступа: http://finansy.ru

Мониторинг экономических показателей. – Режим доступа: www.budgetrf.ru

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (аналитические материалы). – Режим доступа: www.cbr.ru

Официальный сайт Росстата. – Режим доступа: www.gks.ru

Справочно-правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Научная электронная библиотека «eLibrary». – Режим доступа: elibrary.ru

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. – Режим доступа:http://www.forecast.ru

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.– Режим доступа: http://www.ecfor.ru

Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент". – Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/

Библиотека материалов по экономической тематике. — Режим доступа: http://www.libertarium.ru/library

Галерея экономистов. — Режим доступа: http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery

Лауреаты Нобелевской премии по экономике. - Режим доступа: http://www.nobel.se/economics/laureates

РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера). - Режим доступа: http://www.rbc.ru

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Microsoft Access 2010 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software;

Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

Комплект учебно-методических пособий, видеопроектор SANYO PLC-XU355 (переносной), DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), экран DRAPPER Apex STAR.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала необходимо ознакомиться со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вести конспект лекций и прорабатывать лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями

Подготовка к докладам по рекомендованным преподавателем вопросам включает изучение литературы и конспекта лекций. Для подготовки к опросу, выступлению и участию в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы необходимо новые понятия выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. С целью повышения качества знаний студентов, их объективной оценки проводится тестирование по материалу, прочитанному на лекционных занятиях, а также самостоятельно изученному студентами. При работе над ситуационными задачами необходимо вспомнить лекционный материал, разобраться в решении соответствующих задач, которые приведены в учебно-методических материалах, обратив особое внимание на методические указания по их выполнению. Затем необходимо самостоятельно решить аналогичные задачи из предложенного преподавателем сборника. В конце занятия обучающиеся демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа может включать: - повторение лекционного материала; - подготовки к семинарам (практическим занятиям); - изучения учебной и научной литературы; - изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных); - решения задач, выданных на практических занятиях; - подготовки к тестированию; - подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); - подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя; - выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателем на еженедельных консультациях. - проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экономика»

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомление с фундаментальной экономической наукой, лежащей в основе всей системы экономических знаний и формирования научного экономического мировоззрения.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

• ориентация в современной действительности, экономических событиях;

• овладение методологией и инструментарием исследования экономических явлений и процессов;

• получение представления об основных этапах и направлениях становления и развития экономической теории;

• приобретение умений анализировать экономическую жизнь общества, функционирование рынков, деятельность и поведение хозяйствующих субъектов.

• повышение интереса к экономической политике государства;

• возможность применить полученные знания в профессиональной и общественной жизни.

Знания, полученные студентами при изучении курса, дополнят формирование целостного представления о жизни общества в ее многообразных формах и проявлениях.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экономика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.