Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Философия     

 




Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,6  

36,2  

36,15  

Экз.(35,65)  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

3,6  

0,6  

36,2  

36,15  

35,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины – сформировать представление о философии как форме познания и духовного освоения мира.

Задачи курса:

ознакомить студентов с основными философскими теориями,

ознакомить студентов с основными философскими проблемами и подходами к их анализу,

сформировать навыки философского анализа актуальных проблем человека, природы и общества.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.01))

Школьные курсы обществознания и естествознания

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основы философии (ОК-1).

2) Уметь:

использовать полученные философские знания в профессиональной деятельности, межличностном общении (ОК-1, ОК-7).

3) Владеть:

способностью к ценностному анализу социальных явлений; (ОК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Философия как форма сознания и теория

1

2

2

2

Устный опрос, тестирование

2

История философии.

1

10

10

18

Устный опрос, тестирование

3

Философские проблемы бытия и познания

1

2

2

4

Устный опрос, тестирование

4

Философские проблемы общества

1

2

2

12,15

Устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

36,15

3,6

0,6

Экз.(35,65)

Итого   

108

16

16

36,15

3,6

0,6

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Философия как форма сознания и теория

Лекция 1.

Предмет философии (2 часа).

Раздел 2. История философии.

Лекция 2.

Античная философия (2 часа).

Лекция 3.

Средневековая философия (2 часа).

Лекция 4.

Философия Возрождения и Нового времени (2 часа).

Лекция 5.

Философия ХIX в (2 часа).

Лекция 6.

Направления современной философии (2 часа).

Раздел 3. Философские проблемы бытия и познания

Лекция 7.

Философские проблемы бытия и познания (2 часа).

Раздел 4. Философские проблемы общества

Лекция 8.

Философские проблемы общества и человека (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Философия как форма сознания и теория

Практическое занятие 1.

Предмет философии (2 часа).

Раздел 2. История философии.

Практическое занятие 2.

Предфилософия и философия Античности (2 часа).

Практическое занятие 3.

Средневековая философия (2 часа).

Практическое занятие 4.

Философия Возрождения и Нового времени (2 часа).

Практическое занятие 5.

Философия XIX в (2 часа).

Практическое занятие 6.

Современная философия (2 часа).

Раздел 3. Философские проблемы бытия и познания

Практическое занятие 7.

Философские проблемы бытия и познания (2 часа).

Раздел 4. Философские проблемы общества

Практическое занятие 8.

Философские проблемы общества (2 часа).

 

Методические указания к практическим занятиям размещены на ИОП МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2774

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Зарождение философского знания.

2. Ранняя философия.

3. Высокая классика.

4. Диалектика и софистика.

5. Манихейство и августинианство.

6. Проблема универсалий.

7. Эмпиризм и рационализм.

8. Идеология Просвещения.

9. Значение немецкой классики.

10. Экзистенциализм и прагматизм.

11. Философия и наука.

12. Философия и религия.

13. Философия и искусство.

14. Философское осмысление истории.

15. Человек и информация .

16. Этические проблемы философии.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Концепции происхождения философии.

2. Специфика предфилософии Востока.

3. Младшие физики.

4. Диалектика Гераклита.

5. Диалектика и софистика.

6. Онтология Платона.

7. Этика Аристотеля.

8. Атомизм Демокрита.

9. Сократ Афинский.

10. Эпикуреизм.

11. Стоицизм.

12. Скептицизм.

13. Патристика.

14. Томизм и августинианство.

15. Гуманисты Возрождения.

16. Рационализм Нового времени.

17. Эмпиризм Нового времени.

18. Философия Просвещения.

19. Кант и неокантианство.

20. Гегель и Маркс.

21. Философия жизни.

22. Неопозитивизм.

23. Экзистенциализм.

24. Критический рационализм.

 

Методические указания для написания реферата размещены на ИОП МИВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2774#section-3

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Переат-теста-ция

Форма

промежу-точного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

2  

2  

 

1  

0,6  

5,6  

57,75  

36  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

2  

2  

 

1  

0,6  

5,6  

57,75  

36  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Предмет философии

1

2

2

57,75

Тестирование

Всего за  семестр

72

2

2

+

57,75

1

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

72

2

2

57,75

1

0,6

8,65

Итого с переаттестацией   

108

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Предмет философии

Лекция 1.

Предмет философии (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Предмет философии

Практическое занятие 1.

Предмет философии (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Зарождение философского знания.

2. Ранняя греческая философия.

3. Высокая классика.

4. Диалектика и софистика.

5. Манихейство и августинианство.

6. Проблема универсалий.

7. Эмпиризм и рационализм.

8. Идеология Просвещения.

9. Значение немецкой классики.

10. Экзистенциализм и прагматизм.

11. Философия и наука.

12. Философия и религия.

13. Философия и искусство.

14. Философское осмысление истории.

15. Человек и информация .

16. Этические проблемы философии.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Концепции происхождения философии.

2. Специфика предфилософии Востока.

3. Младшие физики.

4. Диалектика Гераклита.

5. Диалектика и софистика.

6. Онтология Платона.

7. Этика Аристотеля.

8. Атомизм Демокрита.

9. Сократ Афинский.

10. Эпикуреизм.

11. Стоицизм.

12. Скептицизм.

13. Патристика.

14. Томизм и августинианство.

15. Гуманисты Возрождения.

16. Рационализм Нового времени.

17. Эмпиризм Нового времени.

18. Философия Просвещения.

19. Кант и неокантианство.

20. Гегель и Маркс.

21. Философия жизни.

22. Неопозитивизм.

23. Экзистенциализм.

24. Критический рационализм.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

2  

4  

 

1  

0,6  

7,6  

91,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

2  

4  

 

1  

0,6  

7,6  

91,75  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Философия как форма сознания и теория

2

2

4

91,75

Устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

108

2

4

+

91,75

1

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

2

4

91,75

1

0,6

8,65

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Философия как форма сознания и теория

Лекция 1.

Предмет философии (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Философия как форма сознания и теория

Практическое занятие 1.

Предмет философии (2 часа).

Практическое занятие 2.

История философии (2 часа).

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Зарождение философского знания.

2. Правовые ценности предфилософского периода.

3. Высокая классика: философско-правовые идеи.

4. Диалектика и софистика.

5. Манихейство и августинианство.

6. Проблема универсалий.

7. Эмпиризм и рационализм Нового времени.

8. Эпоха Просвещения: философско-правовые учения.

9. Значение немецкой классики для тории права.

10. Экзистенциализм и прагматизм.

11. Русская религиозная философия.

12. Философия повседневности.

13. Философская антропология.

14. Философское осмысление истории.

15. Человек в информационно-техническом мире .

16. Этические проблемы философии.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Концепции происхождения философии.

2. Специфика предфилософии Востока.

3. Младшие физики.

4. Диалектика Гераклита.

5. Диалектика и софистика.

6. Онтология Платона.

7. Этика Аристотеля.

8. Атомизм Демокрита.

9. Сократ Афинский.

10. Эпикуреизм.

11. Стоицизм.

12. Скептицизм.

13. Патристика.

14. Томизм и августинианство.

15. Гуманисты Возрождения.

16. Рационализм Нового времени.

17. Эмпиризм Нового времени.

18. Философия Просвещения.

19. Кант и неокантианство.

20. Гегель и Маркс.

21. Философия жизни.

22. Ценности правового позитивизма.

23. Экзистенциализм.

24. Критический рационализм.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе преподавания используются методы: диалоговый, малых групп, исторических аналогий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Философия

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Философия : учебник / В.П. Кохановский под ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 367 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04453-7. - https://www.book.ru/book/916523

2. Философия : учебник / В.П. Кохановский под ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 367 с. - https://www.book.ru/book/916523

3. Геранина Г.А. История философии: практикум. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. – 87 с. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2334/1/00815.pdf

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Библиотека философских текстов на сайте Института философии РАН. - http://www.philosophy.ru

2. Удивительная философия : научно-популярное издание / Д.А. Гусев. — Москва : ЭНАС, 2014. — 272 с. — ISBN 978-5-91921-229-4. - https://www.book.ru/book/915249

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Новосибирская философская электронная библиотека http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

Библиотека философских текстов на сайте Института философии РАН http://www.philosophy.ru

Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

e.lib.vlsu.ru

philosophy.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет гуманитарных дисциплин

Комплект учебно-методических пособий

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения материала обучающийся знакомится со списком рекомендованной основной и дополнительной литературы, ведет конспект лекций, прорабатывает материалы лекций и учебников.

На практических занятиях пройденный материал закрепляется анализом понятийного аппарата, выполнением устных и письменных заданий по основным темам. Преподаватель оценивает качество выполнения заданий, после чего следует коллективное обсуждение результатов и работа над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает существенное влияние на формирование личности будущего специалиста. Обучающийся осваивает разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение, работая по индивидуальному плану.

Контрольная работа в форме реферата выполняется в соответствии с методическими указаниями, содержащими перечень классических философских работ, имеющих значение для теории массовых коммуникаций. Работа анализируется по предложенному плану.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Философия»

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

Рабочая программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Цель дисциплины – сформировать представление о философии как форме познания и духовного освоения мира.

Задачи курса:

ознакомить студентов с основными философскими теориями,

ознакомить студентов с основными философскими проблемами и подходами к их анализу,

сформировать навыки философского анализа актуальных проблем человека, природы и общества.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Философия» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.