Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
СГПД
« 06   » 06   2017 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Философия
Направление подготовки |
40.03.01 Юриспруденция |
Профиль подготовки |
|
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
1 |
108 / 3 |
16 |
16 |
|
3,6 |
0,6 |
36,2 |
36,15 |
Экз.(35,65) |
Итого |
108 / 3 |
16 |
16 |
|
3,6 |
0,6 |
36,2 |
36,15 |
35,65 |
Муром,
2017 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Цель дисциплины – сформировать представление о философии как форме познания и духовного освоения мира. Задачи курса: ознакомить студентов с основными философскими теориями, ознакомить студентов с основными философскими проблемами и подходами к их анализу, сформировать навыки философского анализа актуальных проблем человека, природы и общества.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.01))
Школьные курсы обществознания и естествознания
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
основы философии (ОК-1).
2) Уметь:
использовать полученные философские знания в профессиональной деятельности, межличностном общении (ОК-1, ОК-7).
3) Владеть:
способностью к ценностному анализу социальных явлений; (ОК-1).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
3 зачетные единицы,
108 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устный опрос, тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устный опрос, тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устный опрос, тестирование |
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устный опрос, тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 1
Раздел 1. Философия как форма сознания и теория
Лекция 1.
Предмет философии (2 часа).
Раздел 2. История философии.
Лекция 2.
Античная философия (2 часа).
Лекция 3.
Средневековая философия (2 часа).
Лекция 4.
Философия Возрождения и Нового времени (2 часа).
Лекция 5.
Философия ХIX в (2 часа).
Лекция 6.
Направления современной философии (2 часа).
Раздел 3. Философские проблемы бытия и познания
Лекция 7.
Философские проблемы бытия и познания (2 часа).
Раздел 4. Философские проблемы общества
Лекция 8.
Философские проблемы общества и человека (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 1
Раздел 1. Философия как форма сознания и теория
Практическое занятие 1.
Предмет философии (2 часа).
Раздел 2. История философии.
Практическое занятие 2.
Предфилософия и философия Античности (2 часа).
Практическое занятие 3.
Средневековая философия (2 часа).
Практическое занятие 4.
Философия Возрождения и Нового времени (2 часа).
Практическое занятие 5.
Философия XIX в (2 часа).
Практическое занятие 6.
Современная философия (2 часа).
Раздел 3. Философские проблемы бытия и познания
Практическое занятие 7.
Философские проблемы бытия и познания (2 часа).
Раздел 4. Философские проблемы общества
Практическое занятие 8.
Философские проблемы общества (2 часа).
Методические указания к практическим занятиям размещены на ИОП МИ ВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2774
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Зарождение философского знания.
2. Ранняя философия.
3. Высокая классика.
4. Диалектика и софистика.
5. Манихейство и августинианство.
6. Проблема универсалий.
7. Эмпиризм и рационализм.
8. Идеология Просвещения.
9. Значение немецкой классики.
10. Экзистенциализм и прагматизм.
11. Философия и наука.
12. Философия и религия.
13. Философия и искусство.
14. Философское осмысление истории.
15. Человек и информация .
16. Этические проблемы философии.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. Концепции происхождения философии.
2. Специфика предфилософии Востока.
3. Младшие физики.
4. Диалектика Гераклита.
5. Диалектика и софистика.
6. Онтология Платона.
7. Этика Аристотеля.
8. Атомизм Демокрита.
9. Сократ Афинский.
10. Эпикуреизм.
11. Стоицизм.
12. Скептицизм.
13. Патристика.
14. Томизм и августинианство.
15. Гуманисты Возрождения.
16. Рационализм Нового времени.
17. Эмпиризм Нового времени.
18. Философия Просвещения.
19. Кант и неокантианство.
20. Гегель и Маркс.
21. Философия жизни.
22. Неопозитивизм.
23. Экзистенциализм.
24. Критический рационализм.
Методические указания для написания реферата размещены на ИОП МИВлГУ https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2774#section-3
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
2.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: среднее общее.
Срок обучения 3г 6м.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Переат-теста-ция |
Форма промежу-точного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
1 |
108 / 3 |
2 |
2 |
|
1 |
0,6 |
5,6 |
57,75 |
36 |
Экз.(8,65) |
Итого |
108 / 3 |
2 |
2 |
|
1 |
0,6 |
5,6 |
57,75 |
36 |
8,65 |
4.2.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого с переаттестацией |
|
4.2.2. Содержание
дисциплины
4.2.2.1.
Перечень лекций
Семестр 1
Раздел 1. Предмет философии
Лекция 1.
Предмет философии (2 часа).
4.2.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 1
Раздел 1. Предмет философии
Практическое занятие 1.
Предмет философии (2 часа).
4.2.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Зарождение философского знания.
2. Ранняя греческая философия.
3. Высокая классика.
4. Диалектика и софистика.
5. Манихейство и августинианство.
6. Проблема универсалий.
7. Эмпиризм и рационализм.
8. Идеология Просвещения.
9. Значение немецкой классики.
10. Экзистенциализм и прагматизм.
11. Философия и наука.
12. Философия и религия.
13. Философия и искусство.
14. Философское осмысление истории.
15. Человек и информация .
16. Этические проблемы философии.
4.2.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. Концепции происхождения философии.
2. Специфика предфилософии Востока.
3. Младшие физики.
4. Диалектика Гераклита.
5. Диалектика и софистика.
6. Онтология Платона.
7. Этика Аристотеля.
8. Атомизм Демокрита.
9. Сократ Афинский.
10. Эпикуреизм.
11. Стоицизм.
12. Скептицизм.
13. Патристика.
14. Томизм и августинианство.
15. Гуманисты Возрождения.
16. Рационализм Нового времени.
17. Эмпиризм Нового времени.
18. Философия Просвещения.
19. Кант и неокантианство.
20. Гегель и Маркс.
21. Философия жизни.
22. Неопозитивизм.
23. Экзистенциализм.
24. Критический рационализм.
4.2.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
4.
3.
Форма обучения: заочная
Уровень базового образования: среднее общее.
Срок обучения 5г.
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежуточного контроля (экз., зач., зач. с оц.) |
2 |
108 / 3 |
2 |
4 |
|
1 |
0,6 |
7,6 |
91,75 |
Экз.(8,65) |
Итого |
108 / 3 |
2 |
4 |
|
1 |
0,6 |
7,6 |
91,75 |
8,65 |
4.3.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежу-точной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устный опрос, тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3.2. Содержание
дисциплины
4.3.2.1.
Перечень лекций
Семестр 2
Раздел 1. Философия как форма сознания и теория
Лекция 1.
Предмет философии (2 часа).
4.3.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 2
Раздел 1. Философия как форма сознания и теория
Практическое занятие 1.
Предмет философии (2 часа).
Практическое занятие 2.
История философии (2 часа).
4.3.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Зарождение философского знания.
2. Правовые ценности предфилософского периода.
3. Высокая классика: философско-правовые идеи.
4. Диалектика и софистика.
5. Манихейство и августинианство.
6. Проблема универсалий.
7. Эмпиризм и рационализм Нового времени.
8. Эпоха Просвещения: философско-правовые учения.
9. Значение немецкой классики для тории права.
10. Экзистенциализм и прагматизм.
11. Русская религиозная философия.
12. Философия повседневности.
13. Философская антропология.
14. Философское осмысление истории.
15. Человек в информационно-техническом мире .
16. Этические проблемы философии.
4.3.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
1. Концепции происхождения философии.
2. Специфика предфилософии Востока.
3. Младшие физики.
4. Диалектика Гераклита.
5. Диалектика и софистика.
6. Онтология Платона.
7. Этика Аристотеля.
8. Атомизм Демокрита.
9. Сократ Афинский.
10. Эпикуреизм.
11. Стоицизм.
12. Скептицизм.
13. Патристика.
14. Томизм и августинианство.
15. Гуманисты Возрождения.
16. Рационализм Нового времени.
17. Эмпиризм Нового времени.
18. Философия Просвещения.
19. Кант и неокантианство.
20. Гегель и Маркс.
21. Философия жизни.
22. Ценности правового позитивизма.
23. Экзистенциализм.
24. Критический рационализм.
4.3.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
В процессе преподавания используются методы: диалоговый, малых групп, исторических аналогий.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Философия
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Философия : учебник / В.П. Кохановский под ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 367 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04453-7.
- https://www.book.ru/book/916523
2. Философия : учебник / В.П. Кохановский под ред. и др. — Москва : КноРус, 2015. — 367 с.
- https://www.book.ru/book/916523
3. Геранина Г.А. История философии: практикум. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. – 87 с. - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2334/1/00815.pdf
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Библиотека философских текстов на сайте Института философии РАН.
- http://www.philosophy.ru
2.
Удивительная философия : научно-популярное издание / Д.А. Гусев. — Москва : ЭНАС, 2014. — 272 с. — ISBN 978-5-91921-229-4.
- https://www.book.ru/book/915249
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
Новосибирская философская электронная библиотека http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
Библиотека философских текстов на сайте Института философии РАН http://www.philosophy.ru
Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru
Программное обеспечение:
не предусмотрено
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
book.ru
e.lib.vlsu.ru
philosophy.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Кабинет гуманитарных дисциплин
Комплект учебно-методических пособий
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения материала обучающийся знакомится со списком рекомендованной основной и дополнительной литературы, ведет конспект лекций, прорабатывает материалы лекций и учебников.
На практических занятиях пройденный материал закрепляется анализом понятийного аппарата, выполнением устных и письменных заданий по основным темам. Преподаватель оценивает качество выполнения заданий, после чего следует коллективное обсуждение результатов и работа над ошибками.
Самостоятельная работа оказывает существенное влияние на формирование личности будущего специалиста. Обучающийся осваивает разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение, работая по индивидуальному плану.
Контрольная работа в форме реферата выполняется в соответствии с методическими указаниями, содержащими перечень классических философских работ, имеющих значение для теории массовых коммуникаций. Работа анализируется по предложенному плану.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Философия»
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Рабочая программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
108 час. (3 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
экзамен .
Цель дисциплины: Цель дисциплины – сформировать представление о философии как форме познания и духовного освоения мира. Задачи курса: ознакомить студентов с основными философскими теориями, ознакомить студентов с основными философскими проблемами и подходами к их анализу, сформировать навыки философского анализа актуальных проблем человека, природы и общества.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Философия» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.