Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПИн 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Коллективная разработка программных продуктов     

 




Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

5

144 / 4  

24  

 

24  

4,4  

0,35  

52,75  

55,6  

Экз.(35,65)  

Итого

144 / 4  

24  

 

24  

4,4  

0,35  

52,75  

55,6  

35,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление студентов с современными методами коллективного выполнения проектов по разработке программного обеспечения

Задачи:

−получение практического навыка коллективного выполнения проекта по разработке программного обеспечения, в соответствии с технологическим процессом, принятым в индустрии;

−получение практического навыка в работе проектной документацией, средствами контроля версий, планирования потоков работ, управления задачами и управления дефектами.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.15))

Дисциплина «Коллективная разработка программных продуктов» обеспечивает изучение основных понятий, связанных с промышленной разработкой программных продуктов и базируется на знаниях, полученных студентами по курсам «Проектирование программного обеспечения», «Разработка и анализ требований», «Проектирование человеко-машинного интерфейса».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

ПК-5 владение стандартами и моделями жизненного цикла.

ПК-8 владение основами групповой динамики, психологии и профессионального поведения, специфичных для программной инженерии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Основные понятия, используемые при проектировании и создании приложений, информационных систем (ИС), включая лучшие практики разработки программного обеспечения(ПО); основы визуального моделирования при проектировании и разработке архитектуры ПО. (ОК-6, ПК-5).

современные информационно-коммуникационные технологии создания программных средств. (ПК-8).

2) Уметь:

Строить проектные модели с использование диаграмм визуальной нотации UML; проектировать логическое представление архитектуры на UML. (ОК-6, ПК-5).

Определять состав команды в зависимости от целей разработки программных средств. (ПК-8).

3) Владеть:

способность работать в коллективе. (ОК-6).

Навыками пошагового построения проекта как последовательного набора UML диаграмм в инструментальном CASE средстве. (ПК-5).

основами групповой динамики, психологии и профессионального поведения, специфичных для программной инженерии. (ПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Системы контроля версий

5

8

8

22,6

тестирование

2

Основные инструменты коллективной разработки

5

8

4

22,6

тестирование

3

Примеры использования инструментов коллективной разработки

5

2

4

10,4

тестирование

4

Вспомогательные инструменты коллективной разработки

5

2

4

0

тестирование

5

Реализация проекта

5

4

4

0

тестирование

Всего за  семестр

144

24

24

55,6

4,4

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

144

24

24

55,6

4,4

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 5

Раздел 1. Системы контроля версий

Лекция 1.

Проблемы коллективной разработки. Инструменты коллективной разработки программ (2 часа).

Лекция 2.

Классические системы контроля версий (СКВ). Базовые принципы работы с системами контроля версий (2 часа).

Лекция 3.

Коллективная разработка с использованием СКВ. Проблемы коллективной разработки с использованием СКВ (2 часа).

Лекция 4.

Распределенные системы контроля версий (РСКВ) (2 часа).

Раздел 2. Основные инструменты коллективной разработки

Лекция 5.

Багтрекеры (2 часа).

Лекция 6.

Модульное тестирование (2 часа).

Лекция 7.

Автоматизированная сборка продукта (2 часа).

Лекция 8.

Непрерывная интеграция (Continious Integration) (2 часа).

Раздел 3. Примеры использования инструментов коллективной разработки

Лекция 9.

Техническая инфраструктура open source проектов (2 часа).

Раздел 4. Вспомогательные инструменты коллективной разработки

Лекция 10.

Инструменты статического анализа кода (2 часа).

Раздел 5. Реализация проекта

Лекция 11.

Профайлеры (2 часа).

Лекция 12.

Системы генерации документации (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 5

Раздел 1. Системы контроля версий

Лабораторная 1.

Формирование проектных команд, распределение ролей в команде (4 часа).

Лабораторная 2.

Процесс утверждения темы проекта, инструментов разработки, состава проектных команд (4 часа).

Раздел 2. Основные инструменты коллективной разработки

Лабораторная 3.

Разработка структуры проекта в СКВ (4 часа).

Раздел 3. Примеры использования инструментов коллективной разработки

Лабораторная 4.

Выполнение поставленных задач по программированию, участие в командных совещаниях (4 часа).

Раздел 4. Вспомогательные инструменты коллективной разработки

Лабораторная 5.

Утверждение процесса разработки и правил создания задач (4 часа).

Раздел 5. Реализация проекта

Лабораторная 6.

Обсуждение и утверждение вспомогательных инструментов разработки (4 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5088

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Открытые (OpenSource) проекты.

2. Процессы командной разработки программного обеспечения MSF.

3. Гибкие технологии разработки ПО.

4. Архитектура и функциональные возможности Visual Studio Team Foundation Server.

5. Организация командной разработки на базе Visual Studio и Team Foundation Server.

6. Обеспечение качества программных продуктов.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В курсе использованы следующие образовательные технологии:

1.Лекции. Презентации лекций доступны студентам на странице курса. Приветствуется предварительная распечатка студентом презентаций и добавление комментариев по ходу лекции непосредственно на распечатку слайдов, что позволяет не тратить время на переписывание и перерисовывание в конспекты диаграмм, графиков и тезисов.

2.Лабораторные работы. В ходе лабораторных работ производится обсуждение проектов с преподавателем и с другими студентами группы. Задачей преподавателя является помощь в текущем управлении проектом, контроле сроков, рисков и управлении объемом проекта.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Коллективная разработка программных продуктов

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения. Учебник для вузов. 4-е издание. Стандарт третьего поколения Санкт-Петербург:  Питер, 2012 г. , 608 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28460

2. Денисенко В.И. Управление проектами: учеб. пособие. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 108 с. http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/4337/1/01451.pdf - http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/4337/1/01451.pdf

3. Сооляттэ, А.Ю. Управление проектами в компании: методологии, технологии, практика: учебник / А.Ю. Соолятэ. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2012. - 816 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334919

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Технология программирования : учебник / Г.С. Иванова. — Москва : КноРус, 2016. — 333 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04734-7. - https://www.book.ru/book/918438

2. Журнал ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ И СИСТЕМЫ - Закрытое акционерное общество Научно-исследовательский институт Центрпрограммсистем 2010-2015 - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9834

3. Избачков Ю.С, Петров В.Н., Васильев А.А., Телина И.С. Информационные системы: учебник для вузов - СПб.: Питер, 2011. - 544. - https://books.google.ru/books?id=yZjw8uzFigQC&pg=PA408&dq=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjdgd7FiuLQAhXKhywKHb4wD84Q6AEIITAB#v=onepage&q=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0&f=false

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://www.intuit.ru/studies/courses/4806/1054/info - "Технологии командной разработки программного обеспечения"

Программное обеспечение:

Лаборатория системного и прикладного программирования

Microsoft Viso 2013 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Microsoft Project 2013 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

LibreOffice (free software, MPL)

Ramus educational (GPL)

Microsoft Visual Studio 15.0 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

e.lib.vlsu.ru

book.ru

elibrary.ru

books.google.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория системного и прикладного программирования

6 компьютеров Intel Core i5, 3500 MHz/ ОЗУ 4гб/ LG 21’; проектор NEC V300X 3D; экран настенный.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Коллективная разработка программных продуктов»

по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия

 

Рабочая программа дисциплины «Коллективная разработка программных продуктов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомление студентов с современными методами коллективного выполнения проектов по разработке программного обеспечения

Задачи:

−получение практического навыка коллективного выполнения проекта по разработке программного обеспечения, в соответствии с технологическим процессом, принятым в индустрии;

−получение практического навыка в работе проектной документацией, средствами контроля версий, планирования потоков работ, управления задачами и управления дефектами.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Коллективная разработка программных продуктов» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

 

06.06.2017 г.