Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПИн 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Проектирование программного обеспечения     

 




Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

144 / 4  

18  

6  

28  

1,8  

2,25  

56,05  

87,95  

Зач.  

Итого

144 / 4  

18  

6  

28  

1,8  

2,25  

56,05  

87,95  

 

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: подготовка специалистов, способных решать задачи проектирования, анализа, документирования и сопровождения архитектуры программных систем

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.11))

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области естественно-научных и общепрофессиональным дисциплинам. Дисциплина базируется на понятиях, изучаемых в дисциплинах: "Разработка и анализ требований", "Основы алгоритмизации и программирования", "Объектно-ориентированное программирование".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовность применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов.

ПК-5 владение стандартами и моделями жизненного цикла.

ПК-15 способность готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях.

ПК-19 владение навыками моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Основные понятия, используемые при проектировании и создании приложений, информационных систем (ИС), включая лучшие практики разработки программного обеспечения(ПО); (ОПК-3).

основы визуального моделирования при проектировании и разработке архитектуры ПО. (ПК-19).

современные архитектуры программных систем, представления и модели жизненного цикла программных систем. (ПК-5).

2) Уметь:

решать задачи, возникающие на различных фазах жизненного цикла программных систем, связанных с проектированием архитектуры программных систем. (ОПК-3).

Проектировать логическое представление архитектуры на UML. (ПК-19).

применять составлять и оформлять оформления отчеты о результатах анализа предметной области и результатах проектирования архитектуры ПО (ПК-15).

3) Владеть:

Владеть навыками визуального моделирования при проектировании и разработке архитектуры ПО. (ПК-19).

Владеть формальными и прикладными методами и средствами создания ПО, и современными CASE-средствами. (ПК-19).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Модели и стили архитектуры программных систем

3

2

28

Устный опрос

2

Языки описания архитектуры

3

10

6

24

0

Устный опрос

3

Концепция архитектуры предприятия

3

2

32

Устный опрос

4

Стандарты и фреймворки архитектуры. Документирование архитектуры

3

2

26

Устный опрос

5

Архитектура в процессе проектирования программного обеспечения

3

2

4

1,95

Устный опрос

Всего за  семестр

144

18

6

28

87,95

+

1,8

2,25

Зач.

Итого   

144

18

6

28

87,95

1,8

2,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Модели и стили архитектуры программных систем

Лекция 1.

Установление требований (2 часа).

Раздел 2. Концепция архитектуры предприятия

Лекция 2.

Принципы проектирования классов - SOLID (2 часа).

Раздел 3. Языки описания архитектуры

Лекция 3.

Методы моделирования бизнес-процессов (2 часа).

Лекция 4.

Диаграмма вариантов использования. Конкретизация вариантов использования. Диаграммы состояний (2 часа).

Лекция 5.

Функциональные диаграммы, диаграммы потоков данных (2 часа).

Лекция 6.

Диаграммы последовательностей, кооперации, деятельности (2 часа).

Лекция 7.

Диаграммы развёртывания (2 часа).

Раздел 4. Стандарты и фреймворки архитектуры. Документирование архитектуры

Лекция 8.

Выбор методов тестирования (2 часа).

Раздел 5. Архитектура в процессе проектирования программного обеспечения

Лекция 9.

Стратегии проектирования тестовых наборов (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Языки описания архитектуры

Практическое занятие 1.

Диаграммы состояний (2 часа).

Практическое занятие 2.

Диаграммы последовательностей (2 часа).

Практическое занятие 3.

Диаграммы кооперации (2 часа).

 

методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5107

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 3

Раздел 1. Языки описания архитектуры

Лабораторная 1.

Установление требований (4 часа).

Лабораторная 2.

Методы моделирования бизнес-процессов. Функциональное моделирование (4 часа).

Лабораторная 3.

Диаграмма вариантов использования, Диаграмма состояний (4 часа).

Лабораторная 4.

Диаграммы классов, объектов (4 часа).

Лабораторная 5.

Диаграммы последовательностей, кооперации (4 часа).

Лабораторная 6.

Диаграммы деятельности, развертывания (4 часа).

Раздел 2. Архитектура в процессе проектирования программного обеспечения

Лабораторная 7.

Выбор методов тестирования программного средства (4 часа).

 

методические указания к лабораторным работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5107

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Понятие программной архитектуры.

2. Зарождение концепции архитектуры программных систем.

3. Ретроспектива программных архитектур.

4. История развития языков описания архитектур.

5. Архитектура предприятия: основные определения.

6. Интегрированная концепция и уровни абстракции.

7. Элементы архитектуры предприятия.

8. Бизнес-архитектура и архитектура информации.

9. Управление и контроль процесса разработки архитектуры.

10. Инструментальные средства и мониторинг технологий.

11. Содержание стандартов IEEE 1016-1998 и IEEE 1471-2000.

12. Функциональные и нефункциональные требования.

13. Варианты использования и проектирование архитектуры системы.

14. Атрибут качества архитектуры системы.

15. Обнаружение и предотвращение неисправности.

16. Управление ресурсами программной системы.

17. Методика Test Case Oriented Design.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. 1. Методические указания к курсовому проектированию приведены на странице курса.

2. "Проектирование и архитектура программных систем" в интерактивном образовательном.

3. портале МИ ВлГУ по адресуhttps://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1786.

4. 2.Курсовая работа готовится на основе единой темы "Разработка архитектуры.

5. программной системы "...".

6. 3. Примерными программными системами могут выступать: Отдел кадров.

7. предприятия, автотранспортное предприятие, деканат института, турагентство, АИС.

8. интернет-провайдера, интернет-кинотеатр и т.д.

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5107

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении лабораторных работ применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты

самостоятельно решают аналогичные задания, осваивая знания концепции и стратегии архитектурного проектирования и конструирования программного продукта, основы теории организации и применения баз данных, понимание основ групповой динамики, психологии и

профессионального поведения, специфичных для программной инженерии и понимание особенностей эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса.

Во время выполнения лабораторных работ каждый студент выполняет индивидуальное задание, связанное с темой курсового проекта, тем самым формируется умение конструировать программное обеспечение, разрабатывать основные программные документы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Проектирование программного обеспечения

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Коцюба И.Ю., Чунаев А.В., Шиков А.Н. Основы проектирования информационных систем. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2015. - 206 с. - http://books.ifmo.ru/file/pdf/1705.pdf

2. Трутнев Д.Р. Архитектуры информационных систем. Основы проектирования: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 66 с. - http://window.edu.ru/resource/174/78174/files/itmo919.pdf

3. Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем / Томск:  ТУСУР, 2013 г. , 88 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28041

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2009 г., 528 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=18485

2. Бураков П.В. Корпоративные информационные системы - Санкт-Петербург: СПб НИУ ИТМО, 2014. - 96 с. - http://books.ifmo.ru/file/pdf/1619.pdf

3. Д.Иванов, Новиков Ф. Моделирование на UML - Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2010. - 200 с. - http://books.ifmo.ru/book/606/modelirovanie_na_UML.htm

4. Малышева Е.Н. Проектирование информационных систем. Раздел 5. Индустриальное проектирование информационных систем. Объектно-ориентированная Case-технология проектирования информационных систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Малышева Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2009.— 70 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22067.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - http://www.iprbookshop.ru/22067.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Библиотека и форум по программированию http://www.cyberforum.ru

Библиотека MSDN http://www.msdn.microsoft.com

Информационно-поисковая система http://www.biblioclub.ru/

Информационно-поисковая система http://www.ibooks.ru/

Программное обеспечение:

Лаборатория управления проектной деятельностью

Microsoft Visual Studio 2015 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Libre Office v.5 (free software, MPL)

Ramus educational (GPL)

Astah community (Freeware)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

books.ifmo.ru

window.edu.ru

ibooks.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория управления проектной деятельностью

Компьютер Celeron 1.8 Ghz ;; проектор InFocus LP649LCL; экран настенный;

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями

а практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Проектирование программного обеспечения»

по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия

 

Рабочая программа дисциплины «Проектирование программного обеспечения» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: подготовка специалистов, способных решать задачи проектирования, анализа, документирования и сопровождения архитектуры программных систем

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Проектирование программного обеспечения» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

 

06.06.2017 г.