Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПИн 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Разработка и анализ требований     

 




Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

144 / 4  

18  

18  

16  

3,8  

0,35  

56,15  

61,2  

Экз.(26,65)  

Итого

144 / 4  

18  

18  

16  

3,8  

0,35  

56,15  

61,2  

26,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление с теоретическим и интеллектуальным базисом проектирования высококачественного программного обеспечения, удовлетворяющих заданным заказчиком функциональным и нефункциональным требованиям.

Задачи дисциплины: разработка программных проектов, состоящая в использовании моделей жизненного цикла, в процессы которых встроены методы проектирования, верификации, тестирования и оценивания промежуточных рабочих продуктов, а также проверки планов и времени выполнения работ на этих процессах для возможности регулировать сроки и затраты, а также возможные риски и недостатки.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.05))

Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами "Проектирование программного обеспечения", "Коллективная разработка программных продуктов", а также при написании ВКР.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 владение методами управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения.

ПК-12 способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.

ПК-16 способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта.

ПК-17 способность выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

методологии, методы и стандарты управления требованиями; (ПК-7).

формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта. (ПК-16).

основные этапы предварительных исследований, определение целей разрабатываемого продукта. (ПК-17).

модели и методы расширенного анализа и описания требований. (ПК-12).

2) Уметь:

формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта. (ПК-16).

использовать адекватные метрики качества как средство оценки качества проектирования, оценивать соответствие результатов проектирования поставленным целям; модифицировать проекты, используя продуманные подходы к управлению изменениями. (ПК-17).

специфицировать и анализировать требования с использованием современных моделей и методов в рамках выбранных методологий; (ПК-12).

3) Владеть:

методами управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения. (ПК-7).

владения методами и средствами разработки и оформления технической документации. (ПК-17).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие и классификация требований

1

2

2

8

15

тестирование

2

Требования и их свойства. Процесс анализа требований

1

2

2

4

15,2

тестирование

3

Контекст задачи анализа требований. Выявление требований.

1

2

2

4

15,2

тестирование

4

Формирование видения. Специфицирование требований

1

2

2

15,8

тестирование

5

Расширенный анализ требований. Моделирование и прототипирование

1

2

2

0

тестирование

6

Документирование и проверка требований

1

2

2

0

тестирование

7

Введение в управление требованиями

1

2

2

0

тестирование

8

Совершенствование процессов работы с требованиями

1

2

2

0

тестирование

9

Требования в управлении проектом.

1

2

2

0

тестирование

Всего за  семестр

144

18

18

16

61,2

3,8

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

144

18

18

16

61,2

3,8

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Понятие и классификация требований

Лекция 1.

Роль требований в задаче внедрения ПО. Определение понятия требования. Классификация требований. Требования к продукту и процессу. Уровни требований. Системные требования и требования к программному обеспечению (2 часа).

Раздел 2. Требования и их свойства. Процесс анализа требований

Лекция 2.

Функциональные, нефункциональные требования и характеристики продукта. Классификация RUP. Методологии и стандарты, регламентирующие работу с требованиями. Свойства требований. Полнота. Ясность. Корректность и согласованность (непротиворечивость). Верифицируемость (2 часа).

Раздел 3. Контекст задачи анализа требований. Выявление требований.

Лекция 3.

Необходимость и полезность при эксплуатации. Осуществимость. Трассируемость. Упорядоченность по важности и стабильности. Наличие количественной метрики (2 часа).

Раздел 4. Формирование видения. Специфицирование требований

Лекция 4.

Процесс анализа требований. Рабочий поток анализа требований. Кто создаёт и использует требования. Организация работы с требованиями на примере MSF (2 часа).

Раздел 5. Расширенный анализ требований. Моделирование и прототипирование

Лекция 5.

Анализ требований, бизнес-анализ, анализ проблемной области. Методологии бизнес-анализа. Требования и архитектура ПО. Анализ требований и другие рабочие потоки программной инженерии (2 часа).

Раздел 6. Документирование и проверка требований

Лекция 6.

Источники требований. Стратегии выявления требований. Интервью. Анкетирование. Наблюдение. Самостоятельное описание требований. Совместные семинары. Прототипирование (2 часа).

Раздел 7. Введение в управление требованиями

Лекция 7.

Видение продукта и границы проекта. Концепция в ГОСТ РФ. Видение в RUP. Видение / рамки в MSF. Видение продукта и границы проекта. Акторы и варианты использования. Глоссарий. Спецификация варианта использования. Свободный формат. Спецификация нефункциональных требований (2 часа).

Раздел 8. Совершенствование процессов работы с требованиями

Лекция 8.

Модели UML, поясняющие функциональность системы. Диаграмма вариантов использования. Диаграмма действий, диаграмма состояний. Диаграммы UML, поясняющие внутреннее устройство системы. Диаграмма потоков данных. Цели прототипирования. Классификация прототипов. Горизонтальный и вертикальный прототипы. Одноразовый и эволюционные прототипы. Бумажный прототип. Раскадровка. Иллюстрированные сценарии прецедентов. Ориентиры (2 часа).

Раздел 9. Требования в управлении проектом.

Лекция 9.

Документирование требований. Структура ТЗ. Описание требований к системе. Документирование требований в RUP, MSF. Верификация и валидация (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Понятие и классификация требований

Практическое занятие 1.

Диаграмма прецедентов (2 часа).

Раздел 2. Требования и их свойства. Процесс анализа требований

Практическое занятие 2.

Спецификация вариантов использования (2 часа).

Раздел 3. Контекст задачи анализа требований. Выявление требований.

Практическое занятие 3.

Документ "Видение" (2 часа).

Раздел 4. Формирование видения. Специфицирование требований

Практическое занятие 4.

Составление глоссария (2 часа).

Раздел 5. Расширенный анализ требований. Моделирование и прототипирование

Практическое занятие 5.

Выявление требований. JAD. Формирование команды (2 часа).

Раздел 6. Документирование и проверка требований

Практическое занятие 6.

Выявление требований. JAD. Работа над требованиями (2 часа).

Раздел 7. Введение в управление требованиями

Практическое занятие 7.

Планирование проекта на основе требований (2 часа).

Раздел 8. Совершенствование процессов работы с требованиями

Практическое занятие 8.

Требования в гибких методологиях (2 часа).

Раздел 9. Требования в управлении проектом.

Практическое занятие 9.

Планирование версий и итераций (2 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1072

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 1

Раздел 1. Понятие и классификация требований

Лабораторная 1.

Техническое задание (4 часа).

Лабораторная 2.

Технический проект. (Часть 1) (4 часа).

Раздел 2. Требования и их свойства. Процесс анализа требований

Лабораторная 3.

Технический проект (Часть 2. Структурные карты) (4 часа).

Раздел 3. Контекст задачи анализа требований. Выявление требований.

Лабораторная 4.

Стратегии выявления требований к ПО (4 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1072

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Модели жизненного цикла программных систем.

2. Сложность программных систем.

3. Качество программных систем.

4. Проектирование архитектуры и структуры программной системы.

5. Испытания программных систем.

6. Внедрение, эксплуатация и сопровождение.

7. Организация разработки программных систем.

8. Планирование проектирования программной системы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины на лекционных занятиях применяется технологии диспута, происходит обсуждение различных проблемных ситуаций. Во время выполнения лабораторных работ студенты работают в парах, формулирую и фиксируя при этом требования к разрабатываемым программам и моделирую архитектуру программ, тем самым формируется способность обучающихся к диалогу и анализу поставленной проблемы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Разработка и анализ требований

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Орлов С. А. Программная инженерия. Учебник для вузов. 5-е издание обновленное и дополненное. Стандарт третьего поколения. — СПб.. Питер. 2016. — 640 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-496-01917-0 - https://books.google.ru/books?id=_9ZLDAAAQBAJ&lpg=PA137&dq=%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9&hl=ru&pg=PA2#v=onepage&q&f=false

2. Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения. Учебник для вузов. 4-е издание. Стандарт третьего поколения. — СПб. : Питер, 2012 г. — 608 с. — Электронное издание. — МО РФ. — ISBN 978-5-459-01101-22 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28460

3. Алиев Т.И. Основы проектирования систем - Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2015, 2015. - 120 с. - http://books.ifmo.ru/file/pdf/1792.pdf

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Маглинец, Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам: Учебный курс. - Красноярск: КрГТУ, 2007. - http://window.edu.ru/resource/437/57437

2. Базы данных : учебник / И.А. Кумскова. — Москва : КноРус, 2010. — 488 с. — ISBN 978-5-406-00040-3 - https://www.book.ru/book/264583

3. Одинцов И. Профессиональное программирование. Системный подход, 2 изд. — СПб. : БХВ-Петербург, 2010 г. — 624 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-94157-457-5 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=18535

4. Технология программирования : учебник / Г.С. Иванова. — Москва : КноРус, 2011. — 333 с. — ISBN 978-5-406-00519-4. - https://www.book.ru/book/900465

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) - http://www.uisrussia.msu.ru/

Программное обеспечение:

Лаборатория технологий разработки баз данных

Microsoft Visio 2013 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Libre Office v.5 (free software, MPL)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

books.google.ru

ibooks.ru

books.ifmo.ru

window.edu.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория технологий разработки баз данных

12 компьютеров Intel Core i5-2400 3,10 GHz, 4гб, DVD-R/ Philips 19’; проектор NEC NP50; экран настенный DRAPPER Apex STAR;маршрутизатор Gigabit Switch TEG-S16S; плоттер HP DesignJet T610.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Разработка и анализ требований»

по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия

 

Рабочая программа дисциплины «Разработка и анализ требований» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомление с теоретическим и интеллектуальным базисом проектирования высококачественного программного обеспечения, удовлетворяющих заданным заказчиком функциональным и нефункциональным требованиям.

Задачи дисциплины: разработка программных проектов, состоящая в использовании моделей жизненного цикла, в процессы которых встроены методы проектирования, верификации, тестирования и оценивания промежуточных рабочих продуктов, а также проверки планов и времени выполнения работ на этих процессах для возможности регулировать сроки и затраты, а также возможные риски и недостатки.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Разработка и анализ требований» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

 

06.06.2017 г.