Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ПИн 

 

 

 

«   06   »       06       2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Тестирование программного обеспечения     

 




Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

144 / 4  

18  

 

24  

3,8  

0,35  

46,15  

62,2  

Экз.(35,65)  

Итого

144 / 4  

18  

 

24  

3,8  

0,35  

46,15  

62,2  

35,65  

 

Муром, 2017 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление студентов с основными видами и методами тестирования программного обеспечения (ПО) при структурном и объектно-ориентированном подходе в программировании.

Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

- Дать представление о теоретических основах тестирования: фазы и технологии тестирования, критерии и метрики тестов, особенности процесса;

- Научиться создавать собственные тест-кейсы;

- Получить опыт тестирования задач из условно-реального проекта по разработке программного обеспечения;

- Ознакомиться с внутренней организацией процесса тестирования и его включения в общие бизнес-процессы компании-разработчика ПО.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.22))

Базовыми курсами, формирующими знания, умения и навыки студентов для изучения дисциплины являются курсы "Объектно-ориентированное программирование", "Разработка и анализ требований", "Структуры и алгоритмы обработки данных", "Проектирование программного обеспечения". Основная цель этих курсов заключается в ознакомлении студентов с современными технологиями программирования и обучения их основам решения задач проектирования профессионально-ориентированных программных систем с помощью высокоуровневых языков программирования. Базирующимися дисциплинами являются: "Документирование, сертификация и стандартизация программного обеспечения", ВКР

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовность применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов.

ПК-7 владение методами управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения.

ПК-13 готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Основные концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования). (ОПК-3).

Методы автоматической и автоматизированной проверки работоспособности программного обеспечения. (ПК-7).

Приемы отладки и ручного тестирования программного обеспечения. (ПК-13).

2) Уметь:

Проводить анализ атрибутов качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования). (ОПК-3).

Использовать выбранную среду программирования для разработки процедур проверки работоспособности программного обеспечения на выбранном языке программирования. (ПК-7).

Оценить сложность тестирования программного продукта с использованием математической модели. (ПК-13).

3) Владеть:

Навыками описания технологических и технико-эксплуатационных характеристик возможных архитектур развертывания каждого компонента. (ОПК-3).

Разработка процедуры проверки работоспособности программного обеспечения. (ПК-7).

Навыками построения автоматических и ручных тестов для отслеживания корректности работы разрабатываемого программного обеспечения. (ПК-13).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

основные понятия тестирования

7

4

0

тестирование

2

фазы и технология тестирования

7

2

0

тестирование

3

критерии выбора тестов

7

6

10

тестирование

4

разновидности тестирования

7

2

48

тестирование

5

особенности процесса и технологии индустриального тестирования

7

2

0

тестирование

6

подходы к разработке тестов

7

2

0

тестирование

7

документирование тестирования

7

24

4,2

тестирование

Всего за  семестр

144

18

24

62,2

3,8

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

144

18

24

62,2

3,8

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. основные понятия тестирования

Лекция 1.

Введение: тестирование - способ обеспечения качества программного продукта. Основные понятия тестирования (2 часа).

Лекция 2.

Критерии выбора тестов. Оценка оттестированности проекта: метрики и методика интегральной оценки (2 часа).

Раздел 2. фазы и технология тестирования

Лекция 3.

Модульное и интеграционное тестирование (2 часа).

Раздел 3. критерии выбора тестов

Лекция 4.

Разновидности тестирования: системное и регрессионное тестирование (2 часа).

Лекция 5.

Автоматизация тестирования (2 часа).

Лекция 6.

Особенности индустриального тестирования. Документирование и оценка индустриального тестирования (2 часа).

Раздел 4. разновидности тестирования

Лекция 7.

Регрессионное тестирование: цели и задачи, условия применения, классификация тестов и методов отбора (2 часа).

Раздел 5. особенности процесса и технологии индустриального тестирования

Лекция 8.

Регрессионное тестирование: разновидности метода отбора тестов (2 часа).

Раздел 6. подходы к разработке тестов

Лекция 9.

Регрессионное тестирование: методики, не связанные с отбором тестов и методики порождения тестов (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 7

Раздел 1. документирование тестирования

Лабораторная 1.

Описание тестируемой системы и ее окружения (4 часа).

Лабораторная 2.

Планирование тестирования (4 часа).

Лабораторная 3.

Модульное тестирование на примере классов (4 часа).

Лабораторная 4.

Интеграционное тестирование (4 часа).

Лабораторная 5.

Системное тестирование (4 часа).

Лабораторная 6.

Ручное тестирование (4 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1395

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Тестовые процедуры.

2. Оценка качества тестов.

3. Возможности повторного использования тестов.

4. Методы тестирования, основанные на покрытии кода.

5. Регрессионное тестирование объектно-ориентированных программ.

6. Системы поддержки регрессионного тестирования.

7. Автоматическая генерация MSC тестов.

8. Использование MS Visio для генерации MPR-файлов.

9. Функциональная спецификация.

10. Высокоуровневый дизайн.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При изучении дисциплины используются сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формирования заявленных компенсаций. Лекционные занятия проводятся с использованием мультимедийных технологий. Целью лекций является изложение теоретического материала и иллюстрация его примерами программ и тестов. Во время лекционных занятий ведется активный диалог со слушателями, используется проблемное изложение материала. При проведении лабораторных занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Тестирование программного обеспечения

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. С. Ф. Сергеев МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ИНТЕРФЕЙСОВ ИНФОМАЦИОННЫХ СИСТЕМ - Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. - 117 с - http://books.ifmo.ru/book/1203/metody_testirovaniya_ioptimizacii_interfeysovinfomacionnyh_sistem.htm

2. Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения. Учебник для вузов. 4-е издание. Стандарт третьего поколения. —  Санкт-Петербург:  Питер 2012 г.— 608 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-459-01101-2 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28460&search_string=программирование

3. Павловская Т.А. C/C++. Процедурное и объектно-ориентированное программирование. Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. —  Санкт-Петербург:  Питер 2015 г.— 496 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-496-00109-0 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=341427&search_string=программирование

4. Плаксин М. А. Тестирование и отладка программ для профессионалов будущих и настоящих [Электронный ресурс] / М. Л. Плаксин. — 2-е изд. (эл.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 167 с. : ил. ISBN 978-5-9963-0946-7 - https://books.google.ru/books?id=LhelAgAAQBAJ&lpg=PA167&dq=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&hl=ru&pg=PA2#v=onepage&q&f=false

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Степанченко И.В. Методы тестирования программного обеспечения: Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2006. - 74 с. - http://window.edu.ru/resource/765/45765

2. Технология программирования : учебник / Г.С. Иванова. — Москва : КноРус, 2016. — 333 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04734-7 - https://www.book.ru/book/918438

3. Васильев А. Н. C#. Объектно-ориентированное программирование. Учебный курс. —  Санкт-Петербург:  Питер 2012 г.— 320 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-459-01238-5 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28382

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://www.intuit.ru/studies/courses/48/48/info

http://www.protesting.ru/testing/

Программное обеспечение:

Лаборатория системного и прикладного программирования

Microsoft Visual Studio 2015 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Libre Office v.5 (free software, MPL)

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

books.ifmo.ru

ibooks.ru

books.google.ru

window.edu.ru

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория системного и прикладного программирования

6 компьютеров Intel Core i5, 3500 MHz/ ОЗУ 4гб/ LG 21’; 1 компьютер Intel Core i5-2400 3,10 GHz, 4гб, DVD-R/ Philips 19’; проектор ACER P1100 DLP Projector EMEA; экран настенный; Компьютер Intel Core 2 -,10 GHz, 2гб, DVD-R/ Philips 19’

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Тестирование программного обеспечения»

по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия

 

Рабочая программа дисциплины «Тестирование программного обеспечения» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомление студентов с основными видами и методами тестирования программного обеспечения (ПО) при структурном и объектно-ориентированном подходе в программировании.

Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

- Дать представление о теоретических основах тестирования: фазы и технологии тестирования, критерии и метрики тестов, особенности процесса;

- Научиться создавать собственные тест-кейсы;

- Получить опыт тестирования задач из условно-реального проекта по разработке программного обеспечения;

- Ознакомиться с внутренней организацией процесса тестирования и его включения в общие бизнес-процессы компании-разработчика ПО.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Тестирование программного обеспечения» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.

 

06.06.2017 г.