Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
ЭТиМК
« 06   » 06   2017 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
Направление подготовки |
09.03.04 Программная инженерия |
Профиль подготовки |
|
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
3 |
108 / 3 |
16 |
32 |
|
1,6 |
0,25 |
49,85 |
58,15 |
Зач. |
Итого |
108 / 3 |
16 |
32 |
|
1,6 |
0,25 |
49,85 |
58,15 |
|
Муром,
2017 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Задачи дисциплины: - теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей; - приобретение студентами практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы; - выявление проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровне; - рассмотрение формирования и эволюции современной экономической мысли.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.10))
Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения школьной программы. Основные положения курса могут быть использованы при выполнении выпускной квалификационной работы в ходе проведения экономического обоснования проекта.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
категориальный аппарат микро- и макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения (ОК-3).
2) Уметь:
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микро- и макроуровне (ОК-3).
3) Владеть:
навыками использования основ экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
3 зачетные единицы,
108 часов.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 3
Раздел 1. Основы экономической теории
Лекция 1.
Предмет и метод экономической теории. Экономические потребности и ресурсы. Кривая производственных возможностей. Экономическая система общества (2 часа).
Раздел 2. Микроэкономика
Лекция 2.
Механизмы функционирования рынка. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие и его нарушения. Эластичность спроса и предложения (2 часа).
Лекция 3.
Теория издержек и прибыли. Выручка фирмы. Издержки. Прибыль (2 часа).
Лекция 4.
Рыночная конкуренция и ее виды. Поведение фирмы в условиях современной конкуренции. Чистая монополия и ее особенности. Монополистическая конкуренция. Олигополия (2 часа).
Раздел 3. Макроэкономика
Лекция 5.
Введение в макроэкономику. Основные цели и проблемы макроэкономического регулирования. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов (2 часа).
Лекция 6.
Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупное предложение: различия в интерпретации формы (2 часа).
Лекция 7.
Макроэкономическая нестабильность. Сущность и виды инфляции. Занятость и безработица. Типы безработицы (2 часа).
Лекция 8.
Денежно-кредитная политика государства. Сущность и функции денег. Денежная масса. Сущность и структура кредитной системы. Банковская система, основные типы коммерческих банков, их функции и операции. Центробанк, его роль и функции (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 3
Раздел 1. Основы экономической теории
Практическое занятие 1.
Экономическая теория: предмет, методы исследования этапы развития (2 часа).
Практическое занятие 2.
Блага, потребности, ресурсы, координация выбора в различных хозяйственных системах (2 часа).
Раздел 2. Микроэкономика
Практическое занятие 3.
Спрос и предложение (2 часа).
Практическое занятие 4.
Эластичность спроса и предложения (2 часа).
Практическое занятие 5.
Теория потребительского поведения (2 часа).
Практическое занятие 6.
Теория производства и издержек (2 часа).
Практическое занятие 7.
Конкуренция и ее виды. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции (2 часа).
Практическое занятие 8.
Рынок несовершенной конкуренции (2 часа).
Практическое занятие 9.
Рынки факторов производства и формирование факторных доходов (2 часа).
Раздел 3. Макроэкономика
Практическое занятие 10.
Понятие воспроизводства, система национальных счетов как отражение процесса воспроизводства (2 часа).
Практическое занятие 11.
Общее макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS (2 часа).
Практическое занятие 12.
Инфляция и безработица (2 часа).
Практическое занятие 13.
Роль государства в регулировании рыночной экономики (2 часа).
Практическое занятие 14.
Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства (2 часа).
Практическое занятие 15.
Денежная и кредитно-банковская системы государства (2 часа).
Практическое занятие 16.
Цикличность развития рыночной экономики. Теории экономического роста (2 часа).
Методические указания для практических занятий приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4481
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Экономическая теория: предмет и методы исследования, этапы развития.
2. Блага, потребности, ресурсы, координация выбора в различных хозяйственных системах.
3. Теория спроса и предложения. Понятие и виды эластичности.
4. Издержки производства и прибыль, экономическое равновесие фирмы, максимальная прибыль в условиях совершенной конкуренции.
5. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
6. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.
7. Понятие воспроизводства, система национальных счетов как отражение процесса воспроизводства.
8. Роль государства в рыночной экономике.
9. Общее макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS).
10. Цикличность развития экономики. Теории экономического роста .
11. Денежная и кредитно-банковская системы государства.
12. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как: Проблемная лекция – форма учебной работы, в рамках которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления. Дискуссия – аргументированное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов (явлений, процессов) для их определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, разделенных на три блока: простые тестовые задания, усложненные задания и сложные творческие задания. Опрос и оценивание результатов автоматизированы.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экономика
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Елисеев А.С. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Елисеев А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 528 c.
- http://www.iprbookshop.ru/52276
2. Нуралиев С.У. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 431 c.
- http://www.iprbookshop.ru/35332
3. Елисеев А.С. Экономика. Бизнес-курс МВА [Электронный ресурс]/ Елисеев А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 498 c.
- http://www.iprbookshop.ru/11009
4. Салихов Б.В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Салихов Б.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 724 c.
- http://www.iprbookshop.ru/17604
5. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ В.М. Агеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 696 c.
- http://www.iprbookshop.ru/24847
6. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Г.П. Журавлева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 934 c.
- http://www.iprbookshop.ru/14126
7. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций [Электронный ресурс]: учебник/ Г.П. Журавлева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 919 c.
- http://www.iprbookshop.ru/24848
8. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / коллектив авторов, под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н., Юданова А.Ю. - М.: Кнорус, 2014. - 608 с.
- http://www.book.ru/book/919293
9. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. — Москва : КноРус, 2017. — 792 с.
- https://www.book.ru/book/920266
10. Экономическая теория. Экспресс-курс : учебное пособие / А.Г. Грязнова под ред., Н.Н. Думная под ред., А.Ю. Юданов под ред. — Москва : КноРус, 2017. — 601 с.
- https://www.book.ru/book/920295
11. Экономика: учебное пособие / Ермаков С.Л., Устинов С.В., Юденков Ю.Н. - М.: Кнорус, 2013. - 272 с.
- http://www.book.ru/book/917624
12. Экономическая теория: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2015. - 336 с.
- http://www.book.ru/book/916555
13. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И.К. Ларионов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2017. — 408 c.
- http://www.iprbookshop.ru/60476
14. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ И.К. Ларионов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 408 c.
- http://www.iprbookshop.ru/11011
15. Войтов А.Г. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Войтов А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 391 c.
- http://www.iprbookshop.ru/11012
16. Николаева И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Николаева И.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 327 c. - http://www.iprbookshop.ru/52262
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Современная экономика: учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. - М.: Кнорус, 2016. - 316 с.
- http://www.book.ru/book/917881
2.
Политическая экономия (экономическая теория) [Электронный ресурс]: учебник/ В.М. Агеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.
- http://www.iprbookshop.ru/4437
3.
Толмачева Р.П. Экономическая история [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Толмачева Р.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 320 c.
- http://www.iprbookshop.ru/24846
4.
Агапова Т.А. Макроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/ Агапова Т.А., Серёгина С.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 560 c.
- http://www.iprbookshop.ru/17022
5.
Максимова В.Ф. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/ Максимова В.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 496 c.
- http://www.iprbookshop.ru/17025
6.
Институциональная экономика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И.К. Ларионов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2017. — 360 c.
- http://www.iprbookshop.ru/70828
7.
Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат: учебное пособие / Под ред. Думной Н.Н., Эскиндарова М.А. - М.: Кнорус, 2016. - 256 с.
- http://www.book.ru/book/919269
8.
Экономическая теория. Дистанционное обучение: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: Кнорус, 2016. - 254 с.
- http://www.book.ru/book/918042
9.
Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / И.В. Липсиц. - М.: Кнорус, 2016. - 608 с.
- http://www.book.ru/book/919273
10.
Макроэкономика: учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: Кнорус, 2016. - 336 с.
- http://www.book.ru/book/919194
11.
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. Думной Н.Н., Грязновой А.Г. - М.: Кнорус, 2016. - 680 с.
- http://www.book.ru/book/918529
12.
Газета "Экономика и жизнь"
- 25 экз.
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
1. Справочно-правовая система «Консультант плюс»: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент": http://ecsocman.hse.ru/
3. Федеральная служба государственной статистики:http://www.gks.ru/
4. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: http://www.forecast.ru
5. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН: http://www.ecfor.ru
Программное обеспечение:
Кабинет финансов и финансового менеджмента
Пакет Microsoft Office
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
iprbookshop.ru
book.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория
Ноутбук, проектор, проекционный экран
Кабинет финансов и финансового менеджмента
Комплект учебно-методических пособий, ноутбук, проектор NEC Projector V302X, проекционный экран
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Группе обучающихся преподаватель выдает практические задания, включающие кейсы, задачи и ситуации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Экономика»
по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия
Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
108 час. (3 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет .
Цель дисциплины: Цель дисциплины – дать студентам общее представление о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики на микро- и макроуровне. Задачи дисциплины: - теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей; - приобретение студентами практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы; - выявление проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровне; - рассмотрение формирования и эволюции современной экономической мысли.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Экономика» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия.
06.06.2017 г.