Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Концепции современного естествознания     

 




Направление подготовки

08.03.01 Строительство

Профиль подготовки

"Теплогазоснабжение и вентиляция"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

36 / 1  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

2,15  

Зач.  

Итого

36 / 1  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

2,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины: является формирование у студентов представления об общих элементах, мировоззренческих и методологических установках современной научной картины мира.

Задачи дисциплины: формирование в сознании будущих специалистов целостно-го взгляда на окружающий мир; понимание места и роли науки в культуре человечества.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (ФТД.В.01))

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в процессе обучения в средней общеобразовательной школе в области естественнонаучных и социальных дисциплин. Базовые дисциплины: математика, история.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные законы естественнонаучных дисциплин для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).

2) Уметь:

использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в ходе формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).

3) Владеть:

методами познания естественнонаучных истин в ходе формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естество-знания. Методология естественно-научного познания.

1

2

2

2,15

текущий контроль

2

Материя, пространство и время в современной научной картине мира

1

10

8

0

текущий контроль

3

Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и экология

1

2

4

0

текущий контроль

4

Человек как предмет естествознания

1

2

2

0

текущий контроль

Всего за  семестр

36

16

16

2,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

36

16

16

2,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естество-знания. Методология естественно-научного познания.

Лекция 1.

Наука как компонент духовной культуры.Структура естественно научного познания. Естественно-научные картины мира (2 часа).

Раздел 2. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

Лекция 2.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира (2 часа).

Лекция 3.

Пространственно-временные свойства материи. Принцип относительности в классической механике. Понятия пространства и времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности (2 часа).

Лекция 4.

Понятие фундаментальных физических взаимодействий. Близкодействие и дальнодействие. Классификация элементарных частиц. Принципы неопределенности и дополнительности. В. Гейзенберга (2 часа).

Лекция 5.

Теория Большого взрыва. Эволюция Вселенной. Структура мегамира. Галактики, их структура, типология. Звезды. Стадии звездной эволюции (2 часа).

Лекция 6.

Солнечная система. Происхождение Солнечной системы. Возникновение и эволюция Земли. Развитие геосферных оболочек. Концептуальные уровни познания в химии (2 часа).

Раздел 3. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и экология

Лекция 7.

Развитие представлений о происхождении жизни. Теория эволюции. Основные этапы биогенеза (2 часа).

Раздел 4. Человек как предмет естествознания

Лекция 8.

Биологическая природа человека. Проблема антропогенеза. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Культурно-историческая эволюция человечества (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естество-знания. Методология естественно-научного познания.

Практическое занятие 1.

Наука как компонент духовной культуры. Методы научного познания.Предпосылки возникновения науки. Формирование естественно-научных представлений в ходе эволюции культуры (2 часа).

Раздел 2. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

Практическое занятие 2.

Концепции описания природы.Структурные уровни организации материи (2 часа).

Практическое занятие 3.

Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.Понятия пространства и времени в теории относительности А. Эйнштейна. Проблема интерпретации в квантовой механике. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Элементарные частицы и их свойства.Современная классификация микрочастиц (2 часа).

Практическое занятие 4.

Структура Вселенной. Эволюция Вселенной.Галактики: острова Вселенной.Эволюция звезд: от «рождения» до «смерти». Возникновение и эволюция Солнечной системы. Образование и эволюция земли (2 часа).

Практическое занятие 5.

Литосфера Земли. Гидросфера Земли. Атмосфера Земли. Развитие геосферных оболочек. Самоорганизация и эволюция химических систем. Концептуальные уровни познания в химии (2 часа).

Раздел 3. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и экология

Практическое занятие 6.

Концепции происхождения жизни. Особенности живых систем. Уровни организации живых систем. Биосфера. Развитие представлений о биосфере. Учение В.И. Вернадского. Понятие «ноосфера» (2 часа).

Практическое занятие 7.

Генетика. Воспроизводство живых систем. Растения и животные. Происхождение и эволюция человека. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Человек: индивид и личность (2 часа).

Раздел 4. Человек как предмет естествознания

Практическое занятие 8.

Продолжается ли биологическая эволюция человека? Творчество как сущностная характеристика человека. Формирование идей самоорганизации. Характеристики самоорганизующихся систем. Самоорганизация как источник и основа эволюции систем. Самоорганизация в различных видах эволюции. Принцип глобального эволюционизма в современном естествознании. Принцип системности. Ха-рактеристики самоорганизующихся систем. Сущность синергетического подхода (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в Системе MOODLE

https://www.mivlgu.ru/iop2012/mod/resource/view.php?id=16647

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Развитие представлений о квантах.

2. Дуализм волны и частицы в микрообъектах.

3. Принцип неопределенности В. Гейзенберга.

4. Принцип дополнительности Н. Бора.

5. Проблема интерпретации в квантовой механике.

6. Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике.

7. Классификация элементарных частиц.

8. Характеристики субатомных частиц.

9. Динамические и статистические закономерности в природе.

10. Развитие представлений о космосе.

11. Аристотелевская модель космоса.

12. Открытие Коперника. Космология Ньютона и ее постулаты.

13. Возникновение релятивистской космологии.

14. Расширяющаяся Вселенная. Теория Большого взрыва.

15. Антропный принцип в космологии. Сценарии будущего Вселенной.

16. Структура вещества. Учение о химических процессах.

17. Реакционная способность веществ.

18. Условия протекания химических процессов.

19. Эволюционная химия. Самоорганизация в химических системах.

20. Особенности функционирования экосистем.

21. Взаимодействие экосистемы и окружающей ее среды.

22. Влияние человека на природу. Техносфера.

23. Противоречия в системе «природа-биосфера-человек».

24. Экология и здоровье человека. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

36 / 1  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

21,75  

Зач.(3,75)  

Итого

36 / 1  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

21,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естествознания. Методология естественно-научного познания. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

2

2

2

16

текущий контроль

2

Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и экология. Человек как предмет естествознания

2

2

2

5,75

текущий контроль

Всего за  семестр

36

4

4

+

21,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

36

4

4

21,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естествознания. Методология естественно-научного познания. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

Лекция 1.

Наука как компонент духовной культуры.Структура естественно научного познания. Естественно-научные картины мира (2 часа).

Раздел 2. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и экология. Человек как предмет естествознания

Лекция 2.

Особенности функционирования экосистем (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Исторические этапы развития естествознания. Методология естественно-научного познания. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

Практическое занятие 1.

Концепции описания природы.Структурные уровни организации материи (2 часа).

Раздел 2. Особенности биологического уровня организации материи. Концепции биосферы и экология. Человек как предмет естествознания

Практическое занятие 2.

Противоречия в системе «природа-биосфера-человек». Экология и здоровье человека. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Развитие представлений о квантах.

2. Дуализм волны и частицы в микрообъектах.

3. Принцип неопределенности В. Гейзенберга.

4. Принцип дополнительности Н. Бора.

5. Проблема интерпретации в квантовой механике.

6. Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике.

7. Классификация элементарных частиц.

8. Динамические и статистические закономерности в природе.

9. Развитие представлений о космосе.

10. Аристотелевская модель космоса.

11. Открытие Коперника. Космология Ньютона и ее постулаты.

12. Возникновение релятивистской космологии.

13. Расширяющаяся Вселенная. Теория Большого взрыва.

14. Антропный принцип в космологии. Сценарии будущего Вселенной.

15. Структура вещества. Учение о химических процессах.

16. Эволюционная химия. Самоорганизация в химических системах.

17. Особенности функционирования экосистем.

18. Взаимодействие экосистемы и окружающей ее среды.

19. Влияние человека на природу. Техносфера.

20. Противоречия в системе «природа-биосфера-человек».

21. Экология и здоровье человека. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Развитие представлений о квантах.

2. Дуализм волны и частицы в микрообъектах.

3. Принцип неопределенности В. Гейзенберга.

4. Принцип дополнительности Н. Бора.

5. Проблема интерпретации в квантовой механике.

6. Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике.

7. Классификация элементарных частиц.

8. Динамические и статистические закономерности в природе.

9. Развитие представлений о космосе.

10. Аристотелевская модель космоса.

11. Открытие Коперника. Космология Ньютона и ее постулаты.

12. Возникновение релятивистской космологии.

13. Расширяющаяся Вселенная. Теория Большого взрыва.

14. Антропный принцип в космологии. Сценарии будущего Вселенной.

15. Структура вещества. Учение о химических процессах.

16. Эволюционная химия. Самоорганизация в химических системах.

17. Особенности функционирования экосистем.

18. Взаимодействие экосистемы и окружающей ее среды.

19. Влияние человека на природу. Техносфера.

20. Противоречия в системе «природа-биосфера-человек».

21. Экология и здоровье человека. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Интерактивная методика используется на всех видах занятий. В ходе лекционных занятий организуется коллективное обсуждение рассматриваемых проблем. При организации практических занятий вместе с выдачей тем для подготовки докладов конкретным студентам, для остальных студентов доводится перечень дискуссионных вопросов, которые коллективно обсуждаются в рамках каждого доклада.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Концепции современного естествознания

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Борыняк Л.А. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.А. Борыняк, Г.Ф. Сивых, Н.В. Чичерина. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. — 192 c. — 978-5-7782-2540-4. - http://www.iprbookshop.ru/45378.html

2. Димитриев А.Д. Современные концепции естествознания [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Д. Димитриев, Д.А. Димитриев. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 154 c. — 978-5-4487-0166-5. - http://www.iprbookshop.ru/74960.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Кащеев С.И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.И. Кащеев. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 106 c. — 978-5-904000-55-4. - http://www.iprbookshop.ru/727.html

2. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебник / В.Ф. Тулинов, К.В. Тулинов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2014. — 483 c. — 978-5-394-01999-9. - http://www.iprbookshop.ru/45378.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Официальный сайт Ростехнадзора - http://www.gosnadzor.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с разработкой и программной реализацией алгоритмов обработки информации. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Концепции современного естествознания»

по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

 

Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 36 час. (1 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель дисциплины: является формирование у студентов представления об общих элементах, мировоззренческих и методологических установках современной научной картины мира.

Задачи дисциплины: формирование в сознании будущих специалистов целостно-го взгляда на окружающий мир; понимание места и роли науки в культуре человечества.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

 

22.05.2018 г.