Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экология селитебных зон     

 




Направление подготовки

08.03.01 Строительство

Профиль подготовки

"Теплогазоснабжение и вентиляция"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

8

72 / 2  

10  

10  

 

1  

0,25  

21,25  

50,75  

Зач.  

Итого

72 / 2  

10  

10  

 

1  

0,25  

21,25  

50,75  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цель дисциплины:

- ознакомить студентов с концептуальными основами экологии селитебных зон;

- сформировать экологическое мировоззрение на основе знания взаимодействия социальных, биологических и технических систем;

- воспитать у студентов навыки экологической культуры.

Задачи дисциплины:

- изучение основных принципов взаимодействия социальных, биологических и технических систем, и роли в них человека;

- изучение основных видов физических, химических и психологических взаимных воздействий между социальными, биологическими и техническими системами в селитебных зонах;

- формирование представлений о пределах устойчивости социальных, биологических и технических систем, о взаимодействии человека с природной и технической средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления;

- перспективы развития урбанизированных (селитебных) территорий.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.08.02))

Дисциплина опирается на начальную фактологическую и концептуальную базу таких дисциплин, как экология, химия, математика и других естественно-научных дисциплин, изучаемых на первом курсе института. Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Химия воды и воздуха», «Эксплуатация систем теплогазоснабжения и вентиляции» и других дисциплин, а также при написании бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

ОПК-2 способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные экологические понятия и термины в области нормирования и контроля качества окружающей природной среды городских территорий (ОПК-1).

характеристики возрастания антропогенного воздействия на природную систему урбанизированных территорий (ОПК-1).

– основные естественно-научные принципы устройства окружающей природной среды, принципы и законы взаимодействия живых организмов со средой обитания (ОПК-2).

2) Уметь:

районировать территорию по экологическим условиям, оценивать изменения окружающей среды под воздействием строительства (ОПК-1).

выявлять основные источники загрязнения окружающей природной среды, присущие городским территориям (ОПК-2).

определять последствия действия негативных факторов на живые организмы в городской среде (ОПК-2).

3) Владеть:

методами оценки состояния городской окружающей среды (ОПК-1).

первичными навыками и основными методами решения экологических задач в области охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности людей (ОПК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Урбанизация и экология городской среды

8

2

2

9

отчет, промежуточное тестирование

2

Нормативно-правовая база по регулированию среды обитания

8

2

7

отчет, промежуточное тестирование

3

Учет факторов природной среды в градостроительном проектировании

8

4

6

12

отчет, промежуточное тестирование

4

Методы охраны городской среды

8

2

2

22,75

отчет, промежуточное тестирование

Всего за  семестр

72

10

10

50,75

1

0,25

Зач.

Итого   

72

10

10

50,75

1

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 8

Раздел 1. Урбанизация и экология городской среды

Лекция 1.

Основные тенденции становления и развития городского хозяйства. Динамика урбанизации. Город как искусственная среда обитания. Проблемы экологии и безопасности городской среды. Пути устойчивого развития городской среды (2 часа).

Раздел 2. Нормативно-правовая база по регулированию среды обитания

Лекция 2.

Экологическое законодательство. Эколого-градостроительное законодательство. Требования к качеству городской среды. Охрана городской среды при хозяйственной деятельности. Оздоровление и охрана городской среды (2 часа).

Раздел 3. Учет факторов природной среды в градостроительном проектировании

Лекция 3.

Климатические условия территории застройки. Микроклимат города. Природно-техногенные условия и экологическое состояние территории застройки. Учет факторов природной среды в градостроительном проектировании. Оценка воздействия градостроительных объектов на окружающую среду (2 часа).

Лекция 4.

Источники загрязнения и загрязнители городской среды. Контроль за состоянием городской среды. Оценка экономического ущерба от загрязнения городской среды и его возмещения (2 часа).

Раздел 4. Методы охраны городской среды

Лекция 5.

Классификация методов охраны окружающей среды. Методы охраны и регулирования качества воздушной среды. Методы охраны городской среды от шума и электромагнитных полей. Методы охраны и регулирования качества водной среды. Мероприятия по охране почв и растительного покрова на городских территориях. Мусороудаление в городах (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 8

Раздел 1. Урбанизация и экология городской среды

Практическое занятие 1.

Устойчивое развитие урбанизированных территорий (2 часа).

Раздел 2. Учет факторов природной среды в градостроительном проектировании

Практическое занятие 2.

Почвенный покров в городах (2 часа).

Практическое занятие 3.

Воздушная среда города (2 часа).

Практическое занятие 4.

Водная среда города (2 часа).

Раздел 3. Методы охраны городской среды

Практическое занятие 5.

Городские отходы. Организация городских свалок (2 часа).

 

Методические указания к практическим работам приведены в https://www.mivlgu.ru/iop2012/course/view.php?id=2140

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. В чем заключается процесс урбанизации? Какова динамика урбанизации?.

2. Особенности урбанизации в России в последние десятилетия.

3. Что включает в себя понятие «городская среда»?.

4. Особенности формирования экосистемы большого города.

5. В чем заключаются проблемы пространственной организации территорий города?.

6. Виды природно-техногенных опасностей. Какой причиняемый ими вред?.

7. Проблемы видеоэкологии в крупных городах.

8. Изменение климата на планете, содержание Киотского Протокола.

9. Принципы устойчивого развития городских поселений.

10. Какие основные направления по регулированию качества окружающей среды определены федеральным законом «Об охране окружаю-щей среды» (Закон ООС)?.

11. Федеральные законы по охране атмосферного воздуха, вод, почв и земель города.

12. Какие основные направления по охране окружающей среды определены ГК РФ?.

13. Какие нормативы качества окружающей среды установлены природоохранным законодательством?.

14. В чем заключается принцип нормирования допустимого воздействия на окружающую среду?.

15. Какие принципы нормирования допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду предусмотрены Законом ООС?.

16. Основное содержание подпрограмм «Регулирование качества окружающей среды» и «Отходы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России»?.

17. Какие климатические параметры и режимы учитываются при планировке и застройке городских поселений, проектировании зданий и сооружений?.

18. Какие факторы природной среды влияют на микроклиматические условия местности?.

19. Какие факторы городской среды влияют на формирование микроклимата города? Микроклиматическая изменчивость общеклиматических режимов на отдельных участках территории большого города.

20. Биоклиматические показатели погодных условий. Какие методы применяются для оценки биоклимата города?.

21. Какими метеорологическими факторами определяется рассеивание примесей и аэрозолей в воздухе? В чем сущность понятия «потенциал загрязнения атмосферы»?.

22. Какие существуют экологические критерии оценки микроклимата города? Эколого-микроклиматическое районирование территории города.

23. Каков основной состав инженерных изысканий для строительства как источников сведений о природно-техногенных условиях и экологическом состоянии территории застройки?.

24. Какие методы используются для комплексной оценки воздействия на городскую среду природных и антропогенных факторов?.

25. Какие климатические и природно-техногенные факторы учитываются при разработке градостроительной и проектной документации для регулирования, охраны и экологической безопасности городской среды?.

26. Какая последовательность проведения ОВОС предусмотрена при разработке раздела «Охрана окружающей среды» в градостроительной и проектной документации?.

27. Классификация загрязнителей и источников загрязнения городской среды.

28. Система организации экологического контроля городской среды. Роль мониторинга в осуществлении экологического контроля.

29. Принцип расчета экономической оценки ущерба от загрязнения городской среды. Оценка ущерба и его возмещения от загрязнения воздушной среды города.

30. Какие отличительные признаки лежат в основе классификации мероприятий по охране городской среды? .

31. Какими показателями оценивается состояние воздушной среды города? Какие экологические требования предъявляются к ее качеству?.

32. Какими градостроительными мероприятиями осуществляется охрана воздушной среды от стационарных и подвижных источников загрязнения?.

33. Какие теоретические положения лежат в основе установления нормативов ПДВ и размеров санитарно-защитных зон предприятий? .

34. Уровни воздействий каких физических факторов на окружающую среду города нормируются?.

35. Какие показатели используются для оценки качества и состояния природных вод поверхностных источников? Основные теоретические положения по установлению нормативов ПДС.

36. Преимущества использования подземных вод для водоснабжения города питьевой водой. Охрана подземных вод.

37. Какие основные методы очистки и обеззараживания воды применяются в системах водоподготовки и водоочистки производственных и городских сточных вод? .

38. Характеристики зон санитарной охраны подземных и поверхностных водоисточников.

39. Какими показателями оценивается состояние городских почв?.

40. Какими мероприятиями по охране почв сопровождается градостроительная деятельность? Какие этапы включает рекультивация нарушенных земель? .

41. Какие экологические функции выполняют зеленые насаждения города? Принципы выбора ассортимента пород деревьев и кустарников для озеленения города.

42. Какими показателями характеризуются ТБО? Основные методы и инженерные сооружения по переработке отходов.

43. Система организации управления ТБО в городе. Пример схемы управления ТБО.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

10

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

Зач.(3,75)  

Итого

72 / 2  

4  

4  

 

2  

0,5  

10,5  

57,75  

3,75  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Урбанизация и экология городской среды.

10

2

2

13

отчет, устный опрос

2

Требования к качеству городской среды. Охрана городской среды при хозяйственной деятельности.

10

2

2

44,75

отчет, устный опрос

Всего за  семестр

72

4

4

+

57,75

2

0,5

Зач.(3,75)

Итого   

72

4

4

57,75

2

0,5

3,75

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 10

Раздел 1. Урбанизация и экология городской среды.

Лекция 1.

Основные тенденции становления и развития городского хозяйства. Динамика урбанизации. Город как искусственная среда обитания (2 часа).

Раздел 2. Требования к качеству городской среды. Охрана городской среды при хозяйственной деятельности.

Лекция 2.

Проблемы экологии и безопасности городской среды. Пути устойчивого развития городской среды (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 10

Раздел 1. Урбанизация и экология городской среды.

Практическое занятие 1.

Устойчивое развитие урбанизированных территорий (2 часа).

Раздел 2. Требования к качеству городской среды. Охрана городской среды при хозяйственной деятельности.

Практическое занятие 2.

Почвенный покров в городах (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. В чем заключается процесс урбанизации? Какова динамика урбанизации?.

2. Особенности урбанизации в России в последние десятилетия.

3. Что включает в себя понятие «городская среда»?.

4. Особенности формирования экосистемы большого города.

5. В чем заключаются проблемы пространственной организации территорий города?.

6. Виды природно-техногенных опасностей. Какой причиняемый ими вред?.

7. Проблемы видеоэкологии в крупных городах.

8. Изменение климата на планете, содержание Киотского Протокола.

9. Принципы устойчивого развития городских поселений.

10. Какие основные направления по регулированию качества окружающей среды определены федеральным законом «Об охране окружаю-щей среды» (Закон ООС)?.

11. Федеральные законы по охране атмосферного воздуха, вод, почв и земель города.

12. Какие основные направления по охране окружающей среды определены ГК РФ?.

13. Какие нормативы качества окружающей среды установлены природоохранным законодательством?.

14. В чем заключается принцип нормирования допустимого воздействия на окружающую среду?.

15. Какие принципы нормирования допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду предусмотрены Законом ООС?.

16. Основное содержание подпрограмм «Регулирование качества окружающей среды» и «Отходы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России»?.

17. Какие климатические параметры и режимы учитываются при планировке и застройке городских поселений, проектировании зданий и сооружений?.

18. Какие факторы природной среды влияют на микроклиматические условия местности?.

19. Какие факторы городской среды влияют на формирование микроклимата города? Микроклиматическая изменчивость общеклиматических режимов на отдельных участках территории большого города.

20. Биоклиматические показатели погодных условий. Какие методы применяются для оценки биоклимата города?.

21. Какими метеорологическими факторами определяется рассеивание примесей и аэрозолей в воздухе? В чем сущность понятия «потенциал загрязнения атмосферы»?.

22. Какие существуют экологические критерии оценки микроклимата города? Эколого-микроклиматическое районирование территории города.

23. Каков основной состав инженерных изысканий для строительства как источников сведений о природно-техногенных условиях и экологическом состоянии территории застройки?.

24. Какие методы используются для комплексной оценки воздействия на городскую среду природных и антропогенных факторов?.

25. Какие климатические и природно-техногенные факторы учитываются при разработке градостроительной и проектной документации для регулирования, охраны и экологической безопасности городской среды?.

26. Какая последовательность проведения ОВОС предусмотрена при разработке раздела «Охрана окружающей среды» в градостроительной и проектной документации?.

27. Классификация загрязнителей и источников загрязнения городской среды.

28. Система организации экологического контроля городской среды. Роль мониторинга в осуществлении экологического контроля.

29. Принцип расчета экономической оценки ущерба от загрязнения городской среды. Оценка ущерба и его возмещения от загрязнения воздушной среды города.

30. Какие отличительные признаки лежат в основе классификации мероприятий по охране городской среды? .

31. Какими показателями оценивается состояние воздушной среды города? Какие экологические требования предъявляются к ее качеству?.

32. Какими градостроительными мероприятиями осуществляется охрана воздушной среды от стационарных и подвижных источников загрязнения?.

33. Какие теоретические положения лежат в основе установления нормативов ПДВ и размеров санитарно-защитных зон предприятий? .

34. Уровни воздействий каких физических факторов на окружающую среду города нормируются?.

35. Какие показатели используются для оценки качества и состояния природных вод поверхностных источников? Основные теоретические положения по установлению нормативов ПДС.

36. Преимущества использования подземных вод для водоснабжения города питьевой водой. Охрана подземных вод.

37. Какие основные методы очистки и обеззараживания воды применяются в системах водоподготовки и водоочистки производственных и городских сточных вод? .

38. Характеристики зон санитарной охраны подземных и поверхностных водоисточников.

39. Какими показателями оценивается состояние городских почв?.

40. Какими мероприятиями по охране почв сопровождается градостроительная деятельность? Какие этапы включает рекультивация нарушенных земель? .

41. Какие экологические функции выполняют зеленые насаждения города? Принципы выбора ассортимента пород деревьев и кустарников для озеленения города.

42. Какими показателями характеризуются ТБО? Основные методы и инженерные сооружения по переработке отходов.

43. Система организации управления ТБО в городе. Пример схемы управления ТБО.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Процессы урбанизации. История развития городов.

2. Урбоэкосистемы. Город как сложный многофункциональный объект.

3. Ландшафт города. Функциональное зонирование поверхностной территории города.

4. Источники химического загрязнения воздуха городов.

5. Состояние химического загрязнения воздуха городов.

6. Урбанизация и климат.

7. Водные объекты городов и их использование. Зоны санитарной охраны водозаборов.

8. Требования к качеству питьевой воды. Оценка токсичности.

9. Основные этапы подготовки питьевой воды. Опреснение воды.

10. Система водообеспечения городов и экологические проблемы.

11. Общая характеристика сточных вод. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

12. Основные пути и методы очистки сточных вод. Городская канализация и ее виды.

13. Очистка бытовых сточных вод городов.

14. Захоронение опасных жидких отходов.

15. Энергообеспечение населенных мест. Природное, искусственное и альтернативное топливо.

16. Топливно-энергетический комплекс и окружающая среда.

17. Теплоэнергетика и ее воздействие на природную среду.

18. Гидроэнергетика и ее воздействие на природную среду.

19. Ядерная энергетика: проблема и перспективы.

20. Альтернативные источники энергии. Актуальность перехода на энергосберегающий тип разви¬тия городов.

21. Негативное воздействие транспортных коммуникаций и автотранспорта на природную среду и человека.

22. Загрязняющие вещества в выхлопных газах автотранспорта.

23. Фотохимический смог: образование и последствия.

24. Экологические проблемы городского транспорта и пути их решения.

25. Виды городских отходов и масштабы их образования.

26. Законодательство в сфере обращения с отходами.

27. Сжигание ТБО — диоксиновая опасность.

28. Проблема повышения эффективности управления отходами.

29. Шумовое загрязнение среды обитания и его последствия. Шумозащита.

30. Электромагнитное загрязнение окружающей среды: понятие, источники, последствия. Средства защиты от ЭМИ.

31. Особенности среды обитания городской растительности. Категории озелененной территории в городе.

32. Санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные функции зеленых насаждений.

33. Основные нормы и правила озеленения города. Биоразнообразие и проблема инвазии чужеродных видов растений.

34. Общие особенности животного мира городов. Млекопитающие и птицы в городе.

35. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся в городской среде.

36. Насекомые в условиях города.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины предусматривает комплексное освоение методов изучения взаимодействия в системе "природа-общество-техносфера".

При проведении аудиторных занятий предполагается использование различных форм обучения:

- пассивная форма (классическая лекция);

- интерактивная форма (использование механизмов взаимодействия с учащимися и контроля усвоения знаний, например, в виде либо “лекции-беседы”, либо “лекции-дискуссии”).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экология селитебных зон

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Маршалкович А.С. Экология городской среды [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Маршалкович А.С., Афонина М.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 129 c. - http://www.iprbookshop.ru/27958

2. Скрыпник А.И. Основы экологической безопасности и эксплуатации зданий, сооружений и инженерных систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скрыпник А.И., Яременко С.А., Шашин А.В.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 84 c - http://www.iprbookshop.ru/22664

3. Барабаш Н.В. Экология среды [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Барабаш Н.В., Тихонова И.Н.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015.— 139 c - http://www.iprbookshop.ru/62886

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Экология городской среды: метод. указ. / сост.: И.В. Матвеева, А.М. Макаров. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. – 36 с. - http://window.edu.ru/resource/505/76505

2. Смирнова Е.Э. Охрана окружающей среды и основы природопользования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Смирнова Е.Э.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 48 c. - http://www.iprbookshop.ru/19023

3. Санитарная защита городов и охрана окружающей среды: учебное пособие / сост. О. Е. Фалова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 95 с. - http://window.edu.ru/resource/819/71819

4. Журнал "Экология и строительство". - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=55959

5. Журнал "Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика". - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=51040

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru/

Официальный портал округа Муром http://www.murom.info/content/postanovlenie-glavy-okruga-murom/

Публичная кадастровая карта http://maps.rosreestr.ru/portalonline/

Администрация Владимирской области. Департамент природопользования и охраны окружающей среды.Экологическая безопасность http://dpp.avo.ru/activities/safety/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется выполнением заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в учебной аудитории, используя мультимедийное оборудование. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты: - название практической работы; - цель работы; - оснащение; - задание; - порядок работы; - решение, развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от задания); - вывод по работе.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экология селитебных зон»

по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

 

Рабочая программа дисциплины «Экология селитебных зон» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Цель дисциплины:

- ознакомить студентов с концептуальными основами экологии селитебных зон;

- сформировать экологическое мировоззрение на основе знания взаимодействия социальных, биологических и технических систем;

- воспитать у студентов навыки экологической культуры.

Задачи дисциплины:

- изучение основных принципов взаимодействия социальных, биологических и технических систем, и роли в них человека;

- изучение основных видов физических, химических и психологических взаимных воздействий между социальными, биологическими и техническими системами в селитебных зонах;

- формирование представлений о пределах устойчивости социальных, биологических и технических систем, о взаимодействии человека с природной и технической средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления;

- перспективы развития урбанизированных (селитебных) территорий.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экология селитебных зон» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

 

22.05.2018 г.