Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭиВТ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Программирование     

 




Направление подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Профиль подготовки

"Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр







          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

144 / 4  

16  

 

32  

3,6  

0,35  

51,95  

65,4  

Экз.(26,65)  

2

108 / 3  

 

20  

16  

 

2,25  

38,25  

69,75  

Зач.  

3

108 / 3  

18  

 

32  

3,8  

0,35  

54,15  

27,2  

Экз.(26,65)  

Итого

360 / 10  

34  

20  

80  

7,4  

2,95  

144,35  

162,35  

53,3  

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является приобретение обучающимися знаний об основных понятиях теории алгоритмизации и программирования, усвоение, основных принципов и методов программирования.

Задачи дисциплины:

- освоение основ теории алгоритмизации и программирования;

- освоение основных методов и технологий программирования;

- получение практических навыков в разработке программ на языках высокого уровня.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.12))

Курс базируется на знаниях, полученных обучающимися по следующим дисциплинам: Информатика (Б1.Б.6), Математическая логика и теория алгоритмов (Б1.В.ОД.4). Базирующимися дисциплинами являются: Инженерная и компьютерная графика (Б1.Б.13), Базы данных (Б1.Б.17).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность осваивать методики использования программных средств для решения практических задач.

ПК-1 способность разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных и модели интерфейсов "человек - электронно-вычислительная машина".

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

современные технические и программные средства взаимодействия с ЭВМ; (ПК-1).

технологию разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач на ЭВМ в различных режимах; (ПК-1).

основы алгоритмизации и программирования, основные методы разработки алгоритмов и оценки их сложности; (ОПК-2).

структуры данных, типовые алгоритмы обработки данных; (ОПК-2).

основные этапы и принципы разработки ПО, современные технологии, среды и платформы разработки ПО; (ОПК-2).

методологии процедурной и объектно-ориентированной парадигм программирования; (ОПК-2).

основы объектно-ориентированного программирования на языках высокого уровня. (ОПК-2).

2) Уметь:

инсталлировать, тестировать, испытывать и использовать программно-аппаратные средства вычислительных и информационных систем; (ПК-1).

ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования, разрабатывать основные программные документы; (ПК-1).

применять математические методы и модели, вычислительную технику для решения практических задач; (ОПК-2).

решать задачи обработки данных с помощью современных инструментальных средств и компьютерных технологий; (ОПК-2).

работать с программными средствами системного и прикладного назначения; (ОПК-2).

разрабатывать и сопровождать программное обеспечение. (ОПК-2).

3) Владеть:

языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее, чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня; (ПК-1).

современными программными средствами разработки программной документации; (ОПК-2).

методами проектирования, разработки, отладки, тестирования и профилирования программное обеспечение; (ОПК-2).

современными технологиями сбора, хранения, обработки информации, современным инструментарием разработки программное обеспечение. (ОПК-2).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Этапы решения задач на ЭВМ. Жизненный цикл программы.

1

2

0

устный опрос

2

Способы записи алгоритма

1

2

10

устный опрос

3

Процесс программирования

1

6

0

контрольная работа, отчет по лабораторной работе

4

Типы данных.

1

2

27,4

устный опрос, отчет по лабораторной работе

5

Подпрограммы.

1

4

0

устный опрос

6

Практические и лабораторные занятия по темам: Алгоритмизация, Типы данных. Подпрограммы.

1

32

28

контрольная работа, устный опрос, отчет по лабораторным работам и практическим работам, проверка хода выполнения курсовой работы

Всего за  семестр

144

16

32

65,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

7

Структура программы.

2

20

12

7,6

контрольная работа, отчеты по лабораторной работе

8

Модульные программы

2

4

62,15

устный опрос

Всего за  семестр

108

20

16

69,75

+

0

2,25

Зач.

9

Записи. Файлы

3

2

0

контрольная работа, устный опрос

10

Динамические структуры данных.

3

14

12

0

устный опрос

11

Программирование COM-объектов.

3

2

8

13,2

устный опрос, отчет по лабораторным работам

12

Основы веб программирования.

3

12

14

устный опрос, отчет по лабораторным работам

Всего за  семестр

108

18

32

27,2

3,8

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

360

34

20

80

162,35

7,4

2,95

53,3

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Этапы решения задач на ЭВМ. Жизненный цикл программы.

Лекция 1.

Введение. Основные этапы решения задач на ЭВМ. Основы алгоритмизации. Способы записи алгоритма (2 часа).

Раздел 2. Способы записи алгоритма

Лекция 2.

Язык программирования высокого уровня Object Pascal. Начальные сведения о языке (2 часа).

Раздел 3. Процесс программирования

Лекция 3.

ЯВУ Object Pascal. Структурные типы. Приведение типов. Основные языковые конструкции (2 часа).

Лекция 4.

Событийная модель ОС Windows.Среда программирования Delphi. Создание программы в Delphi. Директивы компилятора. Принципы визуального программирования. Свойства в Delphi. События в Delphi (2 часа).

Лекция 5.

Типы. Константы. Переменные. Множества. Записи. Битовая арифметика (2 часа).

Раздел 4. Подпрограммы.

Лекция 6.

Организация подпрограмм. Процедуры и функции (2 часа).

Раздел 5. Типы данных.

Лекция 7.

Модульное программирование. Модули. Модульные программы (2 часа).

Раздел 6. Подпрограммы.

Лекция 8.

Файлы. Файловый тип. Последовательный и прямой доступ к компонентам файла (2 часа).

Семестр 3

Раздел 7. Динамические структуры данных.

Лекция 9.

Основные принципы ООП. Объявление класса. Использование класса. Объекты. Конструкторы. Деструкторы. Структуры. Объединения (2 часа).

Лекция 10.

Наследование. Базовый класс. Управление доступом при наследовании (2 часа).

Лекция 11.

Динамические переменные. Динамические структуры данных. Стеки. Очереди. Списки: способы реализации (2 часа).

Лекция 12.

Язык программирования высокого уровня С++. Типы. Константы. Переменные (2 часа).

Лекция 13.

ЯВУ С++. Основные языковые конструкции (2 часа).

Раздел 8. Записи. Файлы

Лекция 14.

Перегрузка операций в C++. Преобразование типов в C++ (2 часа).

Раздел 9. Динамические структуры данных.

Лекция 15.

ЯВУ С++. Организация подпрограмм (2 часа).

Лекция 16.

Классы в C++. Управление доступом. Конструкторы. Деструкторы. Наследование (2 часа).

Раздел 10. Программирование COM-объектов.

Лекция 17.

Полиморфизм: перегрузка операций. Реализация перегруженной операции (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Структура программы.

Практическое занятие 1.

Работа с подпрограммами (2 часа).

Практическое занятие 2.

Работа с графикой (2 часа).

Практическое занятие 3.

Работа с графикой (2 часа).

Практическое занятие 4.

Работа с файлами (2 часа).

Практическое занятие 5.

Работа с файлами (2 часа).

Практическое занятие 6.

Отрисовка изображения на основе таймера (2 часа).

Практическое занятие 7.

Отрисовка изображения на основе таймера (2 часа).

Практическое занятие 8.

Способы воспроизведения звука (2 часа).

Практическое занятие 9.

Сканирование иерархической структуры директорий по рекурсивному алгоритму (2 часа).

Практическое занятие 10.

Сканирование иерархической структуры директорий по рекурсивному алгоритму (2 часа).

 

Ссылка на методические указания для практических занятий:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=15322

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 1

Раздел 1. Практические и лабораторные занятия по темам: Алгоритмизация, Типы данных. Подпрограммы.

Лабораторная 1.

Способы описания алгоритмов. Блок – схема алгоритма. Циклические алгоритмы (4 часа).

Лабораторная 2.

Операции над последовательностями. Массивы (4 часа).

Лабораторная 3.

Символьные массивы (строки). Двухмерные массивы (4 часа).

Лабораторная 4.

Алгоритмы сортировки массивов (4 часа).

Лабораторная 5.

Рекурсивные алгоритмы (4 часа).

Лабораторная 6.

Среда программирования Delphi (4 часа).

Лабораторная 7.

Знакомство со средой визуального программирования C++ Builder (4 часа).

Лабораторная 8.

Процедуры и функции. Создание функций. Параметры вызова процедур и функций (4 часа).

Семестр 2

Раздел 2. Структура программы.

Лабораторная 9.

Массивы. Организации массивов. Работа со строковыми массивами (4 часа).

Лабораторная 10.

Динамические структуры данных. Классы. Создания пользовательского класса в Delphi (4 часа).

Лабораторная 11.

Динамические структуры данных. Наследование. Линейные списки, очереди, стеки (4 часа).

Раздел 3. Модульные программы

Лабораторная 12.

Программирование свойств и обработчиков событий класса в Delphi (4 часа).

Семестр 3

Раздел 4. Динамические структуры данных.

Лабораторная 13.

Файлы. Delphi (4 часа).

Раздел 5. Программирование COM-объектов.

Лабораторная 14.

Операторы ветвления в С++ (4 часа).

Лабораторная 15.

Массивы в С++. Работа с битами (4 часа).

Раздел 6. Динамические структуры данных.

Лабораторная 16.

Функции в С++. Перегрузка функций. Шаблоны функций (4 часа).

Лабораторная 17.

Файлы и строки в C (4 часа).

Раздел 7. Основы веб программирования.

Лабораторная 18.

Классы и объекты в С++ (4 часа).

Лабораторная 19.

Наследование в C++ (4 часа).

Лабораторная 20.

Перегрузка операций в С++ (4 часа).

 

Ссылка на методические указания для лабораторных работ:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=15321

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Критерии качества программы. Жизненный цикл программы.

2. Постановка задачи и спецификация программы.

3. Составные части программного проекта.

4. Языки структурного программирования.

5. Корректность программ. Утверждения о программах.

6. Способы описания подпрограмм. Передача параметров.

7. Варианты представления массивов. Утверждения о массивах.

8. Индуктивные функции на последовательностях (файлах, массивах).

9. Программирование динамических структур в ЯВУ.

10. Способы конструирования и верификации программ.

11. Использование визуальных компонентов при разработке приложений.

12. Использование невизуальных компонентов при разработке приложений.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Приложения ОС Windows. Технические расчеты.

2. Приложения ОС Windows. Экранные компьютерные игры.

3. Приложения ОС Windows. Логические компьютерные игры.

4. Приложения ОС Windows. Организация документации.

5. Приложения ОС Windows. Текстовые/графические редакторы.

 

Ссылка на методические указания к курсовому проектированию:

https://www.mivlgu.ru/iop/mod/resource/view.php?id=15323

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении лабораторных работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Программирование

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Фарафонов А.С. Программирование на языке высокого уровня [Электронный ресурс]: методические указания к проведению лабораторных работ по курсу «Программирование»/ Фарафонов А.С.— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 32 c. - http://www.iprbookshop.ru/22912

2. Павловская Т. А. C/C++. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов, Санкт-Петербург: Питер, 2013 г. , 464 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=344128

3. Костюкова Н.И. Программирование на языке Си [Электронный ресурс] : методические рекомендации и задачи по программированию / Н.И. Костюкова. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. — 160 c. — 978-5-379-02016-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65289.html - http://www.iprbookshop.ru/65289.html

4. Санников Е.В. Курс практического программирования в Delphi. Объектно-ориентированное программирование [Электронный ресурс] / Е.В. Санников. — Электрон. текстовые данные. — М. : СОЛОН-ПРЕСС, 2013. — 188 c. — 978-5-91359-122-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26921.html - http://www.iprbookshop.ru/26921.html

5. Программирование на языке высокого уровня С/С++ [Электронный ресурс] : конспект лекций / . — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. — 140 c. — 978-5-7264-1285-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48037.html - http://www.iprbookshop.ru/48037.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Алексеев Г.В. Разработка электронных учебных изданий на основе языка HTML [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Алексеев Г.В., Бриденко И.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 99 c. - http://www.iprbookshop.ru/16903

2. Чапкин Н. С Интернет-программирование: учебное пособие .Москва: ЕАОИ, 2011 г. , 62 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334452

3. Программирование на языке высокого уровня [Электронный ресурс] : методические указания и варианты заданий для студентов 1-го курса направления подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника / . — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. — 89 c. — 978-5-7264-1277-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46060.html - http://www.iprbookshop.ru/46060.html

4. Андреева Т.А. Программирование на языке Pascal [Электронный ресурс] / Т.А. Андреева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 277 c. — 5-9556-0025-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52215.html - http://www.iprbookshop.ru/52215.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронная библиотечная система ibooks.ru (http://wwwibooks.ru)

Электронная библиотечная система iprBooks.ru (http://www.iprbooks.ru)

Электронная библиотека «ЭВРИКА» (http://www.mivlgu.ru/content/elektronnaya-biblioteka-«evrika»)

Электронная библиотека ВлГУ (e.lib.vlsu.ru)

Программное обеспечение:

Лаборатория программирования и лицензионного программного обеспечения

Открытая среда разработки программного обеспечения на языке Object Pascal для компилятора Free Pascal - Свободное программное обеспечение Lazarus

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

ibooks.ru

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория программирования и лицензионного программного обеспечения

Компьютер Kraftway Credo KC 36 - 12 шт.; проектор NEC Projector VT595G ; экран настенный ; плоттер струйный DesignJet Т610.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу, связанную с расчетом электрических цепей постоянного и переменного тока, разработкой схемотехнических решений узлов и блоков ЭВМ. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу расчета электрических цепей с применением основных законов и методов расчета, проектирования схем устройств ЭВМ, в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Программирование»

по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника

 

Рабочая программа дисциплины «Программирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 360 час. (10 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен / зачет / экзамен .

Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины является приобретение обучающимися знаний об основных понятиях теории алгоритмизации и программирования, усвоение, основных принципов и методов программирования.

Задачи дисциплины:

- освоение основ теории алгоритмизации и программирования;

- освоение основных методов и технологий программирования;

- получение практических навыков в разработке программ на языках высокого уровня.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Программирование» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.

 

22.05.2018 г.