Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ФПМ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Введение в специальность     

 




Направление подготовки

10.03.01 Информационная безопасность

Профиль подготовки

"Безопасность компьютерных систем"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

72 / 2  

18  

 

 

1,8  

0,25  

20,05  

51,95  

Зач.  

Итого

72 / 2  

18  

 

 

1,8  

0,25  

20,05  

51,95  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: - дать понятие о направлении подготовки 10.03.01 "Информационная безопасность";

- ознакомить со структурой ФГОС по направлению подготовки;

- ознакомить с основной терминологией;

- определить объект и цель изучения дисциплины;

- дать понятие об источниках возникновения угроз, их классификации;

- дать представление о существующих средствах борьбы с преступлениями в области информационной безопасности;

- дать представление о законодательных в области информационной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.01))

базовые дисциплины: школьный курс; базирующиеся дисциплины: основы информационной безопасности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства, соблюдать нормы профессиональной этики.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

историю возникновения направления "Информационная безопасность" (ОК-5).

развитие направления "Информационная безопасность" (ОК-5).

основную терминологию (ОК-5).

основы законодательства в области информационной безопасности (ОК-5).

основные разделы направления "Информационная безопасность" (ОК-5).

типы угроз информационной безопасности и способы их упреждения (ОК-5).

источники угроз информационной безопасности (ОК-5).

2) Уметь:

выявлять потенциальные угрозы информационной безопасности (ОК-5).

осуществить классификацию потенциальной угрозы информационной безопасности (ОК-5).

предложить вариант устранения угрозы информационной безопасности (с привлечением сторонних источников) (ОК-5).

применять законодательство РФ для классификации угрозы информационной безопасности (ОК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Структура системы образования в Российской Федерации. Направление подготовки "Информационная безопасность".

1

6

0

Контрольная работа

2

Концепция и основные направления обеспечения информационной безопасности.

1

4

0

Контрольная работа

3

Угрозы и методы защиты информации.

1

8

51,95

Контрольная работа

Всего за  семестр

72

18

51,95

1,8

0,25

Зач.

Итого   

72

18

51,95

1,8

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Структура системы образования в Российской Федерации. Направление подготовки "Информационная безопасность".

Лекция 1.

Структура системы образования в России (2 часа).

Лекция 2.

Компетентностный подход в высшей школе. Классификация компетенций (2 часа).

Лекция 3.

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки "Информационная безопасность". Перспективы развития (2 часа).

Раздел 2. Концепция и основные направления обеспечения информационной безопасности.

Лекция 4.

Основные концептуальные положения системы защиты информации (2 часа).

Лекция 5.

Концептуальная модель информационной безопасности (2 часа).

Раздел 3. Угрозы и методы защиты информации.

Лекция 6.

Угрозы конфиденциальной информации (2 часа).

Лекция 7.

Организационная защита (2 часа).

Лекция 8.

Инженерно-техническая защита (2 часа).

Лекция 9.

Правовые основы информационной безопасности (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Классификация технических каналов утечки информации, обрабатываемой техническими средствами передачи информации.

2. Классификация технических каналов утечки речевой информации.

3. Классификация технических каналов перехвата информации при ее передаче по каналам связи.

4. Общие принципы и методы выявления технических каналов утечки информации.

5. Классификация технических средств выявления каналов утечки информации.

6. Индикаторы поля, интерсепторы и измерители частоты.

7. Специальные сканирующие радиоприемники.

8. Обнаружители диктофонов.

9. Универсальные поисковые приборы.

10. Программно-аппаратные поисковые комплексы.

11. Нелинейные локаторы.

12. Технические средства контроля двухпроводных линий.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов)

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Введение в специальность

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Баранова Е.К. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие. — М. : ЕАОИ, 2012 г. — 311 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-374-00301-7 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334454

2. Спицын В.Г. Информационная безопасность вычислительной техники : учебное пособие / В. Г. Спицын. — Томск: Эль Контент, 2011. — 148 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28022

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр») - http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm496-1.pdf

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Макаренко С.И. Информационная безопасность: Учебное пособие для студентов вузов. - Ставрополь: СФ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 371 с. - http://window.edu.ru/resource/775/77775

2. Корнюшин П.Н., Костерин А.С. Информационная безопасность: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 154 с. - http://window.edu.ru/resource/959/40959

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационно-поисковая система Консультант Плюс (http://www.consultant.ru)

Информационный портал Совета Безопасности Российской Федерации (http://www.scrf.gov.ru/documents/6/)

Информационно-аналитический портал ISO27000.RU / ЗАЩИТА-ИНФОРМАЦИИ.SU (http://iso27000.ru)

Каталог решений и услуг по Информационной Безопасности (http://www.ru-ib.ru)

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

edu.ru

window.edu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет математики, лекционная аудитория

комплект учебно-методических материалов, видеопроектор NEC Projector V260XG (переносной), DVD-плеер Pioneer DV310 (переносной), экран DRAPPER Apex STAR.

Лаборатория технической защиты информации и программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности

Стенд «Криптография» CRYPTO, аппаратно-программный модуль доверенной загрузки "Соболь" с сертификатом ФСТЭК, квадрокоптер DJI Phantom 3 Professional (в комплекте дисплей-планшет Samsung Galaxy Tab 4 10.1 SM-T530 16Gb, пульт управления и рюкзак), генератор шума Штора-1, комплекс RadioInspector WIFI 2 , вибрационный преобразователь, колонка, комбинированное устройство защиты от утечки информации ЛГШ-513, офисный электронный замок EM-Marine, PROXIMITY (125kHz) AYT 930-6-DI, дубликатор KeyMaster PRO 4 RF (с комплектом ключей), детектор жучков Баг Хантер «Профессионал», сканер отпечатков пальцев Eikon, сканер сетчатки глаза, персональный компьютер Mini PC Android MK808 B, IP камера Beward BD2570, камера D-Link DCS-930L, компьютер для проведения мультимедиалекций Raspberry, портативный RFID считыватель cipherLab 1862, видеопроектор NEC Projector V260XG (переносной), экран мобильный Classic Solution Premier Vela Express, ПК ПЭВМ «Хопер» -3 шт., ПК Celeron 2,8 GHz - 4шт., доступ к сети Интернет

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

На первом теоретическом занятии преподавателем дается вводная информация о специфике направления подготовки. Последующие занятия проводятся по схеме: 1) на предшествующем занятии преподаватель обозначает тему последующего занятия и указывает источники литературы из числа основной и дополнительной в которой студенты должны ознакомиться с материалами по теме; 2) во время занятия: преподаватель в форме диалога обсуждает проблемы предметной области по теме занятия со студентами; 3) основные понятия и положения по теме занятия фиксируются студентами в конспектах.

Преподаватель обозначает тему СРС и указывает источники литературы из числа основной и дополнительной по которой студенты должны ознакомиться с материалами по теме.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Введение в специальность»

по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность

 

Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: - дать понятие о направлении подготовки 10.03.01 "Информационная безопасность";

- ознакомить со структурой ФГОС по направлению подготовки;

- ознакомить с основной терминологией;

- определить объект и цель изучения дисциплины;

- дать понятие об источниках возникновения угроз, их классификации;

- дать представление о существующих средствах борьбы с преступлениями в области информационной безопасности;

- дать представление о законодательных в области информационной безопасности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность.

 

22.05.2018 г.