Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  РТ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Междисциплинарный курсовой проект     

 




Направление подготовки

11.04.01 Радиотехника

Профиль подготовки

"Системы и устройства передачи, приема и обработки сигналов"

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

 

36  

 

 

2  

38  

70  

 

Итого

108 / 3  

 

36  

 

 

2  

38  

70  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с принципами системотехнического проектирования достаточно сложных систем, использующих в основе функционирования радиотехнические и радиофизические методы, с концептуальными основами построения современных радиосистем, методов расчета основных тактико-технических характеристик.

Задачи дисциплины:

- изучение основных структурных схем при построении сложных радиотехнических систем и их узлов для обработки радиосигналов;

- формирование представлений об основных этапах проектирования сложных радиотехнических систем.

Дисциплина «Междисциплинарный курсовой проект» - итоговый проект по разработке сложной радиотехнической системы, в которой сосредоточены результаты современных исследований и методов построения подобных систем. Данный курсовой проект является завершающим проектом в подготовке магистрантов к выпускной квалификационной работе.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.05))

«Междисциплинарный курсовой проект» базируется на знаниях, полученных студентами в области естественно-научных дисциплин. Базовые дисциплины: Математика, Физика, Методы и алгоритмы ЦОС, Теория обнаружения и фильтрации сигналов, Основы теории радиотехнических систем, Радиотехнические системы передачи информации, Устройства приема и обработки сигналов, Устройства генерирования и формирования сигналов, Основы телевидения, Цифровые синтезаторы частот, Цифровые РПрУ. Углубление и расширение вопросов, изучаемых при курсовом проектировании, будет осуществляться во время работы магистрантов над дисциплинами: Теория и техника радиолокации и радионавигации, Радиотехнические системы передачи информации, а также при написании магистерских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность адаптироваться к изменяющимся условиям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

ОПК-2 способность использовать результаты освоения дисциплин программы магистратуры.

ПК-1 способность самостоятельно осуществлять постановку задачи исследования, формирование плана его реализации, выбор методов исследования и обработку результатов.

ПК-5 готовность к составлению обзоров и отчетов по результатам проводимых исследований, подготовке научных публикаций и заявок на изобретения, разработке рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

методологические теории и принципы современной науки и техники (ОК-4).

используемые технические средства, перспективы их развития и модернизации, технология производства в отрасли (ОПК-2).

законодательные акты, нормативные и методические материалы по вопросам, связанным с работой радиоэлектронного оборудования (ПК-5).

стандарты в области разработки и постановки изделий на производство, общих технических требований, контроля качества продукции, ЕСКД, стандарты системы менеджмента качества (ПК-5).

подходы и требования к формированию научно-технической отчетности по результатам выполненных исследований (ПК-5).

порядок и методика проведения патентных исследований (ПК-5).

2) Уметь:

анализировать результаты научных исследований (ОК-4).

выполнять математическое моделирование процессов по типовым методикам, в том числе с использованием пакетов прикладных программ (ОПК-2).

планировать порядок проведения научных исследований (ПК-1).

осуществлять методологическое обоснование, планирование и подготовку научных исследований и технических разработок (ПК-5).

3) Владеть:

мониторинг рынка новых решений в области разработки радиоэлектронного оборудования (ОК-4).

проведение аналитических и экспериментальных работ и исследований для диагностики и оценки состояния систем радиотехники, электроники и телекоммуникаций с использованием необходимых методов и средств контроля и анализа (ОПК-2).

подготовка отчетной документации по результатам работ (ПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение, анализ технического задания

3

4

0

защита КП

2

Выбор, обоснование и расчет основных тактико-технических характеристик систем

3

4

25

защита КП

3

Выбор, обоснование и расчет структурной схемы радиотехнической системы

3

8

35

защита КП

4

Разработка функциональной схемы радиопередающего устройства

3

2

0

защита КП

5

Разработка функциональной схемы радиоприемного устройства

3

2

0

защита КП

6

Разработка функциональной схемы системы цифровой обработки и отображения информации

3

10

10

защита КП

7

Оформление проекта, подготовка к защите и защита проекта

3

6

0

защита КП

Всего за  семестр

108

36

70

+

0

2

Итого   

108

36

70

2

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Не планируется.

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Введение, анализ технического задания

Практическое занятие 1.

Физические основы современной системотехники (2 часа) (2 часа).

Раздел 2. Выбор, обоснование и расчет основных тактико-технических характеристик систем

Практическое занятие 2.

Статистические характеристики радиотехнических систем (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 3.

Тактико-технические характеристики систем (2 часа) (2 часа).

Раздел 3. Выбор, обоснование и расчет структурной схемы радиотехнической системы

Практическое занятие 4.

Радиотехнические сигналы и их использование в системах (2 часа) (2 часа).

Раздел 4. Введение, анализ технического задания

Практическое занятие 5.

Жизненный цикл систем (2 часа) (2 часа).

Раздел 5. Выбор, обоснование и расчет структурной схемы радиотехнической системы

Практическое занятие 6.

Элементы теории оптимизации радиотехнических систем (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 7.

Особенности статистической оптимизации радиоэлектронных систем (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 8.

Диапазоны радиоволн и распространение сигналов в пространстве (2 часа) (2 часа).

Раздел 6. Разработка функциональной схемы радиопередающего устройства

Практическое занятие 9.

Согласование систем с окружающим пространством (2 часа) (2 часа).

Раздел 7. Разработка функциональной схемы радиоприемного устройства

Практическое занятие 10.

Радиопередающие устройства в системах (2 часа) (2 часа).

Раздел 8. Разработка функциональной схемы системы цифровой обработки и отображения информации

Практическое занятие 11.

Радиоприемные устройства в системах (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 12.

Системы обработки сигналов в системах (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 13.

Системы отображения информации в системах (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 14.

Интерфейсы в структуре современных радиотехнических систем (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 15.

ЭВМ в структуре современных радиотехнических систем (2 часа) (2 часа).

Раздел 9. Оформление проекта, подготовка к защите и защита проекта

Практическое занятие 16.

Системы классификации знаний в области радиотехнических систем (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 17.

Нормативная документация в системотехническом проектировании (2 часа) (2 часа).

Практическое занятие 18.

Подготовка к защите КП, построение доклада (2 часа) (2 часа).

 

методические указания к курсовому проектированию приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=15755

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Разновидности РЭС. РЭС передачи информации, локационные РЭС, навигационные РЭС, РЭС управления, телевизионные РЭС. Основные параметры, информационное обеспечение.

2. Окружающее пространство РЭС. Строение Земли, атмосферы и космического пространства и их свойства. Влияние земной поверхности на дальность действия РЭС. Влияние атмосферной рефракции на дальность действия РЭС. Влияние рабочей частоты и параметров антенны на дальность действия РЛС. Влияние затухания волн в атмосфере на дальность действия РЛС.

3. Модуляция сигналов в РЭС. Базовые методы модуляции. Методы манипуляции. Относительная фазовая телеграфия. Многократные методы манипуляции. Комбинированные методы манипуляции. Однополосные методы модуляции. Импульсные методы манипуляции. Много ступенчатые методы модуляции.

4. Устройства отображения информации в РЭС. Основные типы устройств отображения информации. Роль вычислительных машин при воспроизведении информации. Координатно-знаковые индикаторы.

5. Сигналы, помехи и их статистические модели . Детерминированные и квазидетерминированные сигналы. Модулирующие помехи при одноканальном и многоканальном приеме. Аддитивные широкополосные помехи. Имитирующие помехи. Аддитивные маскирующие помехи.

6. Особенности статистической оптимизации. Байесовские критерии и методы. Небайесовские и непараметрические методы и критерии. Адаптивные и робастные статистические методы.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. Разработка импульсной радиолокационной станции дежурного режима.

2. Разработка трассовой радиолокационной станции.

3. Разработка радиолокационной станции охранного комплекса.

4. Разработка самолетной радиолокационной станции с синтезированной апертурой .

5. Разработка радиолокационной станции с синтезированной апертурой космического базирования.

6. Разработка вертолетной радиолокационной станции навигации и посадки.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены в https://www.mivlgu.ru/iop/mod/folder/view.php?id=15756.

 

 

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для реализации компетентностного подхода предусматривается использование при подготовке по данной дисциплине активных и интерактивных форм проведения занятий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Междисциплинарный курсовой проект

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Артемьев В.М., Наумов А.О., Кохан Л.Л. Обработка изображений в пассивных обзорно-поисковых оптико-электронных системах.- Минск: Беларуская навука, 2014 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=343197

2. Масалов Е.В. Радиотехнические системы. Часть 1. - Томск: ТУСУР, 2012 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=27973

3. Масалов Е.В. Радиотехнические системы. Часть 2. - Томск: ТУСУР, 2012 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=27974

4. Шелухин О.И. Моделирование информационных систем. Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая Линия–Телеком, 2012 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=334050

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Бердышев В.П., Гарин Е.Н., Фомин А.Н. [и др.] Радиолокационные системы. - Красноярск: Сибирский Федеральный Университет, 2011 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=343095

2. Васин В.В., Степанов Б.М. Справочник-задачник по радиолокации. – М.: Советское радио, 1977,1980. - 25 экз.

3. Гадзиковский В.И. Цифровая обработка сигналов . – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2013. - 766 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=335524

4. Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Москва: Техносфера 2012. С.1104 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=339859

5. Радиотехнические и телекоммуникационные системы (журнал ВАК). - http://www.rts-md.com

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://dsp-book.narod.ru/

http://algolist.manual.ru/

http://www.autex.spb.ru/

http://www.walla.com

http://www.dspbook.km.ru

http://www.infanata.org

Вопросы построения радиотехнических систем, радиопередающих и радиоприемных устройств, цифровой обработки сигналов и изображений широко обсуждаются в периодической печати. Наиболее известными журналами в этой области являются научно-технические журналы «Радиотехника и электроника», «Радиотехника», «Вопросы радиоэлектроники», «Электросвязь», «Цифровая обработка сигналов» (www.dspa.ru), «Радиотехнические и телекоммуникационные системы» (www.rts-md.com). Ежегодно с 1998 года в России (Москва) проводятся Международная конференция и выставка «Цифровая обработка сигналов и ее применение», по итогам которых издаются труды конференции с текстами докладов. Большинство докладов можно найти на сайте http://www.autex.spb.ru/.

Программное обеспечение:

Лаборатория сигнальных процессоров и цифровой обработки сигналов

Microsoft Windows XP (DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal (подписка на программное обеспечение Microsoft для академических организаций, договор №453 от 16.12.2014 года))

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, стандартный Russian Edition, антивирусный пакет (500-999 Node 2 year Educational Renewal License, договор №436 от 11.11.2014 года).

Mathcad Education – University Edition (100 pack) v.14 (Государственный контракт №1, от 10.01.2012 года).

Оpen office.org 3.0.0 (freeware)

программный комплекс собственной разработки «Radar», включающий в себя программы: Radar, Detector, Robust, M_posled, Frenk, FM.

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ibooks.ru

rts-md.com

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лаборатория сигнальных процессоров и цифровой обработки сигналов

Рабочая станция HP Core 2 DUO, 3 GHz; 2 GB, DVD-RW/HP 19” 6 шт.

Интерактивная доска IQ Board PS S080 с проектором Acer

Коммутатор 3 СОМ

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам курсового проектирования. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждому студенту выдается задача, связанная с разработкой отдельных пунктов ТЗ и программной реализацией алгоритмов обработки сигналов или получения расчетных соотношений для получения требуемых параметров. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовой проект выполняется в соответствии с заданием на проектирование с использованием методических указаний на курсовой проект. Обучающийся выбирает одну из предложенных в перечне тем курсовых проектов, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсового проекта преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку и конструкторскую документацию к курсовому проекту и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – . Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Междисциплинарный курсовой проект»

по направлению подготовки 11.04.01 Радиотехника

 

Рабочая программа дисциплины «Междисциплинарный курсовой проект» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 11.04.01 Радиотехника.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является .

Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с принципами системотехнического проектирования достаточно сложных систем, использующих в основе функционирования радиотехнические и радиофизические методы, с концептуальными основами построения современных радиосистем, методов расчета основных тактико-технических характеристик.

Задачи дисциплины:

- изучение основных структурных схем при построении сложных радиотехнических систем и их узлов для обработки радиосигналов;

- формирование представлений об основных этапах проектирования сложных радиотехнических систем.

Дисциплина «Междисциплинарный курсовой проект» - итоговый проект по разработке сложной радиотехнической системы, в которой сосредоточены результаты современных исследований и методов построения подобных систем. Данный курсовой проект является завершающим проектом в подготовке магистрантов к выпускной квалификационной работе.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Междисциплинарный курсовой проект» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 11.04.01 Радиотехника.

 

22.05.2018 г.