Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  УКТС 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     История специальности     

 




Направление подготовки

12.03.01 Приборостроение

Профиль подготовки

"Приборы и системы"

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение студентами краткой истории и перспектив развития техники и технологий в области приборостроения, включая приборы и системы для исследования материалов, изделий, процессов и явлений.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с этапами развития и достижениями науки и техники в области приборостроения;

- научить студентов учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.04))

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области естественно-научных дисциплин. Базовые дисциплины: математика, физика, информатика. Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами: графическое программирование виртуальных приборов, физико-математические основы теории излучения, схемотехника систем управления, физические основы получения информации, электроника и микропроцессорная техника, основы проектирования приборов и систем и др., а также при написании выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные этапы развития науки и техники в области приборостроения (ОПК-4).

закономерности исторического процесса в области приборостроения (ОПК-4).

роль инженерных работников и работников научной сферы в области приборостроения (ОПК-4).

2) Уметь:

анализировать состояние и перспективы развития области приборостроения в целом и ее отдельных направлений (ОПК-4).

осуществлять патентный поиск и искать научно-техническую информацию в области приборостроения, включая приборы и системы для исследования материалов, изделий, процессов и явлений (ОПК-4).

3) Владеть:

навыком учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

История, современное состояние и перспективы развития приборостроения

1

4

2

0

тестирование, отчет

2

Приборы в различных сферах

1

10

14

0

тестирование, отчет

3

Мировоззрение специалиста

1

2

74,15

тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. История, современное состояние и перспективы развития приборостроения

Лекция 1.

История приборостроения (2 часа).

Лекция 2.

Современное состояние и перспективы приборостроения (2 часа).

Раздел 2. Приборы в различных сферах

Лекция 3.

Точность приборов (2 часа).

Лекция 4.

Электрические компоненты приборов (2 часа).

Лекция 5.

Приборы для измерения электрических величин (2 часа).

Лекция 6.

Приборы для измерения не электрических величин (2 часа).

Лекция 7.

Приборы для контроля окружающей среды (2 часа).

Раздел 3. Мировоззрение специалиста

Лекция 8.

Роль инженерных работников и работников научной сферы в области приборостроения (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. История, современное состояние и перспективы развития приборостроения

Практическое занятие 1.

Презентация новых приборов (2 часа).

Раздел 2. Приборы в различных сферах

Практическое занятие 2.

Приборы и методы электромагнитного контроля (2 часа).

Практическое занятие 3.

Интерпритация радарограмм (2 часа).

Практическое занятие 4.

Приборы и методы экологического контроля водных объектов (2 часа).

Практическое занятие 5.

Приборы и методы контроля природной среды (2 часа).

Практическое занятие 6.

Приборы автоматизации (2 часа).

Практическое занятие 7.

Измерительные преобразователи (2 часа).

Практическое занятие 8.

Погрешности измерений (2 часа).

 

Методические указания к практическим занятиям https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=495

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Методы акустического контроля.

2. Методы капиллярного контроля.

3. Методы магнитного контроля.

4. Методы оптического контроля.

5. Методы радиационного контроля.

6. Методы радиоволнового контроля.

7. Методы теплового контроля.

8. Методы контроля течеисканием.

9. Методы электрического контроля.

10. Методы электромагнитного контроля.

11. Методы контроля состава жидкостей.

12. Методы контроля состава газов.

13. Методы контроля природной среды.

14. Системы экологического мониторинга.

15. Основные стадии формирования контроля и управления качеством. Виды технического контроля. Измерения при контроле. Методики выполнения измерений.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении занятий применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают поставленные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины История специальности

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Бабаев М.А. Приборостроение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабаев М.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c. - http://www.iprbookshop.ru/6324.html

2. Латышенко К.П. Методы и приборы контроля качества среды [Электронный ресурс]/ Латышенко К.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 437 c. - http://www.iprbookshop.ru/20393.html

3. Латышенко К.П. Технические измерения и приборы. Часть I [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Латышенко К.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 480 c. - http://www.iprbookshop.ru/20403.html

4. Латышенко К.П. Технические измерения и приборы. Часть II [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Латышенко К.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 515 c. - http://www.iprbookshop.ru/20404.html

5. Афонин А.А. Микропроцессорная техника в приборах, системах и комплексах ориентации, навигации и управления летательных аппаратов [Электронный ресурс]: учебное пособие к лабораторным работам/ Афонин А.А., Ямашев Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 143 c. - http://www.iprbookshop.ru/40398.html

6. Латышенко К.П. Микропроцессорные анализаторы жидкости [Электронный ресурс]/ Латышенко К.П., Первухин Б.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 176 c. - http://www.iprbookshop.ru/20397.html

7. Якушенков Ю.Г. Основы оптико-электронного приборостроения. учебник для студентов высших учебных заведений / Москва, Логос -2013, 374 с. - https://нэб.рф/catalog/000199_000009_006508783/

8. Авдонин Б.Н. Отечественная электроника. Отечественная электроника / Б. Н. Авдонин, В. В. Мартынов. Москва - Креативная экономика, 2012, 198 с - https://нэб.рф/catalog/000199_000009_005460584/

9. В.Ф. Новиков, М.С. Бахарев. Физические основы неразрушающего контроля качества изделий: учебное пособие / под. ред. В. Ф. Новикова - 2 е изд. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 106 с - https://нэб.рф/catalog/000199_000009_005514888/

10. Топильский В.Б. Микроэлектронные измерительные преобразователи / учебное пособие для студентов. Москва, - Бином. Лаб. знаний, 2013, 493 с. - https://нэб.рф/catalog/000199_000009_007486907/

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Русанов В.В., Шевелёв М.Ю. Микропроцессорные устройства и системы / Томск : ТУСУР, 2012, 184 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=27910

2. Микушин А., Сажнев А., Сединин В. Цифровые устройства и микропроцессоры // Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010 г. , 832 с. - http://ibooks.ru/reading.php?productid=18583

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Информационно-справочная социальная сеть электроников www.umup.ru/ .

Радиотехника и электроника для разработчиков и радиолюбителей http://radiotract.ru/link_sprav.html.

Радиотехнические системы http://rateli.ru/ .

Программы по электронике http://creatiff.realax.ru/?cat=programs&page=progrm1 .

Справочники и базы данных по дискретным компонентам и интегральным микросхемам зарубежного и отечественного производства. http://window.edu.ru/resource/663/9663.

Портал для радиолюбителей http://www.radioman-portal.ru/shems.shtml

Национальный Открытый Университет "Интуит" http://www.intuit.ru/

Программное обеспечение:

Лаборатория компьютерных технологий в приборостроении:

- Microsoft Windows XP (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

- Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition (Договор №436 от 11.11.2014 года);

- Пакет программ: Open Office (freeware).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

нэб.рф

ibooks.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная:

- проектор Acer;

- экран настенный.

Лаборатория компьютерных технологий в приборостроении:

- ЭВМ IN Win Intel Core 2 Duo E8400 11 шт., IN Win Intel Core 2 Duo E5500;

- коммутатор TRENDnet;

- проектор Acer;

- экран настенный;

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; прорабатывает лекционный материал, пользуясь рекомендованной литературой.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в лаборатории, с возможностью использовать при необходимости специальное программное. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задание по тематике текущего занятия. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«История специальности»

по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение

 

Рабочая программа дисциплины «История специальности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: изучение студентами краткой истории и перспектив развития техники и технологий в области приборостроения, включая приборы и системы для исследования материалов, изделий, процессов и явлений.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с этапами развития и достижениями науки и техники в области приборостроения;

- научить студентов учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «История специальности» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение.

 

22.05.2018 г.