Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Химия     

 




Направление подготовки

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

Бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

16  

 

16  

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

Экз.(26,65)  

Итого

108 / 3  

16  

 

16  

3,6  

0,35  

35,95  

45,4  

26,65  

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: ознакомить студентов с теорией и практикой науки о веществах и их превращениях.

дать представление об основных понятиях, законах и моделях химических систем, о реакционной способности веществ, сформировать навыки научного исследования; дать основы анализа источников химической опасности и представления о способах защиты человека и природы.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.07))

Изложение основных идей и понятий современной химии опирается на знание в объёме школьных программ по химии, физике, математике. Здесь принят подход к химической системе как к системе из взаимодействующих электронов и ядер, из которых формируются системы многоатомных частиц, а затем макроскопические системы – вещества и их смеси (растворы). Показывается неразрывная связь соответствующих систем со строением. Понятия внутренней энергии и энтропии вводятся на первых лекциях в связи с изложением вопросов строения и состояния макроскопических систем, разбавленных и идеальных растворов. Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться при написании бакалаврских работ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительных изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные понятия, законы и модели химических систем, свойства основных видов химических веществ и классов химических объектов, законы неорганической и органической химии (ОПК-1).

2) Уметь:

осуществлять характеристику химических объектов, давать оценку негативного воздействия химических соединений на окружающую среду, использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1).

3) Владеть:

методами химического эксперимента, основами защиты от химического воздействия, способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОПК-1).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основные законы химии.

2

8

8

29

устный опрос

2

Закономерности протекания химических процессов

2

8

8

16,4

тестирование

Всего за  семестр

108

16

16

45,4

3,6

0,35

Экз.(26,65)

Итого   

108

16

16

45,4

3,6

0,35

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Основные законы химии.

Лекция 1.

Химия на современном этапе развития науки. Основные понятия химии. Стехиометрические законы. Простейшие стехиометрические расчеты (2 часа).

Лекция 2.

Способы выражения численного состава растворов Теория электролитической диссоциации (2 часа).

Лекция 3.

Условия необратимости ионных реакций. Гидролиз солей. Необратимый гидролизю. Химические свойства кислот, оснований и солей с точки зрения ТЭД (2 часа).

Лекция 4.

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь и строение молекул (2 часа).

Раздел 2. Закономерности протекания химических процессов

Лекция 5.

Химическая кинетика. Скорость реакции и методы ее регулирования. Катализаторы и каталитические системы (2 часа).

Лекция 6.

Теория окислительно-восстановительных реакций. Электрохимия. Уравнение Нернста. ЭДС. Гальванический элемент Даниеля-Якоби (2 часа).

Лекция 7.

Электролиз. Законы электролиза. Анодные и катодные процессы. Применение электролиза (2 часа).

Лекция 8.

Химическая термодинамика. Термохимия (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 2

Раздел 1. Основные законы химии.

Лабораторная 1.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (4 часа).

Лабораторная 2.

Химические свойства простых веществ (4 часа).

Раздел 2. Закономерности протекания химических процессов

Лабораторная 3.

Определение концентрации растворов (4 часа).

Лабораторная 4.

Ионные реакции в растворах. Гидролиз солей (4 часа).

 

Методические указания для лабораторных работ приведены в учебно-методическом комплексе дисциплины

https://www.mivlgu.ru/iop2012/course/view.php?id=4392&topic=2

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Химия на современном этапе.

2. Основные законы и понятия в неорганической химии.

3. Модель строения атома по Н.Бору. Основные постулаты. Модель Зоммерфельда.

4. Квантовая механика. Уравнение Шрёдингера. Его решение для водородоподобных атомов. Применение уравнения Шрёдингера для сложных атомов. Подходы к решению.

5. Реакционная способность веществ.

6. Метод молекулярных орбиталей (ММО ).

7. Метод валентных связей ( МВС ).

8. Механизм образования ионной связи.

9. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Современная формулировка закона. Структура периодической системы.

10. Строение веществ: вода, водород, галогены.

11. Щелочные металлы.

12. Общая характеристика подгруппы кислорода, азота, углерода.

13. Химия кристаллов.

14. Химия переходных материалов.

15. Металлы. Получение. Химические и физические свойства металлов. Типы взаимодействия.

16. Особенности металлической связи.

17. Сплавы. Применение в технике.

18. Введение в химическую термодинамику. Функции состояния системы. Их характеристика.

19. Энергетика химических процессов. Внутренняя энергия системы. Работа расширения идеального газа. Первый закон термодинамики. Энтальпия. Изменение внутренней энергии и энтальпии.

20. Термохимия. Закон Г.И. Гёсса.

21. Статистическая термодинамика. Статистический характер второго закона термодинамики.

22. Термодинамическая вероятность.

23. Связь энтропии и термодинамической вероятности.

24. Элементы статистики Максвелла-Больцмана.

25. Химическое и фазовое равновесие. Сложные реакции. Вывод основного уравнения.

26. Последовательные реакции. Сопряжённые реакции.

27. Методы определения порядка химической реакции.

28. Теория активных столкновений. Теория активированного комплекса.

29. Катализ. Катализаторы и каталитические системы.

30. Молекулярно-кинетические свойства дисперсных систем.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 5г.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

4  

 

8  

2  

0,6  

14,6  

84,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

4  

 

8  

2  

0,6  

14,6  

84,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основные законы химии.

1

4

30

устный опрос

2

Свойства химических соединений

1

8

54,75

тестирование

Всего за  семестр

108

4

8

+

84,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

4

8

84,75

2

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Основные законы химии.

Лекция 1.

Основные химические законы (2 часа).

Лекция 2.

Строение вещества. Квантовая механика (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 1

Раздел 1. Свойства химических соединений

Лабораторная 1.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (4 часа).

Лабораторная 2.

Химическая кинетика. Катализ (4 часа).

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Важнейшие классы и номенклатура основных неорганических соединений.

2. Планетарная модель строения атома.

3. Принцип минимума энергии. Правило Клечковского.

4. Электронные конфигурации атомов и ионов элементов периодической системы.

5. Дальнодействующие связи.

6. Плазменное состояние вещества.

7. Промежуточное состояние вещества.

8. Стандартные термодинамические величины. Химико-термодинамические расчеты.

9. Скорость химической реакции. Цепные реакции.

10. Диаграмма состояния воды.

11. Замерзание и кипение растворов.

12. Константы кислотности и основности.

13. Электрохимическая полиризация. Перенапряжение.

14. Электродные потенциалы. ЭДС. Уравнение Нернста.

15. Ряд стандартных электродных потенциалов окислительно-восстановительных систем.

16. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая.

17. Методы защиты металлов от коррозии.

18. Электролиз. Законы электролиза.

19. Электролиз водных растворов электролитов.

20. Электрохимическая поляризация. Применение электролиза.

21. Понятие об индикаторах. Теории индикаторов.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Определите молярную массу эквивалента металла, если 0,327 г его вытесняют из раствора соляной кислоты 112 мл водорода при н. у.

2. Составьте формулы всех солей, соответствующих гидроксидам, приведенным в вашем задании. Напишите уравнение реакций их получения из кислоты и основания в молекулярной и ионной форме. Для амфотерных гидроксидов необходимо составлять формулы их солей, образованных как при реакциях с кислотами так и с основаниями: Fe (OH)2, LiOН , H 2SO4.

3. Составьте электронную и электронно-графическую формулу атома германия. Для наружного не спаренного электрона укажите значения четырех квантовых чисел. Укажите число электронов на предвнешнем уровне. Сколько подуровней включает внешний уровень? Составьте электронные формулы возможных возбужденных состояний атомов. Укажите число протонов и нейтронов в атомах наиболее распространенных нуклидов элемента. Какова максимальная валентность элемента? Напишите формулы высших оксидов и водородных соединений.

4. Проанализируйте изменения, радиусов атомов, энергий ионизации, электроотрицательностей, металлических свойств и степеней окисления элементов 2 периода. Проанализируйте изменения, радиусов атомов, энергий ионизации, электроотрицательностей, металлических свойств и степеней окисления . Каковы закономерности этих изменений при движении по группе сверху вниз или по периоду слева направо? Как изменяется в этом направлении характер их оксидов и гидроксидов?.

5. Вычислить молярную концентрацию, молярную концентрацию эквивалентов и моляльность вещества в растворе, в котором массовая доля сульфата меди (II) равна 15 % (ρ = 1,108 г/см3).

6. Вычислите количество ионов водорода в 1 литре 2н раствора серной кислоты и в 100 г 10%-ного раствора азотной кислоты.

7. Напишите уравнения гидролиза солей, бромида цинка, сульфита лития в молекулярном и ионном виде. Укажите реакцию среды в растворе соли. Напишите выражения для константы и степени гидролиза.

8. Определите у соединений K[Cr(H2O)2Cl4] , K2[Hg(CN)4] заряды комплексообразователя, внутренней и внешней сферы, координационное число комплексообразователя. Напишите выражение общей константы нестойкости комплексного иона. Дайте названия.

9. Химические свойства соединений элементов ІА – группы и их применение в пищевой промышленности, технике, в быту.

10. Составьте электронные уравнения и подберите коэффициенты в реакциях, соответствующих вашему заданию. Рассчитайте молярную массу эквивалента окислителя и восстановителя. Вычислите ЭДС реакций H2S + KMn04 + H2S04 → S + MnSO4 + K2SO4 + Н20.

11. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 0,23 г натрия с водой по реакции Na + H2O = NaOH + H2 ?.

12. Напишите в молекулярной и ионной формах уравнения реакций между следующими веществами: HCl и Вa(OH)2 Назовите полученные соединения.

13. Выведите константу равновесия для обратимой реакции 2 CO (г) + O2(г) = 2 CO2(г) + Q Объясните, используя принцип Ле Шателье, как можно сместить равновесие в сторону обратной реакции.

14. Напишите электронные конфигурации атомов F и Mg в их основном и первом возбужденном состояниях. К каким семействам относятся эти элементы?.

15. Напишите уравнение реакции синтеза аммиака из азота и водорода. Определите объемные отношения газов. Какая масса аммиака образуется из 1 моля азота?.

16. Приведите по два примера соединений с полярной и неполярной ковалентной связью. Дайте характеристику ковалентной связи. Напишите их структурные и электронные формулы.

17. Напишите в молекулярной и ионной форме уравнения реакций между следующими веществами: а) HClO4 и NаOH; б) HNO3 и Ca(OH)2 .

18. Назовите полученные соединения.

19. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в 9,28 н растворе NaOH (плотность 1,31 г/мл).

20. На сколько градусов надо повысить температуру, чтобы скорость реакции увеличилась в 100 раз? Температурный коэффициент реакции равен 2.

21. Выведите математическое выражение константы равновесия реакции N2 + O2 = NO – Q и объясните, используя принцип Ле Шателье, как можно сместить равновесие в сторону прямой реакции.

22. Вычислите заряды следующих комплексных ионов: [Fe(CN)6] и [Ag(NH3)2]. Назовите комплексообразователь, лиганды и координационное число. Дайте определения этих понятий.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.


4. 3. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 3г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

4  

 

8  

2  

0,6  

14,6  

84,75  

Экз.(8,65)  

Итого

108 / 3  

4  

 

8  

2  

0,6  

14,6  

84,75  

8,65  

 

4.3.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Основные законы химии.

1

4

30

устный опрос

2

Свойства химических соединений

1

8

54,75

тестирование

Всего за  семестр

108

4

8

+

84,75

2

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

108

4

8

84,75

2

0,6

8,65

 

4.3.2. Содержание дисциплины

4.3.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Основные законы химии.

Лекция 1.

Основные химические законы (2 часа).

Лекция 2.

Строение вещества. Квантовая механика (2 часа).

 

4.3.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.3.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 1

Раздел 1. Свойства химических соединений

Лабораторная 1.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (4 часа).

Лабораторная 2.

Химическая кинетика. Катализ (4 часа).

 

4.3.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Важнейшие классы и номенклатура основных неорганических соединений.

2. Планетарная модель строения атома.

3. Принцип минимума энергии. Правило Клечковского.

4. Электронные конфигурации атомов и ионов элементов периодической системы.

5. Дальнодействующие связи.

6. Плазменное состояние вещества.

7. Промежуточное состояние вещества.

8. Стандартные термодинамические величины. Химико-термодинамические расчеты.

9. Скорость химической реакции. Цепные реакции.

10. Диаграмма состояния воды.

11. Замерзание и кипение растворов.

12. Константы кислотности и основности.

13. Электрохимическая полиризация. Перенапряжение.

14. Электродные потенциалы. ЭДС. Уравнение Нернста.

15. Ряд стандартных электродных потенциалов окислительно-восстановительных систем.

16. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая.

17. Методы защиты металлов от коррозии.

18. Электролиз. Законы электролиза.

19. Электролиз водных растворов электролитов.

20. Электрохимическая поляризация. Применение электролиза.

21. Понятие об индикаторах. Теории индикаторов.

 

4.3.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Определите молярную массу эквивалента металла, если 0,327 г его вытесняют из раствора соляной кислоты 112 мл водорода при н. у.

2. Составьте формулы всех солей, соответствующих гидроксидам, приведенным в вашем задании. Напишите уравнение реакций их получения из кислоты и основания в молекулярной и ионной форме. Для амфотерных гидроксидов необходимо составлять формулы их солей, образованных как при реакциях с кислотами так и с основаниями: Fe (OH)2, LiOН , H 2SO4.

3. Составьте электронную и электронно-графическую формулу атома германия. Для наружного не спаренного электрона укажите значения четырех квантовых чисел. Укажите число электронов на предвнешнем уровне. Сколько подуровней включает внешний уровень? Составьте электронные формулы возможных возбужденных состояний атомов. Укажите число протонов и нейтронов в атомах наиболее распространенных нуклидов элемента. Какова максимальная валентность элемента? Напишите формулы высших оксидов и водородных соединений.

4. Проанализируйте изменения, радиусов атомов, энергий ионизации, электроотрицательностей, металлических свойств и степеней окисления элементов 2 периода. Проанализируйте изменения, радиусов атомов, энергий ионизации, электроотрицательностей, металлических свойств и степеней окисления . Каковы закономерности этих изменений при движении по группе сверху вниз или по периоду слева направо? Как изменяется в этом направлении характер их оксидов и гидроксидов?.

5. Вычислить молярную концентрацию, молярную концентрацию эквивалентов и моляльность вещества в растворе, в котором массовая доля сульфата меди (II) равна 15 % (ρ = 1,108 г/см3).

6. Вычислите количество ионов водорода в 1 литре 2н раствора серной кислоты и в 100 г 10%-ного раствора азотной кислоты.

7. Напишите уравнения гидролиза солей, бромида цинка, сульфита лития в молекулярном и ионном виде. Укажите реакцию среды в растворе соли. Напишите выражения для константы и степени гидролиза.

8. Определите у соединений K[Cr(H2O)2Cl4] , K2[Hg(CN)4] заряды комплексообразователя, внутренней и внешней сферы, координационное число комплексообразователя. Напишите выражение общей константы нестойкости комплексного иона. Дайте названия.

9. Химические свойства соединений элементов ІА – группы и их применение в пищевой промышленности, технике, в быту.

10. Составьте электронные уравнения и подберите коэффициенты в реакциях, соответствующих вашему заданию. Рассчитайте молярную массу эквивалента окислителя и восстановителя. Вычислите ЭДС реакций H2S + KMn04 + H2S04 → S + MnSO4 + K2SO4 + Н20.

11. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 0,23 г натрия с водой по реакции Na + H2O = NaOH + H2 ?.

12. Напишите в молекулярной и ионной формах уравнения реакций между следующими веществами: HCl и Вa(OH)2 Назовите полученные соединения.

13. Выведите константу равновесия для обратимой реакции 2 CO (г) + O2(г) = 2 CO2(г) + Q Объясните, используя принцип Ле Шателье, как можно сместить равновесие в сторону обратной реакции.

14. Напишите электронные конфигурации атомов F и Mg в их основном и первом возбужденном состояниях. К каким семействам относятся эти элементы?.

15. Напишите уравнение реакции синтеза аммиака из азота и водорода. Определите объемные отношения газов. Какая масса аммиака образуется из 1 моля азота?.

16. Приведите по два примера соединений с полярной и неполярной ковалентной связью. Дайте характеристику ковалентной связи. Напишите их структурные и электронные формулы.

17. Напишите в молекулярной и ионной форме уравнения реакций между следующими веществами: а) HClO4 и NаOH; б) HNO3 и Ca(OH)2 .

18. Назовите полученные соединения.

19. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в 9,28 н растворе NaOH (плотность 1,31 г/мл).

20. На сколько градусов надо повысить температуру, чтобы скорость реакции увеличилась в 100 раз? Температурный коэффициент реакции равен 2.

21. Выведите математическое выражение константы равновесия реакции N2 + O2 = NO – Q и объясните, используя принцип Ле Шателье, как можно сместить равновесие в сторону прямой реакции.

22. Вычислите заряды следующих комплексных ионов: [Fe(CN)6] и [Ag(NH3)2]. Назовите комплексообразователь, лиганды и координационное число. Дайте определения этих понятий.

 

4.3.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Применяются пассивные и интерактивные формы занятий. Студенты выполняют индивидуальные и групповые задания. Подробное объяснение теоретического материала на лекционных занятиях позволяет студентам применять свои знания при решении практических заданий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Химия

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Дурягина, Е. Г. Химия. Классы неорганических соединений : учебное пособие / Е. Г. Дурягина, А. В. Гончаров. — Санкт-Петербург : Российский государственный гидрометеорологический университет, 2008. — 48 c. - https://www.iprbookshop.ru/12536

2. Чикин, Е. В. Химия : учебное пособие / Е. В. Чикин. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 170 c. - https://www.iprbookshop.ru/13873

3. Химия: Конспект лекций / сост. Ермолаева В.А. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (3 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - № госрегистрации 0321601683 - http://elib.mivlgu.local/index.php?mod=book_inf&com=view_inf&book_id=2795

4. Химия: Методические указания по выполнению лабораторных работ / сост. Ермолаева В.А. [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. (0,6 Мб). - Муром.: МИ ВлГУ, 2016. - № госрегистрации 0321601677 - http://elib.mivlgu.local/index.php?mod=book_inf&com=view_inf&book_id=2789

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Бландов, А. Н. Химия. Органическая химия : учебное пособие / А. Н. Бландов. — Санкт-Петербург : Российский государственный гидрометеорологический университет, 2005. — 76 c. - https://www.iprbookshop.ru/12537

2. Макарова, О. В. Неорганическая химия : учебное пособие / О. В. Макарова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 99 c. - https://www.iprbookshop.ru/730

3. Титаренко, А. И. Органическая химия : учебное пособие / А. И. Титаренко. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 131 c. - https://www.iprbookshop.ru/731

4. Ермолаева В.А.Химическая кинетика. Катализ: методические указания по выполнению лабораторных работ - Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. - 100 экз.

5. Ермолаева В.А. Ионные реакции в растворах. Гидролиз солей: методические указания по выполнению лабораторных работ - Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. - 100 экз.

6. Ермолаева В.А. Аналитические методы исследования качества воды: методические указания по выполнению лабораторных работ - Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012. - 100 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Chemport.ru - Химический портал. Новости химии. форум и др. материалы.

XuMuk.ru - Сайт о химии для химиков. Химическая энциклопедия, фармацевтические справочники, методики синтеза и другие полезные материалы он-лайн.

Ximicat.com - Химический каталог. Справочная информация по химии, статьи, форум, тесты

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

elib.mivlgu.local

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Глубокому освоению теоретического материала способствует предварительная подготовка, включающая чтение предыдущей лекции, работу с учебными пособиями и научными материалами. Для успешного освоения теоретического материала студент знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями. Чтобы содержательная информация по дисциплине запоминалась, целесообразно изучать ее поэтапно – по темам и в строгой последовательности, поскольку последующие темы опираются на предыдущие.

Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса. До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторные работы проводятся в химической лаборатории. Основные вопросы лабораторных занятий связаны с изучением химических свойств различных соединений, особенностей протекания химических процессов. Лабораторные работы выполняются по индивидуальным вариантам, небольшими группами по 2-3 человека. Полученные результаты эксперимента сводятся в отчет. Отчет по каждой лабораторной работе должен оформляться аккуратно и содержать следующие разделы: цель работы, номер и название опыта, описание хода эксперимента, уравнения химических реакций, описание наблюдений, основные выводы по каждому опыту в отдельности и по работе в целом.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Важной частью работы студента является знакомство с рекомендуемой и дополнительной литературой, поскольку лекционный материал, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, содержит лишь минимум необходимых теоретических сведений. Высшее образование предполагает более глубокое знание предмета. Кроме того, оно предполагает не только усвоение информации, но и формирование навыков исследовательской работы. Для этого необходимо изучать и самостоятельно анализировать статьи периодических изданий и Интернет-ресурсы.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Химия»

по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

 

Рабочая программа дисциплины «Химия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: ознакомить студентов с теорией и практикой науки о веществах и их превращениях.

дать представление об основных понятиях, законах и моделях химических систем, о реакционной способности веществ, сформировать навыки научного исследования; дать основы анализа источников химической опасности и представления о способах защиты человека и природы.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Химия» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

22.05.2018 г.