Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТМС 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Триботехника и триботехнологии     

 




Направление подготовки

15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

Зач. с оц.  

Итого

108 / 3  

16  

 

32  

1,6  

0,25  

49,85  

58,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: изучение общих вопросов трения, износа и смазки трибосопряжений машин; приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для грамотной эксплуатации технологических машин и оборудования и анализа причин износа основных трибосопряжений машин и путях повышений их износостойкости.

Основной задачей дисциплины является изучение основных трибологических закономерностей для решения конкретных конструкторских, технологических и эксплуатационных задач, свя-занных с трением, износом и смазкой в машинах и механизмах, а также целенаправленный вы-бор материалов с необходимыми физико-механическими свойствами, степени точности, каче-ства поверхности и условий эксплуатации деталей в подвижных соединениях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (ФТД.В.01))

Базовые: химия, физика, материаловедение, основы конструирования Базирующие: ВКР

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность разрабатывать и внедрять эффективные технологии изготовления машиностроительных изделий, участвовать в модернизации и автоматизации действующих и проектировании новых машиностроительных производств различного назначения, средств и систем их оснащения, производственных и технологических процессов с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства.

ПК-6 способность выбирать и эффективно использовать материалы, оборудование, инструменты, технологическую оснастку, средства автоматизации, контроля, диагностики, управления, алгоритмы и программы выбора и расчета параметров технологических процессов, технических и эксплуатационных характеристик машиностроительных производств, а также средства для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительной продукции.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные положения теории внешнего трения, механики контактного взаимодействия твердых тел для повышения ресурса трибосопряжений. (ПК-5).

основные виды и характеристики изнашивания строительной техники. (ПК-5).

влияние механических, химических и физических воздействий на свойства поверхностей трущихся тел. (ПК-5).

требования триботехники к процессам изготовления деталей и конструкций технологических машин и оборудования. (ПК-5).

соответствие свойств смазочных, фрикционных и антифрикцинных материалов требованиям изготовления и эксплуатации технологических машин и оборудования. (ПК-5).

2) Уметь:

воспринимать информацию о принятых стандартом терминах по основным разделам науки «трибология», анализировать исторический путь развития основных понятий и законов, обобщать данные современных исследований, определять прикладное значение изучаемых разделов науки для достижения надежности и долговечности машин. (ПК-6).

применить знания естественных наук для решения прикладных вопросов изнашивания материалов и повышения срока службы машин.(ПК-6).

определять и оценивать силы и коэффициенты внешнего трения для трибосопряжений и рабочих органов машин (ПК-6).

интерпретировать экспериментальные зависимости микрогеометрии поверхностей деталей и рабочих органов машин от условий трения и изнашивания. (ПК-6).

определить место и режим процесса смазки для эксплуатации технологических машин и оборудования. (ПК-6).

3) Владеть:

навыками идентификации и ранжирования антифрикционных/ фрикционных материалов по эксплуатационным свойствам. (ПК-5, ПК-6).

навыками использования технических средств контроля геометрии, структуры и свойств материалов триботехнического назначения. (ПК-5, ПК-6).

навыками применения информационных ресурсов в ходе разработки технологической документации; для выбора триботехнических конструкционных материалов, эффективных методов изготовления, обработки и упрочнения деталей трибосистем. (ПК-5, ПК-6).

навыками разработки технических условий на процессы замены и смазки трибосопряжений технологических машин и оборудования. (ПК-5, ПК-6).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение. Основные понятия

2

2

6

устный опрос

2

Контактирование поверхностей твер-дых тел при трении и их свойства

2

2

8

6

устный опрос

3

Молекулярно-механическая теория трения

2

2

8

11

устный опрос

4

Теория усталостного изнашивания

2

2

8

6

устный опрос

5

Абразивное изнашивание

2

2

8

6

устный опрос

6

Теории изнашивания

2

2

7

устный опрос

7

Смазка трибосопряжений

2

2

8

устный опрос

8

Классическая теория смазочного слоя

2

2

8,15

устный опрос

Всего за  семестр

108

16

32

58,15

1,6

0,25

Зач. с оц.

Итого   

108

16

32

58,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Введение. Основные понятия

Лекция 1.

Триботехника, предмет и объект ее изучения (2 часа).

Раздел 2. Контактирование поверхностей твер-дых тел при трении и их свойства

Лекция 2.

Основные факторы, влияющие на знак градиента механических свойств поверхности трения (2 часа).

Раздел 3. Молекулярно-механическая теория трения

Лекция 3.

Номинальная, контурная и фактическая площади контакта шероховатых тел (2 часа).

Раздел 4. Теория усталостного изнашивания

Лекция 4.

Общая картина процессов при трении (2 часа).

Раздел 5. Абразивное изнашивание

Лекция 5.

Факторы, влияющие на фрикционное взаимодействие твердых тел. Фрикционная связи (2 часа).

Раздел 6. Теории изнашивания

Лекция 6.

Расчет коэффициента трения шероховатых поверхностей (2 часа).

Раздел 7. Смазка трибосопряжений

Лекция 7.

Физическая модель возникновения сил внешнего трения (2 часа).

Раздел 8. Классическая теория смазочного слоя

Лекция 8.

Влияние смазочных материалов на процесс изнашивания (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Не планируется.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Семестр 2

Раздел 1. Контактирование поверхностей твер-дых тел при трении и их свойства

Лабораторная 1.

Расчет опор скольжения в режиме близком к граничному трению (ч.1) (4 часа).

Лабораторная 2.

Расчет опор скольжения в режиме близком к граничному трению (ч.2) (4 часа).

Раздел 2. Молекулярно-механическая теория трения

Лабораторная 3.

Определение коэффициента трения контакта твердых тел (ч.1) (4 часа).

Лабораторная 4.

Определение коэффициента трения контакта твердых тел (ч.2) (4 часа).

Раздел 3. Теория усталостного изнашивания

Лабораторная 5.

Определение максимального контактного давления в подшипнике (ч.1) (4 часа).

Лабораторная 6.

Определение максимального контактного давления в подшипнике (ч.2) (4 часа).

Раздел 4. Абразивное изнашивание

Лабораторная 7.

Исследование абразивного изнашивания (ч.1) (4 часа).

Лабораторная 8.

Исследование абразивного изнашивания (ч.2) (4 часа).

 

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=1107

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Сущность и задачи науки о трении.

2. Трение в плоских направляющих для поступательного движения.

3. Возбуждение силами трения нормальной вибрации сопрягаемых деталей.

4. Контактное взаимодействие двух цилиндров с параллельным осями .

5. Поверхностное пластическое деформирование как метод повышения трибологических свойств .

6. Общие требования к смазочным материалам. Классификация смазочных материалов.

7. Выбор типа смазочного материала в зависимости от условий работы узлов трения.

8. Структура жидких смазочных материалов (масел) основа масел, функциональные присадки .

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

 изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

 самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических

разработок, специальной учебной и научной литературы;

 закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Триботехника и триботехнологии

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Коротков В.А. Износостойкость машин [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коротков В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 42 c - http://www.iprbookshop.ru/20694.

2. Горелик А.В. Практикум по основам теории надежности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горелик А.В., Ермакова О.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.— 133 c - http://www.iprbookshop.ru/26826

3. Технология и организация восстановления деталей и сборочных единиц при сервисном сопровождении. Курсовое проектирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2012.— 158 c. - http://www.iprbookshop.ru/28876

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Никитин Ю.Р. Диагностирование мехатронных систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Никитин Ю.Р., Абрамов И.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 116 c. - http://www.iprbookshop.ru/13859

2. Выбор показателей точности для типовых соединений в машиностроении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Я.М. Радкевич [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2010.— 122 c. - http://www.iprbookshop.ru/34745

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

- http://encycl.yandex.ru (Энциклопедии и словари);

- http://www.apm.ru (Научно-технический центр «Автоматизированное Про-

ектирование Машин»)

- http://standard.gost.ru (Росстандарт);

- http://www1.fips.ru (Федеральный институт промышленной собственности);

- http://www.fepo.ru (Подготовка к ФЭПО, использование возможностей тре-

нировочного Интернет-тестирования)

Программное обеспечение:

Компьютерный класс

Microsoft Windows XP Professional SP3 (подписка DreamSpark Premium Electronic Software Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года)

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition (Договор №436 от 11.11.2014 года )

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный класс

ЭВМ Intel Core 2 E4400 2,0 ГГц – 9 шт.; ЭВМ Intel Core 2 E5500 2,8 ГГц – 3 шт.; Сканер Epson GT 15000

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.:

До выполнения лабораторных работ обучающийся изучает соответствующий раздел теории. Перед занятием студент знакомится с описанием заданий для выполнения работы, внимательно изучает содержание и порядок проведения лабораторной работы. Лабораторная работа проводятся в компьютерном классе. Обучающиеся выполняют индивидуальную задачу компьютерного моделирования в соответствии с заданием на лабораторную работу. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в классе на следующем лабораторном занятии. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения лабораторной работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.:

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.:

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Триботехника и триботехнологии»

по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

 

Рабочая программа дисциплины «Триботехника и триботехнологии» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет с оценкой .

Цель дисциплины: изучение общих вопросов трения, износа и смазки трибосопряжений машин; приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для грамотной эксплуатации технологических машин и оборудования и анализа причин износа основных трибосопряжений машин и путях повышений их износостойкости.

Основной задачей дисциплины является изучение основных трибологических закономерностей для решения конкретных конструкторских, технологических и эксплуатационных задач, свя-занных с трением, износом и смазкой в машинах и механизмах, а также целенаправленный вы-бор материалов с необходимыми физико-механическими свойствами, степени точности, каче-ства поверхности и условий эксплуатации деталей в подвижных соединениях.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Триботехника и триботехнологии» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

22.05.2018 г.