Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Современные проблемы в области защиты окружающей среды     

 




Направление подготовки

20.04.01 Техносферная безопасность

Профиль подготовки

"Безопасность жизнедеятельности в техносфере"

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

144 / 4  

10  

16  

 

3  

0,35  

29,35  

61  

Экз.(53,65)  

Итого

144 / 4  

10  

16  

 

3  

0,35  

29,35  

61  

53,65  

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Целью дисциплины “Современные проблемы в области защиты окружающей среды” является формирование знаний и навыков в анализе проблем выбора принципов и стратегий защиты окружающей среды на уровне предприятия, муниципалитета, отрасли, региона, страны, построения эффективных средств и систем мониторинга качества окружающей среды, газо- и водоочистки, сбора, хранения, захоронения, обезвреживания, переработки и утилизации отходов, необходимых при решении природозащитных задач. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при подготовке магистерской диссертации.

Задачи дисциплины – изучить современные проблемы науки в области защиты окружающей среды, сформировать необходимые профессиональные подходы по применению необходимых путей решения проблем с использованием результатов современной науки, с применением полученных навыков по проведению эколого-аналитических определений важнейших загрязнителей, по математической обработке результатов анализа, их интерпретации и выработке рекомендаций по улучшению состояния окружающей среды, научить студентов выявлять и оценивать источники и уровень загрязненности природных объектов вредными веществами, поступающими как от природопользователей, так и в результате их естественного образования и накопления в окружающей среде.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.02.02))

Изучение курса основывается на подготовке в процессе освоения программы бакалавриата. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплины «Основы промышленной безопасности», и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность моделировать, упрощать, адекватно представлять, сравнивать, использовать известные решения в новом приложении, качественно оценивать количественные результаты, их математически формулировать.

ПК-8 способность ориентироваться в полном спектре научных проблем профессиональной области.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

известные решения в области защиты окружающей среды (ОПК-5).

экологические аспекты производственной деятельности человека (ПК-8).

2) Уметь:

качественно оценивать количественные результаты использования известных решений в области защиты окружающей среды (ОПК-5).

ориентироваться в полном спектре научных проблем в области защиты окружающей среды (ПК-8).

3) Владеть:

способностью упрощать и адекватно представлять наиболее значимые проблемы в области защиты окружающей среды (ОПК-5).

основными способами защиты биосферы (ПК-8).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Биосфера, антропосфера и техносфера

1

4

2

10

Тестирование

2

Защита биосферы

1

6

14

51

Тестирование

Всего за  семестр

144

10

16

61

3

0,35

Экз.(53,65)

Итого   

144

10

16

61

3

0,35

53,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Биосфера, антропосфера и техносфера

Лекция 1.

Современные представления об антропосфере (2 часа).

Лекция 2.

Человек и окружающая среда (2 часа).

Раздел 2. Защита биосферы

Лекция 3.

Экологические аспекты производственной деятельности человека (2 часа).

Лекция 4.

Чрезвычайные экологические ситуации: причины и последствия (2 часа).

Лекция 5.

Социальные и экономические механизмы регулирования окружающей среды (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Биосфера, антропосфера и техносфера

Практическое занятие 1.

Возникновение и развитие антропосферы (2 часа).

Раздел 2. Защита биосферы

Практическое занятие 2.

Концептуальные основы устойчивого развития. Международная экономика, окружающая среда и развитие (2 часа).

Практическое занятие 3.

Население и людские ресурсы. Продовольственная безопасность (2 часа).

Практическое занятие 4.

Стратегия развития экосистем. Экологические проблемы развития энергетики (2 часа).

Практическое занятие 5.

Промышленное развитие. Управление движением отходов производства и потребления (2 часа).

Практическое занятие 6.

Проблемы урбанизации. Экологические проблемы транспортного комплекса (2 часа).

Практическое занятие 7.

Леса. Экологические и экономические аспекты устойчивого лесопользования. Сельское хозяйство и проблемы окружающей среды (2 часа).

Практическое занятие 8.

Проблемы мирового океана. Общее достояние человечества. Военные конфликты и экологические последствия. Экологические проблемы как источник конфликтов между странами (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на информационном портале МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3472&topic=2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Предпосылки перехода к идеологии устойчивого развития.

2. Понятие о феноменологии антропосферы в современной научной трактовке.

3. Современные концепции взаимодействия человека и природы.

4. Формирование принципов устойчивого развития в историческом разрезе.

5. Моделирование и управление экологическими системами.

6. Экономические и экологические связи между странами.

7. Ассиметричный характер международных экономических отношений.

8. Установление взаимосвязи между торговлей, окружающей средой и развитием.

9. Протекционизм и международная торговля.

10. Расширение технической базы и распространение экологически приемлемых технологий, расширение технического потенциала развивающихся стран.

11. Программа ООН по окружающей среде. Цели и задачи программы. Основные механизмы реализации.

12. Демографическая перспектива. Современный демографический взрыв.

13. Закон гиперболического роста численности населения Земли. Теория демографического перехода.

14. Прогресс в здравоохранении и образовании. Рост населения в связи с состоянием окружающей среды и развитием экономики.

15. Регулирование прироста населения. Механизмы регулирования, политика.

16. Долговременное обеспечение потенциала. Стратегия достижения продовольственной безопасности.

17. Достижения в области производства продовольствия.

18. Ухудшение ресурсной базы: потеря почвенных ресурсов; заболачивание, опустынивание, засоление земель; ветровая и водная эрозия; наступление на леса.

19. Рационализация мировой торговли продовольствием. Продовольствие во имя будущего. Ослабление голода и повышение уровня жизни.

20. Системы будущего: потребность на перспективу; производство с учетом прироста ресурсов. Глобальные перспективы.

21. Характер и масштабы. Значение генофонда. Генетическое разнообразие. Схемы и причины исчезновения видов животных и растений.

22. Экономическое значение исчезновения видов. Международные действия по сохранению национальных видов. Установление приоритетов.

23. Направления развития энергетики. Значение для окружающей среды и развития. Традиционные и альтернативные источники энергии.

24. Ухудшение окружающей среды в связи с развитием промышленности и ответные меры. Промышленное развитие в развитых и развивающихся странах.

25. Отходы производства и потребления. Стратегия сбора, удаления, обезвреживания и утилизации..

26. Урбанизация как глобальный процесс. Рост и кризис городов.

27. Проблемы урбанизации в развитых и развивающихся странах. Проблемы охраны окружающей среды в городах промышленно развитых стран.

28. Проблемы охраны окружающей среды в городах России. Жилищное строительство.

29. Развитие жилищного строительства. Перспективы жилищного строительства в России.

30. Виды и объекты экологического воздействия транспортного комплекса. Транспортный комплекс как источник загрязнения объектов окружающей среды.

31. Лес как планетарное явление. Лесопользование. Рекреационная роль лесов. Защита лесов.

32. Лесовосстановление. Искусственное лесовосстановление. Сертификация российских лесов, лесной продукции и пиломатериалов.

33. Структура сельского хозяйства. Ресурсный цикл сельского хозяйства. Влияние сельскохозяйственной техники на окружающую среду.

34. Сбалансированность жизни. Роль Мирового океана в регулировании качества окружающей среды. Регулирование океанопользования и охрана окружающей среды.

35. Рыбное хозяйство в мировом океане и региональных морях. Меры по регулированию. Стратегия охраны водных объектов в планетарном масштабе.

36. Использование общего достояния. Антарктида. Космическое пространство. Принятие мер в связи с планетарными изменениями климата.

37. История войн и их влияние на окружающую среду и население. Оружие массового поражения.

38. Причины возникновения конфликтов. Трансграничный перенос как источник конфликтов. Водопотребление и водоотведение как источники международных разногласий.

39. Экологические беженцы. Международное сотрудничество как путь решения экологических проблем и обеспечения экологической безопасности.

40. Экологический риск. Управление рисками. Экономика загрязнения.

41. Экологическое образование. Экологическое воспитание.

42. Экологическое аудирование. Технология и инструменты. Требования к аудитору. Виды экологического аудита. Документация аудита.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

1

144 / 4  

6  

8  

 

3  

0,6  

17,6  

117,75  

Экз.(8,65)  

Итого

144 / 4  

6  

8  

 

3  

0,6  

17,6  

117,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Биосфера, антропосфера и техносфера

1

2

2

15

Тестирование

2

Защита биосферы

1

4

6

102,75

Тестирование

Всего за  семестр

144

6

8

+

117,75

3

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

144

6

8

117,75

3

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Биосфера, антропосфера и техносфера

Лекция 1.

Современные представления об антропосфере. Человек и окружающая среда (2 часа).

Раздел 2. Защита биосферы

Лекция 2.

Экологические аспекты производственной деятельности человека (2 часа).

Лекция 3.

Чрезвычайные экологические ситуации: причины и последствия. Социальные и экономические механизмы регулирования окружающей среды (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Биосфера, антропосфера и техносфера

Практическое занятие 1.

Возникновение и развитие антропосферы. Концептуальные основы устойчивого развития. Международная экономика, окружающая среда и развитие (2 часа).

Раздел 2. Защита биосферы

Практическое занятие 2.

Население и людские ресурсы. Продовольственная безопасность. Стратегия развития экосистем. Экологические проблемы развития энергетики (2 часа).

Практическое занятие 3.

Промышленное развитие. Управление движением отходов производства и потребления. Проблемы урбанизации. Экологические проблемы транспортного комплекса (2 часа).

Практическое занятие 4.

Леса. Экологические и экономические аспекты устойчивого лесопользования. Сельское хозяйство и проблемы окружающей среды. Проблемы мирового океана (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Предпосылки перехода к идеологии устойчивого развития.

2. Понятие о феноменологии антропосферы в современной научной трактовке.

3. Современные концепции взаимодействия человека и природы.

4. Формирование принципов устойчивого развития в историческом разрезе.

5. Моделирование и управление экологическими системами.

6. Экономические и экологические связи между странами.

7. Ассиметричный характер международных экономических отношений.

8. Установление взаимосвязи между торговлей, окружающей средой и развитием.

9. Протекционизм и международная торговля.

10. Расширение технической базы и распространение экологически приемлемых технологий, расширение технического потенциала развивающихся стран.

11. Программа ООН по окружающей среде. Цели и задачи программы. Основные механизмы реализации.

12. Демографическая перспектива. Современный демографический взрыв.

13. Закон гиперболического роста численности населения Земли. Теория демографического перехода.

14. Прогресс в здравоохранении и образовании. Рост населения в связи с состоянием окружающей среды и развитием экономики.

15. Регулирование прироста населения. Механизмы регулирования, политика.

16. Долговременное обеспечение потенциала. Стратегия достижения продовольственной безопасности.

17. Достижения в области производства продовольствия.

18. Ухудшение ресурсной базы: потеря почвенных ресурсов; заболачивание, опустынивание, засоление земель; ветровая и водная эрозия; наступление на леса.

19. Рационализация мировой торговли продовольствием. Продовольствие во имя будущего. Ослабление голода и повышение уровня жизни.

20. Системы будущего: потребность на перспективу; производство с учетом прироста ресурсов. Глобальные перспективы.

21. Характер и масштабы. Значение генофонда. Генетическое разнообразие. Схемы и причины исчезновения видов животных и растений.

22. Экономическое значение исчезновения видов. Международные действия по сохранению национальных видов. Установление приоритетов.

23. Направления развития энергетики. Значение для окружающей среды и развития. Традиционные и альтернативные источники энергии.

24. Ухудшение окружающей среды в связи с развитием промышленности и ответные меры. Промышленное развитие в развитых и развивающихся странах.

25. Отходы производства и потребления. Стратегия сбора, удаления, обезвреживания и утилизации..

26. Урбанизация как глобальный процесс. Рост и кризис городов.

27. Проблемы урбанизации в развитых и развивающихся странах. Проблемы охраны окружающей среды в городах промышленно развитых стран.

28. Проблемы охраны окружающей среды в городах России. Жилищное строительство.

29. Развитие жилищного строительства. Перспективы жилищного строительства в России.

30. Виды и объекты экологического воздействия транспортного комплекса. Транспортный комплекс как источник загрязнения объектов окружающей среды.

31. Лес как планетарное явление. Лесопользование. Рекреационная роль лесов. Защита лесов.

32. Лесовосстановление. Искусственное лесовосстановление. Сертификация российских лесов, лесной продукции и пиломатериалов.

33. Структура сельского хозяйства. Ресурсный цикл сельского хозяйства. Влияние сельскохозяйственной техники на окружающую среду.

34. Сбалансированность жизни. Роль Мирового океана в регулировании качества окружающей среды. Регулирование океанопользования и охрана окружающей среды.

35. Рыбное хозяйство в мировом океане и региональных морях. Меры по регулированию. Стратегия охраны водных объектов в планетарном масштабе.

36. Использование общего достояния. Антарктида. Космическое пространство. Принятие мер в связи с планетарными изменениями климата.

37. История войн и их влияние на окружающую среду и население. Оружие массового поражения.

38. Причины возникновения конфликтов. Трансграничный перенос как источник конфликтов. Водопотребление и водоотведение как источники международных разногласий.

39. Экологические беженцы. Международное сотрудничество как путь решения экологических проблем и обеспечения экологической безопасности.

40. Экологический риск. Управление рисками. Экономика загрязнения.

41. Экологическое образование. Экологическое воспитание.

42. Экологическое аудирование. Технология и инструменты. Требования к аудитору. Виды экологического аудита. Документация аудита.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. Демографическая перспектива. Современный демографический взрыв.

2. Регулирование прироста населения. Механизмы регулирования, политика.

3. Ухудшение ресурсной базы: потеря почвенных ресурсов; заболачивание, опустынивание, засоление земель; ветровая и водная эрозия; наступление на леса.

4. Рационализация мировой торговли продовольствием. Продовольствие во имя будущего. Ослабление голода и повышение уровня жизни.

5. Характер и масштабы. Значение генофонда. Генетическое разнообразие. Схемы и причины исчезновения видов животных и растений.

6. Экономическое значение исчезновения видов. Международные действия по сохранению национальных видов. Установление приоритетов.

7. Направления развития энергетики. Значение для окружающей среды и развития. Традиционные и альтернативные источники энергии.

8. Ухудшение окружающей среды в связи с развитием промышленности и ответные меры. Промышленное развитие в развитых и развивающихся странах.

9. Отходы производства и потребления. Стратегия сбора, удаления, обезвреживания и утилизации..

10. Урбанизация как глобальный процесс. Рост и кризис городов.

11. Проблемы охраны окружающей среды в городах России. Жилищное строительство.

12. Развитие жилищного строительства. Перспективы жилищного строительства в России.

13. Виды и объекты экологического воздействия транспортного комплекса. Транспортный комплекс как источник загрязнения объектов окружающей среды.

14. Лес как планетарное явление. Лесопользование. Рекреационная роль лесов. Защита лесов.

15. Лесовосстановление. Искусственное лесовосстановление. Сертификация российских лесов, лесной продукции и пиломатериалов.

16. Структура сельского хозяйства. Ресурсный цикл сельского хозяйства. Влияние сельскохозяйственной техники на окружающую среду.

17. Сбалансированность жизни. Роль Мирового океана в регулировании качества окружающей среды. Регулирование океанопользования и охрана окружающей среды.

18. Рыбное хозяйство в мировом океане и региональных морях. Меры по регулированию. Стратегия охраны водных объектов в планетарном масштабе.

19. Использование общего достояния. Антарктида. Космическое пространство. Принятие мер в связи с планетарными изменениями климата.

20. История войн и их влияние на окружающую среду и население. Оружие массового поражения.

21. Причины возникновения конфликтов. Трансграничный перенос как источник конфликтов. Водопотребление и водоотведение как источники международных разногласий.

22. Экологические беженцы. Международное сотрудничество как путь решения экологических проблем и обеспечения экологической безопасности.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. Шаги решения задач студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. В дальнейшем магистранты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Современные проблемы в области защиты окружающей среды

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Скрыпник А.И. Основы экологической безопасности и эксплуатации зданий, сооружений и инженерных систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скрыпник А.И., Яременко С.А., Шашин А.В.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2013.— 84 c. - http://www.iprbookshop.ru/22664

2. Никифоров Л.Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Никифоров Л.Л., Персиянов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 494 c - http://www.iprbookshop.ru/14035

3. Основы безопасности в техносфере: учебное пособие / А.А. Дик, В.А. Иванов, В.Н. Макарова, А.А. Усов, Л.А. Харкевич. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. - 80 с. - http://window.edu.ru/resource/076/80076

4. Куприянов А.В. Системы экологического управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Куприянов А.В., Явкина Д.И., Косых Д.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 122 c. - http://www.iprbookshop.ru/30128

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Годин А.М. Экологический менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Годин А.М.— М.: Дашков и К, 2013.— 88 c. - http://www.iprbookshop.ru/4559

2. Журнал "Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность" - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=38146

3. Журнал "Машиностроение и безопасность жизнедеятельности" - http://www.mbzd.ru/

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Официальный сайт Минздравсоцразвития - http://www.minzdravsoc.ru

МЧС России. Методические материалы. http://www.mchs.gov.ru

Информационный портал «Охрана труда в России» http://ohranatruda.ru/

Официальный сайт Ростехнадзора - http://www.gosnadzor.ru/;

Официальный сайт МЧС - http://www.mchs.ru

Программное обеспечение:

Компьютерный класс. Лекционная аудитория:

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, GPL).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

window.edu.ru

elibrary.ru

mbzd.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный класс. Лекционная аудитория:

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20, экран DRAPPER Apex STAR.

Лаборатория безопасности жизнедеятельности

Гигрометр волосяной, барометр-анероид, анемометр чашечный У-5, психрометр бытовой, регулятор напряжения ФЭП, номограмма для определения эффективной и эффективно-эквивалентной температур, график перевода показаний анемометра в скорость движения воздуха, вентилятор бытовой, измерительная система для определения температуры вспышки топлива и масел ИС-1, газоанализатор УГ-4, устройство для измерения электрического сопротивления тела человека на постоянном токе (вольтметр, миллиамперметр, диски-электроды), комплект актов о несчастных случаях на производстве, измеритель шума и вибрации ВШВ-003-М3, газоанализатор "Элан СО-50", прибор комбинированный "ТКА-ПКМ", измеритель электрического и магнитного поля, люксметр "ТКА-Люкс", электропылесос, ареометр, план помещения, измеритель «Метеоскоп-М», термометр контактный Testo 720, датчик температуры поверхностей 150-0 56128, цифровой USB-термометр MP707 - 2шт

Лаборатория аналитической и коллоидной химии

Вытяжные шкафы; газоанализатор переносной МАГ-6ПВ с ПО Eksis Visuai Lab; ионометр Микон–2 ; магнитная мешалка «РИТМ-01»; аппарат Кипа; pH–метр ИПЛ-301;цифровой микроскоп Levenhuk - 1шт; Экотест-ВА; фотометр «Эксперт-003» ; фотоэлектроколориметр «Эксперт-001»; водяная баня - 2шт; набор химического оборудования для титриметрии – 2шт.; штативы химические с держателями – 5 шт.; титратор АТП-02; испаритель ротационный UL-200E ; спектрофотометр ПЭ-5400 УФ; потенциостат-гальваностат P-2X с электрохимической ячейкой; вискозиметр стеклянный; весы технические; весы аналитические; весы лабораторные; специальная химическая посуда.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется выполнением заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в учебной аудитории. Выполнение заданий производится в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Полученные результаты исследований сводятся в отчет и защищаются по традиционной методике в аудитории на следующем занятии. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения практической работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Современные проблемы в области защиты окружающей среды»

по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность

 

Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы в области защиты окружающей среды» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: Целью дисциплины “Современные проблемы в области защиты окружающей среды” является формирование знаний и навыков в анализе проблем выбора принципов и стратегий защиты окружающей среды на уровне предприятия, муниципалитета, отрасли, региона, страны, построения эффективных средств и систем мониторинга качества окружающей среды, газо- и водоочистки, сбора, хранения, захоронения, обезвреживания, переработки и утилизации отходов, необходимых при решении природозащитных задач. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при подготовке магистерской диссертации.

Задачи дисциплины – изучить современные проблемы науки в области защиты окружающей среды, сформировать необходимые профессиональные подходы по применению необходимых путей решения проблем с использованием результатов современной науки, с применением полученных навыков по проведению эколого-аналитических определений важнейших загрязнителей, по математической обработке результатов анализа, их интерпретации и выработке рекомендаций по улучшению состояния окружающей среды, научить студентов выявлять и оценивать источники и уровень загрязненности природных объектов вредными веществами, поступающими как от природопользователей, так и в результате их естественного образования и накопления в окружающей среде.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы в области защиты окружающей среды» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность.

 

22.05.2018 г.