Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ТБ 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Управление рисками, системный анализ и моделирование процессов в техносфере     

 




Направление подготовки

20.04.01 Техносферная безопасность

Профиль подготовки

"Безопасность жизнедеятельности в техносфере"

Квалификация (степень)выпускника

магистр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

8  

24  

 

2,8  

0,35  

35,15  

1,2  

Экз.(35,65)  

Итого

72 / 2  

8  

24  

 

2,8  

0,35  

35,15  

1,2  

35,65  

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: - формирование необходимой базы знаний по профилю будущей профессиональной деятельности выпускника (безопасность технологических процессов и производств), а также по видам деятельности: проектно-конструкторская и научно-исследовательская;

- изучение современной теории оценки и обеспечения технической безопасности и снижения риска, оценки надежности в системе «человек–машина-среда» с применением системного анализа;

- формирование навыков разработки методических и нормативных материалов, технической документации, проведения работ по управлению рисками и моделированию

систем управления охраной труда на производстве, организации соблюдения установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.

Задачами дисциплины являются:

– умение оценивать показатели опасности по результатам наблюдения и при обработке статистических данных;

– изучение теории риска и методов его анализа и оценки;

- изучение метода системного анализа при управлении рисками и моделировании систем управления охраной труда на производстве;

– умение на основе анализа функций техногенного риска принимать решения в модельных и реальных ситуациях.

Основой курса является получение магистрами комплекса теоретических и инженерных знаний, позволяющих с научной обоснованностью и технико-экономической целесообразностью решать вопросы, связанные с использованием метода системного анализа в управлении рисками.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.03))

Изучению курса предшествует следующие дисциплины: «Информационные технологии в сфере безопасности», «Экономика и менеджмент безопасности», «Современные проблемы в области защиты окружающей среды». Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин: «Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности», «Основы промышленной безопасности» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способность самостоятельно планировать, проводить, обрабатывать и оценивать эксперимент.

ОК-10 способность к творческому осмыслению результатов эксперимента, разработке рекомендаций по их практическому применению, выдвижению научных идей.

ОПК-4 способность организовывать работу творческого коллектива в обстановке коллективизма и взаимопомощи.

ОПК-5 способность моделировать, упрощать, адекватно представлять, сравнивать, использовать известные решения в новом приложении, качественно оценивать количественные результаты, их математически формулировать.

ПК-2 способность прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска и зоны повышенного загрязнения.

ПК-13 способность применять методы анализа и оценки надежности и техногенного риска.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

методы планирования эксперимента и получения экспертных оценок (ОК-9).

методы обработки и анализа экспериментальных данных (ОК-10).

принципы организации и проведения научных исследований в рабочей группе (ОПК-4).

методы математического и компьютерного моделирования в задачах оценки риска и прогнозирования безопасности техносферных систем (ОПК-5).

методы оценки риска рисками и управления безопасностью (ПК-2).

методологию системного анализа в приложении к задачам анализа опасностей в техносфере и прогнозирования техногенного риска (ПК-13).

2) Уметь:

строить модели исследуемого процесса или системы, проводить качественный и количественный анализ показателей безопасности (ОК-9).

анализировать механизмы воздействия опасностей на человека и окружающую среду (ОК-10).

планировать работу научного-исследовательского коллектива (ОПК-4).

использовать современные математические и программные средства оценки риска и прогнозирования негативного воздействия вредных и опасных производственных факторов (ОПК-5).

определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска, применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания (ПК-2).

прогнозировать потенциальный эколого-экономический ущерб от происшествий, проводить оптимизацию модели и оценку мероприятий, направленных на повышение безопасности человеко-машинных систем (ПК-13).

3) Владеть:

технологией организации и проведения научного эксперимента (ОК-9).

современными средствами обработки и интерпретации экспериментальных данных (ОК-10).

методами эффективного управления работой научного коллектива (ОПК-4).

навыками создания и анализа математических моделей исследуемых процессов и объектов (ОПК-5).

средствами компьютерного моделирования и прогнозирования риска и построения опасных зон негативного воздействия (ПК-2).

методами принятия оптимальных решений для снижения негативного воздействия опасностей в человеко-машинных системах (ПК-13).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей

2

2

6

1

тестирование

2

Общие принципы системного анализа и синтеза

2

2

6

0

тестирование

3

Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере

2

2

6

0

тестирование

4

Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере

2

2

6

0,2

тестирование

Всего за  семестр

72

8

24

1,2

2,8

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

72

8

24

1,2

2,8

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей

Лекция 1.

Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей (2 часа).

Раздел 2. Общие принципы системного анализа и синтеза

Лекция 2.

Общие принципы системного анализа и синтеза (2 часа).

Раздел 3. Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере

Лекция 3.

Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере (2 часа).

Раздел 4. Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере

Лекция 4.

Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей

Практическое занятие 1.

Методы обеспечения профотбора персонала создаваемых объектов техносферы (2 часа).

Практическое занятие 2.

Методы обеспечения и оценки уровня обученности персонала (2 часа).

Практическое занятие 3.

Снижение риска путем совершенствования профессиональной подготовленности персонала (2 часа).

Раздел 2. Общие принципы системного анализа и синтеза

Практическое занятие 4.

Анализ комфортности рабочей среды (2 часа).

Практическое занятие 5.

Моделирование производственного риска несчастных случаев (2 часа).

Практическое занятие 6.

Оценка надежности средств защиты персонала (2 часа).

Раздел 3. Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере

Практическое занятие 7.

Контроль соответствия прогнозируемых и реальных параметров риска возникновения происшествий (2 часа).

Практическое занятие 8.

Оптимизация программы мероприятий по поддержанию приемлемых параметров риска (2 часа).

Практическое занятие 9.

Снижение производственного риска за счет контроля особо опасных работ (2 часа).

Раздел 4. Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере

Практическое занятие 10.

Идентификация критически важных элементов опасного производственного объекта (2 часа).

Практическое занятие 11.

Оценка и прогнозирование остаточного ресурса опасных производственных объектов (2 часа).

Практическое занятие 12.

Прогнозирование и снижение риска каскадных чрезвычайных ситуаций (2 часа).

 

Методические указания к практическим работам приведены на сайте информационно-образовательного портала МИ ВлГУ

https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=3401&topic=2

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Свойства эмерджентности, энтропии и гомеостазиса систем; ситуационное и адаптивное поведение систем. Элементы математической теории организаций и программно-целевого управления процессом совершенствования систем.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 


4. 2. Форма обучения: заочная

Уровень базового образования: высшее.

Срок обучения 2г 6м.

 

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы, час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежуточного контроля

(экз., зач., зач. с оц.)

2

72 / 2  

10  

16  

 

5  

0,6  

31,6  

31,75  

Экз.(8,65)  

Итого

72 / 2  

10  

16  

 

5  

0,6  

31,6  

31,75  

8,65  

 

4.2.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежу-точной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей

2

2

4

8

тестирование

2

Общие принципы системного анализа и синтеза

2

2

4

8

тестирование

3

Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере

2

2

4

10

тестирование

4

Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере

2

4

4

5,75

тестирование

Всего за  семестр

72

10

16

+

31,75

5

0,6

Экз.(8,65)

Итого   

72

10

16

31,75

5

0,6

8,65

 

4.2.2. Содержание дисциплины

4.2.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей

Лекция 1.

Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей (2 часа).

Раздел 2. Общие принципы системного анализа и синтеза

Лекция 2.

Общие принципы системного анализа и синтеза (2 часа).

Раздел 3. Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере

Лекция 3.

Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере (2 часа).

Раздел 4. Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере

Лекция 4.

Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере (2 часа).

Лекция 5.

Оптимизация программы мероприятий по поддержанию приемлемых параметров риска (2 часа).

 

4.2.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей

Практическое занятие 1.

Снижение риска путем совершенствования профессиональной подготовленности персонала (2 часа).

Практическое занятие 2.

Анализ комфортности рабочей среды (2 часа).

Раздел 2. Общие принципы системного анализа и синтеза

Практическое занятие 3.

Моделирование производственного риска несчастных случаев (2 часа).

Практическое занятие 4.

Оценка надежности средств защиты персонала (2 часа).

Раздел 3. Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере

Практическое занятие 5.

Контроль соответствия прогнозируемых и реальных параметров риска возникновения происшествий (2 часа).

Практическое занятие 6.

Снижение производственного риска за счет контроля особо опасных работ (2 часа).

Раздел 4. Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере

Практическое занятие 7.

Идентификация критически важных элементов опасного производственного объекта (2 часа).

Практическое занятие 8.

Оценка и прогнозирование остаточного ресурса опасных производственных объектов (2 часа).

 

4.2.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.2.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Общая характеристика опасностей. Основы защиты от опасностей.

2. Общие принципы системного анализа и синтеза.

3. Системный анализ и моделирование процесса возникновения происшествий в техносфере.

4. Системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере.

5. Методы обеспечения профотбора персонала создаваемых объектов техносферы.

6. Методы обеспечения и оценки уровня обученности персонала.

7. Прогнозирование и снижение риска каскадных чрезвычайных ситуаций.

 

4.2.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

1. 1. Анализ состояния и прогнозирование безопасности на участках производственных и технологических процессов промышленных предприятий.

2. 2. Анализ состояния и прогнозирование безопасности на участках производственных и технологических процессов сельскохозяйственных предприятий.

3. 3. Анализ состояния и прогнозирование безопасности на участках производственных и технологических процессов объектов энергетики.

4. 4. Анализ состояния и прогнозирование безопасности на участках производственных и технологических процессов промышленных предприятий.

5. 5. Анализ состояния и прогнозирование безопасности на участках производственных и технологических процессов коммунальных предприятий.

6. 6. Моделирование происшествий при выполнении техпроцесса на производственном участке (по отраслям промышленности и народного хозяйства).

7. 7. Моделирование риска аварий в системах обеспечения промышленной безопасности (вентиляция, очистные сооружения, освещение, электробезопасность, пожарная безопасность и т.д.).

8. 8. Моделирование риска аварий в системах коммунального хозяйства (сети водоснабжения и канализации, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения).

9. 9. Моделирование риска аварии на транспорте (автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном, метрополитене).

10. 10. Моделирование риска происшествий в строительстве (на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений).

11. 11. Моделирование риска аварий на объектах топливно-энергетического цикла (АЭС, ГЭС, ТЭЦ, трансформаторных подстанциях, ЛЭП, АЗС, нефтехранилищах, нефте- и газопроводах и т.д.) .

12. 12. Моделирование риска аварии на гидросооружениях (водохранилище, плотина, порт, шлюз и т.д.).

13. 13. Моделирование риска загрязнения окружающей природной среды выбросами, сбросами и отходами производства, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (химическое, радиоактивное, биологическое, шумовое, электромагнитное загрязнения) .

14. 14. Управление безопасностью компонентов ЧМС в техносфере.

 

4.2.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

5. Образовательные технологии

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов. В вузе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе:

проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;

разноуровневое обучение - у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья;

исследовательские методы в обучении - дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения;

лекционно-семинарско-зачетная система - дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке студентов;

информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет;

здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Управление рисками, системный анализ и моделирование процессов в техносфере

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Клименко И.С. Методология системного исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Клименко И.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 207 c. - http://www.iprbookshop.ru/20358

2. Мендель, А. В. Модели принятия решений : учебное пособие для студентов вузов / А. В. Мендель. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 c. - http://www.iprbookshop.ru/81803

3. Куприянов А.В. Системы экологического управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Куприянов А.В., Явкина Д.И., Косых Д.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 122 c. - http://www.iprbookshop.ru/30128

4. Управление рисками, системный анализ и моделирование процессов в техносфере:Практикум для студентов образовательной программы 20.04.01 Техносферная безопасность / Сост. Середа С.Н. - Муром: ИПЦ МИ ВлГУ, 2015. - 60 с. - 10 экз.

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Годин, А. М. Экологический менеджмент : учебное пособие / А. М. Годин. — М. : Дашков и К, 2017. — 88 c. - http://www.iprbookshop.ru/60550

2. Журнал "Системы контроля окружающей среды" - https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=57454

3. Журнал "Системный анализ и информационные технологии в науках о природе и обществе" - https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=55146

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

МЧС России. Методические материалы. http://www.mchs.gov.ru

Охрана труда. Управление рисками и безопасностью труда. http://ohrana-bgd.ru/

Охрана труда в России. Законодательство по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Все действующие ГОСТы, технические нормативы. http://www.ohranatruda.ru

Электронная библиотека издательства Springer http://www.link.springer.com

Программное обеспечение:

Лекционная аудитория

Пакет офисных приложений Libre Office v.5 (free software, GPL).

Лаборатория информатики и моделирования

Пакет математических расчетов MathCAD (государственный контракт №1 от 10.01.2012 года).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория

DVD плеер POINER DV-310-Sdvd player, проектор SANYO PDG - DSU 20.

Лаборатория информатики и моделирования

15 компьютеров Intel Core i3, проектор SANYO PDG - DSU 20.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется выполнением заданий по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в учебной аудитории. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задание. Выполнение заданий производится в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Полученные результаты исследований сводятся в отчет. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Необходимый теоретический материал, индивидуальное задание, шаги выполнения практической работы и требование к отчету приведены в методических указаниях, размещенных на информационно-образовательном портале института. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Управление рисками, системный анализ и моделирование процессов в техносфере»

по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность

 

Рабочая программа дисциплины «Управление рисками, системный анализ и моделирование процессов в техносфере» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: - формирование необходимой базы знаний по профилю будущей профессиональной деятельности выпускника (безопасность технологических процессов и производств), а также по видам деятельности: проектно-конструкторская и научно-исследовательская;

- изучение современной теории оценки и обеспечения технической безопасности и снижения риска, оценки надежности в системе «человек–машина-среда» с применением системного анализа;

- формирование навыков разработки методических и нормативных материалов, технической документации, проведения работ по управлению рисками и моделированию

систем управления охраной труда на производстве, организации соблюдения установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.

Задачами дисциплины являются:

– умение оценивать показатели опасности по результатам наблюдения и при обработке статистических данных;

– изучение теории риска и методов его анализа и оценки;

- изучение метода системного анализа при управлении рисками и моделировании систем управления охраной труда на производстве;

– умение на основе анализа функций техногенного риска принимать решения в модельных и реальных ситуациях.

Основой курса является получение магистрами комплекса теоретических и инженерных знаний, позволяющих с научной обоснованностью и технико-экономической целесообразностью решать вопросы, связанные с использованием метода системного анализа в управлении рисками.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Управление рисками, системный анализ и моделирование процессов в техносфере» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность.

 

22.05.2018 г.