Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Религиоведение     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Главной целью изучения дисциплины «Религиоведение» является приобретение и углубление студентами знаний в области религии, помогающих свободному самоопределению в собственных мировоззренческих позициях и пониманию религии в контексте развития духовной культуры общества.

Для достижения этих целей направлено решение следующих задач:

1. Обогатить духовный мир студентов максимально возможными (в рамках отведенного количества часов по изучению данного курса) сведениями о религии как социально-психологическом явлении.

2. Раскрыть сущность религиозного мировоззрения, сформировать у будущих специалистов высшей квалификации объективные представления о формах, содержании и назначении религиозных верований.

3. Проникнуть в сущность религии, проанализировать возникновение, эволюцию и современное состояние религии и церковных организаций.

4. Обучить студентов навыкам самостоятельного анализа современных актуальных конфессиональных и межконфессиональных проблем, взаимоотношений общества, государства, церкви и верующих.

5. Овладеть необходимым учебно-методическим материалом для ориентации в многообразных, зачастую противоречивых, оценках значения религии и церкви.

Данный курс позволяет укрепить или критически переосмыслить личный мировоззренческий выбор студентов в процессе ознакомления с основными религиоведческими понятиями, религиями мира, конфессиями, наиболее значимыми образами, идеями, учениями, обрядами и праздниками, представленными в тех или иных религиозных системах

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.01.02))

Изучение курса «Религиоведение» базируется на изучении дисциплины история. На курсе религиоведение базируются такие дисциплины как: социология, культурология.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

специфику религиозного мировоззрения, основы религиозной культуры (ОПК-5).

2) Уметь:

учитывать конфессиональные различия в профессиональной деятельности (ОПК-5).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Понятие и сущность религии

3

6

6

10

Тестирование

2

Происхождение религии и ее исторические формы

3

4

2

20

Тестирование

3

Национальные и мировые религии, религиозная культура

3

6

8

44,15

Тестирование, устный опрос

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Понятие и сущность религии

Лекция 1.

Введение в религиоведение (2 часа).

Лекция 2.

Понятие и сущность религии (2 часа).

Лекция 3.

Социальные функции религии и роль религии в обществе (2 часа).

Раздел 2. Происхождение религии и ее исторические формы

Лекция 4.

Происхождение религии и ее исторические формы (2 часа).

Лекция 5.

Национальные религии (2 часа).

Раздел 3. Национальные и мировые религии, религиозная культура

Лекция 6.

Ислам (2 часа).

Лекция 7.

Буддизм (2 часа).

Лекция 8.

Христианство (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Понятие и сущность религии

Практическое занятие 1.

Введение в религиоведение (2 часа).

Практическое занятие 2.

Понятие и сущность религии (2 часа).

Практическое занятие 3.

Социальные функции религии и роль религии в обществе (2 часа).

Раздел 2. Происхождение религии и ее исторические формы

Практическое занятие 4.

Происхождение религии и ее исторические формы (2 часа).

Раздел 3. Национальные и мировые религии, религиозная культура

Практическое занятие 5.

Национальные религии (2 часа).

Практическое занятие 6.

Ислам (2 часа).

Практическое занятие 7.

Буддизм (2 часа).

Практическое занятие 8.

Христианство (2 часа).

 

Религиоведение: метод. указания к семинарским занятиям для студентов всех образовательных программ/сост.: Н.А. Куликова, - Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2012.- 30 с . Режим доступа: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=2356

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Элементарные формы религиозной жизни.

2. Религии древних цивилизаций.

3. Нетрадиционные религии.

4. Религиозная культура, религиозное искусство.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины религиоведение применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов), экспресс-опросы. При проведении практических занятий используются мультимедийная техника, проводятся тематические дискуссии.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Религиоведение

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Писманик М.Г. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение»/ Писманик М.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 279 c.http://www.iprbookshop.ru/8575.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - http://www.iprbookshop.ru/8575

2. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник/ Лобазова О.Ф.— М.: Дашков и К, 2013.— 488 c. - http://www.iprbookshop.ru/10961

3. Религиозные традиции мира:иудаизм, христианство, ислам: Учебное пособие : учебное пособие / Л.Б. Михайлова. — Москва : Прометей, 2013. — 288 с. - https://www.book.ru/book/914921

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Религиоведение: учебное пособие : учебное пособие / Н.В. Тузов. — Москва : Палеотип, 2006. — 260 с. - https://www.book.ru/book/901381

2. Основы религиоведения /Под. Ред. И. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2001 - 10 экз.

3. Костюкович П.И. Религиоведение: Уч. пос. – Минск: Новое знание, 2002 - 192 экз.

4. Религиоведение: метод. указания к семинарским занятиям для студентов всех образовательных программ/сост.: Н.А. Куликова, - Муром: Изд.-полиграфический центр МИВлГУ, 2012.- 31 с. - https://www.mivlgu.ru/iop/mod/forum/discuss.php?d=758

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Интерфакс РЕЛИГИЯ - http://www.interfax-religion.ru/;

федерация еврейских общин России - http://www.feor.ru/;

исламский информационный портал - http://www.islam.ru/;

православный журнал "Фома" - http://foma.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

book.ru

mivlgu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Кабинет гуманитарных дисциплин

Комплект учебно-методических пособий.

экран DRAPPER Apex STAR (переносной), видеопроектор SANYO PDG-DSU20 (переносной).

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Лекционные занятия служат для изложения теоретического материала и создают основы для эффективной работы с информацией, которая необходима студенту для освоения дисциплины и последующей профессиональной деятельности. Эффективность усвоения лекционного материала зависит от правильной подготовки и организации работы на лекции. При подготовке к лекции студенту следует узнать ее тему и предварительно ознакомиться с соответствующим разделом учебника. Работа во время лекции заключается в восприятии информации, сообщаемой преподавателем и ее сжатом фиксировании в виде конспекта. Восприятие информации должно носить активный характер – студенту следует обдумывать сказанное лектором и выделять наиболее существенные факты, понятия, концепции. При необходимости можно задать вопрос лектору, чтобы уточнить свое понимание материала.

Цель практических занятий – углубить и расширить знания, полученные на лекции, сформировать умения и навыки, необходимые для применения полученных знаний. Помимо этого они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов. Планы семинарских занятий, их тематика и рекомендуемая литература, как правило, отражены преподавателем в методических указаниях. Основной формой работы на семинаре является устное выступление по вопросам, предложенным преподавателем. Приступая к подготовке выступления, студент, прежде всего, должен составить план на основе методических рекомендаций. Затем необходимо изучить соответствующие конспекты лекций, разделы учебников и методических пособий, ознакомиться с дополнительной литературой (справочниками, энциклопедиями, словарями). Основные положения выступления рекомендуется изложить в форме тезисов. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано, нельзя ограничиваться простым воспроизведением готовых текстов из Интернета и других источников.

Следует помнить, что лекции не могут дать исчерпывающего изложения учебного материала. Поэтому важное значение имеет самостоятельная работа студента, которая не только позволяет лучше подготовиться к экзамену, но и формирует навыки самостоятельной организации деятельности студента и способность к самостоятельному приобретению необходимых знаний. Самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение студентом вопросов, выделенных преподавателем, на основе рекомендованного списка учебной и научной литературы. Результаты самостоятельной работы представляются студентом в форме устных выступлений на семинаре, письменных сообщений и отчетов.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Религиоведение»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Религиоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: Главной целью изучения дисциплины «Религиоведение» является приобретение и углубление студентами знаний в области религии, помогающих свободному самоопределению в собственных мировоззренческих позициях и пониманию религии в контексте развития духовной культуры общества.

Для достижения этих целей направлено решение следующих задач:

1. Обогатить духовный мир студентов максимально возможными (в рамках отведенного количества часов по изучению данного курса) сведениями о религии как социально-психологическом явлении.

2. Раскрыть сущность религиозного мировоззрения, сформировать у будущих специалистов высшей квалификации объективные представления о формах, содержании и назначении религиозных верований.

3. Проникнуть в сущность религии, проанализировать возникновение, эволюцию и современное состояние религии и церковных организаций.

4. Обучить студентов навыкам самостоятельного анализа современных актуальных конфессиональных и межконфессиональных проблем, взаимоотношений общества, государства, церкви и верующих.

5. Овладеть необходимым учебно-методическим материалом для ориентации в многообразных, зачастую противоречивых, оценках значения религии и церкви.

Данный курс позволяет укрепить или критически переосмыслить личный мировоззренческий выбор студентов в процессе ознакомления с основными религиоведческими понятиями, религиями мира, конфессиями, наиболее значимыми образами, идеями, учениями, обрядами и праздниками, представленными в тех или иных религиозных системах

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Религиоведение» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

22.05.2018 г.