Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Современная научная картина мира     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

3

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

Зач.  

Итого

72 / 2  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

38,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов теоретических знаний по наиболее важным проблемам современной науки, способствующим более глубокому усвоению специальных дисциплин.

Задачи дисциплины:

- использование знаний для формирования у студентов научного стиля мышления;

- применение научной методологии для повышения социальной и профессиональной мобильности современного специалиста;

- понимание глобальных проблем взаимодействия человека и природы;

- формирование у студентов целостного мировоззрения и системного взгляда на окружающий мир.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.16))

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в процессе обучения в средней общеобразовательной школе в области естественно-научных и социальных дисциплин. Дисциплина «Современная научная картина мира"является общим теоретическим и методологическим основанием для изучения таких дисциплин, как "Философия", "Культурология", "Психология""Информатика",входящих в ОПОП подготовки бакалавров данного направления.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные методы, способы и средства научных дисциплин (ОПК-3).

2) Уметь:

обосновывать основные методы научных дисциплин (ОПК-3).

3) Владеть:

способностью владеть основными методами, способами и средствами научных дисциплин (ОПК-3).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Научный подход к изучения человека и окружающего мира

3

6

8

16

устный опрос, тестирование

2

Естественно-научная картина человека и окружающего мира

3

10

8

22,15

устный опрос, тестирование

Всего за  семестр

72

16

16

38,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

72

16

16

38,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 3

Раздел 1. Научный подход к изучения человека и окружающего мира

Лекция 1.

Научный подход и его применение для описания человека и окружающего мира (2 часа).

Лекция 2.

Антропология и биология как инструмент научного описания человека (2 часа).

Лекция 3.

Классификация, предметы и объекты исследования в естественных науках (2 часа).

Раздел 2. Естественно-научная картина человека и окружающего мира

Лекция 4.

Основы механики и оптики (2 часа).

Лекция 5.

Молекулярная физика и термодинамика (2 часа).

Лекция 6.

Электричество и магнетизм (2 часа).

Лекция 7.

Современные космологические теории (2 часа).

Лекция 8.

Квантовая механика (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 3

Раздел 1. Научный подход к изучения человека и окружающего мира

Практическое занятие 1.

Наука и естественнонаучное образование гуманитариев (2 часа).

Практическое занятие 2.

Системность научного знания (2 часа).

Раздел 2. Естественно-научная картина человека и окружающего мира

Практическое занятие 3.

Панорама современного естествознания (2 часа).

Практическое занятие 4.

Структурные концепции организации материи (2 часа).

Практическое занятие 5.

Микромир в современной научной картине мира (2 часа).

Практическое занятие 6.

Современные астрофизические и космологические концепции (2 часа).

Раздел 3. Научный подход к изучения человека и окружающего мира

Практическое занятие 7.

Человек в системе современного естественнонаучного знания (2 часа).

Практическое занятие 8.

Будущее науки (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены в http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/2970

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Антинаука и лженаука. Принцип верификации, фальсификации и неполноты формализованной системы.

2. Всеобщие, общенаучные и частные методы научного познания. Эмпирические и теоретические методы.

3. Точки зрения на философию и методологию науки.

4. Энергия, виды энергии. Источники энергии.

5. Диалог естественных и гуманитарных наук.

6. Энергетика и экологические проблемы энергетики.

7. Поле всемирного тяготения и гравитационное взаимодействие.

8. Виды взаимодействий в природе и классификация элементарных частиц.

9. Обменный характер взаимодействия в микромире.

10. Объединение различных взаимодействий. Квантовые числа элементарных частиц.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Современная научная картина мира

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Жереб В.П., Снежко А.А., Ивасев С.С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический ун-т, 2009. - 132 с. - http://window.edu.ru/resource/986/69986/files/%D0%96%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%20%D0%92.%D0%9F.%20%D0%9A%D0%A1%D0%95.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1.%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5.2010.pdf

2. Чуриков В.А. Концепции современного естествознания: Методическое пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 21 с. - http://window.edu.ru/resource/833/73833/files/Estestvoznan_Metodich2009.pdf

3. Новоженов В.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 474 с. - http://window.edu.ru/resource/647/29647/files/asu014.pdf

4. Макаров В.М. Концепции современного естествознания. Часть 1: Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2006. - 68 с. - http://window.edu.ru/resource/757/45757/files/kti01.pdfu.ru/handle/123456789/4905

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Герасименко В.Н., Попов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Часть 1. - Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 1999. - 85 с. - http://window.edu.ru/resource/485/57485/files/kse1.pdf

2. Горохов В.Л., Шмыков А.Ю. Концепции современного естествознания: Методические указания к самостоятельной работе. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - 28 с. - http://window.edu.ru/resource/188/47188/files/engec12.pdf

3. Журнал "Естественные науки". Изд-во: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет", 2015 - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9543

4. Журнал "Успехи современного естествознания". Изд-во:Издательский Дом "Академия Естествознания", 2015 - http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9869

5. Журнал "EUROPEAN JOURNAL OF SOCIAL AND HUMAN SCIENCES". Изд-во: Matej Bel University in Banska Bystrica, 2015 - http://elibrary.ru/title_about.asp?id=51153

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Естественно-научный образовательный портал - http://www.en.edu.ru/

Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/

Образовательный проект "Естествознание 2.0" - http://nscience.ru/

Программное обеспечение:

Компьютерный класс.

Операционная система Microsoft Windows (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Среда разработки на языке Pascal PascalABC.NET (free software, GNU Lesser General Public License v.3);

Офисный пакет Apache OpenOffice (free software, Apache License version 2.0);

Среда программирования Visual Studio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Растровый графический редактор GIMP (free software, GNU General Public License);

Векторный графический INKSCAPE (free software, GNU General Public License);

Браузер Google Chrome (free software, Google EULA);

Среда программирования Lazarus (free software, GPL);

MathCad Education-University Edition (100 pack) (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года (с ООО «СофтЛайн Проекты»);

Редактор диаграмм и блок-схем для Windows Microsoft Visio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);

Свободный текстовый редактор с открытым исходным кодом Notepad++ (free software, GNU General Public License).

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

window.edu.ru

elibrary.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория.

Проектор NEC V302XG + проекционный экран); коммутатор Switch; плазменный телевизор Panasonic 42VS80; DVD плеер V315S.

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Современная научная картина мира»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Современная научная картина мира» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 72 час. (2 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов теоретических знаний по наиболее важным проблемам современной науки, способствующим более глубокому усвоению специальных дисциплин.

Задачи дисциплины:

- использование знаний для формирования у студентов научного стиля мышления;

- применение научной методологии для повышения социальной и профессиональной мобильности современного специалиста;

- понимание глобальных проблем взаимодействия человека и природы;

- формирование у студентов целостного мировоззрения и системного взгляда на окружающий мир.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Современная научная картина мира» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

22.05.2018 г.