Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Кафедра
СГПД
« 22   » 05   2018 г.
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ
Современная научная картина мира
Направление подготовки |
39.03.02 Социальная работа |
Профиль подготовки |
|
Квалификация (степень)выпускника |
бакалавр |
Семестр |
Трудоем-кость, час. / зач. ед. |
Лек-ции, час.
|
Практи-ческие занятия, час. |
Лабора-торные работы, час. |
Консуль-тация, час. |
Конт-роль, час. |
Всего (контак-тная работа), час. |
СРС, час. |
Форма промежу-точного контр. (экз., зач., зач. с оц.) |
3 |
72 / 2 |
16 |
16 |
|
1,6 |
0,25 |
33,85 |
38,15 |
Зач. |
Итого |
72 / 2 |
16 |
16 |
|
1,6 |
0,25 |
33,85 |
38,15 |
|
Муром,
2018 г.
1. Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов теоретических знаний по наиболее важным проблемам современной науки, способствующим более глубокому усвоению специальных дисциплин. Задачи дисциплины: - использование знаний для формирования у студентов научного стиля мышления; - применение научной методологии для повышения социальной и профессиональной мобильности современного специалиста; - понимание глобальных проблем взаимодействия человека и природы; - формирование у студентов целостного мировоззрения и системного взгляда на окружающий мир.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.16))
Курс базируется на знаниях, полученных студентами в процессе обучения в средней общеобразовательной школе в области естественно-научных и социальных дисциплин. Дисциплина «Современная научная картина мира"является общим теоретическим и методологическим основанием для изучения таких дисциплин, как "Философия", "Культурология", "Психология""Информатика",входящих в ОПОП подготовки бакалавров данного направления.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
ОПК-3 способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать:
основные методы, способы и средства научных дисциплин (ОПК-3).
2) Уметь:
обосновывать основные методы научных дисциплин (ОПК-3).
3) Владеть:
способностью владеть основными методами, способами и средствами научных дисциплин (ОПК-3).
4. Структура и
содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет
2 зачетных единицы,
72 часа.
4.1. Форма обучения: очная
Уровень базового образования:
среднее общее.
Срок обучения 4г.
4.1.1. Структура дисциплины
|
Раздел (тема) дисциплины |
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах) |
Форма текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по
семестрам)
|
||||||||
№ п\п |
Семестр |
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
СРС |
КП / КР |
Консультация |
Контроль |
||
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
устный опрос, тестирование |
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
устный опрос, тестирование |
Всего за
семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Содержание дисциплины
4.1.2.1. Перечень лекций
Семестр 3
Раздел 1. Научный подход к изучения человека и окружающего мира
Лекция 1.
Научный подход и его применение для описания человека и окружающего мира (2 часа).
Лекция 2.
Антропология и биология как инструмент научного описания человека (2 часа).
Лекция 3.
Классификация, предметы и объекты исследования в естественных науках (2 часа).
Раздел 2. Естественно-научная картина человека и окружающего мира
Лекция 4.
Основы механики и оптики (2 часа).
Лекция 5.
Молекулярная физика и термодинамика (2 часа).
Лекция 6.
Электричество и магнетизм (2 часа).
Лекция 7.
Современные космологические теории (2 часа).
Лекция 8.
Квантовая механика (2 часа).
4.1.2.2.
Перечень практических занятий
Семестр 3
Раздел 1. Научный подход к изучения человека и окружающего мира
Практическое занятие 1.
Наука и естественнонаучное образование гуманитариев (2 часа).
Практическое занятие 2.
Системность научного знания (2 часа).
Раздел 2. Естественно-научная картина человека и окружающего мира
Практическое занятие 3.
Панорама современного естествознания (2 часа).
Практическое занятие 4.
Структурные концепции организации материи (2 часа).
Практическое занятие 5.
Микромир в современной научной картине мира (2 часа).
Практическое занятие 6.
Современные астрофизические и космологические концепции (2 часа).
Раздел 3. Научный подход к изучения человека и окружающего мира
Практическое занятие 7.
Человек в системе современного естественнонаучного знания (2 часа).
Практическое занятие 8.
Будущее науки (2 часа).
Методические указания для практических занятий приведены в http://e.lib.vlsu.ru/handle/123456789/2970
4.1.2.3.
Перечень лабораторных работ
Не планируется.
4.1.2.4. Перечень
учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.
Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.
Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:
1. Антинаука и лженаука. Принцип верификации, фальсификации и неполноты формализованной системы.
2. Всеобщие, общенаучные и частные методы научного познания. Эмпирические и теоретические методы.
3. Точки зрения на философию и методологию науки.
4. Энергия, виды энергии. Источники энергии.
5. Диалог естественных и гуманитарных наук.
6. Энергетика и экологические проблемы энергетики.
7. Поле всемирного тяготения и гравитационное взаимодействие.
8. Виды взаимодействий в природе и классификация элементарных частиц.
9. Обменный характер взаимодействия в микромире.
10. Объединение различных взаимодействий. Квантовые числа элементарных частиц.
4.1.2.5.
Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР
Не планируется.
4.1.2.6.
Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)
Не планируется.
5. Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход. В дальнейшем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.
6. Оценочные
средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов.
Фонды оценочных средств приведены в приложении.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Современная научная картина мира
7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине
1. Жереб В.П., Снежко А.А., Ивасев С.С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический ун-т, 2009. - 132 с.
- http://window.edu.ru/resource/986/69986/files/%D0%96%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%20%D0%92.%D0%9F.%20%D0%9A%D0%A1%D0%95.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1.%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5.2010.pdf
2. Чуриков В.А. Концепции современного естествознания: Методическое пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 21 с.
- http://window.edu.ru/resource/833/73833/files/Estestvoznan_Metodich2009.pdf
3. Новоженов В.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 474 с.
- http://window.edu.ru/resource/647/29647/files/asu014.pdf
4. Макаров В.М. Концепции современного естествознания. Часть 1: Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2006. - 68 с. - http://window.edu.ru/resource/757/45757/files/kti01.pdfu.ru/handle/123456789/4905
7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине
1.
Герасименко В.Н., Попов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Часть 1. - Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 1999. - 85 с.
- http://window.edu.ru/resource/485/57485/files/kse1.pdf
2.
Горохов В.Л., Шмыков А.Ю. Концепции современного естествознания: Методические указания к самостоятельной работе. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - 28 с.
- http://window.edu.ru/resource/188/47188/files/engec12.pdf
3.
Журнал "Естественные науки". Изд-во: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет", 2015
- http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9543
4.
Журнал "Успехи современного естествознания". Изд-во:Издательский Дом "Академия Естествознания", 2015
- http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9869
5.
Журнал "EUROPEAN JOURNAL OF SOCIAL AND HUMAN SCIENCES". Изд-во: Matej Bel University in Banska Bystrica, 2015
- http://elibrary.ru/title_about.asp?id=51153
7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:
- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;
- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;
- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.
Информационные справочные системы:
Естественно-научный образовательный портал - http://www.en.edu.ru/
Образовательный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/
Образовательный проект "Естествознание 2.0" - http://nscience.ru/
Программное обеспечение:
Компьютерный класс.
Операционная система Microsoft Windows (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);
Среда разработки на языке Pascal PascalABC.NET (free software, GNU Lesser General Public License v.3);
Офисный пакет Apache OpenOffice (free software, Apache License version 2.0);
Среда программирования Visual Studio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);
Растровый графический редактор GIMP (free software, GNU General Public License);
Векторный графический INKSCAPE (free software, GNU General Public License);
Браузер Google Chrome (free software, Google EULA);
Среда программирования Lazarus (free software, GPL);
MathCad Education-University Edition (100 pack) (Государственный контракт №1 от 10.01.2012 года (с ООО «СофтЛайн Проекты»);
Редактор диаграмм и блок-схем для Windows Microsoft Visio (подписка DreamSpark Premium Electronic Software; Delivery (3 year) Renewal, договор №453 от 16.12.2014 года);
Свободный текстовый редактор с открытым исходным кодом Notepad++ (free software, GNU General Public License).
7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
window.edu.ru
elibrary.ru
8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория.
Проектор NEC V302XG + проекционный экран); коммутатор Switch; плазменный телевизор Panasonic 42VS80; DVD плеер V315S.
9. Методические указания по освоению дисциплины
Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.
На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется решением задач по основным темам дисциплины. Занятия проводятся в компьютерном классе, используя специальное программное обеспечение. Каждой подгруппе обучающихся преподаватель выдает задачу. В конце занятия обучающие демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.
Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую
программу дисциплины
«Современная научная картина мира»
по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
Рабочая программа дисциплины «Современная научная картина мира» составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
На изучение данного курса по учебному плану отводится
72 час. (2 ЗЕТ).
Формой итогового контроля изучения дисциплины является
зачет .
Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов теоретических знаний по наиболее важным проблемам современной науки, способствующим более глубокому усвоению специальных дисциплин. Задачи дисциплины: - использование знаний для формирования у студентов научного стиля мышления; - применение научной методологии для повышения социальной и профессиональной мобильности современного специалиста; - понимание глобальных проблем взаимодействия человека и природы; - формирование у студентов целостного мировоззрения и системного взгляда на окружающий мир.
Содержание занятий соответствуют требованиям
образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной
работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.
Освоение дисциплины позволит студентам приобрести
теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей
практической деятельности.
Предлагаемые фонды оценочных средств
для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает
содержание курса и соответствуют ФГОС.
Перечень учебно-методической литературы достаточен для
изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.
Рабочая программа дисциплины «Современная научная картина мира» рекомендуется для использования
в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
22.05.2018 г.