Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Социальная работа с различными группами населения     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр








          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

7

144 / 4  

32  

32  

 

3,2  

0,25  

67,45  

76,55  

Зач.  

8

144 / 4  

20  

20  

 

4  

2,35  

46,35  

71  

Экз.(26,65)  

Итого

288 / 8  

52  

52  

 

7,2  

2,6  

113,8  

147,55  

26,65  

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: Цели освоения дисциплины «Социальная работа с различными группами населения»:

- изучение сущности и сопоставление понятий социальной защиты граждан, социальной поддержки граждан, их специфики для отдельных категорий населения;

- изучение опыта и обоснование специфики социальной защиты различных групп населения: инвалидов, граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, вынужденных переселенцев,

беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, людей без определѐнного места проживания, молодѐжи, пожилых, семей, жертв природных и

техногенных катастроф, межэтнических конфликтов и др.;

- способствование приобретению студентами навыков научно-прикладной деятельности и профессиональной социальной работы с различными категориями нуждающихся.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными характеристиками различных групп населения;

- ознакомить со спецификой социальной работы с различными группами населения;

- ознакомить студентов с практикой социальных служб по работе с различными группами населения.

- сформировать комплексное представление об основных элементах, составляющих содержание социальной защиты населения в современных условиях;

- сформировать навыки комплексного анализа организационно-правовых форм социальной защиты населения различных групп населения

- стимулировать интерес студентов к исследовательской работе в области социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.08))

Содержание курса «Социальная работа с различными группами населения» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами профессионального цикла: «Теория социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», "Экономические основы социальной работы".

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

ПК-2 способность к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.

ПК-7 способность к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные методы, технологии социальной защиты; (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

особенности социальной защиты различных групп населения;- основные виды социальных гарантий; (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

нормативную базу социальной защиты отдельных групп населения. (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

2) Уметь:

работать с нормативными документами, применяя правовые нормы к конкретным практическим ситуациям; (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

пользоваться чужим опытом социальной работы для разработки стратегий своей будущей профессиональной деятельности;(ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

разрабатывать проекты социальной защиты. (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

3) Владеть:

профессиональной терминологией; (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

быть способным к обобщению, самостоятельному анализу, восприятию информации; (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

навыками научно-прикладной и организационной деятельности. (ОПК-5, ПК-2, ПК-7).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Теоретико-методологические основы социальной защиты населения

7

8

10

0

тест

2

Система социальной защиты населения в РФ

7

12

10

0

тест

3

Опыт социальной работы с различными группами населения

7

12

10

0

тест

4

Организационные основы социальной работы

7

2

76,55

тест

Всего за  семестр

144

32

32

76,55

3,2

0,25

Зач.

5

Организационные основы социальной работы

8

12

8

0

тест

6

Функционирование системы социальной защиты отдельных групп населения

8

8

12

71

тест

Всего за  семестр

144

20

20

71

+

4

2,35

Экз.(26,65)

Итого   

288

52

52

147,55

7,2

2,6

26,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 7

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной защиты населения

Лекция 1.

Становление и развитие системы социальной защиты населения в России (2 часа).

Лекция 2.

Социальная защита и социальная защищенность как категории теории социальной работы (2 часа).

Лекция 3.

Основные виды и модели социальной защиты населения (2 часа).

Лекция 4.

Социальная защита и социальная защищенность как категории теории социальной работы (2 часа).

Раздел 2. Система социальной защиты населения в РФ

Лекция 5.

Основные виды и модели социальной защиты населения (2 часа).

Лекция 6.

Нормативно-правовое регулирование социальной защиты в РФ (2 часа).

Лекция 7.

Современная система социальной защиты населения в России: общая характеристика и основные элементы (2 часа).

Лекция 8.

Социальная защищенность различных слоев населения в России (2 часа).

Лекция 9.

Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения (2 часа).

Лекция 10.

Социальные службы как основной элемент системы социальной защиты населения (2 часа).

Раздел 3. Опыт социальной работы с различными группами населения

Лекция 11.

Социальные службы организации (2 часа).

Лекция 12.

Современная система социальной защиты населения в России: общая характеристика и основные элементы (2 часа).

Лекция 13.

Социальная защищенность различных слоев населения в России (2 часа).

Лекция 14.

Основные организационно-правовые формы социальной защиты населения (2 часа).

Лекция 15.

Социальные службы как основной элемент системы социальной защиты населения (2 часа).

Лекция 16.

Система социального обслуживания населения в РФ (2 часа).

Семестр 8

Раздел 4. Организационные основы социальной работы

Лекция 17.

Структура учреждений социального обслуживания в субъектах РФ (2 часа).

Лекция 18.

Оценка эффективности социального обслуживания населения в РФ (2 часа).

Лекция 19.

Система социального обеспечения населения в РФ (2 часа).

Лекция 20.

Пенсии и пенсионное обеспечение в РФ (2 часа).

Лекция 21.

Обеспечение льготами, компенсациями, пособиями и иными социальными выплатами (2 часа).

Лекция 22.

Система социального страхования населения в РФ (2 часа).

Раздел 5. Функционирование системы социальной защиты отдельных групп населения

Лекция 23.

Социальные страховые риски (2 часа).

Лекция 24.

Организация социального и медицинского страхования в РФ (2 часа).

Лекция 25.

Социальные страховые фонды в РФ (2 часа).

Лекция 26.

Система государственной социальной помощи и поддержки населения в РФ (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 7

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной защиты населения

Практическое занятие 1.

Система социального обслуживания населения в РФ (2 часа).

Практическое занятие 2.

Система социального обеспечения населения в РФ (2 часа).

Практическое занятие 3.

Система социального страхования населения в РФ (2 часа).

Практическое занятие 4.

Социальные страховые фонды в РФ (2 часа).

Практическое занятие 5.

Организация социального и медицинского страхования в РФ (2 часа).

Раздел 2. Система социальной защиты населения в РФ

Практическое занятие 6.

Система государственной социальной помощи и поддержки населения в РФ (2 часа).

Практическое занятие 7.

Опыт социальной работы с правонарушителями и лицами, осужденными к отбыванию наказания (2 часа).

Практическое занятие 8.

Опыт социальной работы с зависимыми людьми (химические и нехимические аддикции) (2 часа).

Практическое занятие 9.

Опыт социальной работы с лицами, занимающимися проституцией и представителями секс-меньшинств. Опыт социальной работы с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными (2 часа).

Практическое занятие 10.

Опыт социальной работы с жертвами насилия (2 часа).

Раздел 3. Опыт социальной работы с различными группами населения

Практическое занятие 11.

Опыт социальной работы с жертвами религиозных сект и течений (2 часа).

Практическое занятие 12.

Опыт социальной работы с жертвами катастроф (2 часа).

Практическое занятие 13.

Опыт социальной работы с семьей и работы по охране материнства и детства (2 часа).

Практическое занятие 14.

Опыт социальной работы по устройству судьбы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (2 часа).

Практическое занятие 15.

Опыт социальной работы с суицидентами (2 часа).

Раздел 4. Организационные основы социальной работы

Практическое занятие 16.

Опыт социальной работы с бездомными (людьми БОМЖ) (2 часа).

Семестр 8

Раздел 5. Организационные основы социальной работы

Практическое занятие 17.

Опыт социальной работы с народами Севера (2 часа).

Практическое занятие 18.

Опыт социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами (2 часа).

Практическое занятие 19.

Опыт социальной работы по обеспечению занятости населения (2 часа).

Практическое занятие 20.

Опыт социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения (2 часа).

Раздел 6. Функционирование системы социальной защиты отдельных групп населения

Практическое занятие 21.

Опыт социальной работы с перемещенным населением (2 часа).

Практическое занятие 22.

Опыт социальной работы с военнослужащими и их семьями (2 часа).

Практическое занятие 23.

Организация благотворительной работы со слабозащищенными гражданами (2 часа).

Практическое занятие 24.

Организация и управление в социальной работе (2 часа).

Практическое занятие 25.

Группы риска как объект социальной работы (2 часа).

Практическое занятие 26.

Организационные особенности социальной работы с различными группами риска (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены на ИОП.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Ведомственная специфика социальной работы в РФ.

2. Финансовое и материально-техническое обеспечение системы социальной защиты населения.

3. Информатизация и компьютеризация в системе социальной защиты населения .

4. Стратегия реформирования и перспективы развития системы социальной защиты населения в Российской Федерации.

5. Ведомственная специфика социальной работы в РФ.

6. Финансовое и материально-техническое обеспечение системы социальной защиты населения.

7. Информатизация и компьютеризация в системе социальной защиты населения.

8. Стратегия реформирования и перспективы развития системы социальной защиты населения в Российской Федерации.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

1. 1. Специфика социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательной школе.

2. 2. Особенности социальной работы с группами социального риска (на примере конкретной категории граждан).

3. 3. Организация социальной работы с неполной отцовской семьей.

4. 4. Особенности социальной работы с несовершеннолетними матерями.

5. 5. Организация социальной работы с жертвами природных и антропогенных катастроф.

6. 6. Содержание социальной работы в экстремальных ситуациях.

7. 7. Особенности организации социальной работы с лицами, побывавшими в экстремальных ситуациях (на примере сотрудников МЧС, пожарников, военнослужащими и др.).

8. 8. Особенности организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

9. 9. Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы.

10. 10. Специфика организации системы социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

11. 11. Социальная работа с гражданами, страдающими химической зависимостью (алкоголиками, наркоманами, токсикоманами).

12. 12. Организация социальной работы по охране семьи, материнства и детства.

13. 13. Социальная работа с лицами, оставшимися без определенного места жительства: проблемы и перспективы их решения.

14. 14. Социальная работа с лицами, занимающимися проституцией.

15. 15. Социальная работа по месту жительства с различными категориями граждан.

16. 16. Специфика социальной работы в этических (этнонациональных) группах (общинах).

17. 17. Организация благотворительной деятельности по оказанию помощи слабозащищенным гражданам.

18. 18. Организация социальной работы на предприятии.

19. 19. Основные направления социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

20. 20. Зарубежный опыт организации социальной работы с различными группами населения (на примере любой категории населения).

21. 21. Организация социальной работы с людьми, пережившими насилие.

22. 22. Организация социальной работы с мужчинами (в том числе опыт практической работы социальных служб России).

23. 23. Социальная работа в пенитенциарной системе.

24. 24. Организация социокультурной работы с различными категориями граждан.

25. 25. Особенности социальной работы с мигрантами.

26. 26. Особенности организации работы с жертвами религиозных сект и течений.

27. 27. Адресная социальная помощь населению: понятие, содержание и особенности организации.

28. 28. Организация социальной работы по профилактике социального иждивенчества.

29. 29. Организация социально-информационной, консультативной и справочно-.

30. 30. разъяснительной работы в социальных службах.

31. 31. Организация социального управления: история, теория и проблемы реформирования.

 

Методические указания к курсовому проектированию приведены на ИОП.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических работ применяется имитационный или симуляционный подход.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социальная работа с различными группами населения

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Мельников, С. В. Методы исследования в социальной работе : учебное наглядное пособие для бакалавров / С. В. Мельников. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 118 c. — ISBN 978-5-4497-1427-5. - https://www.iprbookshop.ru/115701.html

2. Мельников, С. В. Основы социальной работы в схемах : учебное наглядное пособие для бакалавров / С. В. Мельников, Г. В. Люткене. — Саратов : Вузовское образование, 2021. — 80 c. — ISBN 978-5-4487-0748-3. - https://www.iprbookshop.ru/99918.html

3. Мельников, С. В. Теория социальной работы в схемах : учебное наглядное пособие для бакалавров / С. В. Мельников, Г. В. Люткене. — Саратов : Вузовское образование, 2021. — 90 c. — ISBN 978-5-4487-0749-0. - https://www.iprbookshop.ru/99919.html

4. Мельников, С. В. Социальная работа в схемах : учебное наглядное пособие для СПО / С. В. Мельников, Г. В. Люткене. — Саратов : Профобразование, 2021. — 80 c. — ISBN 978-5-4488-1020-6. - https://www.iprbookshop.ru/102332.html

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Организация муниципального управления в социальной сфере : монография / С. А. Бородкина, И. И. Брянцев, А. А. Гребенникова [и др.]. — Саратов : Вузовское образование, 2021. — 187 c. — ISBN 978-5-4487-0752-0. - https://www.iprbookshop.ru/100396.html

2. Мартынова, Е. В. Теория и практика социальной работы : учебное пособие / Е. В. Мартынова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. — 149 c. — ISBN 978-5-9275-3705-1. - https://www.iprbookshop.ru/117168.html

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

http://orelrsl.ru/koncepcia.htm/

http://www.public.ru/

www.biblioclub.ru/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

iprbookshop.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется обсуждением задач по основным темам дисциплины. Практические занятия проводятся в форме семинаров, "круглых столов", деловых игр. В ходе занятия обучающие демонстрируют полученные знания преподавателю.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями на курсовую работу. Обучающийся выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. В ходе выполнения курсовой работы преподаватель проводит консультации обучающегося. На заключительном этапе обучающийся оформляет пояснительную записку к курсовой работе и выполняет ее защиту в присутствии комиссии из преподавателей кафедры.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Социальная работа с различными группами населения»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Социальная работа с различными группами населения» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 288 час. (8 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет / экзамен .

Цель дисциплины: Цели освоения дисциплины «Социальная работа с различными группами населения»:

- изучение сущности и сопоставление понятий социальной защиты граждан, социальной поддержки граждан, их специфики для отдельных категорий населения;

- изучение опыта и обоснование специфики социальной защиты различных групп населения: инвалидов, граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, вынужденных переселенцев,

беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, людей без определѐнного места проживания, молодѐжи, пожилых, семей, жертв природных и

техногенных катастроф, межэтнических конфликтов и др.;

- способствование приобретению студентами навыков научно-прикладной деятельности и профессиональной социальной работы с различными категориями нуждающихся.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными характеристиками различных групп населения;

- ознакомить со спецификой социальной работы с различными группами населения;

- ознакомить студентов с практикой социальных служб по работе с различными группами населения.

- сформировать комплексное представление об основных элементах, составляющих содержание социальной защиты населения в современных условиях;

- сформировать навыки комплексного анализа организационно-правовых форм социальной защиты населения различных групп населения

- стимулировать интерес студентов к исследовательской работе в области социальной работы.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Социальная работа с различными группами населения» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

22.05.2018 г.