Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  СГПД 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Справочно-библиографические ресурсы в научном исследовании     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

1

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

Зач.  

Итого

108 / 3  

16  

16  

 

1,6  

0,25  

33,85  

74,15  

 

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: - способствовать формированию практических навыков грамотного составления текстов, обучить будущих специалистов методам анализа и

редактирования текстов различной жанрово-стилистической принадлежности.

- усвоение студентами знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации разными методами

и способами в самых различных источниках.

- выработка у студентов поисковых навыков (алгоритмов работы) в электронных и карточных каталогах; в универсальных и отраслевых энциклопедиях, словарях, справочниках; в библиографических указателях и базах данных; в реферативных журналах и сборниках; в справочно-правовых системах и электронных ресурсах локального и удаленного доступа.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.В.ДВ.03.02))

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способность представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные разделы теории редактирования; (ОПК-9, ПК-9).

особенности основных разделов науки о языке; (ОПК-9, ПК-9).

основные положения орфографии и морфологии с элементами практической стилистики; (ОПК-9, ПК-9).

научные основы и методику литературного редактирования (ОПК-9, ПК-9).

2) Уметь:

оценивать речь с точки зрения соответствия ее коммуникативным качествам и соблюдения правил и языковых норм, определять экстралингвистические и лингвистические факторы стилеобразования, отбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, исправлять речевые ошибки, редактировать тексты разной стилистической направленности (ОПК-9, ПК-9).

3) Владеть:

умениями и практическими навыками стилистического анализа и редактирования текста (ОПК-9, ПК-9).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Лексические средства связи

1

4

4

18

тест

2

Морфологические средства связи

1

4

4

18

тест

3

Синтаксические средства связи

1

4

4

20

тест

4

Редактирование служебных документов

1

4

4

18,15

тест

Всего за  семестр

108

16

16

74,15

1,6

0,25

Зач.

Итого   

108

16

16

74,15

1,6

0,25

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 1

Раздел 1. Лексические средства связи

Лекция 1.

Стили речи. Официально-деловой стиль (2 часа).

Лекция 2.

Слово и его значение. Стилевая окраска слов (2 часа).

Раздел 2. Морфологические средства связи

Лекция 3.

Фразеология современного русского литературного языка (2 часа).

Лекция 4.

Редактирование служебных документов (2 часа).

Раздел 3. Синтаксические средства связи

Лекция 5.

Логические основы редактирования (2 часа).

Лекция 6.

Виды и техника правки текстов (2 часа).

Раздел 4. Редактирование служебных документов

Лекция 7.

Анализ фактического материала (2 часа).

Лекция 8.

Редактирование различных элементов (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 1

Раздел 1. Лексические средства связи

Практическое занятие 1.

Стили речи. Официально-деловой стиль (2 часа).

Практическое занятие 2.

Слово и его значение. Стилевая окраска слов (2 часа).

Раздел 2. Морфологические средства связи

Практическое занятие 3.

Фразеология современного русского литературного языка (2 часа).

Практическое занятие 4.

Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное (2 часа).

Раздел 3. Синтаксические средства связи

Практическое занятие 5.

Глагол. Местоимение (2 часа).

Практическое занятие 6.

Наречие. Предлоги. Союзы (2 часа).

Раздел 4. Редактирование служебных документов

Практическое занятие 7.

Словосочетание. Простое предложение. Параллельные синтаксические конструкции. Сложное предложение (2 часа).

Практическое занятие 8.

Словари и справочные издания по русскому языку и практической стилистике (2 часа).

 

Методические указания для практических занятий приведены:

Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 244 с. - ISBN 978-5-394-02162-6.

Бушенева, Ю. И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы / Ю. И. Бушенева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 140 с. ISBN 978-5-394-02185-5.

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Современный литературный язык и его стили. Понятие о современном литературном языке. Нормы современного литературного языка. Понятие о стилях речи. Стили речи: художественный, научный, публицистический, разговорный.

2. Официально-деловой стиль. Особенности стиля. Грамматические особенности официально-делового стиля.

3. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Языковые метафоры. Метонимия. Универсальные слова.

4. Речевые ошибки, вызванные неправильным употреблением значений слов. Неразличение паронимов. Ошибки в употреблении синонимов. Плеоназмы и тавтология. Использование омонимов.

5. Употребление слов в значениях, не закрепленных традицией книжно-письменных стилей. Использование слов только в тех значениях, которые признаются нормой общелитературного употребления.

6. Стилистическое расслоение лексики современного русского языка. Понятие стилистической окраски слова. Различение лексики по сфере употребления в современном русском литературном языке. Эмоционально-экспрессивная лексика.

7. Употребление книжно-письменной лексики. Делопроизводственная (канцелярская)лексика.

8. Употребление лексики устной речи. Разговорные и просторечные слова и сфера употребления. Диалектизмы и сфера употребления. Употребление специальной лексики. Понятие «специальная» лексика. Термины и профессионализмы. Профессионально-жаргонная лексика.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины применяется контактная технология преподавания (за исключением самостоятельно изучаемых студентами вопросов). При проведении практических занятий применяется имитационный или симуляционный подход, когда преподавателем разбирается на конкретном примере проблемная ситуация, все шаги решения задачи студентам демонстрируются при помощи мультимедийной техники. Затем студенты самостоятельно решают аналогичные задания.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Справочно-библиографические ресурсы в научном исследовании

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Языкознание: методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы / Составители Т.А. Алиев, А.А. Негрышев: ВлГУ, 2014. - http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/3745

2. Русский язык и культура речи (практикум): учебное пособие для студентов всех направлений подготовки Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012. ISBN-978-5-8439-0309-1. - 63 экз.

3. Халина, Наталья Васильевна (Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2014 - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/492

4. Доронина, С. В. Ортология. Практический курс: учеб. пособие / С. В. Доронина, Ю. В. Трубникова ; АлтГУ, ФМКФиП. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321603148. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2844

5. Кирюшина, Л. Ю. Деловое общение: учеб. пособие / Л. Ю. Кирюшина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 255 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1086

6. Основы общей риторики: учеб. пособие / АлтГУ; под общ. ред. А. А. Чувакина. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 194 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/169

7. Алимушкина, О. А. Язык и культура: учеб. пособие / О. А. Алимушкина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 70 с. - http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2039

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Русский язык и культура речи: конспект лекций для студентов всех направлений подготовки Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. ISBN-978-5-8439-0304-6. - 63 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Электронный каталог библиотеки http://www.ospu.ru/?id5=2

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru|

Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

e.lib.vlsu.ru:80

elibrary.asu.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Компьютерный зал

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала обучающийся: знакомится со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы; уточняет у преподавателя, каким дополнительным пособиям следует отдать предпочтение; ведет конспект лекций и прорабатывает лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями.

На практических занятиях пройденный теоретический материал подкрепляется обсуждением задач по основным темам дисциплины. Практические занятия проводятся в форме семинаров, "круглых столов", деловых игр. В ходе занятия обучающие демонстрируют полученные знания преподавателю.

Самостоятельная работа оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется обучающимся самостоятельно. Каждый обучающийся самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет внеаудиторную работу и изучение разделов, выносимых на самостоятельную работу, по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – зачет. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 


лист_утверждения


РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Справочно-библиографические ресурсы в научном исследовании»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Справочно-библиографические ресурсы в научном исследовании» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 108 час. (3 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является зачет .

Цель дисциплины: - способствовать формированию практических навыков грамотного составления текстов, обучить будущих специалистов методам анализа и

редактирования текстов различной жанрово-стилистической принадлежности.

- усвоение студентами знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации разными методами

и способами в самых различных источниках.

- выработка у студентов поисковых навыков (алгоритмов работы) в электронных и карточных каталогах; в универсальных и отраслевых энциклопедиях, словарях, справочниках; в библиографических указателях и базах данных; в реферативных журналах и сборниках; в справочно-правовых системах и электронных ресурсах локального и удаленного доступа.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Справочно-библиографические ресурсы в научном исследовании» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

22.05.2018 г.