Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)

 

Кафедра  ЭТиМК 

 

 

 

«   22   »       05       2018 г.

 

 

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

 

     Экономика     

 




Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

Квалификация (степень)выпускника

бакалавр









          

Семестр

Трудоем-кость,

час. / зач. ед.

Лек-ции,

час.

 

Практи-ческие занятия,

час.

Лабора-торные работы,

час.

Консуль-тация,

час.

Конт-роль,

час.

Всего (контак-тная работа),

час.

СРС,

час.

Форма

промежу-точного контр.

(экз., зач., зач. с оц.)

2

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

56,4  

Экз.(35,65)  

Итого

144 / 4  

16  

32  

 

3,6  

0,35  

51,95  

56,4  

35,65  

 

Муром, 2018 г.


1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины: овладение понятийным аппаратом современной экономической науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики и общества, прогнозировать социально-экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины:

теоретическое освоение основ экономической теории;

приобретение практических навыков принятия обоснованных экономических решений с использованием методов планирования;

овладение методикой оценки оптимальных способов решения профессиональных задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (Цикл (Б1.Б.06))

Дисциплина обеспечивает расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, сформированных в ходе изучения таких дисциплин, как История, Основы социального государства и гражданского общества, Правоведение. Изучение курса «Экономика» является необходимым для освоения комплекса последующих дисциплин, предусмотренных программой обучения: Экономические основы социальной работы, Социальная статистика, Социальная политика

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

основные экономические понятия, законы и теории, показатели их классификации и способы определения (ОК-3).

2) Уметь:

рассчитывать экономические показатели для оценки эффективности результатов деятельности предприятий (ОК-3).

3) Владеть:

методами экономической теории, умениями расчета экономических показателей и оценкой эффективности результатов деятельности предприятий (ОК-3).

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

4.1. Форма обучения: очная

Уровень базового образования: среднее общее.

Срок обучения 4г.

 

4.1.1. Структура дисциплины


 

Раздел (тема)

дисциплины

 

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

 

Форма  текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации

  (по семестрам)

 

п\п

Семестр

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

СРС

КП / КР

Консультация

Контроль

1

Введение в экономическую теорию

2

4

8

14

Устный опрос, решение задач

2

Микроэкономика

2

6

12

19

Тестирование, решение задач

3

Макроэкономика

2

6

12

23,4

Тестирование, решение задач

Всего за  семестр

144

16

32

56,4

3,6

0,35

Экз.(35,65)

Итого   

144

16

32

56,4

3,6

0,35

35,65

 

4.1.2. Содержание дисциплины

4.1.2.1. Перечень лекций

Семестр 2

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Лекция 1.

Предмет и методы экономики (2 часа).

Лекция 2.

Экономические основы производства (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Лекция 3.

Анализ рыночного равновесия (2 часа).

Лекция 4.

Теории поведения потребителя и фирмы (2 часа).

Лекция 5.

Национальная экономика и макроэкономические показатели (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Лекция 6.

Макроэкономическое равновесие и источники его нарушения (2 часа).

Лекция 7.

Финансово-кредитная система (2 часа).

Лекция 8.

Международные аспекты экономической деятельности (2 часа).

 

4.1.2.2. Перечень практических занятий

Семестр 2

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Практическое занятие 1.

История развития экономической мысли (2 часа).

Практическое занятие 2.

Типы и модели экономических систем (2 часа).

Практическое занятие 3.

Кривая производственных возможностей и расчет альтернативных издержек (2 часа).

Практическое занятие 4.

Достоинства и недостатки рыночной системы (2 часа).

Раздел 2. Микроэкономика

Практическое занятие 5.

Анализ влияния факторов на рыночную ситуацию (2 часа).

Практическое занятие 6.

Расчет коэффициентов эластичности спроса и предложения (2 часа).

Практическое занятие 7.

Расчет равновесия потребителя (2 часа).

Практическое занятие 8.

Расчет издержек производства (2 часа).

Практическое занятие 9.

Условия максимизации прибыли (2 часа).

Практическое занятие 10.

Равновесие на рынках ресурсов (2 часа).

Раздел 3. Макроэкономика

Практическое занятие 11.

Расчет макроэкономических показателей (2 часа).

Практическое занятие 12.

Цикличность экономического развития: показатели и измерение (2 часа).

Практическое занятие 13.

Расчет уровня безработицы и инфляции (2 часа).

Практическое занятие 14.

Государственный, долг: сущность, виды и последствия (2 часа).

Практическое занятие 15.

Инструменты денежно-кредитной политики (2 часа).

Практическое занятие 16.

Мировая валютная система и этапы ее развития (2 часа).

 

Методические указания размещены по адресу: https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=4623

 

4.1.2.3. Перечень лабораторных работ

Не планируется.

 

4.1.2.4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Методические указания для самостоятельной работы размещены на информационно-образовательном портале института по ссылке https://www.mivlgu.ru/iop/course/view.php?id=5058.

Для самостоятельной работы также используются издания из списка приведенной ниже основной и дополнительной литературы.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

1. Школы и направления развития экономической мысли.

2. Сравнительная характеристика подходов к определению предмета экономики.

3. Методы экономической теории.

4. Экономические законы, их отличительные особенности.

5. Вклад крупных ученых в области экономики.

6. Национализация и приватизация: сущность и методы.

7. Модели экономических систем: шведская, американская, российская, германская, японская.

8. Дать характеристику экономических агентов.

9. Решить задачи по расчету альтернативной стоимости товаров, эффекту мас-штаба.

10. Составить модель общественного воспроизводства, его стадий и типов.

11. Составить сравнительную характеристику преимуществ и недостатков рынка.

12. Раскрыть функции рынка.

13. Основные условия нормального функционирования рынка.

14. Решить задачи на нахождение равновесного объема продаж при государственном регулировании.

15. Решить задачи на нахождение эластичности спроса по цене и доходу.

16. Антимонопольная политика: цели, направления.

17. Плюсы и минусы совершенной конкуренции.

18. Решить задачу на нахождение общих, предельных, средних, переменных, постоянных издержек, дохода фирмы и прибыли.

19. Составить модель минимизации убытков, максимизации прибыли и определения оптимального объема производства фирмы.

20. Составить сравнительную характеристику различных организационно-правовых форм предприятий в России, указать их достоинства и недостатки.

21. Факторы, влияющие на деятельность предприятия: внешняя, внутренняя среда, структура, концентрация, централизация, диверсификация произ-водства.

22. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции и монополии.

23. Виды монополий.

24. Антимонопольная политика: цели, направления.

25. Доходы от факторов производства.

26. Условие равновесия при кардиналистском и ординалистском подходах.

27. Проблема потребительского выбора.

28. Расчет излишка потребителя.

29. Реакция потребителя на изменение дохода и цен.

30. Общая и предельная полезность.

31. Методы измерения ВНП.

32. Построить структурно-логическую схему взаимосвязи основных макроэкономических показателей.

33. Решение задачи по нахождению валового национального продукта тремя способами: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости.

34. Подготовить доклады по теме «Виды экономических циклов».

35. Причины экономических циклов.

36. Направления государственной антициклической политики.

37. Сравнить прямые и косвенные методы государственного регулирования, выявить их влияние на экономику страны.

38. Методы борьбы с безработицей: активные и пассивные.

39. Социально-экономические последствия безработицы.

40. Измерение уровня инфляции.

41. Антиинфляционная политика государства: цель и варианты.

42. Виды фискальной политики государства: дискреционная, недискреционная.

43. Налогово-бюджетная политика государства: цели, блоки, инструменты.

44. Закрепить пройденный теоретический материал путем решения задач на на-хождение количества денег в обращении и расчета денежных агрегатов.

45. Составить сравнительную характеристику функций центрального банка, коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных уч-реждений.

46. Денежный рынок: спрос и предложение.

47. Составить кроссворд по теме "Банки и их функции".

48. Деньги: природа и функции.

49. Представить структуру основных денежных агрегатов.

50. Охарактеризовать основные этапы развития мировой валютной системы.

51. Причины и последствия миграции капитала и труда.

52. Охарактеризовать основные этапы развития мировой валютной системы.

53. Валютный курс и его виды.

 

4.1.2.5. Перечень тем контрольных работ, рефератов, ТР, РГР, РПР

Не планируется.

 

4.1.2.6. Примерный перечень тем курсовых работ (проектов)

Не планируется.

 

 

5. Образовательные технологии

На лекционных, практических и лабораторных занятиях используются традиционные формы их проведения с элементами активных форм обучения, таких, как:

• Лекция-дискуссия - преподаватель не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории, позволяет преподавателю управлять мнением группы, использовать его в целях убеждения.

• Реферативный обзор охватывает несколько первичных документов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. В реферативном обзоре студенты демонстрируют умение работать с периодическими изданиями и электронными ресурсами, которые являются источниками актуальной информации по проблемам изучаемой дисциплины.

• Проведение коллоквиума – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися на определенную тему из учебной программы. Цель проведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонды оценочных средств приведены в приложении.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Экономика

7.1. Основная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Ермаков С.Л. Экономика: учебное пособие/С.Л. Ермаков, С.В. Устинов, Ю.Н. Юденков. - М.: КНОРУС, 2013. - 272 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/917624

2. Липсиц И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник/И.В. Липсиц. - М.: КНОРУС, 2016. - 608 с. - http://www.book.ru/book/919273

3. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова - 4-е изд. - М.: КНОРУС, 2014. - 792 с. - https://www.book.ru/book/916041

 

7.2. Дополнительная учебно-методическая литература по дисциплине

1. Современная экономика : учебное пособие / О.Ю. Мамедов под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 315 с. — Для бакалавров. - https://www.book.ru/book/917881

2. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. - 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 608 с. - (Бакалавриат) - http://www.book.ru/book/919293

3. Газета "Экономика и жизнь" - 48 экз.

 

7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В образовательном процессе используются информационные технологии, реализованные на основе информационно-образовательного портала института (www.mivlgu.ru/iop), и инфокоммуникационной сети института:

- предоставление учебно-методических материалов в электроном виде;

- взаимодействие участников образовательного процесса через локальную сеть института и Интернет;

- предоставление сведений о результатах учебной деятельности в электронном личном кабинете обучающегося.

Информационные справочные системы:

Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России. – Режим доступа: http://finansy.ru

Мониторинг экономических показателей. – Режим доступа: www.budgetrf.ru

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (аналитические материалы). – Режим доступа: www.cbr.ru

Официальный сайт Росстата. – Режим доступа: www.gks.ru

Справочно-правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Научная электронная библиотека «eLibrary». – Режим доступа: elibrary.ru

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. – Режим доступа:http://www.forecast.ru

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.– Режим доступа: http://www.ecfor.ru

Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент". – Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/

Библиотека материалов по экономической тематике. — Режим доступа: http://www.libertarium.ru/library

Галерея экономистов. — Режим доступа: http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery

Лауреаты Нобелевской премии по экономике. - Режим доступа: http://www.nobel.se/economics/laureates

РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера). - Режим доступа: http://www.rbc.ru

Программное обеспечение:

не предусмотрено

 

7.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

book.ru

 

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

9. Методические указания по освоению дисциплины

Для успешного освоения теоретического материала необходимо ознакомиться со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вести конспект лекций и прорабатывать лекционный материал, пользуясь как конспектом, так и учебными пособиями

Подготовка к докладам по рекомендованным преподавателем вопросам включает изучение литературы и конспекта лекций. Для подготовки к опросу, выступлению и участию в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы необходимо новые понятия выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. С целью повышения качества знаний студентов, их объективной оценки проводится тестирование по материалу, прочитанному на лекционных занятиях, а также самостоятельно изученному студентами. При работе над ситуационными задачами необходимо вспомнить лекционный материал, разобраться в решении соответствующих задач, которые приведены в учебно-методических материалах, обратив особое внимание на методические указания по их выполнению. Затем необходимо самостоятельно решить аналогичные задачи из предложенного преподавателем сборника. В конце занятия обучающиеся демонстрируют полученные результаты преподавателю и при необходимости делают работу над ошибками.

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа может включать: - повторение лекционного материала; - подготовки к семинарам (практическим занятиям); - изучения учебной и научной литературы; - изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных); - решения задач, выданных на практических занятиях; - подготовки к тестированию; - подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); - подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя; - выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателем на еженедельных консультациях. - проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний.

Форма заключительного контроля при промежуточной аттестации – экзамен. Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине разработаны фонд оценочных средств и балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Оценка по дисциплине выставляется в информационной системе и носит интегрированный характер, учитывающий результаты оценивания участия студентов в аудиторных занятиях, качества и своевременности выполнения заданий в ходе изучения дисциплины и промежуточной аттестации.

 



РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую программу дисциплины

«Экономика»

по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа

 

Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

На изучение данного курса по учебному плану отводится 144 час. (4 ЗЕТ). Формой итогового контроля изучения дисциплины является экзамен .

Цель дисциплины: овладение понятийным аппаратом современной экономической науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики и общества, прогнозировать социально-экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины:

теоретическое освоение основ экономической теории;

приобретение практических навыков принятия обоснованных экономических решений с использованием методов планирования;

овладение методикой оценки оптимальных способов решения профессиональных задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

Содержание занятий соответствуют требованиям образовательного стандарта. Имеется перечень вопросов для самостоятельной работы студентов, способствующий более глубокому изучению дисциплины.

Освоение дисциплины позволит студентам приобрести теоретические и практические знания, необходимые при решении задач в будущей практической деятельности.

Предлагаемые фонды оценочных средств для выявления уровня знаний и умений обучаемых полностью охватывает содержание курса и соответствуют ФГОС.

Перечень учебно-методической литературы достаточен для изучения дисциплины. Имеются ссылки на электронно-библиотечные системы.

Рабочая программа дисциплины «Экономика» рекомендуется для использования в учебном процессе по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

 

22.05.2018 г.